Рабочая программа по Краеведению

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по Краеведению

















ПРОГРАММА

кружка «Краеведение»

1 года обучения

Автор -разработчик: руководитель исторического музея

учитель башкирского языка и литературы

Мухамедьянова Роза Саитмурзовна



















Салават-2014


ПРОГРАММА

кружка «Краеведение»

Автор-разработчик:

Мухамедьянова Роза Саитмурзовна

руководитель исторического музея «Наследие»

учитель башкирского языка и литературы

ГБОУ Салаватская коррекционная школа VIII вида


Пояснительная записка

« Любовь к родному краю, к родной

культуре, к родному селу или

городу, к родителям, к родной речи

начинается с малого - с любви

к родной семье, к своему жилищу,

к своей школе; постепенно

расширяясь, эта любовь к родному

переходит к родной стране…»

Д.С.Лихачев

В современной системе образования в последнее время возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной деятельности. Положительная тенденция такого роста связана с введением, в соответствии с законом РФ «Об образовании» национально-регионального компонента школьного образования. Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии личности обучающихся. Любовь к Родине, чувство гордости формируются у человека с раннего детства. Патриотизм - это привязанность к родным местам, краю, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства, практической деятельности человека.

В специальной коррекционной педагогике на первый план выдвигается проблема эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти нарушения являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию, любое воспитание (включая и патриотическое) при умственной отсталости. Возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы детей с ОВЗ, с учётом их индивидуальных особенностей.

Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с ОВЗ.

Школьное краеведение - это не только способ и метод познания и изучения прошлого и настоящего, но своеобразный ключ к становлению человека. Именно краеведческий материал дает возможность наглядно, доступно донести до сознания обучающихся коррекционной школы нравственно-правовые знания, нормы и ценности. Изучая краеведческий материал, школьники учатся успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, толерантно относиться к людям других национальностей.

Краеведение - средство, позволяющее увеличить масштаб коммуникативной деятельности обучающихся. Систематические запланированные экскурсии в разные музеи города позволяют создать благоприятные условия для наиболее полной реализации потенциальных возможностей развития личности ребенка. Учитывая неустойчивый характер внимания и восприятия школьников с ОВЗ, музеи различного профиля рекомендуется посещать несколько раз, поэтапно. После каждого посещения музея необходимо проводить обсуждение, закрепление услышанного. Прием сравнения новых для обучающихся сведений с уже знакомыми побуждает самостоятельно мыслить, развивает патриотические чувства, расширяет интересы воспитанников.

Исторические представления о прошлом сами обладают большой познавательной ценностью - картины прошлого вызывают переживания, сочувствие, восхищение обучающихся; героические образы, исторические личности оказывают влияние на формирование их идеалов, поведение.

Авторская программа рассчитана на один год обучения, рекомендуемый возраст

обучающихся 11-15 лет.

Часовая разбивка курса: 34 часа, 1 час в неделю.

Цель программы: воспитывать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры).

Задачи: 1.Ознакомление с историей и современной жизнью своего города, края.

2. Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и

своему краю.

3. Формирование экологической культуры, основ правильного поведения

в природе.

4. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей

обучающихся, расширение их кругозора.

5. Развитие интереса обучающихся к краеведению, музейному делу

на базе школьного исторического музея.

Особенность содержания программы заключается в совместной подаче материала по краеведению и музееведению. Проведение занятий при таком подходе позволяет дать воспитанникам дополнительные знания, необходимые для:

  • изучения регионального компонента по предметам базового курса школьной программы;

  • осуществления развития поисково-познавательной деятельности.

Формы, приемы организации и проведения образовательного процесса, приемлемые в коррекционной школе VIII вида:

  • беседы;

  • викторины;

  • кроссворды;

  • просмотр фильмов;

  • экскурсии;

  • выставки рисунков;

  • музейные уроки;

  • освоение народных игр;

  • групповая работа;

  • работа с атласом РБ;

  • народные фольклорные праздники;

  • интеллектуальные игры;

  • поисковая работа (нахождение информаций)

Условия реализации программы: наличие музея.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в школьные музеи, историко-краеведческий музей и

исторический музей МОУ ДОД ДООЦТК;

  • сбор материалов;

  • оформление собранных материалов;

  • проведение музейных уроков;

  • проведение экскурсий на базе школьного исторического музея «Наследие»

  • оформление альбомов:

- «Животный мир Башкортостана»;

- «12 чудес Башкортостана»;

  • переоформление Уголка Боевой Славы;

Рекомендуемый состав группы: не более 15 человек, группа формируется согласно

возрасту.

Обучающиеся должны знать:

  • положение РБ и своего населенного пункта на карте;

  • основные формы поверхности края;

  • главные месторождения полезных ископаемых;

  • особенности сезонных изменений природы края;

  • крупнейшие водоемы края;

  • почвы Башкортостана;

  • растительный и животный мир РБ;

  • традиционные занятия башкир, связанные с природой;

  • историю и культуру родного края;

  • правила поведения в окружающей природе;

  • профили музеев;

  • в общих чертах историю развития музейного дела;

  • в общих чертах теорию музейного дела;

  • музеи родного города и края;

  • деятельность музеев;

  • основную музейную документацию;

  • основную музейную терминологию;

  • виды фондов музея;

  • виды экскурсий.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять по карте географическое положение республики и своей местности, крупнейшие месторождения полезных ископаемых, реки, озера и т.д.;

  • распознавать наиболее распространенные в республике растения и животных;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • выполнять правила поведения и ТБ при посещении музеев разного профиля;

  • выступать перед аудиторией в роли экскурсовода (старшее звено);

  • оформлять учетную документацию (старшее звено);

  • принимать участие в поисковой деятельности.

Прогнозируемые результаты:

Ожидается:

  • развитие познавательных процессов, коммуникативных умений, творческой активности обучающихся с ОВЗ;

  • умение применять на уроках истории, литературы, географии, истории и культуры Башкортостана, башкирского языка приобретенные дополнительные знания по истории и культуре родного края

  • воспитание у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.


















Содержание программы

1 года обучения



п/п


Тема

Содержание занятия.

Форма проведения.


Кол-

во

часов

Дата

прове-

дения

1-2

Введение в краеведение. Объекты краеведения.

Техника безопасности на занятиях

Беседа об истории возникновения краеведения.

Ознакомление с правилами поведения на занятиях кружка.

Инструктаж по ТБ во время экскурсий

2

05.09

12.09

3

Республика Башкортостан

на карте Родины

Беседа. Фронтальная и индивидуальная работа с атласом РБ

1

19.09

4

Охрана и освоение природы, участие школьников в охране

природы края

Беседа. Просмотр видеофильмов

о природе Башкортостана

1

26.09

5

Экскурсия по городу

«Улицы моего города»

Запись названий улиц города

1

03.10

6

Природные условия края.

Виды почв Башкортостана

Ознакомление с почвами своей местности. Сбор коллекции образцов

почвы

1

17.10

7

Водоемы Башкортостана

Запись самых крупных водоемов.

Викторина. Кроссворд

1

24.10

8

Воздух. Экологические проблемы города

Влияние загрязненного воздуха

на человека. Сезоны года в Башкортостане. Конкурс рисунков

«Экология города»

1

31.10

9

Ступени прошлого

Традиционные занятия башкир,

связанные с природой. Башкирские народные игры

1

07.11

10

Заповедники и заказники

Общая характеристика. Заочная экскурсия. Интеллектуальная игра

1

14.11

11

Животный мир Башкортостана

Беседа о животных, занесенных в Красную книгу. Практическая работа по составлению альбома

1

28.11

12

Растительный мир Башкортостана

Беседа о редких растениях, занесенных в Красную книгу,

сбор материала об этих растениях.

Викторина о растениях края

1

05.12

13

Поверхность и подземные богатства Башкортостана

Горы, шиханы, пещеры. Составление альбома. Полезные ископаемые. Решение кроссворда

1

12.12

14

Методика сбора материала по истории края

Правильность оформления собранного материала. Организация поисково-собирательной работы

1

19.12

15

История развития музейного дела

Начало коллекционирования древностей. Реликвии прошлого, раскрывающие многовековую историю

1

26.12

16

Профили музеев

Исторические, этнографические, Боевой Славы, Трудовой Славы,

природные, литературные, художественные, краеведческие

1

16.01

17

Музеи республики

Художественный музей имени Нестерова, этнографический музей, историко-краеведческий музей

1

23.01

18

Здание музея, режим хранения

фондов музея

Температурный режим музея

1

30.01

19

Фонды музея. Фондовое оборудование

Основной и вспомогательный фонды

1

06.02

20

Роль экскурсий в краеведческой работе. Виды экскурсий

Понятие «Экскурсия».Темы экскурсий.Тематические и обзорные эккскурсии

1

13.02

21-24

Экскурсии в исторический музей «Наследие» родной школы

Тематика экскурсий:

«Старинная деревянная утварь»

«Башкирские музыкальные

инструменты»

«Старинная обувь»

4

20.02

06.03

13.03

20.03

25-28

Экскурсии в школьные музеи

города

СОШ № 14,23

4

27.03

03.04

10.04

24.04

29

Сбор материалов, разделы,

комплектование фондов

Основные правила, применяемые

в процессе поисково-собирательской работы. Планирование комплектования фондов.

1

08.05

30

Знакомство с музейной

терминологией

Музей, экспонат, экспозиция, макет этикетка, реликвия, муляж, диорама,

научно-вспомогательные материалы,

подиум, модель, инвентарь

1

15.05

31

Основная музейная документация

Акт приема на постоянное и временнное хранение, инвентарная книга, книга поступления на временное хранение,книга отзывов

1

22.05

32

Экскурсии в детский парк

Организация досуга детей

1

29.05

Музейные уроки

Тематика музейных уроков:

«Из бабушкиного сундука»

(украшения, женская одежда)

«Рукоделие из глубинки»

( вышивки, вязаные салфетки, подзоры и т.д.)

Вне

сетки

часов






Содержание программы 4 года обучения (8-9 классы)

на 2014-2015 учебный год

п.п.

Тема

Содержание занятия. Форма проведения.

Кол-во

часов

Дата

прове

дения

1.

Техника безопасности на занятиях.

Инструктаж. Беседа

1

05.09

2-3

Вопросы организации и деятельности музеев.

Сбор и комплектование, показ и хранение памятников истории, подлинников

2

12.09

19.09

4-5

Организация научно-исследовательской работы в музее

Формы и виды поисково-исследовательской работы.

Работа с книгой и другими источниками.

2

26.09

03.10

6-7

По памятным местам Башкортостана.

Рассказ о пещере Шульганташ, шиханах Стерлитамака

2

17.10

24.10

8

Горы Бащкортостана. Горные породы.

Беседа. Викторина.

Запись названий гор, горных пород

1

31.10

9

Заповедники Башкортостана

Заочная экскурсия. Интеллектуальная игра.

1

07.11

10

Лесные массивы.

Беседа о хвойных, смешанных лесах, о пользе леса, об охране природы.

1

14.11

11-12

Фондовая работа. Виды.

Беседа об основном и вспомогательном фондах

2

28.11

05.12

13-14

Учет и хранение фондов. Инвентарная книга.

Описание музейных материалов. Порядок приема и выдачи музейных материалов.

2

12.12

19.12

15-16

Краеведение. Объекты краеведения.

История края как объект краеведения. Памятники истории культуры как объект краеведения

2

26.12

16.01

17-18

Методика сбора источников по истории края.

Сбор документов. Экспедиционный сбор.

Прием даров и случайных поступлений

2

23.01

30.01

19

Полезные ископаемые Башкортостана.

Месторождения, добыча, охрана, использование

1

06.02

20-21

Водопады,

водохранилища Башкортостана.

Атыш, Кук-Караук, Гадельша. Павловское,Нугушское,

Юмагузинское водохранилища

2

13.02

20.02

22-23

Реки и озера.

Ай, Дема, Урал, Сакмара и т.д. Асылыкуль, Яктыкуль, Белое

2

06.03

13.03

24-25

Экскурсоведение.

Классификация экскурсий.

Термин «экскурсия», ее основные функции.

2

20.03

27.03

26-30

Экскурсии в музеи школ города.

ДОД ДООЦТК, школа №1,Кадетская школа

5

03.04

10.04

24.04

08.05

15.05

31-32

Музейная терминология.

Экспонат, экспозиция, реликвия,

муляж, макет, раритет, реликвия, диорама, этикетка

2

22.05

29.05

Музейные уроки

Тематика музейных уроков:

«Герои Башкортостана»,

«Герои - пионеры»

Вне сетки часов





Методическая литература:

1.Атлас РБ/Правительсьво РБ. - Уфа,2005.

2.Гайсина Р.С.Изучаем природу Башкортостана. Пособие по эколого-краеведческому образованию младших школьников/ Р.С.Гайсина.

Уфа ,2010.- 130с.

3.Муниров Р.Р.Краеведение в школах Башкортостана/ Р.Р.Муниров.

Уфа ,1992-145с

4.Палаткина Т.М. Учебно-методическое пособие/ Т.М.Палаткина.М., «Светотон»,2004.- 74с.

5.Фаткуллин Р.А.Природные условия Башкортостана/ Р.А Фаткуллин. Уфа,1995.-180с.

6. Юренева Т.Ю.Музееведение. Учебник для высшей школы/ Т.Ю.Юренева.- М., «Академический проект».- 2004.-560с.







© 2010-2022