- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО КАБ ЯЗ
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО КАБ ЯЗ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кармокова М.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
кафедра русского, кабардинского и балкарского языков педагогического колледжа педагогического института спо кбгу
Утверждаю Согласовано
Директор колледжа Зав.кафедрой
___________ Ф.Б.Нахушева __________ Б.Ч.Бербеков «___»______________ 2015г. «___» ___________ 2015г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОГСЭ.06 родной (кабардинский ) язык
____________________________________________________
Для специальности 38.02.01.51 52 Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)
Нальчик,2015
Организация-разработчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Разработчики:
Бичоева К.Х.- преподаватель кафедры русского, кабардинского и балкарского языков педагогического колледжа педагогического института спо кбгу
Кармокова М.В. - преподаватель кафедры русского, кабардинского и балкарского языков педагогического колледжа педагогического института спо кбгу
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского, кабардинского и балкарского языков педагогического колледжа педагогического института спо кбгу
Протокол № « »________2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………6
-
условия реализации программы учебной дисциплины……………………………………12
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины……………………………………14
-
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Родной ( кабардинский ) язык»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Родной(кабардинский)язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по 38.02.01.51 52 Экономика и бухгалтерский учет среднего профессионального образования и предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу для подготовки квалифицированных специалистов среднего звена
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.
Главными целями изучения предмета являются:
- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к родной речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм родного литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;
- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и их функционировании в речи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-обладать умениями свободного общения в устной и письменной форме;
-владеть лексическим и грамматическим минимумом для чтения и перевода текстов профессиональной направленности;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
-пользоваться словарями кабардинского языка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- наиболее употребительные выразительные средства языка ;
-основные единицы языка-фонетические,лексические ,фразеологические, морфологические, синтаксические;
-соответствующие языковые нормы письменной и устной речи.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 33часа;
самостоятельной работы обучающегося 5 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
38
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
33
в том числе:
теоретические занятия
27
практические занятия
6
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
5
Итоговая аттестация в форме недифференцированного зачета
2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины «Родной (кабардинский) язык»
Разделхэмрэ темэхэмрэ
Темэр зытеухуар,
езыр- езыру ялэжь лэжьыгъэхэр
Сыхьэт
ЩIэныгъэр
къызэры-
гурыIуапхъэр
1
2
3
4
Япэ раздел.
Темэ 1. Хэзыгъэгъуазэ
.
Темэр зытеухуар
Бзэм теухуа гурыIуэныгъэхэр
2
1
ЕтIуанэ раздел.
Темэ 2.1. Фонетикэ
Темэр зытеухуар
Бзэм и макъхэр. Макъзешэхэмрэ макъ дэкIуашэхэмрэ я къэкIуэкIэр, ахэр я къэхъукIэкIэ зэрызэщхьэщыкIыр. Макъ дэкIуашэ жьгъыжьгъхэмрэ дэгухэмрэ, лабиализованнэхэмрэ мылабиализованнэхэмрэ, сонорнэхэр, пIытIахэр.
Пычыгъуэхэр зэригуэшыр (зэIуха, зэхуэщIа).
Ударенэ зытехуэ, зытемыхуэ пычыгъуэхэр.
2
1
Ещанэ раздел.
Лексикэ
Темэ 3.1. ЛексикэмкIэ гурыIуэгъуэ
Псалъэм и лексическэ, грамматическэ мыхьэнэр. Мыхьэнэ куэд зиIэ псалъэхэр. Омонимхэр. Синонимхэр. Антонимхэр.
2
1
Темэ 3.2. IэщIагъэм ехьэлIа псалъэхэр
Псоми къызэдагъэсэбэп псалъэхэр. Зы IэщIагъэ зиIэ цIыхухэм езыхэм я лэжьыгъэм епхауэ къагъэсэбэп псалъэ щхьэхуэхэр.
2
2
Езыз-езыру ялэжь лэжьыгъэ
1.Презентацэ гъэхьэзырын « Си IэщIагъэ зэзгъэгъуэтыр» темэмк1э
2.Зыбгъэдэс студентитIым езым я IэщIагъэм теухуауэ диалог ирегъэгъэкIуэкIын.
2
ЕплIанэ раздел. Псалъэм и къэхъукIэр
Темэ 4.1. Псалъэр зэхъуэкIа зэрыхъумрэ абы и къэхъукIэмрэ
Темэр зытеухуар
Псалъэр зэхъуэкIа зэрыхъу аффиксхэмрэ псалъэ къызэрыхъухэмрэ.
Лъабжьэ, суффикс, кIэух, префиксхэр.
2
2
Раздел 5. Морфологие
Темэ 5.1. ЩыIэцIэ
Темэр зытеухуар
ЩыIэцIэм имыхьэнэр, морфологическэ щытыкIэр, синтаксическэ къалэныр.
ЩыIэцIэ унейхэмрэ зэдайхэмрэ, закъуэ, куэд бжыгъэхэр. ЩыIэцIэр падежкIэ зэхъуэкIа зэрыхъур.
2
1
Темэ 5.2. ПлъыфэцIэ
ПлъыфэцIэм и мыхьэнэмрэ и морфологическэ щытыкIэмрэ, игъэзащIэ синтаксическэ къалэнхэр.
ПлъыфэцIэм я зэгъэпщэныгъэ степенхэр.
2
2
Темэ 5.3.БжыгъэцIэ
БжыгъэцIэм и мыхьэнэр, морфологическэ щытыкIэр, игъэзащIэ синтаксическэ къалэнхэр. Зэрабж, зэрызэкIэлъыкIуэ, бжыгъэцIэхэр. БжыгъэцIэ къызэрыкIуэхэр, зэхэлъхэр, зэхэтхэр. БжыгъэцIэхэм я склоненэр.
2
2
Езыр-езыру ялэжь лэжьыгъэ
1.УрысыбзэкIэ тха текстыр адыгэ-урыс псалъалъэр къагъэсэбэпурэ зэрегъэдзэкIын, я къэхъукIэ елъытакIэ бжыгъэцIэхэр егъэтхын, упщIэ хуегъэгъэувын.
2.Зэрызэхэт елъытакIэ бжыгъэцIэхэр хэту щапхъэхэр егъэтхын.
3.БжыгъэцIэр морфологическэкIэ зэпкърегъэхын.
1
Темэ 5.4.ЦIэпапщIэ
ЦIэпапщIэм и мыхьэнэр, морфологическэ щытыкIэр, игъэзащIэ синтаксическэ къалэнхэр. Щхьэ цIэпапщIэхэр,абыхэм я склоненэр. Зыгъэлъагъуэ, еигъэ, зэрыупщIэ, белджылыгъэ, белджылыншагъэ, относительнэ, мыхъуныгъэ цIэпапщIэхэр.
2
2
Темэ 5.5. Глагол
Темэр зытеухуар
Глаголым и мыхьэнэхэр, морфологическэ щытыкIэр, игъэзащIэ синтаксическэ къалэнхэр.
Глаголым и зэманхэр. Глаголым и щхьэмрэ и бжыгъэмрэ. Зыгъэзэж, зымыгъэзэж глаголхэр.
2
2
Езыр-езыру ялэжь лэжьыгъэ
Псалъэ лъэпкъыгъуэхэр къэгъасэбэпауэ сочиненэ к1эщ1 тхын « Хэт зэманым и л1ыхъужьк1э узэджэнур?»
1
Темэ 5.6.Наречие
Темэр зытеухуар
Наречием и мыхьэнэр, морфологическэ щытыкIэхэр.
Наречием и къэхъукIэр.
2
2
Темэ 5.7.Зи щхьэ хущымыт псалъэ лъэпкъыгъуэхэр
Послелог, союз, частицэ.Абыхэм я морфологическэ щытыкIэр, ягъэзащIэ синтаксическэ къалэныр.
Междометиер псалъэ лъэпкъыгъуэ щхьэхуэу къызэрыхагъэкIыр.
2
2
Еханэ раздел. Синтаксис
Темэ 6. 1. Синтаксис.
Псалъэ зэпха.
Темэр зытеухуар
Псалъэ зэпхахэр.
Псалъэ зэпхар псалъэухам къызэрыщхьэщыкIыр. Псалъэ зэпхахэм яку дэлъ зэпыщIэныгъэхэр: зэкIуныгъэ, зегъэкIуэныгъэ, егъэщIылIэныгъэ.
2
1
Темэ 6. 2. Псалъэуха
Темэр зытеухуар
ПсалъэухамкIэ гурыIуэгъуэ. Псалъэухар, абы и ухуэкIэр.
Псалъэухахэм я лIэужьыгъуэхэр.Псалъэуха къызэрыкIуэ, зэхэлъ.
2
2
Ебланэ раздел. Пунктуацэ
Темэ 7.1. Пунктуацэ
Темэр зытеухуар
ПунктуацэмкIэ гурыIуэгъуэ.
Псалъэухам щагъэув нагъыщэхэр джын. Абыхэм я мыхьэнэр, я къалэныр къэгъэлъэгъуэн.
2
2
Еянэ раздел. Стилистикэ
Темэ 8.1. Бзэм и стилхэр
Темэр зытеухуар
Тхылъыбзэмрэ къызэрыгуэкI бзэмрэ.
2
2
Езыр-езыру ялэжь лэжьыгъэ
« Адыгэхэмрэ ахэм я хабзэхэмрэ» темэмк1э реферат фтхы
2
КъызэщIэзыкъуэж урок
Зэджар къэпщытэжын
Студентхэм текстхэр зэпкърегъэхын. Разборхэр егъэщIын
( фонетическэ, морфологическэ, синтаксическэ).
Езыр-езыру ялэжь лэжьыгъэ егъэщIын.
1
2
Итоговая аттестация в форме недифференцированного зачета
Всего:
38
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Родной язык и литература»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
-мультимедиапроектор;
-магнитофон;
- комплект учебно-методической документации;
- методические пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Гяургиев Х.З. Кабардинский язык. Нальчик, 1996.
2. Гяургиев Х.З.Дзасежев Х.Э. Кабардинский язык.В 2-х ч. Нальчик, 2008.
Дополнительные источники:
1.Словарь кабардино-черкесского языка. М., 1999.
2.Дзуганова Р.Х., Шериева Н.Г. Школьный словарь синонимов кабардино-черкесского языка. Нальчик, 1997.
3.Бербеков Б.Ч., Бижоев Б.Ч., Утижев Б.К. Школьный фразеологический словарь кабардино-черкесского языка. Нальчик, 2001.
4.Шагиров А.К. Фонетика и морфология кабардино-черкесского языка. Нальчик, 2004.
5.Кабардино-черкесский язык. В 2-х т.т. Нальчик, 2006.
6..Бижоев Б.Ч., Тимижев Х.Т. Русско-кабардинский разговорник. Нальчик, 2008.
Интернет-ресурсы:
-
http\\.kbsu.ru
-
http\\smikbr.ru
-
http\\adygebze.narod.ru
-
http\\adyghepsaleuu.88.coml.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
обладать умениями свободного общения
в устной и письменной форме;
практические занятия
владеть лексическим и грамматическим минимумом для чтения и перевода текстов профессиональной направленности;
практические занятия
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
практические занятия, домашние работы
пользоваться словарями кабардинского языка.
практические занятия
Знания:
наиболее употребительных выразительных средств языка ;
контрольная работа, домашняя работа
основных единиц языка-фонетических,лексических ,фразеологических, морфологических, синтаксических;
практические занятия
соответствующих языковых норм письменной и устной речи.
практические занятия, домашняя работа
Разработчики:
Кафедра культурологии и филологических
дисциплин СПО КБГУ преподаватель Бичоева К.Х.
Кафедра культурологии и филологических
дисциплин СПО КБГУ преподаватель Кармокова М.В.
Рецензенты:
Кандидат филологических наук, зав.кафедрой культурологии
и филологических дисциплин СПО КБГУ Бербеков Б.Ч.
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры кабардинского языка КБГУ Унатлоков В.Х.