- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока по чтению на тему: сказка «Всему свое время» Н. Сладков (4 класс)
Конспект урока по чтению на тему: сказка «Всему свое время» Н. Сладков (4 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филипенко А.Ю. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Сказка «Всему свое время» Н.Сладков
Цели:
-
Познакомить учащихся с биографией автора; закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами; тренировать и соблюдать паузы между предложениями; уточнение и расширение знаний о косаче, свиристеле через беседу;
-
Учить детей делать выводы по прочитанному.
-
Воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе.
Оборудование: таблица со словами непонятными по смыслу и трудными по структуре (свиристель, косач, оскомина, стрекочет, закручинился, вильнула, мерещится, ахнула), портрет Н. Сладкова, выставка детских книг с произведениями Н.Сладкова, картинки с изображение сороки, свиристеля, тетерева, медведя, картинка с липой и с калиной, картинка с подснежниками.
Ход урока
-
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели
Тихо мальчики за парту сели,
Сядьте правильно, красиво.
На меня все посмотрели.
-
Молодцы ребята.
-
Речевая зарядка
(картинка подснежника)
В лесу, где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
"Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь, правда, что это весна?
- Прочитайте стихотворение про себя.
- О чем оно? (стихотворение о подснежнике, о весне)
- Где появился подснежник? (в лесу)
- Что спросил подснежник? (правда, что наступила весна)
- Сначала научимся читать это стихотворение целыми словами, а потом разберем интонацию
Отчитывание: хором, сильный ученик, средний.
- Ребята, это стихотворение нужно читать радостно. Послушайте, как я его прочту.
- Петя, прочти это стихотворение выразительно, как я.
- Теперь Оля, Оксана, Игорь.
- Чье чтение вам понравилось больше всего? Почему?
Оценивание учащихся
- А можем ли мы сейчас найти подснежники? Почему? (нет, потому что сейчас зима)
- Правильно, ребята. Всему свое время!
-
Подготовка к восприятию текста
Вывешивается портрет Н.И.Сладкова
- Ребята, сегодня мы с вами будем знакомиться с творчеством замечательного писателя Николаем Ивановичем Сладковым. С детства он любил природу и интересовался ею. Он вел дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения за природой. Много путешествовал, эти путешествия отражены в его книгах. Сладков много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов животных и птиц.
- На доске вы видите детские книги, которые написал Николай Иванович Сладков. Посмотрите на обложки, прочитайте названия. Какие произведения вам знакомы?
- Сегодня мы будем знакомиться с его сказкой «Всему свое время».
-Ребята, посмотрите на картинку. (картинка из произведения)
-Какое время года изображено? (зима)
- Кто на ней изображен? (сорока, медведь, две птицы, или свиристель, тетерев- косач).
-Что это за птица?( показ на тетерева - косача) Ребята, это тетерев-косач.
Послушайте рассказ.(рассказ сопровождается картинкой)
- Тетерев-косач круглый год живет в наших лесах. Это крупная птица с черным блестящим оперением. Зимой тетерев питается почками березы. На ночь прячется под снегом. Летом и осенью ест ягоды брусники, черники, клюквы, черемухи. Весной тетерева поют.
- Кто такой тетерев - косач? (крупная птица с черным оперением)
- Чем питается тетерев - косач зимой? (почками березы и лиственницы)
-А чем питаются летом и осенью? (ягоды: брусники, клюквы, черемухи, черники)
- А что тетерева делают весной? (поют)
-
Первичное чтение текста учителем
- Сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно, в конце вам нужно будет назвать героев сказки?
- Назовите героев сказки? (сорока, свиристель, тетерев, медведь)
-Молодцы.
-
Чтение слов со сложной звуко - слоговой структурой
- Сейчас мы будем учиться читать эту сказку и будем разбирать ее. В тексте нам встретятся трудные слова. Научимся их читать целыми словами.
На доску вывешиваются слова: свиристель, косач, оскомина, мерещится, закручинился, вильнула)
- Прочитайте эти слова про себя.
- Прочитаем первое слово вместе: сви-рис-тель, свиристель.
- Читаем второе слово: ос - ко - ми - на, оскомина.
-Читаем третье слово: ко- сач, косач.
-Читаем четвертое слово: стре - ко - чет, стрекочет.
-Читаем пятое слово: ме - ре - щит - ся, мерещится.
-Читаем шестое слово: зак - ру - чи - нил - ся, закручинился.
-Читаем седьмое слово: виль - ну - ла, вильнула.
-Читаем восьмое слово: ах- ну- ла, ахнула. В тексте это слово употребляется в предложении: « Ахнуть не успела - лето вокруг!». Что означает слово « ахнуть»? (Так говорят, при быстром действии).
- Прочитаем слова по цепочке. (2-3 ребенка)
-
Чтение текста детьми про себя
-Сейчас прочитайте сказку про себя внимательно. Если не можете прочитать слово, читайте его по слогам медленно несколько раз. Вы после прочитаете это слово легко.
-Какие слова было трудно читать? (ответы учащихся)
-
Повторное чтение текста по частям и анализ содержания
-Сейчас будем читать сказку вслух и разбирать ее. Читает того, кого я называю. Остальные следят.
Первая часть.
Надоела зима Сороке. Вот бы лето сейчас!
-Эй, Свиристель, ты бы лету обрадовался?
-Спрашиваешь еще! - Свиристель отвечает. - Перебиваюсь с рябины на калину, оскомина на языке!
А Сорока уже Косача спрашивает. Жалуется и Косач:
-Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные - отморозил!
-Что надоело Сороке? (сороке надоела зима)
-Какое время года хотела Сорока? (сорока хотела лето)
-Найдите и прочитайте, что спросила Сорока у Свиристеля? (обрадовался ли свиристель лету)
- Какой интонацией Сорока спросила Свиристеля о лете? (радостно)
-Давайте, попробуем сказать так же, как Сорока. (Спрашивается несколько учеников)
- Кто такой свиристель? Послушайте мой рассказ и ответьте на вопрос. (рассказ сопровождается картинкой)
- Свиристель - маленькая птичка с красивым ярким оперением и хохолком на голове. Лето она проводит на севере, а зимой прилетает в наши края. Питается замерзшими ягодами рябины и калины. С наступлением весны снова улетает на север.
- Так кто такой свиристель? (Это маленькая птичка. Птичка с красным оперением, хохолком на голове)
-В какое время года к нам прилетает Свиристель? (зимой)
- Чем питается? (ягодами рябины, калины)
-Кто из вас видел Свиристеля у нас в городе?
-Что ответил Свиристель? Прочитайте слова
- Как вы понимаете слово «оскомина»?
- Оскомина - это неприятное ощущение во рту, например: когда вы поели зеленую черемуху.
-Кто пожаловался Сороке еще? (пожаловался Косач)
-Кого называют косачом? (ответы учащихся).
- Найдите и прочитайте слова, которые сказал Косач? (Сплю в снегу, на обед одна каша березовая! Брови красные - отморозил!)
-Как вы понимаете выражение «сплю в снегу»? (сплю в холоде, прячется в снегу, нырять в снег ).
- Как вы понимаете « каша березовая»? (ответы учащихся)
-Чем питается Косач? (березовыми почками)
-А на самом ли деле косач варит кашу? (нет)
Вторая часть
Сорока к Медведю стучится: как, мол, зиму зимуешь?
-Так себе! - Миша ворчит. - С боку на бок. На правом боку лежу - малина мерещится, на левом - мед липовый.
-Понятно! - Сорока стрекочет. - Всем зима надоела! Чтоб ты, зима, провалилась!
И зима провалилась…
-Теперь ответим на вопросы. Что спросила Сорока у Медведя? (как он зимует)
-Найдите и прочитайте слова, где Медведь отвечает Сороке.
- Что означает это слово мерещится? Так говорят, когда что - то кажется.
-Что ответила ему Сорока? Прочитайте.
- Что означает это слово стрекочет? Это означает быстро говорить, болтать.
- Какой вывод сделала Сорока? (что зима всем надоела)
Третья часть
Ахнуть не успели - лето вокруг! Теплынь, цветы, листья. Веселись, лесной народ!
А народ лесной закручинился…
-Что произошло с лесными жителями? (они закручинились)
-Что означает слово «закручинились»? (ответы детей).Закручинились, то есть загрустили.
-Какое время года наступило? (наступило лето)
- А может ли после зимы наступить лето? (нет). Почему? (лето наступает после весны)
-Какое время года должно наступить после зимы? (весна)
Вывод: каждое время года идет друг за другом: зима, весна, лето, осень.
Четвертая часть
-Растерялся я что - то, Сорока! - Свиристель говорит. - В какое ты меня поставила положение? Я к вам с севера по рябину примчался, а у вас листья одни. С другой стороны, я летом на севере должен быть, а я тут торчу! Голова кругом. И есть нечего…
-Натворила Сорока дел! - шипит сердито Косач. - Что за чушь? Куда весну подевала? Весной я песни пою и танцы танцую. Самое развеселое времечко! А летом только линять, перья терять. Что за чушь?
- Понравилось ли Свиристелю, что наступило лето? Почему? (нет, так как не еды)
-Где он должен быть летом? (на севере).
-Найдите и прочитайте, что сказал Свиристель?
-С какой интонацией Свиристель говорит о лете?
Ответ детей: - удивленной, растерянной, испуганно.
-Прочитайте еще раз слова Свиристеля, чтобы было понятно, что он удивился, что наступило лето. (Спрашивается несколько учеников)
-Какое время года нравится Косачу? Почему? (нравится весна. Весной он поет и танцует). Прочитайте.
-Что означает выражение «развеселое местечко»?
-С какой интонацией говорит Косач?
Ответ детей: - сердитой
-Прочитайте слова Косача сердито, чтобы было понятно, что Косач недоволен наступлению лета. (Спрашивается несколько учеников)
Пятая часть
-Так вы же сами о лете мечтали! - вскрикивала Сорока.
-Мало ли что! - Медведь говорит. - Мечтали мы о лете с медом да с малиной. А где они, если ты через весну перепрыгнула? Ни малина, ни липа зацвести не успели, - стало быть, ни малины, ни меда липового не будет! Поворачивайся хвостом - я его тебе сейчас выщиплю!
-В этом отрывке есть слово, которое вы можете не знать. Разберем его.
-Кто знает, что такое липа? (приемы лексической работы: толкование, введение в конспект, показ иллюстрации. Липа - медовое дерево. Дерево высотой до 30м с сердцевидными листьями)
- Почему не будет ни меда, ни малины? (малина и липа не цвели)
- Как весна важна для малины и липы? (весной малина и липа цветут)
-Какой интонацией говорит Медведь о лете?
Ответ детей: - сердитой, грозной.
-Давайте прочитаем слова Медведя громко, сердито. (Спрашиваются несколько учеников)
- Что хотел автор нам сказать, выражая недовольство лесных жителей? ( что каждое время года по - своему важно в природе)
Шестая часть
Ух как рассердилась Сорока! Вильнула, подпрыгнула, на елку взлетела и крикнула:
-Провалитесь вы вместе с летом! И провалилось нежданное лето. И снова в лесу зима. Снова Свиристель рябину клюет… Но терпят. Настоящую весну ждут
- Ответьте на вопросы.
-Что сделала Сорока? (прыгнула, взлетела, крикнула)
-Найдите и прочитайте слова Сороки.
-С какой интонацией крикнула Сорока? (недовольной, возмущенной).
-Прочитаем еще раз эти слова, выражая недовольство.
-Какое время года наступило после? (наступила зима)
-Какое время года звери ждут после зимы? (ждут настоящую зиму)
-Какой вывод можно сделать из этой сказки?
Вывод: каждое время года должно идти друг за другом. Каждое время года имеет свою роль в природе.
-
Целостное чтение текста
-Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать. Сейчас прочитаем его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят.
-
Заключительная работа по прочитанному тексту
-
Чтение по ролям
-Сейчас мы прочитаем сказку по ролям. За сороку будет - Коля, за свиристеля - Маша, за медведя - Оля, за косача - Никита.
-
Домашнее задание
- Дома прочитаете эту сказку целыми словами и выразительно.
-
Итог урока
-Как называется сказка, с которой мы познакомились сегодня на уроке?
(Всему свое время)
-Кто автор сказки? (Николай Иванович Сладков)
-Чем зима не понравилась героям? (Свиристелю мало еды, Косач замерзает, Медведю кажется малина и мед)
- Как отреагировали звери на приход лета? Почему? (им не понравилось, что после замы наступило лето. Для Свиристеля нет рябины. Косач любит весну. Медведь остался без малины и меда)