Программа воспитательной работы Я и мой край

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГСКОУ «Школа - интернат г. Черемхово»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОКУ СКШИ г. Черемхово

__________________ С.А. Бонах

Приказ №__________

от «____» ________2015 г.








ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Я и мой край»

4 «г» класс











Составила: Антонова Е. Г.






г. Черемхово, 2015 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Воспитательная программа 4 «г» класса

«Я и мой край»

Основные разработчики программы

Антонова Е. Г.

Наименование учреждения

ГОКУ СКШИ г. Черемхово

Сроки реализации

2014 - 2015 год

Вид программы

комплексная

Количество участников программы

6 учеников, родители, педагоги

Цель воспитательной работы:

Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром, здоровой, творчески растущей личностью, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив, быть активными гражданами своей страны, способными любить и беречь природу, занимающими активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающими и принимающими экологическую культуру, принимающие участие в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства, развивать начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми, почтительное отношение к родителям, знание традиций своей семьи и школы, своего народа, бережное отношение к ним.

Задачи

  • Формирование у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде.

  • Формирование положительной «Я - концепции».

  • Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.

  • Развитие волевой и эмоциональной регуляции поведения и деятельности.

  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности.

  • Развитие навыков рефлексивных действий.

Основные требования к организации воспитания:

- обеспечение качества воспитания;

- соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;

- системность и единство педагогических требований

- реализация личностно ориентированного подхода;

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

- преемственность и непрерывность в содержании воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

- педагогическая поддержка детских объединений, развитие их инициатив.

Ожидаемые результаты: повышение качества обучения учащихся; развитие индивидуальности учащихся; развитие интереса к изучаемым предметам; развитие самостоятельности; формирование полезных привычек.

Пояснительная записка.

Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение учениками системы общечеловеческих ценностей: Земля - планета, человек и его здоровье, труд, образование и культура (на основе принципа деятельностного подхода к воспитанию).

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно - нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Главная задача воспитателя и классного руководителя - так организовать жизнь детского коллектива, чтобы воспитанники добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Для решения этой задачи в план воспитательной работы включены особенности физиологии, народные традиции, школьный уклад, игровые моменты, инсценировки, праздники…

Содержание деятельности воспитанников во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и скрепляет союз «Семья - школа».

Вся система воспитательной работы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми кружков, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогает удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:

  • - на регуляцию социального поведения ребёнка;

  • - привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;

  • - сохранение положительного отношения к школе и учению;

  • - воспитание здорового образа жизни;

  • - интегрирование усилий учителя, воспитателя и родителей;

Содержание деятельности.

Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Социально - личностное воспитание

Задачи: ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов родного края.

Тема: «Я и мой край»

Мероприятия

Предполагаемые результаты

сентябрь

В гостях у осени. Краски осени

развитие интереса к природе родного края, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным;

ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов родного края.

В царстве растений

Осенние прогулки по лесу

Загадки. Пословицы, поговорки об осени

октябрь

Для самых любознательных. Соображалки

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме

В царстве рыб

Народные приметы осени

ноябрь

Происхождение названий месяцев

В гости к зиме. Зимние месяцы

Народный зимний календарь

Для самых любознательных. Новый год

декабрь

Месяцеслов .

Жизнь животных зимой

Для самых любознательных. Белая книга

Растения зимой

январь

Зимние мотивы-стихи, песни, забавы

Как относятся к деревьям разных народов

февраль

Февраль в народном календаре

Береза-символ России

Верные друзья

В гости к Весне.

март

Звери весной

Растения весной

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки

Первые насекомые

Первоцветы Иркутской области

апрель

Здравствуйте, пернатые друзья

Верные друзья

В гостях у Лета. Когда наступит лето?

Признаки хорошей погоды. Ненастья

май

Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга?

Праздник «В некотором царстве - в лесном государстве»

2. Духовно - нравственное воспитание

Задачи: Создание условий для воспитания и развития духовно-нравственной личности, готовой и способной к самостоятельной деятельности в меняющихся условиях жизни. Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению.

Срок

Мероприятия

Предполагаемые результаты

сентябрь

Торжественная линейка «Здравствуй, школа!»

- Праздник-сбор «Путешествие по стране Знаний»

Кл час. ««Россия - родина моя»

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

октябрь

- День Учителя (линейка)

- Осенний бал.

Кл.час. «Спасибо вам учителя!»

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

Ноябрь

Школа вежливых наук

Кл. час «Народные умельцы Жостова»

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

Декабрь

Игра - путешествие «Загадки волшебницы зимы»

Январь

Традиции русского народа «Святки»

Кл.ча «В музее народного творчества»

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;

Февраль

КВН для мальчиков «Защитники Отечества»

Кл. час «А, ну - ка, мальчики»

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;

Март

Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах»

Конкурс «Алло, мы ищем таланты»

Кл. час «Твои увлечения »

почтительное отношение к родителям;

Апрель

Пасха - главный христианский праздник

уважение к традициям и обычаям русского народа

май

Праздник вежливых наук

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами



  1. Гражданско-патриотическое воспитание

Задачи: - Воспитание нравственных качеств, формирование патриотического и гражданского сознания, воспитание любви к своей Родине, стране, городу, к окружающей среде и природе.

Срок

Мероприятия

Предполагаемые результаты

сентябрь

Беседа «История Российского флага» «Герб, Флаг, Гимн Росси» (оформление стендов в классе)

Кл. час «Учебная книга - наш друг»

представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

октябрь

Беседа «Влияние характера на поступки и поведение человека»

Кл.час «Мои друзья»

различение хороших и плохих поступков;

Ноябрь

«Наш класс-моя семья»

Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

знание правил поведения в школе, классе. уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Декабрь

Беседа «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь»

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

Январь

Беседа «Что значит быть счастливым в своей стране»

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе

Февраль

Беседа «Я человек и гражданин»

Кл. час «Расскажи нам о себе»

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

Март

Час поэзии

«Мне посчастливилось родиться на Руси»

любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;

Апрель

Беседа «Человек среди людей»

Кл. праздник «Прощание с начальной школой»

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

Май

Беседа «Всемирный день прав ребёнка»

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища


  1. Правовое воспитание

Задачи: первоначальные понятия о законе, правах, обязанностях воспитанника в школе, в семье, в общественных местах. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.

Срок

Мероприятия

Предполагаемые результаты

сентябрь

Беседа «Что такое право обязанность?»

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища

октябрь

Беседа «Царство Закон, царство Беззаконие»

Кл. час «Правила поведения на улице»

элементарные представления: о законах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о примерах исполнения гражданского долга;

Ноябрь

Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас»

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища

Декабрь

Беседа - игра «Права ребёнка»

начальные представления о правах и обязанностях детей

Январь

Викторина «Вредные привычки»

Кл. час «Моя страна»

отрицательное отношение к вредным привычкам

Февраль

Беседа - игра «Правила поведения на улице зимой»

знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

Март

Тестирование «Правила поведения в весенний период»

Кл час «Профессии наших родителей»

знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;

Апрель

Практикум «Игры по ПДД»

знание правил поведения на улице

май

Викторина «Правила поведения летом»

знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;


  1. Трудовое воспитание

Задачи: Воспитание трудолюбия, бережного отношения к школьному и личному имуществу;

формирование профессиональной направленности.

Срок

Мероприятия

Предполагаемые результаты

сентябрь

Тема: «Способность к труду - главное качество Человека»

Кл. час «Мои любимые книжки»

Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

октябрь

Акция «Мой дом - наведу порядок в нём»

Выполнение практической работы всем классным коллективом (уборка территории, генеральная уборка спальных комнат, классного кабинета и т.д.)

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

Ноябрь

Беседа «Планирование трудовой деятельности»

Кл час «Правила опрятности и аккуратности»

умение планировать трудовую деятельность, соблюдать порядок на рабочем месте;

Декабрь

Беседа - игра «Хлеб всему голова»

Кл. час «Готовимся к празднику ёлки»

бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к хлебу.

Январь

Викторина «Современный мир профессий»

Кл. час «Здравствуй зимушка-зима»

элементарные представления об основных профессиях;

Февраль

Сюжетно - ролевая игра «В пекарне». Экскурсия на производство «Хлебопекарня»

элементарные представления об основных профессиях;

Март

Трудовой десант.

«Ремонт книг в библиотеке».

первоначальные навыки коллективной работы, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

Апрель

Сюжетно - ролевая игра «В парикмахерской»

Кл час «Где чистота - там здоровье»

элементарные представления об основных профессиях;

Май

Создание альбома «Я и моя будущая профессия»

Создание альбома, элементарные представления об основных профессиях;


  1. Эстетическое воспитание

Задачи: Формирование интереса к творчеству и культуре, воспитание хорошего вкуса,

творческих способностей.

Срок

Мероприятия

Предполагаемые результаты

сентябрь

Конкурс рисунков

«Счастливое детство»

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

октябрь

«В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

Ноябрь

Чудо своими руками

«У фантазии нет границ»

Кл час «Как правильно одеваться зимой»

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

Декабрь

Беседа - игра «Новогодняя карусель»

Кл. час «Готовимся к празднику ёлки.»

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Январь

Этика общения «Кто опрятен, тот приятен»

Кл. час «Здравствуй зимушка-зима»

элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

Февраль

Игровой час «Тропою сказок»

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Март

Конкурс на лучшую поздравительную открытку

Кл. час «А ну - ка, девочки!»

первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Апрель

Весёлая игротека «Счастливый случай»

мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Май

Беседа «Цени прекрасные мгновенья»

первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;


  1. Физическое воспитание

Задачи: Разностороннее развитие личности, физических качеств и способностей,

формирование двигательных умений и навыков, укрепление здоровья.

Срок

Мероприятия

Предполагаемые результаты

сентябрь

Игры на воздухе

«Мой веселый звонкий мяч»

Кл. час «Что такое режим дня?»

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности

октябрь

Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят».

День здоровья

Кл. час «Режим дня - мой помощник»

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

Ноябрь

Беседа «Вредные привычки»

Кл. час «Отдыхаем правильно»

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Декабрь

Эстафета с Дедом Морозом

День здоровья

Кл. час «Весёлые каникулы»

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека;

Январь

беседа

«Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим»

Кл. час «От лени болеют - от труда здоровеют»

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

Февраль

Лыжная прогулка в лес на лыжах

Кл. час «Самые ловкие и умелые»

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

март

Соревнования «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье

День здоровья

Кл. час «Правила гигиены»

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности

Апрель

Спортивные соревнования «Зов джунглей»

Кл. час «Нам час здоровья нужен в мороз и зимней стужей»

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности

Май

Народные игры

Подвижные игры на спортивной площадке

День здоровья

Кл. час «Как отдыхать летом»

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

7. Экологическое воспитание

Задачи: Формирование целостного представления о природе, обществе, человеке.

Воспитание любви к природе, понимания её красоты, заботливого отношения к ней.

Срок

Мероприятия

Предполагаемые результаты

сентябрь

Экскурсия в парк «Вот и осень пришла» (кл. час)

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

октябрь

Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

Ноябрь

Беседа «Природа и человек»

Кл. час «Птицам зимой надо помогать».

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

Декабрь

Беседа «Птицы наши друзья»

(изготовление кормушек для пернатых)

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Январь

Беседа «Наши друзья животные»

Кл. час «Путешествие по стране экологии»

первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

Февраль

Викторина «Путешествие в мир животных»

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

Март

Познавательная игра - конкурс «Эти удивительные растения»

Кл. час «Весна идёт»

первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

Апрель

Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»

элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

Май

Станция «Зелёный патруль»

Кл. час «»

личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.


  1. Соуправление в классе.

Задачи: учить выполнять поручения; дать первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

Срок

Мероприятия

Предполагаемые результаты

сентябрь

Выбор актива класса.

Школа актива класса (беседы по выполнению обязанностей по распределённым поручениям)

элементарные представления о устройстве и социальной структуре классного соуправления

октябрь

Школа актива класса (беседы по выполнению обязанностей по распределённым поручениям)

Заседание по подведению итогов за четверть.

начальные представления о правах и обязанностях участника соуправления в классе

Ноябрь

Соревнование «Как мы выполняем домашнее задание»

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

трудолюбие;

Декабрь

Рейд «Класс мой дом - наведу порядок в нём»

Заседание по подведению итогов за четверть.

Воспитание трудолюбия,

Январь

Рейд «У кого в порядке книжки и тетрадки»

Воспитание трудолюбия, бережного отношения к школьному имуществу

Февраль

Соревнование «Лучший дежурный в классе»

Воспитание трудолюбия, сознательного отношения к обязанностям дежурного.:

Март

Акция «Спеши делать добрые дела»

Заседание по подведению итогов за четверть.

Формирование дружеских, партнерских отношений между детьми, коррекция самооценки и поведения детей по отношению друг к другу

Апрель

Школа актива «Учусь оценивать себя сам»

Воспитывать умение оценить свою деятельность

май

Заседание по подведению итогов за четверть. Заседание актива класса «Подведение итогов за год».

Первоначальные знания, умения оценить свою деятельность и подвести итог.


  1. Работа с родителями.

Задачи: воспитывать почтительное отношение к родителям,

уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Срок

Мероприятия

Предполагаемые результаты

сентябрь

«Я, ты, он, она - вместе-целая страна!»

Подготовка материалов к мини - альбому «Моя родословная»

Инд. беседа «Какой вы воспитатель?» (по итогам анкетирования)

Оформление информационного стенда

октябрь

Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека)

Исследовательская работа «Моя родословная»

Родительское собрание «Папа, мама, я - читающая семья.»

Инд беседа «Воспитание сознательной дисциплины»

Памятки для родителей:

«Что нужно на новую учебную четверть»


Размещение материалов на информационных стендах.

Ноябрь

Организация экскурсионной поездки в театр. (Совместная работа с родителями)

Индивидуальные беседы с родителями:

  • О посещении

  • О состоянии здоровья

  • О поведении в школе и дома

  • Об успеваемости

  • О занятиях ребёнка в кружках, спортивных секциях.

Декабрь

Беседа «Новый год в моей семье»

Родительское собрание «Гиперактивный ребёнок в школе. Коррекция агрессивного поведения».

Тестирование «Мама, хороший ли ты педагог?»

Памятки для родителей:

«Что нужно на новую учебную четверть»

Размещение материалов на информационных стендах.

Январь

Устный журнал «Загляните в семейный альбом»

Индивидуальные беседы с родителями:

  • О посещении

  • О состоянии здоровья

  • О поведении в школе и дома

  • Об успеваемости

  • О занятиях ребёнка в кружках, спортивных секциях.

Оформление семейного альбома

Февраль

Практикум для родителей «Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры»

Оформление семейного альбома

Март

Подготовка открыток для мам, бабушек, сестёр

Утренник для мам «Мамин день»

Родительское собрание «Воспитание сознательной дисциплины»

Памятки для родителей:

«Что нужно на новую учебную четверть»

Размещение материалов на информационных стендах.

Апрель

«Папа, мама, я- спортивная семья»

Беседа «Наказание и поощрение»

Оказание помощи при подготовке к творческому отчёту

Участие родителей в соревнованиях

Изготовление костюмов

май

Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» ( Ко Дню семьи, любви и верности)

Родительское собрание «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка»

Памятки для родителей:

«Что нужно на новый учебный год»

Чаепитие

Размещение материалов на информационных стендах.


Список использованной литературы:

1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.

2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.

3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.

6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.

7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.

10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.

11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.

12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008

13. Интернет-ресурсы: сайт «педагог»


© 2010-2022