• Преподавателю
  • Другое
  • «Личностно - ориентированный подход, как основа методики адаптации студентов - мигрантов»

«Личностно - ориентированный подход, как основа методики адаптации студентов - мигрантов»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский политехнический техникум»





«Личностно - ориентированный подход, как основа методики адаптации студентов - мигрантов»







Разработал: Чернов

Александр Григорьевич

(преподаватель техникума)


г. Рузаевка 2015 год

Оглавление


Введение …………………………………………………………………………стр. 2

1. Технология личностно-ориентированного обучения, как основа решения проблем адаптации студентов - мигрантов. ….…………………………...…....стр. 2

2. Цель личностно-ориентированного обучения студентов - мигрантов……………………………….…………………………………. …….стр. 3

3. Педагогическая помощь и поддержка студентов - первокурсников в их адаптации……………………………………………………..………………….……..стр. 5

4. Утешительные выводы. ……………………………………………………..стр. 6

Литература ……………………………………………………………………...стр. 7

Введение


Данный доклад о методике - технологии, которая построена на личностно - ориентированном обучении, предложенное Л. С. Выготским и предполагает создание таких условий, при которых возможно целенаправленно развивать чувства и мышление обучающегося - мигранта, учитывая, его индивидуальные способности, т. е. то, что в педагогике называется индивидуальным подходом обучения.

В докладе рассматриваются теоретические основы личностно-ориентированного обучения студентов-мигрантов СПО (НПО), как фундамент развития личности в условиях привыкания к новой системе образования, которые требуют учёта индивидуальных, психологических и возрастных характеристик обучающегося.

Данная работа адресована широкому кругу преподавателей, педагогом- психологам, всем тем педагогическим работникам образовательного процесса, кто принимает участие в содействии личностному развитию обучающихся - мигрантов в условиях адаптации в учебном заведении Российской Федерации. В этом кратком докладе лишь обозначены главные точки проблем обучения мигрантов и даны возможные направления их решения.

1.Технология личностно-ориентированного обучения, как основа решения проблем адаптации студентов - мигрантов.

В условиях нашего техногенного мира, когда идёт стремительное увеличение информационных потоков проблема адаптации любой личности к жизни в обществе приобретает важное значение, а для мигрантов - тем более.

Анализ проблемы адаптации обучающихся - мигрантов в техникуме РФ состоит в несоответствие уровня подготовки иноземных студентов требованиям нашего профобразования, а также наличие отрицательных перемен в социальном и экономическом аспектах, которые сильно изменили условия жизни обучающихся студентов, как правило, не в лучшую сторону.

Адаптация в техникуме или в ином учебном заведении - длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические проблемные точки. Наиболее остро для студентов-мигрантов период адаптации протекает в начале учебного года. Актуальность исследования адаптации обучающихся студентов к новым местам учёбы определяется тем, что в настоящее время такие затруднения испытывают от 20 до 35% обучающихся студентов, которые пришли в новое учебное заведение, что характерно отмечается тенденция к дальнейшему увеличению их количества. Проблем установления доброжелательных отношений внутри учебной группы у мигрантов, как мы понимаем, ещё больше, в связи с различиями в воспитании, поведении, ментальности, религиозности и других аспектах.

В нашем современном обществе перед учебным заведением, в том числе и перед техникумом, стоит труднейшая задача всестороннего развития личности обучающегося студента. Что характерно, обучение должно включать в себя не только интеллектуальное развития студентов, но и раскрытие их духовного потенциала. Современное профобразование, где применяются разнообразные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение юношей и девушек с разными способностями, но при этом и создание на уроках творческой доверительной обстановки, направленной на модель личностно-ориентированного обучения, которая и утверждает главную ценность - личность студента СПО. Принцип уважения к личности обучающегося студента СПО (НПО) и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения его к мировой культуре, рассматриваемой в контексте социального опыта. Тогда сущность образовательного процесса, заключается в целенаправленном превращении социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых студентов ко всему богатству человеческой культуры.

На современном этапе развития нашего общества в системе образования России среди множества инновационных методов обучения, особое внимание уделяется таким технологиям, где преподаватель выступает не источником знаний или учебной информации, а является организатором - наставником творческого учебного процесса, то есть он направляет деятельность обучающихся студентов в нужное русло, при этом учитывает индивидуальные способности каждого студента. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология считается наиболее перспективной и занимает одно из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования и решение проблемы адаптации наших абитуриентов и студентов - мигрантов тоже [5, с.172].

2. Цель личностно-ориентированного обучения студентов - мигрантов.



Цель личностно-ориентированного обучения - это заложить фундамент в обучающимся - мигранте следующих механизмов:

- адаптации;

- само - регуляции;

- само - защиты;

- само - развития;

- само - реализации;

- само - воспитания и другие, необходимые для становления неповторимой личностной индивидуальности.

Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: разноуровневый, дифференцированный, индивидуальный, субъективно-личностный. В частности, индивидуальный, субъективно-личностный подход решает проблему адаптации обучающихся - мигрантов.

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: Л.С. Выготским, А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Выше перечисленные педагоги - новаторы - исследователи считают, что при личностно-ориентированном обучении на главный план должно выходить развитие неповторимой самобытной личности.

Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный принцип процесса обучения: от изучения самой личности обучающегося студента через осознание и коррекцию данной личности, конечно в положительную сторону.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого студента, что позволяет содействовать развитию личности студента - мигранта.

Развитие мышления обучающегося студента - мигранта невозможно без участия преподавателя. Следовательно, одной из главных целей учебного процесса в целом и каждого занятия в отдельности следует считать развитие личности. Именно эта цель является одной из основных при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении.

Как отмечает Е.В. Бондаревская, назначение личностно-ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала [4, с.40].

Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям обучающегося студента - мигранта.

В начале обучения часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: студенты уклоняются от ответов, не проявляют инициативы.

Применение технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт преподавателю возможность, учитывая индивидуальные особенности обучающихся студентов - мигрантов, изменить форму занятий (например, проводить запланированные дискуссии) в целях повышения качества учебной деятельности.

Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт обучающегося студента, а также учитывать индивидуальную избирательность студента - мигранта к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.

Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности обучающегося - мигранта. Для этого необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности обучающегося - мигранта, его интересы, жизненные ценности, личные потребности [3, с.8].

Ключевыми словами в характеристике технологий личностно-ориентированного образования являются педагогическая помощь и поддержка.

Поддержка выражает существо доброжелательной и гуманистической позиции педагога по отношению к мигранту. Это ответ на естественное доверие обучающихся, которые ищут у преподавателя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за их жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие.

3. Педагогическая помощь и поддержка студентов - первокурсников в их адаптации.



Ш.А. Амонашвили описывает поддержку обучающимся в их адаптации, как выполнение преподавателем трёх принципов деятельности [1, с.62]:

- любить обучающегося - мигранта;

- очеловечить жизненную среду иноземного студента;

- прожить в обучающимся - мигранте свою юность.

Итак, основная парадигма целей личностно-ориентированных технологий ориентирована на свойства личности, ее воспитание и развитие не по заказу, а в полном соответствии с индивидуальными природными способностями и наклонностями.

В личностно-ориентированных технологиях позиция преподавателя, как правило сводится к выполнению следующих правил:

- дать себе установку - всё внимание на обучающегося мигранта, как на субъект образовательного процесса, то есть как на неповторимую личность, как на равного человека;

- направить себя на признание самобытности и уникальности каждого обучающегося;

- занять позицию безоценочной системы обучения - принятие обучающихся мигрантов такими, какие они есть, а также и все ситуации, возникающие с ними как данность;

- отдать приоритет конструктивной функции преподавателя - партнёра (возможность проявления активности студента) в противовес контролирующей;

- создать успешные доверительные отношения;

- установить правило - выражать собственное мнение;

- быть искренним, непосредственным и откликаться на эмоции обучающихся.

Таким образом, освоение личностно-ориентированного подхода в профобразовании для обучения мигрантов возможно при соблюдении следующих условий:

- ведение учебного процесса с учётом особенностей групп обучающихся;

- создание безопасных и комфортных условий обучения студентов;

- реализация воспитательного процесса для создания саморегулирующего поведения личности;

- формирование, коррекция и дальнейшее развитие мышления;

- осуществление обучения с учётом уровня способностей и возможностей каждого студента - мигранта.

Итак, можно сделать обобщение, что личностно-ориентированный подход:

- ставит в центр всей системы Профобразования РФ личность обучающегося, а также создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий адаптации обучающегося мигранта, раскрытие и реализацию его природных способностей;

- это методологическая ориентация педагогической деятельности, которая основывается на методике, т. е. системе взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности обучающегося, развитие его неповторимой индивидуальности;

- ставит цель - всестороннее развитие личности обучающегося - мигранта, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности [2, 183].

Таким образом, личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы; технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для обучающихся - мигрантов учебной и воспитательной среды в рамках адаптации в новом учебном заведении Профобразования[6, 4].


4. Утешительные выводы



Основываясь на концепциях Л. С. Выготского и его последователей по личностно - ориентированному обучению, а далее и по индивидуальному, была разработана данная теоретическая платформа для создания методик и технологий обучения студентов-мигрантов. Трудно переоценить тот вклад Выготского в психологию и педагогику, в создание педагогической психологии, как отдельной науки, предметным полем которой является развитие личности в процессе обучения и воспитания. Итак, использую эти подходы к обучающимся - мигрантам, можно обозначить направления педагогической мысли в решении проблем коммуникации с мигрантами, в рамках российских образовательных учреждений. Данный доклад представляет лишь основу технологии создания, всевозможных методик установления доверительных отношений с обучающимися - мигрантами.

Литература:



  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, 1990. - 560 с.

  2. Дубинина А.В. Личностно-ориентированное обучение как основа развития личности в условиях адаптации / А.В. Дубинина.- Белгород: Изд-во БГНИУ, Пед. Институт.

  3. Игнатова И.Б. Личностно ориентированное обучение орфографической грамотности младших школьников: моногр. / И.Б. Игнатова, Е.А. Николаева.- СПб.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2009.-216 с.

  4. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приёмы / М.В. Николаева // Начальная школа. - 2006. - № 9. - С. 7-11.

  5. Тарасова В.Н. Личностно-ориентированное обучения младших школьников / В.Н. Тарасова // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 39-42.

  6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000 - 176 с.


© 2010-2022