- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка Использование социального опыта взаимодействия учителя и родителей в преподавании модуля ОРКСЭ Основы светской этики
Методическая разработка Использование социального опыта взаимодействия учителя и родителей в преподавании модуля ОРКСЭ Основы светской этики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лупова М.П. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование социального опыта взаимодействия учителя и родителей в преподавании модуля ОРКСЭ «Основы светской этики»
М.П.Лупова
учитель ОРКСЭ
МБОУ СОШ №2 Майкопского района
Великий русский философ Г.П. Федотов писал, что «Дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания. Человек становится вполне человеком только в процессе культуры , и лишь в ней, на ее вершинах находят своё выражение самые высокие стремления и возможности.
Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека.»
С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России преподается учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики». Считаю, что это стало более чем актуально включение в школьную программу учебного курса ОРКСЭ, он позволяет решать проблемы духовно- нравственного воспитания, по-другому взглянуть на межнациональные отношения в современном обществе, позволяет укреплять семейные ценности. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» даёт возможность стать той основой, на которой будет строиться жизнеспособная система духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках нового ФГОС.
Один мудрый человек, наверное, много повидавший на своём веку, проницательно заметил: « У человека душа пустовать не может, она как земля: не огород растёт, так сорняк.» Пожалуй, это наблюдение особенно актуально в том случае, когда речь идет о ребёнке. О чём и как нужно разговаривать с детьми, для того чтобы удалось заронить в их сердцах семена добра, красоты и человечности?
Духовно - нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно - нравственного просвещения и воспитания школьников.
На Руси на протяжении многих веков семья была незыблимой силой, .забота о детях было первейшей задачей. Семья была носителем духовных и культурных образцов. Но за последнее годы институт семьи ослаб , на смену нравственным понятиям пришли жестокость , насилие, алкоголизм, наркомания. Снижение культуры общества привело к разрушению моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятия от взрослых асоциальных норм поведения.
Введение курса ОРКСЭ - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания, формирование духовности и нравственности у
наших детей и у нас самих. Модуль «Основы светской этики» , который выбрала наша школа, является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностей,
светских традиций. Основными понятиями , с которыми знакомятся школьники из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, честь .
Введение учебного курса ОРКСЭ стало актуальным как никогда, хотя и вызвало множество вопросов со стороны родителей обучающихся нашей школы. Поэтому введению курса ОРКСЭ должна было предшествовать подготовительная работа, которую мы провели в форме родительского собрания. Родителям обучающихся 4 -х классов были представлены нормативно - правовые документы для организации образовательного процесса по введению курса ОРКСЭ Федеральный уровень в виде презентации.
Задачи данного курса :
-
сформировать первичное представление о курсе ОРКСЭ;
-
познакомить родителей с модулями курса;
-
показать воспитательные возможности данного курса;
-
познакомить со спецификой уроков в рамках предмета;
-
рассказать об особенностях домашнего задания;
Планируемый результат:
-
осознание необходимости введения курса ОРКСЭ для воспитания младшего школьника;
-
первичное преставление о модулях;
-
выбор модуля;
-
понимание специфики уроков ОРКСЭ;
-
понимание специфики домашнего задания;
-
осознание необходимости помогать своему ребёнку;
На родительском собрании было проведено анкетирование, в содержании которого включены , на мой взгляд, очень своевременные вопросы, например: 1. Почему на ваш взгляд появилась необходимость введения курса ОРКСЭ? 2. Считаете ли вы актуальным введения этого курса? 3. В чём состоит задача взаимодействия с родителями на ваш взгляд? 4 Выскажите свои опасения по отношению к этому курсу. 5. Какой результат вы ожидаете от учебного курса ОРКСЭ?
«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим меня миром, связано с моей семьёй»,- писал Вильгельм Гумбольт. Под этими строчками может подписаться, пожалуй , любой человек. Однако и сегодня, много говорят о роли семьи в обществе, её значение в воспитании подрастающего поколения .желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремится к успеху.
К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный духовно- нравственный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только его семья.
Поэтому считаю, что очень важно для выполнения основных задач курса ОРКСЭ сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного , нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Эффективность воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.
Новый предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В млад-
шем подростковом возрасте ребёнок впервые по- взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем. Многие виды деятельности на уроках ОРКСЭ подразумевают обращение к членам своей семьи, с целью получения информации. Необходимо , чтобы родители отнеслись к новому предмету как к дополнительному средству нравственного развития своего ребёнка. Курс ОРКСЭ открывает родителям дополнительные возможности для укрепления и развития отношений со своим ребёнком. Преподавание знаний об основах светской этики и религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора обучающегося ,но и
в воспитательном процессе порядочного, честного, достойного гражданина России.
Говоря о духовно-нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегова мы можем прочитать , что нравственность - это « правила, определяющие поведение, духовность и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках». Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Будет нравственное воспитание- ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды,его окружающей, возьмёт пример с родителей... Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания. Дом для ребёнка -школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи.» Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокие чувства, являющиеся неотъемлемой частицей духовного мира. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс.
Без взаимодействия с семьёй, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» было бы неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности , что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. По мнению большинства опрошенных родителей на классных родительских собраниях в 5- х классах, преподавание курса ОРКСЭ способствует развитию духовно- нравственного воспитания школьников. Родители отнесли к положительному фактору воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, взаимоуважение. Предмет « Основы религиозных культур и светской этики» позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.
Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребёнок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель - собственным жизненным опытом . Новый предмет открывает и перед родителями возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. Только совместно с родителями мы можем сохранить и приумножить эти традиции. Ведь главное наше достояние - это наши дети.
Какими мы их сегодня воспитаем, в такой стране мы все завтра будем жить
Мы должны научить наших детей быть честными, добрыми, вежливыми, физически и духовно здоровыми.
Духовно - нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках « Основы религиозных культур и светской этики», основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Лишь единство интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять,-это чувство любви к людям.
Огромная роль в духовно- нравственном становлении личности школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. На мой взгляд, для того, чтобы сделать мир богаче и красочнее, в первую очередь необходимо развивать в себе лучшие качества, совершенствовать себя, научиться ценить такие понятия как Истина, Красота, Добро и Справедливость. Есть такие люди, для которых дарить добро другим людям - жизненная потребность. Величие человека заключается в умении признавать и развивать способность людей, находящихся рядом. Велик тот учитель, который стремится к тому, чтобы воспитать более достойных учеников , чем он сам. И велик тот учитель, который гордится такими воспитанниками.
Литература
-
Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур М.Просвещение, 2011
-
Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Духовно -нравственное воспитание российских школьников- М. Просвещение, 2008
-
Васильева Е.В.Нравственное воспитание учащихся - Волгоград:
Учитель, 2008
4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.. Возрастные
особенности учащихся младших классов - М. Вако, 2008
5. Леднев В.С. Духовно -нравственная культура в образовании человека-
М.Просвещение, 2008
6 Метелик И.Н. Мировоззренческие основания духовной культуры и
воспитания школьников - Педагогика 2009 №3
-
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка , стр . 48, 22-е издание, 1992
-
Педагогика под редакцией Ю.К. Бабанского - М. Просвещение 1998
-
Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании
-
-
-
Шапошникова Т.Д. Основы светской этики - М. Дрофа,201
-