Классный час на тему Здоровая нация-светлое будущее (5-6 класс)

Классный час позволяет более глубже изучить и узнать традиции хакасского народа. Спустя столетия,некоторые традиции потеряли свою значимость.Чтобы современное поколение знало и чтило эти традиции, необходимо их подкреплять новыми знаниями.До сих пор в Хакасии есть шаманы, которые исцеляют людей.Дети в нашей школе более 50%-хакасы.
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБООУ РХ « Боградская санаторная школа - интернат »



Тема

«Традиционное воспитание здорового образа жизни в хакасской семье»

Выполнила: воспитатель I категории

Дельвер Надежда Ивановна.



с. Боград

2015г.



Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………… 3 - 5

  1. Рождение ребенка - счастье ……………………………………………………. 5 - 7

  2. Роль шаманов в жизни хакасов ………………………………………………… 7 - 8

  3. Воспитание трудолюбия и нравственности …………………………………… 9 - 10

  4. Физическое воспитание ………………………………………………...……….. 10 - 11

Заключение ……………………………………………………………………………….. 12

Список литературы …………………………………………………………………...…. 13

























Введение

« Один мудрец сказал: «Жалкая участь ждет тот народ,

который не помнит славных дел своих предков.

Он обречен на вымирание ».

Пусть очаг будет вечным, пусть жизнь будет бесконечной…



  1. «Бессмертие человека, как и бессмертие народа - в детях».

  2. «Будут дети - будет и будущее».

  3. «Он прожил долгую жизнь, повторился много раз в своих детях и правнуках».

  4. «Кто не любит детей, тот никого не любит»

  5. «Какое мясо - таков и суп»

  6. «Плохой сын - на весь улус позор»

Главной целью народной педагогики является сохранение исторического бессмертия народа. Бессмертие народа проявляется в детях. Воспитание - бесценное богатство. Из чего следует, что воспитание подрастающей смены, подготовка ее к деятельной жизни для каждого народа - смысл его общественного существования. Здоровая семья - основа прочности любого общества. У тюркских народов уважение к родителям определяется именно их многодетностью. Мнение многодетного мужчины считалось самым авторитетным. Назвать мужчину бездетным считалось оскорбительным ругательством. Уважением пользовалась многодетная женщина, а бездетность считалось большим бедствием. Принципиальной стороной семейного воспитания было уважение к ребенку. В народе говорили: «Кто не любит детей, тот никого не любит». В хакасских семьях дети никогда не наказывались физически, с ними наоборот советовались, какого бы они возраста не были. По детям судили о самих родителях. Существует хакасская пословица «Какое мясо - таков и суп», «Плохой сын - на весь улус позор». С теми семьями, где плохо воспитаны дети не общались, не роднились. Считается, что у тех иссякает жизненная сила, слабеет родовая кровь. В хакасской семье старшие требовали от детей знать своих сородичей до седьмого колена. Не знать этого - считалось позором. В большинстве тюркских семей рассказы о прадедах передавались по наследству. Считалось, что нет ничего губительнее для воспитания, чем дурной пример родителей. Это накладывало особую ответственность на поступки, действия, весь жизненный уклад родителей и близких. Гласит хакасская пословица «Жеребенок последу матери ступает». Особое место в формировании идеальных качеств подрастающей смены принадлежит воспитанию патриотических чувств. С древних времен у хакасов и других тюркских народов было принято обожествлять горы, реки и долины. Исполняли члены родной земли. Терминологическое понятие «Родина», у хакасов передается фразой: «отца - матери земля» или «наших отцов земля». Главное в патриотическом проявлении человека - помочь другому человеку, своему родичу, своему народу. «Родного - накормить, раздетого - одеть» - было первым заветом и делом чести у хакасов. На основе такой строгой и бескомпромиссной этической требовательности к человеку с глубины времен у хакасского народа выработался и сохранился свой

Нравственный кодекс:

- «До смертного одра не делай зла и не береги добра».

- «Ты не оставь униженных без милости, сиротам не давай в сиротстве вырасти».

- «Не заставляй слезы лить сосунка и сетовать в печали старика».

- «Старшим место уступай, младшим помощь подавай».

- «По болоту не ходи, дружбу с подлым не води».

- «Вместе голодай, вместе мерзни, но друга не бросай».

- «Ум крепко, а язык коротко держи».

Эти поучения, подобно заповедям Иисуса Христа, несут в себе глубокий, общечеловеческий смысл и имеют огромное значение в педагогической предназначенности. Еще с древних времен хакасы славились как умелые ремесленники, способные мастера и скотоводы. Труд в произведениях хакасского фольклора всегда выступает критерием духовного и нравственного совершенствования личности. Пословица это подтверждает: «Хорошего коня делает путь, хорошего человека - работа». Было в обычае с малого возраста привлекать детей к посильному труду. Ставилась задача - воспитать ребенка в труде и для труда. Сначала труд начинался с игры, а далее все усложнялось. Считалось, что во время игры дети научились преодолевать трудности, вырабатывать волю и хозяйственные задатки. Особенно ценилось семейное сотрудничество, т. к. ребенок рано учится подчинять свои интересы и действия общей цели, разделять с родителями радость и заботы. Трудовая деятельность детей способствовала их раннему жизненному созреванию, полноценному физическому и умственному развитию, легкой самостоятельности. У хакасов, как и у других жителей Сибири, дети в 13 лет считались уже взрослыми и заменяли родителей в случае их смерти. В наше время возникают новые условия экономической жизни, которые, безусловно, потребуют от человека и трудолюбия, и хозяйственной смекалки. Хочется верить, что идеи и методика воспитания во многом помогут решению нового подхода к трудовой подготовке нынешних детей. Сейчас в нашей республике, да и в других регионах РФ идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры.

I. Рождение ребенка - счастье

Рождение ребенка - часть непрерывной цепочки смены поколений, жизни народа. Хакасы верили, что души детей находятся под охраной богини Ымай, живущей в верхнем мире. Хакасы представляли ее полной седовласой старушкой, имеющей способность летать в образе белой птицы. В народном представлении зарождение ребенка происходит в печени, там, где сосредотачиваются эмоциональные чувства - радость, печаль. Душа еще неродившегося ребенка и младенца считалась весьма ранимой. Поэтому существовало большое количество запретов и предписаний для беременных женщин, рожениц и матерей. Будущим матерям запрещалось перешагивать через аркан или веревку, присутствовать на похоронах и поминках, стоять в дверях и т.д. Беременной женщине, по обычаю, нельзя ни в чем отказывать. Если у людей не было желаемой ею вещи, то давали что-нибудь другое взамен. Когда приходило время рожать, муж опускал в юрту через дымоход березу. Береза становилась опорой «алтын теек» для роженицы, которая рожала, стоя на коленях, опираясь на березовый шест. Помощь при родах оказывала акушерка «инейджи». Приняв младенца, повитуха ждала выхода последа («пала инезi» - букв. мать ребенка), а затем перерезала пуповину на березовой палочке или на стволе «алтын теек». У тюрков Саяно-Алтая мальчику пуповину отрезали ножом, а девочке - перерезали ножницами. После рождения ребенка его обмывали теплой соленой водой с молоком. Хакасы были уверены, что новорожденный, выкупанный в соленой воде, в жаркие дни не будет испытывать жажду. Для того, чтобы тело было крепким, после каждого купания младенца смазывали сметаной. Хакасы верили, что если ребенок родится на молодой месяц (ай наазы) - он будет счастливым, в последние дни старой луны (ай иргiзi) - несчастным, и проживет не долго. Если ребенок родится, в полнолуние (ай толызы), то он будет жить долго и богато. Рожденный в новолунье (ай аразы) - очень удачливый. Рожденный весной будет хилым, осенью - крепким. Если девочка родится в среду - она будет счастливая, если мальчик - несчастный. Девочка, рожденная лицом вниз, будет несчастная. Если так рождался мальчик, то наоборот. Ребенок появившийся на свет при трудных родах будет непослушным, а родившийся в рубашке будет счастлив. У хакасского народа сложился свой цикл праздников и обрядов, связанных с принятием нового человека в общество: «кiн тойы» (праздник отпавшей пуповины и захоронения последа), «пизiк тойы» (праздник укладывания ребенка в колыбель), «пала тойы» (именины), «Ымай тойы» (праздник в честь богини Умай), «тiс тойы» (праздник прорезывания первых зубов), «кiспiк тойы» (праздник первого срезания волос), обряд разрезания пут (когда малыш делал первые самостоятельные шаги). В традиционном мировоззрении считалось, что до трехлетнего возраста дети находятся в пограничном состоянии между тем миром, откуда пришла их душа, и миром людей. В связи с этим необходимо было соблюдать систему мер и предосторожностей по защите здоровья ребенка. В первую очередь, ребенка защищала сама мать, ангел-хранитель, колыбель, обереги. Одной из мер предосторожности являлось наречение ребенка «плохим» именем, чтобы нечистая сила не проявила интерес к ребенку. И лишь настоящее имя возвращалось на свадьбе. Например, Катанов Н.Н. был назван именем Порэ (седая прядь). Традиционная хакасская колыбель (пубай, пизiк) по своей конструкции в целом не отличалась от колыбелей других народов Южной Сибири. Она являлась напольной, с дугой в верхней части и бортами. Ребенок фиксировался в ней при помощи ремня. Колыбель была окружена различными оберегами, чтобы злые духи не смогли повредить ребенку - нож или ножницы, раковины каури, маленький лук со стрелами, у северных хакасов модели птиц, щепки от разбитого молнией дерева. В «необжитую» колыбель ребенка не клали: если она была совершенно новой, то сажали в нее щенка или кошку. Как правило, в одной колыбели вырастали все дети одной семьи. Начиная с грудного возраста, ребенок воспринимал культуру своего народа через колыбельные, сказки, загадки, пословицы и поговорки. В хакасских семьях не было принято физически наказывать детей. Считалось, что ребенку из-за отсутствия у него жизненного опыта допускается совершать ошибки, и он сам должен их исправлять. Детям постоянно внушалось, что они не должны в жизни совершать плохих дел - воровства, убийства, клеветы, лжи, завидовать другим, злиться. С детства детей приучали почитать предков, приветствовать старших, не вмешиваться в беседу взрослых, оказывать услугу, не ожидая похвалы и т.д. Важной частью детского мира являлись игры и игрушки. Игры хакасских детей были связаны с хозяйственными занятиями взрослых. Наиболее часто можно было встретить игрушки из астрагалов и костяных бабок домашних животных, которые накапливались в каждой семье. Астрагалы символизировали лошадей, овец, коров и других животных, составляя целые стада и табуны маленьких «хозяев». Дети кормили, поили, перегоняли свои стада, отары с пастбища на пастбище, выступали в роли чабанов. Также у хакасских детей были игрушки, вырезанные из дерева, толстой коры, тканей. Помимо игрушек - животных у хакасских детей имелись и куклы, изображавшие людей. Согласно традиции, куклы не имели лица. Одним из главных средств воспитания являлся физический труд. Мальчиков с малого возраста сажали в седло, лет с семи-восьми они начинали пасти скот. В подростковом возрасте взрослые обучали их косить сено и охотиться. Девочки обучались у матерей и старших сестер тонкостям женского труда - выделке шкур, ткачеству, приготовлению различных блюд и прочее. К шестнадцати-семнадцати годам считалось, что дети становятся взрослыми и их готовили к супружеской жизни. Физическое воспитание подрастающего поколения во все времена было важным аспектом педагогики. В работе социального работника, социального педагога часто встречаются ситуации, когда необходимы знания этнических особенностей, традиций физической культуры, физического воспитания того или иного народа. Коренными народами Северного Урала и Сибири в течение многих веков формировались гигиенические условия, социальные обряды, способствующие гармоничному физическому развитию детей и подростков, познанию ими своей национальной культуры. Условия появления ребенка на свет у коренных народов Северного Урала и Сибири имеют ряд особенностей, которых мы не наблюдаем у европейских народов, и специфические черты, связанные с национальной культурой, природно-климатической средой. Беременной женщине запрещается находиться на похоронах, а особенно ходить на кладбище, так как это повлияет на ребенка. У хакасов, как пишет В.Я. Бутанаев, при родах роженицу помещали за очагом на женской половине юрты у почетного места («тор»). Хакасские женщины рожали стоя на коленях, держась за березовую жердь. Пуповину ребенка перевязывали шелковой ниткой и, немного отступив, ее перерезали на березовой палочке. На ранку пупка ссыпали пепел от сожженных волос, состриженных с затылка матери. В то же время хакасы сразу после родов роженицу окуривали богородской травой. До трех суток, пока не отпадет пуповина, молодая мать не выходила на улицу. Роженица спала вместе с ребенком на полу. Хакасы купали младенцев в соленой воде и затем натирали сметаной, чтобы тело было крепким. С того времени, как отпадала пуповина и до шести месяцев ребенка купали таким образом через день. При рождении ребенка с ослабленными признаками жизни повитуха окунала его в теплую воду и делала искусственное дыхание и массаж, пока ребенок не оживал. Сразу после родов роженицу окуривали богородской травой. До трех суток, пока не отпадет пуповина, молодая мать не выходила на улицу, каждый день обливаясь по три раза и окуриваясь богородской травой. У хакасов колыбель, как правило, изготовлял дядя по матери. Материалом служила береза. Остов делали из двух продольных брусков, скрепленных между собой четырьмя поперечными дощечками. С двух боков продольных брусков прикреплялись вильчатые перильца. С верхней стороны брусков была вставлена высокая, сделанная из караганы дуга. На дне колыбели укреплялся лопатообразный желобок для стока мочи. От рождения всё изначально свидетельствовало о том, что родители заботились о своем поколении.

  1. II. Роль шаманов в жизни хакасов

Шаманы играли важную роль в жизни общества - они проводили обряды, промысловые культы, лечили от болезней, приносили своим соплеменникам души неродившихся детей, провожали душу умершего в иной мир. Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи (тöси) выбирали себе хозяина. Тöси - это рожденные вместе с водой и землей невидимые вечные силы, дающие камам знания и направляющие их деятельность. Шаманские тöси воображались в виде зверей, птиц, змей, вихря и т.д. Они делились на «чистых» (арыг тöстер) и нечистых (пуртах). Шаманские тёси различаются по полу и возрасту, по своему назначению и функциям. Обычно шаманом становился человек из того же рода, которому покровительствовали эти духи прежде, для этого он должен было обладать «лишней» костью. Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы. Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы. Шаманский бубен считался живым существом, и вести себя с ним необходимо было соответствующим образом. Вольное обращение с бубном каралось весьма строго. Шаманы исполняли целый ряд функций - культовую, врачебную, предсказательную, помогали своими советами. Также они выполняли функцию сохранения и передачи народных знаний следующим поколениям. Шаманы совершали обряды, связанные со многими сторонами быта и деятельности людей. Молитва шамана к небесным божествам:

«Народ подлунного мира не может жить,

Болезни и страдания не покидают!

Скот гибнет, посевы не растут,

Прошу дать души (кут) скота и посевов!»

Всякий человек, присутствующий при этом молении подставлял под отверстие юрты шапку, чтобы в нее упало с неба побольше кутов. Шаманы обычно присутствовали на похоронах. При обряде охранения живых от неспокойных духов умерших совершается обход против часовой стрелки. У хакасов этот ритуал известен под названием «Хурай - ланы». Во время похорон вдова трижды обходит с запада на восток телегу с гробом, держа в руках деревянную чашку с молоком от черной коровы, и говорит слова оберега: «Хурай, хурай, хурай». Затем это молоко пьют все члены семьи покойного. Ирбен травой (богородской) окуривали сзадин и покойника. Покойника хоронили в шубе, клали пишу, различные предметы, которыми в жизни пользовался покойник, а гроб укрывали шубой. Шаманы часто проводят обряды у Менгиров (каменное изваяние), где делаются жертвоприношения, а так же люди молятся и просят помощи, обращаясь к высшим силам, через Менгиры. Например, Менгир Хуртуйах Тас (большая каменная старуха) исцеляет от бесплодия, для этого необходимо намазать ей губы сметаной и попросить о помощи. Около села Казановка Аскизского района стоит одинокий камень Менгир Ах Тас, обращенный лицом на восток. О нем ходит немало легенд, связанных с культовой и лечебной магией. Путник, не доходя до Ах Таса, оставлял поклажу, коня и подходил к ритуальному месту, трижды обходил камень по ходу солнца, клал угощения и прижимался к камню. Мужчины к северной, а женщины к южной стороне камня. Родители привозили сюда детей от ограждения злых духов. В настоящее время шаманы также занимаются лечением и предсказанием будущего.

III. Воспитание трудолюбия и нравственности

С уважением к старшим прививается трудолюбие и нравственные качества характера ребенка:

  1. со стола убрать посуду во время, на ночь не оставлять, нечистая сила ест, пьет после нас, а утром опять мы едим из этой посуды (мамы прививали дочери навыки соблюдения чистоты и порядка будущей хозяйке);

  2. с закатом солнца нельзя было стучать, шуметь, укладывать ребенка спать, если спит то клали полотенце поперек ребенка в защиту от злых духов, которые выходили в это время (отцы прививали сыну основы к концу рабочего времени доделать всю основную работу, т.е. рационально использовать свой рабочий день, соблюдение режима отдыха всей семьи, т.к. ребенок выспится и долго не сможет уснуть вечером);

  3. по столу нельзя бить ни дома, ни в гостях (неуважение к семье, к приему гостя, считалось стол кормит всю семью поэтому нельзя относится плохо, может стать что на столе нечего будет кушать);

  4. воду в емкостях обязательно надо закрыть, считалось плохое что-то попадет в воду и можно заболеть (приучали к аккуратности и порядку в труде);

  5. утром кровать надо заправить или прикрыть чтобы место на котором ты спал был закрыт, по поверью плохой дух спать уложится на твое место (мама приучала дочь к порядку в доме с утра);

  6. плохое нельзя говорить о другом через некоторое время оно обернется к тебе или к самым слабозащищенным родственникам часто к детям (родители воспитывали умение выслушать и понять других, терпимость);

  7. волосы и ногти нельзя стричь вечером или ночью, считалось душа в это время находится в этих местах, если со стрижешь то душу вместе. (мамы дочерей приучали до заката солнца приводить в порядок внешний вид)

  8. на хакасском говорится, что бить нельзя скотину, которая не может говорить «т1л чох малды сохпачан» (воспитание терпимости к домашним животным при уходе за ними).

Наставляя детей таким образом, старейшины и родители не забывали им говорить:

  1. «Родители дали тебе жизнь, волю воспитай сам»

  2. «Не учись нежностям, учись трудностям»

  3. «Взялся за дело, делай хорошо»

  4. «Захочешь знать о себе - спроси мнение других людей»

Наставления старших в детстве человек проносит через всю свою жизнь и передает своим детям. Вот почему нам дороги заповеди воспитания, пришедшие к нам от дальних предков. Уважительное отношение к своему роду, родовому древу, из поколения в поколение из уст в уста передавались легенды и предания о происхождении своего рода, о лучших людях рода. Имя ребенку давали из самых достойных из рода, напоминали, что он носит легендарное имя и это вносило воспитательное значение. Воспитание уважения к старшим «Старших почитай - годы твои будут долги. Младших почитай - дни твои будут

IV. Физическое воспитание

У хакасов, как и у других народов, основы физической культуры закладывались с незапамятных времен.
"Самобытные народные игры и другие упражнения, бытовавшие в жизни хакасского народа, проводились в дни праздников, свадеб и религиозных обрядов в виде состязаний",
- указывает исследователь национальных традиций народов Южной Сибири Л. Сагалаков. В названный период, особенно в 70-е гг., национальный спорт в автономной области благодаря мощной государственной поддержке приобрел новые качественные черты, прежде всего организованность, многообразие соревнований и более высокий уровень достижений. Спортивные соревнования были составной частью народных праздников. Наряду с выступлениями самодеятельных артистов, плясками и гулянием, в их программу обычно включались разнообразные игры и состязания: стрельба из лука, конные скачки, поднятие тяжестей, гиревой спорт и борьба. Роль спортивных состязаний в традиционном обществе была довольно значимой, и интерес к ним в прошлом была ничуть не меньше, чем на сегодня. Цели проведения спортивных состязаний были разнообразными. Во-первых, это определение того, кто является наиболее сильным, ловким, смелым, быстрым, не только среди отдельных личностей, но и среди родов и отдельных фамилий. Во-вторых, общественная значимость - почти всегда спортивные состязания были приурочены к календарным и религиозным праздникам. В-третьих, досуг, отдых от будней, поэтому в них принимали участие все. В-четвертых, передача традиций и обычаев от старшего поколения младшему. В-пятых, сакральная составляющая - связь с высшими силами. Наиболее важная часть - воспитание духа победителей. Губернатор Енисейской губернии А.П. Степанов писал следующее: «Они борются: искусство и сила попеременно заменяют друг друга, редко бывают побежденные, тем более славы для победителя». Борьба являлась одним из главных атрибутов свадеб, где родственники со стороны жениха и невесты устраивали поединки между собой.

Кроме борьбы излюбленным видом состязаний хакасских скотоводов являлись конные скачки «чарыс». Они проводились либо во время крупных общественных мероприятий, либо по договоренности хозяев скакунов. На них собиралось большое количество зрителей, ставились большие ставки, дело доходило даже до проигрыша табунов и стад. В исторической легенде «Оджен-пиг» скачки стали поводом войны хакасов с монголами. В Советское время произошло резкое сокращение коневодства. Скачки стали проводиться на ипподромах. Только после введения в жизнь праздника «Тун Пайрам» люди вновь получили возможность наблюдать за увлекательными соревнованиями. Состязания по национальным видам спорта стали лучшим средством агитации за здоровый образ жизни, воспитывали уважение к отечественной культуре, учили беречь и приумножать народные традиции. Реформы в стране повлияли на этнопсихологические особенности народов России, в том числе и хакасов. Так, социологическое исследование по проблемам развития хакасского этноса, проведенное в 2001 году усилиями ученых Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и СО РАН, показало, что такая черта характера, как уверенность в себе и своем будущем у хакасов выражена менее всего. Этот признак по результатам анализа оказался на последнем месте, однако большее беспокойство вызывает общее состояние здоровья хакасов. Никто из числа опрошенных не отметил улучшение психического и физического здоровья за годы реформ. В педагогической мудрости хакасского народа наблюдается достаточно широкий спектр традиционных средств воспитания, в том числе по физическому воспитанию. Хакасский народ издревле упорно и много трудился, занимался, прежде всего, промысловым хозяйством (охота, рыбная ловля), скотоводством и земледелием. Напряженный труд требовал крепкого здоровья, выносливости, физической подготовки. Поэтому хакасы физическому развитию и заботе о здоровье ребенка уделяли большое внимание. С детства учили детей ездить на лошадях, стрелять из лука, пасти скот, косить сено, ходить вместе со взрослыми на охоту. Для развития физического воспитания детей и массовой физической культуры населения нужно формировать и совершенствовать физическое и духовное здоровье занимающихся. Воспитательное значение спорта велико, она закаляет характер, учит преодолевать трудности. Народные игры и состязания являются составной частью общей культуры народа. Оно было направлено на воспитание сильного, ловкого, смелого, выносливого молодого поколения - продолжателя рода. Титульный народ республики Хакасия остался жизнеспособным благодаря сохранению этого культурного наследия, в том числе и физической культуры.

Заключение

В настоящее время коренное население медленно исчезает. Уже остается мало чистокровных хакасов. Утеряны многие народные традиции. Население практически спивается, объясняя это жизненными трудностями. Большинство хакасов болеют туберкулезом, а распространению этой болезни способствует низкий уровень жизни (безденежье, а значит - плохое питание, лечение), часто происходят суицидальные исходы, не только среди взрослого, но и детского населения. Всем нам необходимо задуматься о сохранении нации. Национальная традиция воспитания практически является главным условием и национального возрождения, и возрождения любых национальных традиций…Нужно припасть к своим корням, а корни наши переплетены, и эти корни - опора и надежда наша, а может быть, и спасение…Без национальных корней, без этнической духовности - пустота, вакуум, пустыня в душе. Задачу вырастить детей умными, смелыми, трудолюбивыми жизнь ставит не только перед нами, перед нашими отцами, дедами. Века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем стоит человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо хакасов. Воспитание здорового образа жизни должно начинаться с рождения.

Список литературы:

1. Бутанаев В.Е. Воспитание маленьких детей у хакасов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири: Сб. / Сост. И.С.Кон. Л., 1988.

2. Министерство культуры РХ Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова.

3. В. И. Бураков, О. В. Буракова. К вопросу о развитии национальных видов спорта коренных народов Сибири в 1960 - 1980гг.

5. Боградский краеведческий музей.





© 2010-2022