Роль патриотического воспитания на уроках литературы

В данной работе представлены практические рекомендации по патриотическому воспитанию на уроках литературы для старших школьников, приуроченные к годовщине семидесятилетия Великой Отечественной войны.Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.Военная тема была всегда значима для русской литературы, потому что всегда помогала поня...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познавая жизнь через литературу, читатель

удовлетворяет извечное любопытство к

миру, к самому себе, накапливая

мироощущения, духовную энергию, страдая,

радуясь, очищаясь, становясь мудрее, проживая

не одну, а несколько жизней, - и тем самым

удлиняет срок собственного существования на

земле.

Ю. Бондарев.

Жизнь стремительно мчится вперед. За последнее время образование в корне изменилось. Но ни новые методики, ни вариативность учебного плана, ни появление многопрофильного образования и, конечно же, ни переход образования на информационно- коммуникативные технологии, что требует именно интеллектуального развития учащихся, никаким образом не сформируют духовно-нравственную личность, если этому не придавать особую значимость. Литература, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. В преддверии празднования 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войне эта тема является наиболее актуальной.

Бесценным, поистине неисчерпаемым источником для воспитания патриотизма является история Великой Отечественной войны. Книги о войне позволяют донести до сердца каждого человека память о тех героических событиях, дают уникальную возможность каждому лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, наших отцов и дедов, прадедов. Особое внимание на уроках литературы всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики. Военная тема была всегда значима для русской литературы, потому что всегда помогала понять природу человека, выявить силы добра, которые могут противостоять злу. Ставшие современной классикой художественные произведения В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б.Васильева, К.Симонова, А.Иванова, П.Проскурина, Г.Бакланова, А.Адамовича, В.Пикуля, В.Богомолова, В.Кондратьева и других писателей не фиксирует правду или неправду, они создают образ времени. Поэтому на основе их произведений можно провести литературный вечер воспоминаний: «Я расскажу вам о войне», который был бы основан на семейных рассказах ребят и взрослых о своих родственниках - участниках войны и тружениках тыла. Это мероприятие должно вызвать интерес у молодого поколения, так как произойдет непосредственное соприкосновение с историческими документами и событиями того времени, которые связаны с близкими людьми выступающих. Проведению этого мероприятия должна способствовать поисковая работа в семейных архивах: сбор информации, сведений, фотоматериалов о своих прадедах, участниках Великой Отечественной войны. На мероприятии необходимо предоставить возможность самим ребятам рассказать о военных судьбах родных, показать презентацию, продемонстрировать письма и награды фронтовиков, прочитать стихи собственного сочинения или эссе. Наглядная демонстрация подлинных предметов военной поры (наград, документов, писем, фотографий, газет, журналов, книг и т.д.) на организованной спец - выставке, например, под названием «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой» привлечет внимание учащихся.Данные формы работы помогут молодежи не только ближе познакомиться с героическим прошлым нашей страны, но и более полно узнать историю своей семьи.

Также, можно создать проект « Музыкально - поэтическая эстафета», которая включает ряд мероприятий:

1)поэтическую композицию «Далекому мужеству верность храня» - прочтение стихотворений и произведений художественной литературы периода Великой Отечественной войны;

2)музыкальный вечер «Забыть невозможно» - по песням военных лет;

3)урок памяти «Война глазами художников» позволит взглянуть на события войны через призму изобразительного искусства, познакомит читателей с картинами, плакатами и карикатурами советских художников: Г. Коржева, В. Корецкого, Кукрыниксов, А. Пластова, А. Лактионова, Ю. Принцева и других.

В конце мероприятий можно провести с ребятами дискуссию, выяснить их отношение к произведениям искусства того периода. Познание истории войны через произведения искусства должно расширить кругозор молодого поколения и углубить их интерес к событиям войны 1941-1945 годов.

Особое внимание необходимо уделить информационно- воспитательной работе с молодежью с привлечением местного материала, включая дебаты на тему Великой Отечественной войны, патриотические часы, поэтические конкурсы и посещение военно-исторических памятников и т.д. формы работы, используемые в патриотическом воспитании на уроках литературы.

Используя знания литературы и художественных фильмов о войне («А зори здесь тихие», «Освобождение», «В августе 44-го» и др.), можно провести уроки - концерты, которые, несомненно, оставят яркий след в душе учащихся. Девушки могут выступить в роли бойцов женского батальона, связистов, медсестер. Юноши продемонстрировать свои умения владеть приемами самообороны, предположить, как должен вести себя боец в той или иной ситуации. Такие уроки должны помочь современным подросткам окунуться в эпоху военного времени, почувствовать себя на месте своих сверстников, закрепить свои знания художественной литературы о войне. Можно устроить литературный десант, например, по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», С. Алексеевич «У войны не женское лицо». Рассматривая конкретные примеры из этих произведений, провести опрос ребят по следующим вопросам: «Согласны ли вы с мнением некоторых военных историков, что у Великой Отечественной войны «женское лицо»?»; «Как проявили себя девушки в боевых условиях?»; «Можно ли назвать героической гибель этих девушек?» и другие. Главная цель таких мероприятий, посвященных предстоящей юбилейной дате, - донести до детей смысл подвига советских людей, которые отдали свои жизни за свободу Родины. Как можно эмоциональнее рассказать нынешнему поколению, какой ценой была завоевана Победа, чтобы молодые люди в свою очередь также трепетно смогли донести свои патриотические чувства и эмоции будущем поколениям.

С каждым годом все дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Отношение к прошлому своей страны ярко показывает нравственную сторону нации. Память о стойкости и мужестве людей, которые отдали свое здоровье и жизнь за освобождение Родины от фашистского ига должна остаться навечно в сердцах и душах нынешнего и будущих поколений. Воспитание патриотических чувств сегодня является социальной потребностью и проблемой российского общества. Школа, используя свои ресурсы, призвана заниматься решением этой проблемы в первую очередь.







© 2010-2022