Здоровьесберегающие технологии на уроках татарского языка в начальной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии на уроках татарского языка в начальной школе

Камалова Эльвира Рамильевна

учитель

МБОУ «Лицей №14», г.Зеленодольск

Главная причина, основа, успеха в обучении - это комфортность эмоциональная, физическая, интеллектуальная. Условие комфорта - отсутствие каких-либо помех и преград. Недомогание, усталость, непонимание - это огромная помеха в овладении новыми знаниями, в учёбе; это стресс, который приводит к ухудшению здоровья. Одна из главных задач учителя - не навредить своими действиями ребёнку. А это не просто, ведь в погоне за результатами мы забываем о физиологических особенностях детей, их болезнях, особенностях восприятия и запоминания материала, не думаем об их самочувствии, не допускаем мысли о возможных проблемах в семье или коллективе.Как сделать, чтобы на уроках не чувствовалась усталость, а правила запоминались сами собой, положительные эмоции преобладали над отрицательными, а от процесса обучения каждый раз получали удовлетворение и учитель, и ученик. В этом должны помочь здоровьесберегательные технологии. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий способствует повышению качества обучения, мотивации, сохраняет здоровье школьников.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния;

2. творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения;

3. обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью;

4. предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности;

5. осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени;

6. рациональная организация двигательной активности.

7. обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей;

8. обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий;

На уроках татарского языка в начальных классах, я стараюсь использовать все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению.

  • Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения.

  • При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть, они не просто рассказывают диалоги, а показывают их.

  • Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также познавательных и языковых способностей.

  • Учителя татарского языка широко используют на уроках игрушки и картинки. Дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.

  • Разучивание и исполнение стихов и песен на татарском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

  • Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Режим дня», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д. Детям такие уроки особенно нравятся.

  • Во избежание усталости учащихся обязательна смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

  • Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно - тематическому планированию.

  • На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.

  • Доброжелательный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий.

Критериями отслеживания результатов использования здоровьесберегающих технологи могут служить показатели качества обучения (тесты, контрольные срезы), психологические тесты на определение отношения учеников к предмету, активность учеников на уроке, их участие во внеклассных мероприятиях.

Список литературы


  1. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 110.

  2. Сонькин В.Д. Законы растущего организма. - Издательство «Просвещение», 2008. - с.35.

© 2010-2022