• Преподавателю
  • Другое
  • Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя

Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ГС(К)ОУ «Верхнечелнинская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида»


Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.







Гилазиева Ф.Д

воспитатель I категории

2011 г.


Самоподготовка - обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирование положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается большое значение. При этом учитывается возраст детей, их самообразовательные возможности, полученные на уроках, нормы затраты времени в соответствии с СанПиН 2.4.2. 1178 - 02 и методические рекомендации по организации самоподготовки.

Перед самоподготовкой воспитатель ставит ряд конкретных задач:

- расширение границ учебной работы;

- углубление содержания учебных предметов;

- получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений, навыков;

- закрепление и повторение изученного на уроках материала;

- развитие интереса к учению;

- приобретение учениками навыков самостоятельной работы;

- формирование исполнительских навыков.

Воспитатель организует работу детей во время самоподготовки, следит за дисциплиной, воспитывает привычку самостоятельно учиться, берет под свою опеку школьников, отстающих в учебе. Воспитатель не учитель, он не ведет объяснений предмета, не инструктирует, как нужно выполнять задания, он лишь помогает ученикам выполнять задания учителя. Требования к руководству самоподготовкой:

- создание необходимых условий для занятий по самоподготовке (классные комнаты, кабинеты должны быть убраны, проветрены; подготовлены учебные пособия, словари, справочники и др.);

- строгое соблюдение санитарно - гигиенических требований;

- знание уровня общеобразовательной подготовки, индивидуальных способностей учащихся;

- осуществление руководства и оказание своевременной помощи со стороны воспитателя в организации самоподготовки учащихся; обучение рациональным приемам учебного труда;

- систематическая взаимосвязь и последовательность работы воспитателя с развивающейся деятельностью учащихся, обеспечение обратной связи, дающей информацию о результатах учебной деятельности учащихся на всех этапах обучения;

- формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда;

- формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы;

- оказание своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся в занятиях по самоподготовке.

- применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке;

- использование средств поощрения детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время;

- предоставление воспитателем в часы самоподготовки кратких перерывов в работе одному, двум или нескольким учащимся;

Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от того, как соблюдаются гигиенические требования к организации самостоятельной учебной работы детей. В интернате во время самоподготовки возникает крайняя необходимость создать такие условия, чтобы учащиеся не испытывали чрезмерные учебные перегрузки и не страдали от переутомления. При неоправданно длительных упражнениях, требующих большого напряжения памяти, неправильном положении тела во время самоподготовки, недостаточном или плохом освещении, отсутствии доступа свежего воздуха, загрязнении помещения, излишнем шуме и т.д., наблюдается быстрая потеря учебной работоспособности. Очень скоро появляется утомление, дети жалуются на головную боль, заметно снижается темп работы, появляется раздражительность, отличается ослабление восприятия, внимания и т. п. Это признаки переутомления. Повышением требовательности его устранить невозможно. Точное начало приготовления домашних заданий - непременное условие, влияющее на качество их выполнения. При организации режима дня следует учесть, что наивысшее проявление работоспособности приходится на промежуток между 9 и 11 часами, затем наступает спад и её исчезновение. Временное проявление её наступает после достаточно продолжительного отдыха, насыщенного движениями и физическими нагрузками. Вторично работоспособность появляется в промежутке времени с 16 до 17 часов, желательно в это время и заняться самоподготовкой. Элемент режима дня самоподготовка включает в себя 45 - минутные занятия, 10 - минутные паузы:

- для обучающихся 1 - 4 х классов на самоподготовку отводится 60 минут. После 45 - минутных занятий следует 10 - минутная пауза.

- для обучающихся 5 - 7 - х классов на самоподготовку отводится 1 час 15 минут, через каждые 45 - минутных занятий - 10 - минутные паузы.

- для обучающихся 8 - 9 классов на самоподготовку отводится 1 час 30 минут, через каждые 45 - минутных занятий - 10 - минутные паузы.

Дети должны знать основные требования, которые заблаговременно раздаются в виде памятки, и привыкнуть к их соблюдению, уметь действовать в нужной последовательности.

Ученик должен усвоить, что нельзя:

- опаздывать на самоподготовку;

- тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе;

- нарушать тишину;

- отвлекать товарищей от работы;

- обращаться с какими- либо просьбами, советами без надобности;

- заниматься посторонними делами;

- выходить из класса, передвигаться по нему без разрешения;

- использовать методы работы, вызывающие шум;

- вставать для приветствия, если кто- то войдёт в класс;

- создавать шум вне класса после получения разрешения выйти;

- беседовать с воспитателем в полный голос;

- давать громко консультацию;

- списывать у своих товарищей;

- уклоняться от выполнения части задания;

- недобросовестно выполнять задание;

- считать работу законченной без самопроверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя;

- при досрочном окончании работы заниматься неучёбными делами.

Ученику разрешается:

- по своему усмотрению планировать и осуществлять работу;

- пользоваться разнообразными пособиями и справочным материалом;

- с позволения воспитателя до начала самоподготовки сменять рабочее место;

- самостоятельно выбирать методы выполнения задания ;

- при необходимости обращаться шепотом за консультацией;

- с согласия воспитателя выходить на время из класса;

- оказывать помощь товарищу;

- делать перерывы для кратковременного отдыха;

- после выполнения задания повторять старый материал или работать с учебной литературой;

- подняв руку, обращаться с вопросами к воспитателю, беседовать с ним шепотом;

- проверять работу товарищей, когда своё задание выполнено;

- при плохом самочувствии попросить у воспитателя разрешения для дополнительного отдыха;

- отсутствовать на самопроверке с позволения только директора школы или его заместителя;

- читать книги, рекомендованные для внеклассного чтения;

- заучивать стихотворения для выступлений, конкурсов.

Точное и полное соблюдение всего, что сказано выше, помогает педагогу правильно организовать и дисциплинировать учебную деятельность школьников во время занятия. Многократное упражнение в выполнении правил сформирует у них привычку придерживаться установленного порядка учебной работы. Осознание детьми необходимости подчинятся требованиям положительно сказывается на их организованности и дисциплине.

Степень самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий на самоподготовке можно охарактеризовать следующим образом:

Состояние учащегося на самоподготовке

Характеристика состояния

Активно- самостоятельное

Не требует внимания воспитателя. Дети хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, все делают без помощи воспитателя

Зависимо- самостоятельное

Возникает тогда, когда ребенок действует самостоятельно. Он ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. Ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на воспитателя, так как присутствует элемент неуверенности. Работать может с увлечением

Принудительно- исполнительское

Появляется в группе школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути и средства решения задачи. Учащиеся не проявляют особой заинтересованности в работе, всячески привлекают внимание воспитателя или более сильных учеников. Укореняется привычка действовать по принуждению извне

Бесконтрольно- исполнительское

Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Это состояние временное и переходящее. Требовательность воспитателя и постоянный контроль должны разрушить это стремление, иначе в отношении к учебе появится формализм

Самопроизвольное

Проявляется в учебе у некоторых учащихся: «хочу- учу, не хочу- не учу», «легко- сделаю, трудно- не буду».Это трудно поддающиеся убеждению дети. Потребуется длительная кропотливая работа воспитателя по искоренению склонности в соответствии с собственными желаниями

Ориентируясь в проявлении этих состояний, можно лучше продумывать виды деятельности во время самоподготовки, превращая её в эффективное средство формирования личности обучающихся.

Этапы самоподготовки:

- подготовка детей к работе;

- актуализация знаний, изучение материала;

- самостоятельная работа учащихся;

- самоконтроль и самооценка;

- подведение итогов;

В нашей школе самоподготовка начинается в 16.30, дается звонок дети заходят в свои группы. У меня в группе воспитывается 16 учащихся, это 7 - 8 классы. У детей переходной возраст, трудное время. На языке больше всего «не буду, не хочу», поэтому организованное начало самоподготовки, каждодневные единые требования помогают мне в решении этой проблемы. Поддерживаю тесную связь с учителями предметниками, посещаю уроки. До начало самоподготовки вместе с дежурным учеником готовим необходимые принадлежности. Во время самоподготовки активных детей стараюсь посадить вместе с «самопроизвольными» детьми. Самоподготовку начинаем с чтения худ. литературы 5 - 8 минут, вместо художественной литературы я даю читать гуманитарный предмет по которому дали домашнее задание. Это дает мне сэкономить немного времени. Сэкономленное время использую для развития логического мышления. Очень приятно бывает когда на мероприятиях мои дети показывают результаты логического мышления. Наши дети с трудом запоминают таблицу умножения или вообще на него не обращают внимания, а каждый день повторять занимает время, я нашла вариант. В начале года мы обговариваем условия, если опаздываешь на самоподготовку - то знай таблицу умножения, так я избавилась от опаздывавших и дети особенно трудно успевающие стали обращать внимание на таблицу умножения. По русскому языку для актуализации знаний беру игру ты - мне, я - тебе. Один ученик говорит слово, другой прилагательное или глагол , исходя из того, что повторяем. Во время перерывов даю ребятам расслабиться, посидеть как они хотят, походить по группе. Особое внимание уделяю итогу самоподготовки, ребятам очень приятно услышать в свой адрес слова одобрения.

На самоподготовке иногда наблюдается преувеличенное увлечение воспитателя методами учебной работы: воспитатель как бы подменяет учителя. Это ничем не обоснованное вмешательство в ход и результаты работы учителя. Воспитатель, не подозревая о том, разрушает выстроенную учителем систему требований. Исправленная воспитателем работа ученика не дает учителю возможности установить действительный уровень усвоенных школьником знаний и умений и увидеть свои просчёты на уроке. По этому мы воспитатели можем контролировать выполнение домашнего задания, но проверить и исправлять работу учащихся не можем.

На самоподготовках дети не только более глубоко усваивают изучаемый материал, но и учатся осмысливать, осознавать собственную познавательную деятельность. Все это способствует развитию организованности, чувства ответственности, повышению качества знаний, способствует умственному развитию.


© 2010-2022