Методическая разработка Молодежная субкультура

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Каленкова Л.В.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького"

Сегодня как никогда, в России актуализируется проблема молодежной субкультуры. На сегодняшний день в различные мoлoдежные движения активно внедряются подростки, для которых главный жизненный принцип -физическое выживание.

В последние время прoблема охватила не только в крупные города, но и небольшие города и даже села. Чаще всего появление подростка - неформала у взрослых вызывает испуг, недоумение и желание пресечь подобное поведение.

В 1968 г. В.Т. Лисовский один из первых дал определение понятию "молодёжь": "Молодёжь-поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет".

В отличие от Лисовского, Кон утверждает, что "Молодёжь- это социально- демографическая группа и её конкретные возрастные рамки зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

Молодость - пoра, кoгда жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия того или иного решение, которое в значительной степени повлияет на формирование образа последующей жизни.

И, наконец, молодость - это период когда формируется молодежная субкультура.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Как и любая культура, молодежная субкультура выполняет свои функции. Социализация является самой основной функцией молодежных субкультур. У подростков появляется желание встречаться и дружить, вести переписку, общаться друг с другом, где они рассуждают о проблемах, о смысле жизни, помогают друг другу советом и просто вниманием. Так подросток находит поддержку среди единомышленников, даже если эта поддержка - виртуальная.

Мы все живем в вечной спешке, перенапряжении и попытке успеть буквально все. Но все это чреваты нервным истощением. Одной из функций неформальных объединений и является восстановление сил и снятие напряжения.

Подросток чаще всего выбирает себе в кумиры человека с теми качествами, которые, как правило, отсутствую, тем самым компенсируя свои «слабые места». И это придает ему уверенности в себе.

Молодежная субкультура способствует стимулированию творчества. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни.

По мнению взрослых, неформалами становятся обязательно из-за внутренних конфликтов. Но это не всегда так.

для подростков принадлежать к какой-либо субкультуре - это естественно. Просто пришел час искать себя, возникла потребность в энергетической разрядке, в поиске идеала, в критичности, в популярности, что-то значить. Начинается поиск единомышленников, объединения, которые бы удовлетворяли его интересы и потребности.

В настоящее время молодежных неформальных объединений очень много, они очень разные, тем не менее, их можно интегрировать по направлениям их деятельности, мировоззрения:

- музыкальные неформальные молодёжные организации;

- неформальные организации в спорте;

- филосовские неформальную организацию.

Уличные подростковые формирования стали устойчивой частью нашего общества, нашей культуры

Мы решили выяснить, насколько будущие педагоги осведомлены в вопросах молодежной субкультуры. С этой целью на базе нашего колледжа мы провели исследования среди студентов 1-2 курсов. Исследование охватило 186 респондентов, которым было предложено ответить на вопросы анкеты.

Анализ ответов на вопрос, «Какие молодежные направления вы знаете?» и последующая группировка названных респондентами субкультур позволил выделить 3 основных группы, в которые можно объединить определённые ими как "субкультуры" группы молодёжи.

Среди музыкальных они назвали панков, эмо, готов, реперов, металлистов.

Политических - наши, анархисты, скинхеды, зеленые.

Из спортивных - это скейтеры, стритрейсеры, роллеры, паркурщики, экстремалы.

Для того чтобы исследовать степень идентификации с какой - либо субкультурой нами было рассмотрено распределение ответов на вопрос "Состоите ли вы сейчас или когда-то состояли в какой-либо молодежной группе?

Ответы показали, что на данный момент студенты не причисляют себя ни к каким субкультурам.

Важно и то, что некоторые студенты раньше являлись участниками таких объединений как, скинхеды, наши, рокеры, но как ответила одна из студенток - цитирую: «вовремя одумалась и бросила это».

На вопрос, «В какой молодежной неформальной группе вы хотели бы состоять?», респонденты отвечали, что хотели бы быть членами различных видов неформальных молодежных объединений, таких как реп, готы, зеленые, реперы, байкеры, скинхеды, анимешники, альтернативщики.

Данное исследование показало то, что будущие педагоги не только теоретически знакомы с молодежной субкультурой, но и некоторые из респондентов являются членами неформалов и время пребывания в этих объединениях говорит о том, что они вступили в эту группу, будучи учащимися школы. Это свидетельствует о том, что, в школе обучаются дети-неформалы. Придя в школу, будущие педагоги столкнутся с трудностями в работе с малыми неформальными группами учащихся. Поэтому мы подобрали варианты работы с этими детьми.

Первая и самая главная задача - выявить лидера неформальной группы, переориентировать его с последующим воздействием через него на всю группу.

Второе, что мы предлагаем - приобщить в начале несколько участников, а затем всю группу к увлекательным видам деятельности под руководством опытного авторитетного воспитателя.

Каждая группа состоит из отдельных участников и к каждому участнику нужно найти свой подход. И самое главное принять его таким, какой он есть, содействовать его самоутверждению, направлять его деятельность на социально-ценные дела.

По результатам теоретического и практического исследования можно сделать вывод, что работа с современными подростками и молодежью требует особой подготовки, которой зачастую недостает педагогическим кадрам.

Литература

  1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань, 1997.

2. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры. Сб. научных трудов. Л., 2009.

3. Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". Заметки социолога. Л., 2010.


© 2010-2022