Разработка методического семинара Конференция обучающихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический семинар по теме

«Конференция обучающихся «Познаем, творим, исследуем»

Цель: Познакомить педагогов, организующих учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, с организационными условиями проведения конференции для обучающихся «Познаем, творим, испытываем» и требованиями к представляемым работам.

План проведения:

  1. Ознакомление с положением о проведении конференции обучающихся «Познаем, творим, испытываем».

  2. Ознакомление с требованиями к оформлению и представлению работ.

  3. Обсуждение организационных вопросов по проведению конференции.

Ход семинара:

  1. Ознакомление с положением о проведении конференции обучающихся «Познаем, творим, испытываем».

Положение

о конференции обучающихся «Познаем, творим, испытываем»


Конференция обучающихся «Познаем, творим, испытываем» (далее конференция) является формой подведения итогов учебно - исследовательской деятельности обучающихся в МБОУДОД «ДЮЦ «Приобский».

1. Общие положения.

Конференция проводится ежегодно.

Настоящее Положение определяет цели и задачи конференции обучающихся, как этапа подготовки к городским конференциям, порядок ее проведения.

2. Основные цели и задачи конференции.

Формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной учебно - исследовательской работы;

Смотр достижений обучающихся, апробация результатов учебно - практической деятельности;

Ознакомление обучающихся с современными достижениями наук в области изучаемых проблем;

Пропаганда творческой работы обучающихся и ее распространение в учреждении.

Конференция может проводиться по всем направлениям, реализуемым в учреждении.

3. Участники конференции.

Участниками конференции являются обучающиеся детских объединений, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью по заявке от педагога или научного общества обучающихся, не позднее, чем за две недели до начала конференции.

4. Порядок проведения.

Сроки проведения конференции определяются приказом директора учреждения ежегодно.

Порядок организации и проведения конференции определяется методическим советом совместно с администрацией учреждения.

5. Руководство и методическое обеспечение конференции.

Общее руководство конференцией обучающихся осуществляет оргкомитет, утвержденный приказом директора учреждения.

6. Оргкомитет конференции:

Для организации и проведения конференции создается оргкомитет.

Оргкомитет разрабатывает программу конференции, формирует список участников, утверждает жюри, организует награждение победителей.

Обеспечивает необходимый научно - методический уровень проведения конференции;

Анализирует и обобщает итоги конференции, представляет аналитические материалы по итогам проведения конференции;

Совместно с членами жюри принимает решение по спорным вопросам;

Рекомендует обучающихся для участия в городских научно - практических конференциях.

7. Жюри конференции.

На конференции проводится публичная защита, стендовая защита работ, которая оценивается составом жюри по направлениям или видам работ (ежегодно определяется оргкомитетом конференции).

В состав жюри включаются методисты, педагоги по направлениям, имеющие не ниже первой квалификационной категории, студенты и преподаватели вузов, аспиранты.

Жюри оценивает результаты работы участников конференции, определяет победителей и распределяет призовые места, проводит анализ работ и их защит, участвует в решении спорных вопросов.

8. Подведение итогов конференции обучающихся.

По итогам издается приказ директора учреждения.

Участники конференции, занявшие 1,2,3 места, награждаются грамотами, ценными подарками. На городскую конференцию направляются лучшие учебно - исследовательские работы.

По решению оргкомитета конференция может носить не конкурсный характер.

9. Порядок представления работ на конференцию.

Решение о представлении работ на конференцию принимается на заседаниях научного общества обучающихся или по представлению научного руководителя. Количество представленных работ не ограничено.

Работы обучающихся могут быть представлены по трем следующим категориям: научно - исследовательская работа, реферат и тематическая презентация.

10. Критерии оценки.

Критерии оценки являются основой для принятия решения жюри при определении лучших работ.

- Научно - исследовательской работы:

Критерии

Баллы

1.

Логичность и ясность выступления

0-5

2.

Четкость и научность изложения представляемого материала

0-5

3.

Обоснование актуальности темы исследования

0-5

4.

Грамотное формулирование результатов исследований и выводов

0-10

5.

Наличие оригинальности в исследовательских подходах

0-5

6.

Использование наглядности

0-5

7.

Умение отвечать на вопросы, аргументировано отстаивать свою точку зрения

0-10

8.

Наличие контакта с аудиторией

0-5

9.

Соблюдение регламента

0-3

10.

Поощрительные баллы

0-3

- Реферативной работы.

- Презентации.

11.Подведение итогов.

Подведение итогов осуществляет жюри.

Лучшие работы обучающихся награждаются дипломами или грамотами школы. Обучающиеся, чьи работы являются наиболее интересными, получают рекомендации для выступления на городских конференциях.



  1. Ознакомление с требованиями к оформлению и представлению работ.

Конкретность формулировки темы, четкость в постановке целей и задач исследования, определенность ожидаемых результатов.

Наличие исследования. Его актуальность, логичность составления плана исследования и полнота его раскрытия

Отражение в работе истории и историографии рассматриваемого вопроса, отечественного и зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме.

Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора.

Научный стиль изложения, литературный язык работы.

Соответствие оформления работы ГОСТу (объем, правильность оформления библиографического аппарата, таблиц, диаграмм, приложений, списка литературы и т.д.)

Структурные компоненты научно-исследовательской работы

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- главы основной части;

- выводы;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Содержание работы должно сопровождаться мультимедийной презентацией

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. После заглавия указывается вид работы (исследовательская работа, проектная работа…). Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество автора работы и далее фиксируется фамилия, имя отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность. В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.

Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

Главы и параграфы нумеруются, введение и заключение не нумеруются.

Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; формулируется гипотеза; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно-исследовательской работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида работы обучающегося.

В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.

Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами.

Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования.

В конце помещается список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно-исследовательской работы.

В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: объёмные рисунки, справочники, нормативно-правовая документация и т.д.

Требования к оформлению научно-исследовательской работы:

Общие требования к оформлению.

Научно-исследовательская работа должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.

Текст представляется на белой бумаге форматом А4 (297*210) на одной стороне листа.

При написании следует соблюдать следующие правила:

· Размер полей: левое - 3 см, правое - 1 см, верхнее - 2 см, нижнее - 2,5 см;

· Нумерация страниц - по центру внизу страницы;

· Текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков);

·Абзац - 1,25 см;

·На листе 29-30 строк;

·Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы;

· Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям;

· Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов - прописными, выделение глав и параграфов из текста осуществляется за счет пропуска дополнительного интервала;

· Заголовки следует располагать по середине строки симметрично к тексту;

· Для компьютерного набора размер шрифта -14;

· Порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1,2,3), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к главе, вторая - на собственную нумерацию.

Требования к оформлению цитат и ссылок

Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:

·При дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [4. С. 123] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке литературы.

·При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: [23].

· Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами «Цит. По...» или «Цит. по кн....» и указать номера страниц и номер источника в списке литературы, например: (Цит. По кн. [6. С. 240]).

· Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, по тому что) заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

· При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.

· В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.

· Если автор в приведенной цитате выделяет в ней некоторые слова, то он должен это специально оговорить в скобках, например: (подчеркнуто мною - О. К. или (курсив наш - О. К.).

·В современной научной литературе используются внутри текстовые ссылки. Их оформление возможно в двух вариантах. Первый: за упоминанием автора в квадратных скобках указываются порядковые номера тех источников, на которые идет ссылка в тексте. Например: В трудах С. Л. Рубинштейна [4; 5; 7] раскрываются... Второй вариант: вслед за упоминанием автора указывается год издания монографии, статьи в соответствии со списком использованной в работе литературы. Пример: В ряде работ С. Л. Рубинштейна (1957), А. Н. Леонтьева (1965), Б. М. Теплова (1956), А. А. Смирнова (1966) сформулированы новые подходы к изучению сознания.

· Когда на одну страницу попадает две-три ссылки на один и тот же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в квадратных скобках принято писать [Там же] или при цитировании [Там же. С. 309].

Требования к оформлению таблиц

Цифровые данные исследования группируются в таблицы, оформление которых должно соответствовать следующим требованиям:

·Слово «Таблица» без сокращения и кавычек пишется в правом верхнем углу над самой таблицей и ее заголовком. Нумерация таблиц производится арабскими цифрами без знака номер и точки в конце. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишется.

· Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной по всему тексту работы или самостоятельной в каждом разделе. Тогда она представляется по уровням подобно главам и параграфам. Например: в главе 2 таблицы будут иметь номера 2.1, 2.2 и т. д. Первый вариант нумерации обычно применяют в небольших по объему и структуре работах. Второй - предпочтителен при наличии развернутой структуры работы и большого количества наглядного материала.

· Название таблицы располагается между ее нумерацией и собственным содержанием. Пишется с прописной буквы без точки в конце.

·При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных граф следует пронумеровать и повторять только их номер.

·Предварительно над таблицей поместить слова «Продолжение таблицы 8».

·При фиксации сырых баллов в таблицах, если для этого нет прямой необходимости, не принято писать фамилии, имена респондентов.

· Название таблицы, ее отдельных строк не должно содержать сокращений, аббревиатур, не оговоренных ранее в тексте работы.

Требования к оформлению иллюстраций.

В качестве иллюстраций в исследовательских работах могут быть использованы рисунки, схемы, графики, диаграммы, которые обсуждаются в тексте.

Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Если в работе представлены различные виды иллюстраций, то нумерация отдельно для каждого вида.

В текст работы помещаются те иллюстрации, на которые в ней имеются прямые ссылки типа «сказанное выше подтверждает рисунок...».

Остальной иллюстрационный материал располагают в приложениях.

Номера иллюстраций и их заглавия пишутся внизу под изображением, обозначаются арабскими цифрами без номера после слова «Рис.».

На самой иллюстрации допускаются различные надписи, если этому позволяет место. Однако чаще используются условные обозначения, которые расшифровываются ниже изображения.

На схемах всех видов должны быть выражены особенности основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей, связей изображаемых предметов или процесса.

При построении линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладываются независимые факторные признаки, на оси ординат - показатели на определенный момент или период времени или измененные размеры какого-либо признака. Вершины ординат обычно соединяются штрихом, в результате чего получается ломанная прерывистая линия. На координатное поле можно наносить несколько линейных диаграмм для наглядного сравнения результатов. На столбиковых и секторных диаграммах размер прямоугольников или секторов должен быть пропорционален изображаемым ими величинам.

Требования к оформлению приложений.

Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении следует учитывать общие правила оформления.

Приложения оформляются как продолжение основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или формате приложения оформляются в виде самостоятельного блока в специальной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложение» и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу, например: Приложение № 1.

Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения.

При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами по порядку.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Требования к оформлению библиографического списка.

Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.

Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1.84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84 - введ. 01.01.86. - М., 1984. - 75 с. И с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Кн. Палата», 1991).

Мультимедийная презентация к работе

Презентация используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда. Содержание слайдов должны соответствовать текстовому содержанию работы.

Требования к созданию и оформлению:

· на титульном слайде указываются данные автора работы и руководителя (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки;

·соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

· расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине);

·качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; яркость и контрастность изображения);

·кегль шрифта соответствует возрастным особенностям обучающихся и должен быть не менее 24 пунктов;

· использование единого стиля оформления;

· творческий, оригинальный подход к созданию презентации;

·презентация не должна быть скучной и громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).

·на последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты.

·на завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).


  1. Обсуждение организационных вопросов по проведению конференции.

Порядок проведения конференции

Публичная защита исследовательских работ проводится в соответствии с общепринятыми нормами:

Время представления работы 10 минут.

В докладе должны быть отражены следующие вопросы:

-название работы;

-авторский коллектив и база, где проводились исследования;

-объяснение причины заинтересованности данной проблемой автора;

-краткий обзор литературных источников по данной проблеме;

-методика исследования;

-выводы по работе;

-практическое значение работы.

Ответы на вопросы жюри и аудитории от 5 до 10 минут. Руководитель организует работу строго в соответствии с регламентом. По окончании работы конференции пройдет круглый стол.



© 2010-2022