- Преподавателю
- Другое
- Доклад Разработка содержания и методики проведения недели «Химия и жизнь»
Доклад Разработка содержания и методики проведения недели «Химия и жизнь»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колосова М.Е. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка содержания и методики проведения недели «Химия и жизнь» в Орто-Нахаринской школе
Одной из форм деятельности школы, ориентированной на развитие личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, являются ежегодно проводимые недели предметов естественно-научного цикла.
Предметные недели - это цикл мероприятий, которые пронизаны духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными работами. Основной целью недели химии является развитие интереса школьников к химии как науке, через разнообразные формы деятельности.
Привлекаются к участию в предметной неделе наибольшее число участников учебного процесса. Предоставляется всем учащимся возможность активного участия в каждом мероприятии в соответствии с их способностями, склонностями и интересами и дается возможность обучающимся увидеть и оценить результаты, как своей деятельности, так и деятельности других участников предметной недели.
Познавательный интерес к химии формируется как на уроке, так и во внеклассной работе, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся. Именно поэтому наиболее эффективным инструментом совершенствования химической грамотности и мотивации к более расширенному изучению предмета является тематическая неделя. Нами запланированы и разработаны мероприятия недели «Химия и жизнь». В современном мире без знаний основ правильного и безопасного пользования средствами бытовой химии можно нанести своему здоровью вред при использовании химических бытовых средств.
Этапы проведения предметной недели «Химия и жизнь»
I. Подготовительный этап. Творческая группа учащихся и учитель-предметник составляют план недели и подбирают конкурсные вопросы, задания, мероприятия, оформляют экспозиционный материал, определяют сроки, согласно Положению о проведении недели. На данном этапе подключаются ученики 10,11 классов, проявляющие интерес к химии, для помощи в организации и проведении мероприятий, подведении итогов.
II. Объявление о начале недели.
Задача этого этапа - заинтересовать, привлечь участников - решается через яркое, броское, красочное оформление общешкольного стенда, посвященного проведению недели .
III. Основной этап. Проведение недели.
Цель: совершенствование химической грамотности средствами недели «Химия и жизнь», расширение знаний и повышения познавательного интереса учащихся по предмету «Химия».
Задачи:
1. Развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся.
2. Прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждать любознательность обучающихся.
3. Совершенствовать навыки безопасного обращения с химическими веществами, средствами бытовой химии и другими продукциями химического производства.
Приводим программу недели «Химия и жизнь» в таблице 3.
Таблица 3
№
Тема мероприятия
Вид мероприятия
Класс
День недели
Подготовка к неделе:
-
Подготовка учащимися тематических классных часов
-
Выбор инициативной группы для подготовки классных часов, вечера
Подготовка к вечеру: разработка сценария, распределение ролей; подготовка презентации и демонстраций опытов
8-11
За неделю до начала недели
1
Ознакомление с программой и мероприятиями недели, вывешены на стенде красочно оформленная программа недели «Химия и жизнь»
Общешкольная линейка, объявление о начале недели
1-11
понедельник
1
Безопасное использование средств бытовой химии
Опрос
8-11
понедельник
2
Бытовая химия - польза и вред
Классный час
8-9
вторник
3
Химия в жизни человека
Классный час
8-11
среда
4
Химические средства гигиены. Проводится инструктаж по ТБ
Практическая работа, подготовка презентации
8-11
четверг
5
Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Выведение пятен с тканей. Проводится инструктаж по ТБ
Практическая работа, презентация
8-11
пятница
6
Вечер «Интеллектуальное химическое кафе»
Вечер, дискотека
8-11
суббота
7
Подведение итогов недели «Химия и жизнь», рефлексия
Общешкольная линейка, награждение активных участников недели
8-11
понедельник
Содержание программы недели «Химия и жизнь»
Проведение опроса по теме «Безопасное использование средств бытовой химии» показывает, что многие не знают и не понимают, что свободно продаваемые средства бытовой химии могут представлять какую-то опасность.
Классный час «Бытовая химия - польза и вред» в 8-9 классах. План раскрытия темы следующий: Химические вещества есть в каждом доме. Их правильное использование и хранение. Правильно утилизировать их остатки. Степени и характеры опасности для человека бытовых химикатов можно разделить на 4 группы.
Гигиенические средства. Способы изготовления мыла. Свойства мыла.
Практические работы. 1. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды - 8-9 классы; 2. Синтез мыла из жиров - 10-11 классы.
Решение проблемных ситуаций: Почему мыло моет? Почему мыло плохо стирает в жесткой воде? Почему японцы пользуются только хозяйственным мылом для стирки?
Практическая работы №2. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Выведение пятен с тканей. В форме игры - конкурса: Кто быстрей и лучше очистит вещь от пятен?
Сравнение различных средств для выведения пятен.
Вечер недели «Интеллектуальное химическое кафе». Заранее предложены участникам вечера следующие проблемы: Какие напитки и почему следует не употреблять? Чем опасны нитраты, тяжелые металлы? Каковы последние крупные достижения химии? Каков вклад ученых-химиков в развитии человеческой цивилизации? Какое отношение имеет химия к красоте?
Согласно идее вечера в кафе работают столы: Химия и здоровье, Наука Химия, Великие химики, Химия и красота. Каждая группа-стол заранее готовит презентацию по свое теме. Мероприятие, в рамках которого реализован сценарий, внеклассное в рамках недели «Химия и жизнь». Принимают участие учащиеся 8-11 классов. Используются мультимедийное оборудование, презентации учащихся по проделанной работе. Эстетически оформляется зал по теме «Интеллектуальное химическое кафе» для проведения вечера.
Основываясь на работах авторов Наховой Н.А., Егоровой К.Е. в учебно-методическом пособии для студентов «Развитие и закрепление практических умений и навыков по химии» [8] , при проведении недели «Химия и жизнь» запланированы и сделаны две практические работы, целью которых является развитие интереса к изучению химии и совершенствование химической грамотности учащихся.
Первая практическая работа «Химические средства гигиены» проводилась для учащихся 8-11 классов.
-
Приготовление мыла из свечки и стиральной соды (концентрированный раствор Na2O3) - 8, 9 классы;
-
«Синтез мыла из жиров. Почему мыло моет?»» - 10-11 классы;
Вторая практическая работа «Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Выведение пятен с тканей» проводилась для учащихся 8-11 классов.
-
«Удаление пятен от чая» - 8 класс;
-
«Удаление пятен от ягод» - 9 класс;
-
«Удаление жирных пятен» - 10 класс;
-
«Удаление пятен от кофе» -11 класс.
А также проведен вечер «Интеллектуальное химическое кафе» целью, которой является расширение знаний учащихся по предметам (химия, биология), привлечение интереса к предметам.
Подведение итогов по результатам мероприятий недели «Химия и жизнь» и вручение наград отличившихся учащихся проводится на следующей неделе. Собирается совет учащихся, и подводятся итоги (рефлексия).