Доклад Разработка содержания и методики проведения недели «Химия и жизнь»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка содержания и методики проведения недели «Химия и жизнь» в Орто-Нахаринской школе

Одной из форм деятельности школы, ориентированной на развитие личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, являются ежегодно проводимые недели предметов естественно-научного цикла.

Предметные недели - это цикл мероприятий, которые пронизаны духом сотворчества, ожиданием чего-то необычного, неординарного, интересного. Они активизируют познавательный интерес учащихся, повышают мотивацию к изучению предметов, увлекают интересными работами. Основной целью недели химии является развитие интереса школьников к химии как науке, через разнообразные формы деятельности.

Привлекаются к участию в предметной неделе наибольшее число участников учебного процесса. Предоставляется всем учащимся возможность активного участия в каждом мероприятии в соответствии с их способностями, склонностями и интересами и дается возможность обучающимся увидеть и оценить результаты, как своей деятельности, так и деятельности других участников предметной недели.

Познавательный интерес к химии формируется как на уроке, так и во внеклассной работе, предполагающей использование самых разнообразных видов деятельности учащихся. Именно поэтому наиболее эффективным инструментом совершенствования химической грамотности и мотивации к более расширенному изучению предмета является тематическая неделя. Нами запланированы и разработаны мероприятия недели «Химия и жизнь». В современном мире без знаний основ правильного и безопасного пользования средствами бытовой химии можно нанести своему здоровью вред при использовании химических бытовых средств.

Этапы проведения предметной недели «Химия и жизнь»

I. Подготовительный этап. Творческая группа учащихся и учитель-предметник составляют план недели и подбирают конкурсные вопросы, задания, мероприятия, оформляют экспозиционный материал, определяют сроки, согласно Положению о проведении недели. На данном этапе подключаются ученики 10,11 классов, проявляющие интерес к химии, для помощи в организации и проведении мероприятий, подведении итогов.

II. Объявление о начале недели.

Задача этого этапа - заинтересовать, привлечь участников - решается через яркое, броское, красочное оформление общешкольного стенда, посвященного проведению недели .

III. Основной этап. Проведение недели.

Цель: совершенствование химической грамотности средствами недели «Химия и жизнь», расширение знаний и повышения познавательного интереса учащихся по предмету «Химия».

Задачи:

1. Развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся.

2. Прививать навыки самостоятельного поиска новых закономерностей, пробуждать любознательность обучающихся.

3. Совершенствовать навыки безопасного обращения с химическими веществами, средствами бытовой химии и другими продукциями химического производства.

Приводим программу недели «Химия и жизнь» в таблице 3.

Таблица 3


Тема мероприятия

Вид мероприятия

Класс

День недели


Подготовка к неделе:

  1. Подготовка учащимися тематических классных часов

  2. Выбор инициативной группы для подготовки классных часов, вечера

Подготовка к вечеру: разработка сценария, распределение ролей; подготовка презентации и демонстраций опытов



8-11

За неделю до начала недели

1

Ознакомление с программой и мероприятиями недели, вывешены на стенде красочно оформленная программа недели «Химия и жизнь»

Общешкольная линейка, объявление о начале недели

1-11

понедельник

1

Безопасное использование средств бытовой химии

Опрос

8-11

понедельник

2

Бытовая химия - польза и вред

Классный час

8-9

вторник

3

Химия в жизни человека

Классный час

8-11

среда

4

Химические средства гигиены. Проводится инструктаж по ТБ

Практическая работа, подготовка презентации

8-11

четверг

5

Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Выведение пятен с тканей. Проводится инструктаж по ТБ

Практическая работа, презентация

8-11

пятница

6

Вечер «Интеллектуальное химическое кафе»

Вечер, дискотека

8-11

суббота

7

Подведение итогов недели «Химия и жизнь», рефлексия

Общешкольная линейка, награждение активных участников недели

8-11

понедельник



Содержание программы недели «Химия и жизнь»

Проведение опроса по теме «Безопасное использование средств бытовой химии» показывает, что многие не знают и не понимают, что свободно продаваемые средства бытовой химии могут представлять какую-то опасность.

Классный час «Бытовая химия - польза и вред» в 8-9 классах. План раскрытия темы следующий: Химические вещества есть в каждом доме. Их правильное использование и хранение. Правильно утилизировать их остатки. Степени и характеры опасности для человека бытовых химикатов можно разделить на 4 группы.

Гигиенические средства. Способы изготовления мыла. Свойства мыла.

Практические работы. 1. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды - 8-9 классы; 2. Синтез мыла из жиров - 10-11 классы.

Решение проблемных ситуаций: Почему мыло моет? Почему мыло плохо стирает в жесткой воде? Почему японцы пользуются только хозяйственным мылом для стирки?

Практическая работы №2. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Выведение пятен с тканей. В форме игры - конкурса: Кто быстрей и лучше очистит вещь от пятен?

Сравнение различных средств для выведения пятен.

Вечер недели «Интеллектуальное химическое кафе». Заранее предложены участникам вечера следующие проблемы: Какие напитки и почему следует не употреблять? Чем опасны нитраты, тяжелые металлы? Каковы последние крупные достижения химии? Каков вклад ученых-химиков в развитии человеческой цивилизации? Какое отношение имеет химия к красоте?

Согласно идее вечера в кафе работают столы: Химия и здоровье, Наука Химия, Великие химики, Химия и красота. Каждая группа-стол заранее готовит презентацию по свое теме. Мероприятие, в рамках которого реализован сценарий, внеклассное в рамках недели «Химия и жизнь». Принимают участие учащиеся 8-11 классов. Используются мультимедийное оборудование, презентации учащихся по проделанной работе. Эстетически оформляется зал по теме «Интеллектуальное химическое кафе» для проведения вечера.

Основываясь на работах авторов Наховой Н.А., Егоровой К.Е. в учебно-методическом пособии для студентов «Развитие и закрепление практических умений и навыков по химии» [8] , при проведении недели «Химия и жизнь» запланированы и сделаны две практические работы, целью которых является развитие интереса к изучению химии и совершенствование химической грамотности учащихся.

Первая практическая работа «Химические средства гигиены» проводилась для учащихся 8-11 классов.

  1. Приготовление мыла из свечки и стиральной соды (концентрированный раствор Na2O3) - 8, 9 классы;

  2. «Синтез мыла из жиров. Почему мыло моет?»» - 10-11 классы;

Вторая практическая работа «Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен. Выведение пятен с тканей» проводилась для учащихся 8-11 классов.

  1. «Удаление пятен от чая» - 8 класс;

  2. «Удаление пятен от ягод» - 9 класс;

  3. «Удаление жирных пятен» - 10 класс;

  4. «Удаление пятен от кофе» -11 класс.

А также проведен вечер «Интеллектуальное химическое кафе» целью, которой является расширение знаний учащихся по предметам (химия, биология), привлечение интереса к предметам.

Подведение итогов по результатам мероприятий недели «Химия и жизнь» и вручение наград отличившихся учащихся проводится на следующей неделе. Собирается совет учащихся, и подводятся итоги (рефлексия).



© 2010-2022