Статья на тему Терминологическая работа на уроках химии и биологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья

Терминологическая работа на уроках химии и биологии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 16»

учитель химии - Батырова Раиля Бадртдиновна

Функциональная грамотность - тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности. На эффективность социализации влияет образованность человека, проявляющаяся в обученности, воспитанности, развитости. Начальным условием социализации является грамотность. В учебных стандартах школ России вводится понятие химической и биологической грамотности, под которым понимается не только владение учащимися традиционными умениями производить вычисления, решать задачи, записывать уравнения химических реакций, но и получение теоретических знаний, усвоение основ химического и биологического языка, овладение элементами логического мышления[7].

Проверяя контрольные, самостоятельные, практические работы, выслушивая ответы обучающихся на уроках, нам часто приходится задумываться над тем, какими средствами можно развить у ребёнка умение правильно и научно выражать свои мысли, грамотно писать ответы на вопросы. В общеобразовательной школе для организации контроля на уроке широко применяется метод тестирования. При этом чаще всего учащимся достаточно поставить цифру и букву ответа на вопрос, не обременяя себя написанием сложных и труднопроизносимых терминов. По - нашему мнению, написание и проговаривание простых и сложных химических и биологических терминов способствует умственному развитию обучающихся, их грамотности.

Исходное событие для начального этапа формирования работы с терминологией - чтение учебной и научной литературы, внимательное прослушивание объяснения учителем учебного материала, обращение в словарь терминов. В процессе чтения и прослушивания объяснения ученик выделяет основные понятия, устанавливает связи данных понятий с ранее изученными; устанавливает внутренние связи между терминологией и идеями параграфа, главы; фиксирует в памяти правильность написания новых слов, формул, уравнений.

Следующим этапом в работе с химической и биохимической терминологией является закрепление полученных знаний. Этот процесс заключается в использовании разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся. Методическая цель любого урока - создание атмосферы заинтересованности каждого ученика, стимулирование его к активной работе. В этом нам помогает проведение разнообразных видов работ с терминами:

- составление терминологического словаря темы и обучение учащихся приемам работы со словарями и энциклопедиями - толковым словарем русского языка В.И.Даля (или под редакцией Д.Н.Ушакова), кратким словарем иностранных слов, отдельными томами большой и малой энциклопедий, химической и биологической энциклопедией, словарем (справочником) юного биохимика. Во многих случаях в словаре или энциклопедии можно найти не только объяснение химического термина или названия, но и указание на их происхождение. В настоящее время огромные возможности для поиска необходимой информации предоставляет Интернет; ( например: адсорбция - поглощение; ассоциация - соединение; диссоциация - разъединение; диффузия - распространение; нейтрализация - ни тот, ни другой)[3];

-терминологический диктант позволяет проконтролировать, насколько правильно учащиеся воспринимают термины и названия "на слух" и записывают их. В терминологическом диктанте можно практиковать и толкование отдельных терминов. Например, на обобщающем уроке по теме: «Электролитическая диссоциация», можно предложить записать под диктовку слова - «электролит», «диссоциация», «катион», «анион» и сделать перевод на русский язык этих терминов[2],[6];

-диктант «Шифровальщик»: учитель диктует термины, понятия, названия объектов, формулы, а ученики записывают их по порядку, в виде символов, условных значков на последней странице тетради. Затем урок продолжается, и после двух - трёх смен видов деятельности, учащимся предлагается вернуться к своему зашифрованному списку и восстановить его уже в словах. Эта работа - прекрасная тренировка образного правополушарного мышления и межполушарного взаимодействия[1];

-игра «Словарный марафон»: ребята по цепочке повторяют изученные термины. Ученик, назвавший 10 терминов без ошибки, получает положительную оценку;

-составление рассказа учащимися по терминам, выписанным на доске в процессе закрепления изученного на уроке материала;

-прослушивание учениками «ложного рассказа» и исправление ошибок в терминах;

-анализ текста с пропущенными словами;

-составление и разгадывание кроссвордов, сканвордов, ребусов, шарад[6];

-разгадывание и придумывание загадок;

-подбор синонимов к терминам:

«критерий» - мера, мерило, мерка;

«морфологический» - внешний, фенотипический [1];

- задания на установление аналогий: между первым и вторым понятием существует определённая связь. Такая же связь существует между третьим и одним из пяти приведённых понятий. Найдите эти понятия:

Целлюлоза - глюкоза = белок - ……. ?

а)нуклеотиды, б) глицерин, в) аминокислота, г) липид, д) углевод;

-задания на обобщение: Объедините одним словом:

а) углекислый газ, б) хлорофилл, в) вода, г) глюкоза (фотосинтез)[1];

-составление «синквейна»: нерифмованного стихотворения из пяти строк;

-составление рефератов, сообщений с изученными ранее и новыми для учащихся терминами;

-разгадывание и составление химических и биологических викторин [4];

-использование дидактических материалов и интернет - ресурсов в поисках правильной трактовки и написании различных химико - биологических терминов[2],[5];

-анализ цитат и изречений известных учёных и писателей: Аристотеля, Р. Вирхова, Ч.Дарвина, В.И. Вернадского, И.И. Мечникова, Д.И. Менделеева, М. Пришвина.

Работа с терминами на уроках химии и биологии может быть разнообразной и увлекательной. Она легко мотивирует обучающихся разного уровня знаний, мышления к изучению материала; создаёт у детей определённую сумму умений и навыков; развивает гибкость мышления, грамотность.

-«Третий лишний». Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте выбор:

  • Споровики, саркодовые, жгутиковые.

  • Псевдоподии, жгутики, светочувствительный глазок.

  • Ядро, циста, цитоплазма[1].

Ситуации применения знаний:

  • использование различных веществ, продуктов;

  • химические, физические, биологические явления вокруг нас;

  • правила работы со стиральным порошком, мылами, средствами бытовой химии;

  • стирка, уборка, кухня;

  • гашение соды, обработка накипи;

  • чтение этикеток, покупка продуктов, минеральных веществ, знание биологических добавок, консервантов;

  • использование предметов бытовой химии, выведение пятен, работа с отбеливателями;

  • умение читать этикетки, читать инструкции по применению лекарств и уметь оказывать первую помощь.

Большое количество обучающихся не подозревают о том, что у них отсутствуют необходимые навыки для обеспечения жизненного уровня в обществе, которое становится все более технологическим и связанным с международным рынком. Думается, что в новом «новая грамотность», как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме. Лозунгом обучения и самообразования можно будет сделать слова: «Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться и учить»[7].

Литература:

1.Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Москва: Методическая библиотека,2006.

2.Евстифеева А.Г. Дидактические материалы к урокам химии. Ростов- на -Дону: Феникс, 2004.

3.Егоров А.С. Самоучитель по решению химических задач. Ростов -на -Дону:Феникс,2001.

4.Малышкина В. Занимательная химия.С-Петербург: Тригон, 1998.

5.Тепаева Л.А. Биология. 10 - 11 классы: организация контроля на уроке.

Контрольно - измерительные материалы. Волгоград: Учитель, 2010.

6. Фасевич И.Н.Биология 6 -11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций. Волгоград: Учитель,2009.

7. Интернет-ресурс: festival.1september.ru/articles/517479/Парминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально - педагогическое явление.





© 2010-2022