- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по марийскому языку
Рабочая программа по марийскому языку
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шамуратова В.А. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Руководитель РМО учителей марийского языка и литературы
_______________
Н. А. Николаева
СОГЛАСОВАНО
Руководитель методического совета школы
_____________
Т. А. Филякова
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 8
____________ С. В. Смирнов
Приказ № 210- К
от 31 августа 2015 г
Рабочая программа
по родному (марийскому) языку и литературе для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
Составила учитель родного (марийского) языка
Шамуратова Варвара Андреевна
Рассмотрено на заседании
кафедры учителей предметов
гуманитарного цикла
МБОУ СОШ № 8
Протокол № 1 от
28 августа 2015 года
Руководитель кафедры
_________________
Четверикова Н.А.
Пояснительная записка
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
- Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации"
- Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
- Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"
- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан"
- Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года
- Государственная программа «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» от 26 июня 2013 года №279
- Закон Республики Башкортостан «О государственной символике Республики Башкортостан» от 29 мая 2014г. №98-з
- Целевая республиканская программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;
- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2015 - 2016 учебный год (6 - 9 классы)
-Календарный учебный график учебного процесса на 2015-2016 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
-Положение МБОУ СОШ № 8 «О рабочих программах по предмету (курсу) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан»
Сведения о программе по учебному предмету
Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.
Сведения об УМК
Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК« Марийский язык » авторов В. В. Кузнецов, Н. В. Кузнецова Йошкар-Ола 2011
« Марийская литература» учебник-хрестоматия для 9 класса Составители П. А. Апакаев ,Г. Н. Бояринова.
Цель и задачи учебного предмета
Курс марийского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к марийскому языку;
• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение марийским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
• освоение знаний о марийском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах марийского языка; об основных нормах марийского литературного языка; о марийском речевом этикете;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию
. Задачами обучения в 9 классе являются:
-продолжить развитие интереса к изучению марийского языка;
- закрепить умения говорить по - марийски теоретическим материалом;
- научить высказывать свое мнение полным предложением, составлять небольшие тексты.
Общая характеристика учебного предмета
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры марийского народа, средством приобщения к богатствам марийской культуры и литературы.
. Марийский язык как предмет является одним из компонентов целостной системы языкового образования в школах Республики Башкортостан. Учащиеся 9 класса имеют представление о том, что значит поиск и фиксация информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации.
Изучение данного предмета способствует дальнейшему формированию умения искать информацию в учебной книге, формированию осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Всё это в целом способствует развитию коммуникативных способностей пятиклассников. А это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.
Основное назначение марийского языка в 9 классе состоит в формировании элементарных представлений о системе марийского языка, в формировании речевых умений и навыков, необходимых для повседневного общения.
Являясь существенным элементом культуры марийского народа, курс обучения в 9 классе призван выполнять функцию обеспечения развития ученика как личности, полноценно (с учетом своего возраста) владеющей устной и письменной речью, а также формирования своей собственной траектории
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики языка, владение нормами речевого этикета, культурой общения.
. Большое значение для успешного овладения марийским языком в школе имеет его связь с другими предметами, включёнными в программу средней школы.
Данная программа формирует ценностные ориентиры учащихся и раскрывает связь учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся, включая:
- формирование экологической культуры;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путём информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждение необходимости отказа от вредных привычек. Приобщение к здоровому образу жизни происходит в рамках таких тем, как «Твоё здоровье», «Игры и спорт».
Кроме того данная программа содержит и региональный компонент. Этнокультурные особенности Республики Башкортостан обсуждаются в ходе изучения таких тем, как « Мой город», «Моя семья», когда учащиеся рассказывают о свое малой Родине городе Бирск; «Путешествия», учащиеся совершают поездки в столицу республики, город Уфа; «Праздники и обычаи», где учащиеся рассказывают про сабантуй; при обсуждении темы "Национальные блюда" учащиеся говорят про башкирский мёд, чэк-чэк и т.д.
Большое значение на современном этапе развития общества приобретает социализация и самореализация личности учащихся. Задачи социализации легко могут быть решены на уроках родного (марийского) языка и литературного чтения посредством включения ребят в специально организованные ситуации урока. И до того, как жизнь поставит ученика перед проблемой выбора, у него уже будет собственное мнение, он будет иметь возможность самостоятельно принимать решения, будет адекватен окружающей его реальности.
Место учебного предмета в учебном плане
Региональный базисный учебный план для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основное общеобразовательные программы - образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Приказ №905 « 29» апреля 2015 предусматривает изучение родного (марийского) языка и литературы в 9 классе общеобразовательных учреждений в объеме 68 часов (2 часа в неделю).
Результаты изучения учебного предмета (предметные)
В результате изучения марийского языка ученик должен
знать/понимать
• роль марийского языка как национального языка марийского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы марийского литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты родного языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Предпочтительные формы контроля
Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется контрольными работами, индивидуальными карточками, тестами, кроссвордами, устными индивидуальными опросами, экспресс - опросами, взаимопроверки.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем
Программа разработана с учётом современных образовательных требований, которые отражены:
В формах и методах: дифференцированные, конкурсы, выставки, игры;
В принципах: индивидуальность, доступность, преемственность;
В методах мониторинга, контроля, управления: тестирование, наблюдение, анкетирование. Анализ результатов деятельности каждого ученика.
Используемые технологии:
Личностно - ориентированное обучение;
Технология традиционного обучения;
Технологии, построенные на основе объяснительно - иллюстративного способа обучения;
Технология сотрудничества;
Игровая технология
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета
Система образования края (5 часов) Школы Марийского края в 19 начале 20 века.Братство Святителя Гурия.Просветители Марийского края.Казанская Новокрещенская школа.Первая марийская школа .
Закончилась трудовая четверть ( 5 часов) Закончилось лето.Об одном летнем дне
Лето - время созревания плодов.Хлеб - всему.
Техника и человек (7 часов) Роль техники в жизни человека.На уроке информатики.Технический университет.Будешь учиться - в жизни
Марийские народные праздники (4 часа) Марийские праздники .Осенние календарьные праздники.Весенние праздники.Обряды марийцев Пасха.
Сернурский район (5 часов) Сернурский район.Ким Васин
Известные люди Сернурского района .
Молодежь и время (5 часов) Молодежь республики.« Орленок».« Юность»
Наши кумиры
Москва - столица России (5 часов) Географическое положение.История переселения мари .На Красной площади.Заочная экскурсия по Москве
Природа родного края .
Марийское радио и телевидение (6 часов) Марийское радио.Марийское телевидение Программа передач.Ведущие исполнители песен.Я ведущая телепередачи
Йошкар - Ола - центр образования(4 часов) Роль образования в жизни человека.В мире профессий.Центр образования.Моя поездка в город Йошкар -Ола
Городской и сельский быт (7 часов) Быт города.Жизнь сельских труженников
Профессия города и села.Уровень культуры. Моя деревня.Компьютеризация
Наступает весна (5 часов) Наступила весна .Приметы весны.Поэзия о весне Весна
Нас ждут дальние края (10 часов)Район Сомбатхея.В семье финно - угорских народов.Родственный венгерский народ.Наш район -многонацио- нальный район.Составление анкеты Летние каникулы
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ
Четверть
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
Количество контрольных работ
I четверть
2
17
1
II четверть
2
15
1
III четверть
2
21
1
IV четверть
2
15
1
Итого в год
68
4
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметными результатами являются:
- понимать речь учителя, отвечать на вопросы;
- пересказать текст, звучащий в течение 3-5 минут, определить тему и идею; -
-при общении знать 800 слов и словосочетаний и применять их в повседневной жизни, уметь составлять диалог из 10-12 реплик, монолог из 12-15 предложений;
- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;
-уметь написать текст по рисунку;
-читать про себя и вслух выразительно;
-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;
-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной речи;
-правильно писать слова;
-уметь написать поздравительную открытку;
-уметь писать текст по плану
Учащиеся 9 класса должны к концу учебного года знать материал по грамматике: падежи имен существительных; число имен существительных; времена глагола; некоторые разряды местоимений; наречия времени, места, образа действия; по словообразованию и морфемике: определять части речи, образовывать новые слова; по синтаксису: простые и сложные предложения.
Календарно-тематический план
№ урока
Дата
Тема урока
Количество часов по разделу
план
факт
Система образования края (5 часов)
1
02.09
Школы Марийского края в 19 начале 20 века
1
2
03.09
Братство Святителя Гурия
1
3
09.09
Просветители Марийского края
1
4
10.09
Казанская Новокрещенская школа
1
5
16.09
Первая марийская школа
1
Закончилась трудовая четверть ( 5 часов)
6
17.09
Закончилось лето
1
7
23.09
Об одном летнем дне
1
8
30.09
Лето - время созревания плодов;
1
9
01.10
Хлеб - всему голова
1
10
07.10
Р/р. Написание сочинения « Кинде»
1
Техника и человек (7 часов)
11
08.10
Роль техники в жизни человека
1
12
14.10
На уроке информатики
1
13
15.10
Технический университет
1
14
21.10
Будешь учиться - в жизни пригодишься
1
15
22.10
Контрольный диктант « Шочмо вер»
1
16
28.10
Работа над ошибками. Глагол
1
17
29.10
Обобщение по теме «Техника и человек»
1
Марийские народные праздники (4 часа)
18
05.11
Марийские праздники
1
19
11.11
Осенние календарьные праздники
1
20
12.11
Весенние праздники
1
21
18.11
Обряды марийцев Пасха
1
Сернурский район (5 часов)
22
19.11
Сернурский район 1
23
25.11
Ким Васин
1
24
26.11
Известные люди Сернурского района
1
25
02.12
Контрольный диктант « Теле»
1
26
03.12
Работа над ошибками . « Союзы»
1
Молодежь и время (5 часов)
27
09.12
Молодежь республики
1
28
10.12
« Орленок»
1
29
16.12
« Юность»
1
30
17.12
Наши кумиры
1
31
23.12
Обобщение по теме «Молодежь и время»
1
Москва - столица России (5 часов)
32
24.12
Географическое положение
1
33
14.01
История переселения мари
1
34
20.01
На Красной площади
1
35
21.01
Заочная экскурсия по Москве
1
36
27.01
Природа родного края
1
Марийское радио и телевидение (6 часов)
37
28.01
Марийское радио
1
38
03.02
Марийское телевидение Программа передач
1
39
04.02
Ведущие исполнители песен
1
40
10.02
Я ведущая телепередачи
1
41
11.02
Спорт
1
42
17.02
Обобщение по теме Марийское радио и телевидение
1
Йошкар - Ола - центр образования(4 часов)
43
18.02
Роль образования в жизни человека
1
44
24.02
В мире профессий
1
45
25.02
Центр образования
1
46
02.03
Моя поездка в город Йошкар -Ола
1
Городской и сельский быт (7 часов)
47
03.03
Быт города
1
48
09.03
Жизнь сельских труженников
1
49
10.03
Профессия города и села
1
50
16.03
Уровень культуры
1
51
17.03
Контрольный диктант « Моя деревня»
1
52
23.03
Работа над ошибками Компьютеризация
1
53
24.03
Обобщение по теме «Городской и сельский быт»
1
Наступает весна (5 часов)
54
06.04
Наступила весна
1
55
07.04
Приметы весны
1
56
13.04
Поэзия о весне
1
57
14.04
Р/ р. Написание сочинения «Шошо»
1
58
20.04
На пришкольном участке
1
Нас ждут дальние края (10 часов)
59
21.04
Район Сомбатхея
1
60
27.04
В семье финно - угорских народов
1
61
28.04
Родственный венгерский народ
1
62
04.05
Наш район -многонациональный район
1
63
05.05
Составление анкеты
1
64
11.05
Контрольный диктант « Элнет»
1
65
12.05
Работа над ошибками. Правописание прилагательных
1
66
18.05
Повторение по теме « Нас ждут дальние края»
1
67
19.05
Летние каникулы
1
68
25.05
Итоговый урок по 9 классу
1
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.
Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.
Марийский язык для 9 класса авторов В. В. Кузнецов, Н. В. Кузнецова Йошкар-Ола 2011
Марийская литература учебник-хрестоматия для 9 класса Составители П. А. Апакаев ,Г. Н. Бояринова.
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д
Тесты по марийскому языку
М.Я.Исаев Сборник диктантов по марийскому языку Для учителей 4-8 классов
Учебно-наглядные издания и пособия
Наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному (марийскому) языку. портреты поэтов и писателей.
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.
I.Словари:
1.В.М.Васильев, З.В.Учаев Марийско- русский словарь.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,2012.-296с.
2.Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории имени В. М. Васильева Марийский орфографический словарь Йошкар-Ола,2011.-368с.
Журналы:
1."Учитель Башкортостана.Уфа.
2." Кече" Йошкар-Ола.
Газеты:
1. « Чолман" Нефтекамск.
2. « Кугарня», Йошкар-Ола.
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)
пр Презентациии: «Орнаменты», «Н. Лекайн», «Кайык шулдыран тана». «Шочмо кундем» oprb.ru
-
morb.ru Официальный сайт Министерства образования Республики Башкортостан
-
edu.ru Федеральный портал "Российское образование"
-
минобрнауки.рф.минобрнауки.рф Министерство образования и науки РФ
pravitelstvorb.ru/ Официальный сайт Правительства Республики Башкортостан -
apkpro.ru Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
-
ege.edu.ru официальный информационный портал ЕГЭ
-
zankov.ru Образовательная система Л.В.Занкова
-
kpolyakov.narod.ru Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному языку.
1. Географические карты РМЭ;
2. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Технические средства обучения
Ноутбук, магнитофон
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя
Марийские писатели в школе ( В.Иванов, В. Сапаев, З. Каткова, В. Косоротов) Йошкар-Ола Марийское книжное издательство 2012
ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 2008
Литература, рекомендованная для учащихся
Л.А.Петухова. Разговарииваем на марийском языке. Йошкар-Ола, 1994 год
В.В. Константинова Разговорные тексты и упражнения для развития устной речи 6 класс-Йошкар-Ола 2009.-40с.2008 год