Рабочая программа по марийскому языку

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан







СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО учителей марийского языка и литературы

_______________

Н. А. Николаева

СОГЛАСОВАНО

Руководитель методического совета школы

_____________

Т. А. Филякова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 8

____________ С. В. Смирнов

Приказ № 210- К

от 31 августа 2015 г








Рабочая программа

по родному (марийскому) языку и литературе для 9 класса

на 2015-2016 учебный год

Составила учитель родного (марийского) языка

Шамуратова Варвара Андреевна













Рассмотрено на заседании

кафедры учителей предметов

гуманитарного цикла

МБОУ СОШ № 8

Протокол № 1 от

28 августа 2015 года

Руководитель кафедры

_________________

Четверикова Н.А.

Пояснительная записка

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

- Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 (ред. от 12.03.2014) "О языках народов Российской Федерации"

- Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"

- Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 N 718 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)"

- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. N 696-з "Об образовании в Республике Башкортостан"

- Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» № 216-З от 15 февраля 1999 года

- Государственная программа «Развитие культуры, искусства и кинематографии в Республике Башкортостан» от 26 июня 2013 года №279

- Закон Республики Башкортостан «О государственной символике Республики Башкортостан» от 29 мая 2014г. №98-з

- Целевая республиканская программа сохранения, изучения и развития языков народов Республики Башкортостан

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2015 - 2016 учебный год (6 - 9 классы)

-Календарный учебный график учебного процесса на 2015-2016 учебный год Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

-Положение МБОУ СОШ № 8 «О рабочих программах по предмету (курсу) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан»

Сведения о программе по учебному предмету

Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК« Марийский язык » авторов В. В. Кузнецов, Н. В. Кузнецова Йошкар-Ола 2011

« Марийская литература» учебник-хрестоматия для 9 класса Составители П. А. Апакаев ,Г. Н. Бояринова.

Цель и задачи учебного предмета

Курс марийского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к марийскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение марийским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о марийском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах марийского языка; об основных нормах марийского литературного языка; о марийском речевом этикете;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

. Задачами обучения в 9 классе являются:

-продолжить развитие интереса к изучению марийского языка;

- закрепить умения говорить по - марийски теоретическим материалом;

- научить высказывать свое мнение полным предложением, составлять небольшие тексты.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры марийского народа, средством приобщения к богатствам марийской культуры и литературы.

. Марийский язык как предмет является одним из компонентов целостной системы языкового образования в школах Республики Башкортостан. Учащиеся 9 класса имеют представление о том, что значит поиск и фиксация информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации.

Изучение данного предмета способствует дальнейшему формированию умения искать информацию в учебной книге, формированию осуществлять сравнение и выделять общее и различное. Всё это в целом способствует развитию коммуникативных способностей пятиклассников. А это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.

Основное назначение марийского языка в 9 классе состоит в формировании элементарных представлений о системе марийского языка, в формировании речевых умений и навыков, необходимых для повседневного общения.

Являясь существенным элементом культуры марийского народа, курс обучения в 9 классе призван выполнять функцию обеспечения развития ученика как личности, полноценно (с учетом своего возраста) владеющей устной и письменной речью, а также формирования своей собственной траектории

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики языка, владение нормами речевого этикета, культурой общения.

. Большое значение для успешного овладения марийским языком в школе имеет его связь с другими предметами, включёнными в программу средней школы.

Данная программа формирует ценностные ориентиры учащихся и раскрывает связь учебного предмета с программой воспитания и социализации обучающихся, включая:

- формирование экологической культуры;

- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путём информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждение необходимости отказа от вредных привычек. Приобщение к здоровому образу жизни происходит в рамках таких тем, как «Твоё здоровье», «Игры и спорт».

Кроме того данная программа содержит и региональный компонент. Этнокультурные особенности Республики Башкортостан обсуждаются в ходе изучения таких тем, как « Мой город», «Моя семья», когда учащиеся рассказывают о свое малой Родине городе Бирск; «Путешествия», учащиеся совершают поездки в столицу республики, город Уфа; «Праздники и обычаи», где учащиеся рассказывают про сабантуй; при обсуждении темы "Национальные блюда" учащиеся говорят про башкирский мёд, чэк-чэк и т.д.

Большое значение на современном этапе развития общества приобретает социализация и самореализация личности учащихся. Задачи социализации легко могут быть решены на уроках родного (марийского) языка и литературного чтения посредством включения ребят в специально организованные ситуации урока. И до того, как жизнь поставит ученика перед проблемой выбора, у него уже будет собственное мнение, он будет иметь возможность самостоятельно принимать решения, будет адекватен окружающей его реальности.

Место учебного предмета в учебном плане

Региональный базисный учебный план для образовательных организаций Республики Башкортостан, реализующих основное общеобразовательные программы - образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Приказ №905 « 29» апреля 2015 предусматривает изучение родного (марийского) языка и литературы в 9 классе общеобразовательных учреждений в объеме 68 часов (2 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (предметные)

В результате изучения марийского языка ученик должен

знать/понимать

• роль марийского языка как национального языка марийского народа,

государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического,

официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы марийского литературного языка (орфоэпические,

лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты родного языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Предпочтительные формы контроля

Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется контрольными работами, индивидуальными карточками, тестами, кроссвордами, устными индивидуальными опросами, экспресс - опросами, взаимопроверки.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Программа разработана с учётом современных образовательных требований, которые отражены:

В формах и методах: дифференцированные, конкурсы, выставки, игры;

В принципах: индивидуальность, доступность, преемственность;

В методах мониторинга, контроля, управления: тестирование, наблюдение, анкетирование. Анализ результатов деятельности каждого ученика.

Используемые технологии:

Личностно - ориентированное обучение;

Технология традиционного обучения;

Технологии, построенные на основе объяснительно - иллюстративного способа обучения;

Технология сотрудничества;

Игровая технология

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

Система образования края (5 часов) Школы Марийского края в 19 начале 20 века.Братство Святителя Гурия.Просветители Марийского края.Казанская Новокрещенская школа.Первая марийская школа .

Закончилась трудовая четверть ( 5 часов) Закончилось лето.Об одном летнем дне

Лето - время созревания плодов.Хлеб - всему.

Техника и человек (7 часов) Роль техники в жизни человека.На уроке информатики.Технический университет.Будешь учиться - в жизни

Марийские народные праздники (4 часа) Марийские праздники .Осенние календарьные праздники.Весенние праздники.Обряды марийцев Пасха.

Сернурский район (5 часов) Сернурский район.Ким Васин

Известные люди Сернурского района .

Молодежь и время (5 часов) Молодежь республики.« Орленок».« Юность»

Наши кумиры

Москва - столица России (5 часов) Географическое положение.История переселения мари .На Красной площади.Заочная экскурсия по Москве

Природа родного края .

Марийское радио и телевидение (6 часов) Марийское радио.Марийское телевидение Программа передач.Ведущие исполнители песен.Я ведущая телепередачи

Йошкар - Ола - центр образования(4 часов) Роль образования в жизни человека.В мире профессий.Центр образования.Моя поездка в город Йошкар -Ола

Городской и сельский быт (7 часов) Быт города.Жизнь сельских труженников

Профессия города и села.Уровень культуры. Моя деревня.Компьютеризация

Наступает весна (5 часов) Наступила весна .Приметы весны.Поэзия о весне Весна

Нас ждут дальние края (10 часов)Район Сомбатхея.В семье финно - угорских народов.Родственный венгерский народ.Наш район -многонацио- нальный район.Составление анкеты Летние каникулы

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Четверть

Количество часов в неделю

Количество часов в четверти

Количество контрольных работ

I четверть

2

17

1

II четверть

2

15

1

III четверть

2

21

1

IV четверть

2

15

1

Итого в год


68

4



Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Предметными результатами являются:

- понимать речь учителя, отвечать на вопросы;

- пересказать текст, звучащий в течение 3-5 минут, определить тему и идею; -

-при общении знать 800 слов и словосочетаний и применять их в повседневной жизни, уметь составлять диалог из 10-12 реплик, монолог из 12-15 предложений;

- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;

-уметь написать текст по рисунку;

-читать про себя и вслух выразительно;

-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;

-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной речи;

-правильно писать слова;

-уметь написать поздравительную открытку;

-уметь писать текст по плану

Учащиеся 9 класса должны к концу учебного года знать материал по грамматике: падежи имен существительных; число имен существительных; времена глагола; некоторые разряды местоимений; наречия времени, места, образа действия; по словообразованию и морфемике: определять части речи, образовывать новые слова; по синтаксису: простые и сложные предложения.

Календарно-тематический план



№ урока

Дата

Тема урока

Количество часов по разделу


план

факт

Система образования края (5 часов)

1

02.09


Школы Марийского края в 19 начале 20 века

1

2

03.09


Братство Святителя Гурия

1

3

09.09


Просветители Марийского края

1

4

10.09


Казанская Новокрещенская школа

1

5

16.09


Первая марийская школа

1

Закончилась трудовая четверть ( 5 часов)

6

17.09


Закончилось лето

1

7

23.09


Об одном летнем дне

1

8

30.09


Лето - время созревания плодов;

1

9

01.10


Хлеб - всему голова

1

10

07.10


Р/р. Написание сочинения « Кинде»

1

Техника и человек (7 часов)

11

08.10


Роль техники в жизни человека

1

12

14.10


На уроке информатики

1

13

15.10


Технический университет

1

14

21.10


Будешь учиться - в жизни пригодишься

1

15

22.10


Контрольный диктант « Шочмо вер»

1

16

28.10


Работа над ошибками. Глагол

1

17

29.10


Обобщение по теме «Техника и человек»

1

Марийские народные праздники (4 часа)

18

05.11


Марийские праздники

1

19

11.11


Осенние календарьные праздники

1

20

12.11


Весенние праздники

1

21

18.11


Обряды марийцев Пасха

1

Сернурский район (5 часов)

22

19.11


Сернурский район 1

23

25.11


Ким Васин

1

24

26.11


Известные люди Сернурского района

1

25

02.12


Контрольный диктант « Теле»

1

26

03.12


Работа над ошибками . « Союзы»

1

Молодежь и время (5 часов)

27

09.12


Молодежь республики

1

28

10.12


« Орленок»

1

29

16.12


« Юность»

1

30

17.12


Наши кумиры

1

31

23.12


Обобщение по теме «Молодежь и время»

1

Москва - столица России (5 часов)

32

24.12


Географическое положение

1

33

14.01


История переселения мари

1

34

20.01


На Красной площади

1

35

21.01


Заочная экскурсия по Москве

1

36

27.01


Природа родного края

1

Марийское радио и телевидение (6 часов)

37

28.01


Марийское радио

1

38

03.02


Марийское телевидение Программа передач

1

39

04.02


Ведущие исполнители песен

1

40

10.02


Я ведущая телепередачи

1

41

11.02


Спорт

1

42

17.02


Обобщение по теме Марийское радио и телевидение

1

Йошкар - Ола - центр образования(4 часов)

43

18.02


Роль образования в жизни человека

1

44

24.02


В мире профессий

1

45

25.02


Центр образования

1

46

02.03


Моя поездка в город Йошкар -Ола

1

Городской и сельский быт (7 часов)

47

03.03


Быт города

1

48

09.03


Жизнь сельских труженников

1

49

10.03


Профессия города и села

1

50

16.03


Уровень культуры

1

51

17.03


Контрольный диктант « Моя деревня»

1

52

23.03


Работа над ошибками Компьютеризация

1

53

24.03


Обобщение по теме «Городской и сельский быт»

1

Наступает весна (5 часов)

54

06.04


Наступила весна

1

55

07.04


Приметы весны

1

56

13.04


Поэзия о весне

1

57

14.04


Р/ р. Написание сочинения «Шошо»

1

58

20.04


На пришкольном участке

1

Нас ждут дальние края (10 часов)

59

21.04


Район Сомбатхея

1

60

27.04


В семье финно - угорских народов

1

61

28.04


Родственный венгерский народ

1

62

04.05


Наш район -многонациональный район

1

63

05.05


Составление анкеты

1

64

11.05


Контрольный диктант « Элнет»

1

65

12.05


Работа над ошибками. Правописание прилагательных

1

66

18.05


Повторение по теме « Нас ждут дальние края»

1

67

19.05


Летние каникулы

1

68

25.05


Итоговый урок по 9 классу

1

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

Константинова В.В., Крылова Г.С.,Кулалаева Н.А.,Игнаева Р.П. Программа по марийскому языку для 1-11 классов .- Йошкар-Ола: Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.-112с.

Марийский язык для 9 класса авторов В. В. Кузнецов, Н. В. Кузнецова Йошкар-Ола 2011

Марийская литература учебник-хрестоматия для 9 класса Составители П. А. Апакаев ,Г. Н. Бояринова.

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

Тесты по марийскому языку

М.Я.Исаев Сборник диктантов по марийскому языку Для учителей 4-8 классов

Учебно-наглядные издания и пособия

Наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному (марийскому) языку. портреты поэтов и писателей.


Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

I.Словари:

1.В.М.Васильев, З.В.Учаев Марийско- русский словарь.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,2012.-296с.

2.Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории имени В. М. Васильева Марийский орфографический словарь Йошкар-Ола,2011.-368с.

Журналы:

1."Учитель Башкортостана.Уфа.

2." Кече" Йошкар-Ола.

Газеты:

1. « Чолман" Нефтекамск.

2. « Кугарня», Йошкар-Ола.

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

пр Презентациии: «Орнаменты», «Н. Лекайн», «Кайык шулдыран тана». «Шочмо кундем» oprb.ru

  1. morb.ru Официальный сайт Министерства образования Республики Башкортостан

  2. edu.ru Федеральный портал "Российское образование"

  3. минобрнауки.рф.минобрнауки.рф Министерство образования и науки РФ
    pravitelstvorb.ru/ Официальный сайт Правительства Республики Башкортостан

  4. apkpro.ru Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

  5. ege.edu.ru официальный информационный портал ЕГЭ

  6. zankov.ru Образовательная система Л.В.Занкова

  7. kpolyakov.narod.ru Методические материалы и программное обеспечение для школьников и учителей

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по родному языку.

1. Географические карты РМЭ;

2. Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.


Технические средства обучения

Ноутбук, магнитофон

Список литературы

Литература, рекомендованная для учителя

Марийские писатели в школе ( В.Иванов, В. Сапаев, З. Каткова, В. Косоротов) Йошкар-Ола Марийское книжное издательство 2012

ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» 2008

Литература, рекомендованная для учащихся

Л.А.Петухова. Разговарииваем на марийском языке. Йошкар-Ола, 1994 год

В.В. Константинова Разговорные тексты и упражнения для развития устной речи 6 класс-Йошкар-Ола 2009.-40с.2008 год






































© 2010-2022