- Преподавателю
- Другое
- Требования к современному уроку
Требования к современному уроку
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Сливка А.А. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Характеристики современного урока
I. Общие подходы к проектированию урока
-
Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков
-
Знание системы принципов дидактики, их иерархии, связей и отношений; умение опираться на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке
-
Точное (в закономерностях и принципах) и одновременно творческое (т.е. прежде всего - личностное) выполнение программно-методических требований к уроку
-
Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела
-
Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью, не умаляет значимости сути того, что должны изучить дети
-
Безусловный учёт обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп; учёт особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся
-
Стремление к поиску и по возможности формулирование кроме темы ещё и так называемого «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.п., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока
-
Специально спланированная (т.е. продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, т.е. воспитание в процессе обучения
II. Общие подходы к целеполаганию урока
-
Комплексное планирование задач урока по трём группам:
-
Педагогические цели: обучения, обязательно воспитания, развития и социализации личности, креативные, оздоровительные и др. - цели развития ребёнка
-
Цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские
-
Цели саморазвития учителя:
-
профессионального,
-
личностного
-
-
III. Общие подходы к содержанию учебного материала урока
-
Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, т.е. главного, существенного, отработка на уроке именно этого материала
-
Продумывание и по возможности формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке
-
Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл изучаемого на уроке материала
-
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний о мире и с целью развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное (продуманное и обоснованное) осуществление учителем межпредметной координации учебного материала
-
Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская только формального усвоения теоретических сведений. Осуществление перехода от человека знающего - к человеку знающему, понимающему и деятельному
-
Включение в содержание урока упражнения творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной (подобной, сходной), частично новой (изменённой) и полностью незнакомой ситуации
IV Общие подходы к способам организации учебной деятельности (методам, формам)
-
Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса
-
Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова, Фаизова, Ильясова, Кушкира, Эрдниева, Монтессои, Штайнера, Френе и др.) и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся
-
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности, обосновать выбранной формы обучения или сочетание форм
-
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных возможностей с акцентом на применении мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения сложности учебного материала)
-
Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности (общеучебных умений)
-
Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной их важнейших целей (и результатов) школы XXI века
-
Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе понимания ценности субъектной позиции ребёнка в обучении
-
Только обоснованное, целесообразное, рациональное и комплексное использование тех или иных средства обучения (учебников, наглядных пособий, технических средств и др.)
-
Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам
-
По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими, экономии времени третьими и т.д.
V. Общие требования к условиям, максимально благоприятных для работы учащихся на уроке
-
Знание учителем определений «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии». Организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того, какой ценой достигаются положительные образовательные результаты
-
Обеспечение только благоприятных для работы на уроке гигиенических условий
-
Обеспечение максимально благоприятных для работы на уроке эстетических условий. Переход от обеспечения эстетики не только формы, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала
VI. Требования к личности учителя
-
Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой требовательности с безусловным уважением к личности школьника
-
Стремление добиваться действенного воспитательного влияния своей личности на учащихся
-
Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми
-
Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства
-
Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов, предварительное продумывание которых должно превратиться в привычку
VII. Общие подходы к оценке результатов деятельности учителя, учащихся
-
Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников
-
Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с её прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребёнка, т.е. с уровнем максимально возможных для конкретного ребёнка результатов
2