- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа. Дисциплина Психология общения ПСО
Рабочая программа. Дисциплина Психология общения ПСО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лебедева Е.В. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное Бюджетное Профессиональное
Образовательное Учреждение
Колледж полиции
(ГБПОУ «Колледж полиции»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины Психология общения
код, специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
Москва
2014
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией______ПМ Специальности «Право и организация социального обеспечения»__________
наименование комиссии
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения______________________
код, наименование профессии/специальности
Протокол № _______
от «__» _________ 20___ г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
___________/____________/
подпись Ф.И.О.
Заместитель директора по учебной работе
___________________/__________________/
подпись Ф.И.О.
Составитель (автор): ____Лебедева Е.В. преподаватель ГБПОУ «Колледж полиции»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Рецензент:____________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………...……………………..3
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………….…………………..………….6
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………...………….15
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...……...………..17
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Колледж полиции» в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Профессиональные компетенции:
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
-
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Психология общения» рассматривает психологические аспекты коммуникативной компетенции; функции, модели и стили общения человека; специфику межличностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния; вербальные и невербальные средства общения; ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими процессами и этические проблемы общения в организации. При реализации программы учитывается межпредметная связь с учебными дисциплинами: Основы психологии, Юридическая психология, Этика профессиональной деятельности, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «Психология общения» с профессиональной дисциплиной ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения» - «Психология социально-правовой деятельности».
Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
-
Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
-
Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
-
Информационный блок
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
-
Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения».
В результате освоения учебной дисциплины «Психология общения» обучающийся должен уметь:
-
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
-
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
знать:
-
взаимосвязь общения и деятельности;
-
цели, функции, виды и уровни общения;
-
роли и ролевые ожидания в общении;
-
виды социальных взаимодействий;
-
механизмы взаимопонимания в общении;
-
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-
этические принципы общения;
-
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
-
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины в том числе:
-
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов;
самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
-
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
78
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
52
В том числе:
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26
в том числе:
на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям
8
на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности
18
из них:
Составление таблицы «Позиции и ориентации общения в правоприменительной практике».
2
Заполнение таблицы «Эффекты межличностного восприятия в литературе».
Подготовка презентаций на темы: «Значение стереотипов в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности».
2
Подготовка речи для самопрезентации.
4
Заполнение таблицы «Жесты и их интерпретация»
4
Заполнить таблицу «Этапы и алгоритм разрешения конфликта».
4
Составление сравнительной таблицы «Этические нормы и корпоративная этика Стран Азии и России».
2
Итоговая аттестация в форме
экзамен
-
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины - Психология общения
-
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Общение как предмет научного знания
Тема 1.1 Введение в учебную дисциплину. Категория «общения» в психологии
Содержание учебного материала
2
2
Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Роль общения в профессиональной деятельности. Понятие общения в других науках
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
4
Заполнить таблицу «Понятие общения в других науках»
Тема 1.2 Общение и его функции. Виды и уровни анализа общения.
Содержание учебного материала
2
2
Виды, функции, уровни анализа общения. Структура общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Тема 1.3 Модели и стили общения.
Содержание учебного материала
2
2
Модели и стили общения: факторы формирования, виды и взаимосвязь.
Раздел 2. Коммуникативная функция общения
Тема 2.1 Общение как обмен информацией
Содержание учебного материала
2
2
Специфика обмена информацией между людьми. Виды слушания.
Вербальная коммуникация. Речь. Невербальные способы общения.
Психология слушания.
Тема 2.2 Эффективность коммуникации. Коммуникативные барьеры
Содержание учебного материала
-
3
Коммуникативные барьеры и способы их устранения.
Практическое занятие:
Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения, преодоления коммуникативных барьеров. Формирование представления о коммуникативных барьерах; формирование представления о приемах партнерского общения, направленных на преодоление коммуникативных барьеров; формировать навыки преодоления коммуникативных барьеров.
2
Тема 2.3 Технологии обратной связи в говорении и слушании
Содержание учебного материала
-
3
Психологические аспекты ведения беседы. Технологии обратной связи в говорении и слушании. Жесты и их интерпретация.
Практическое занятие:
Ролевые игры, направленные на формирование навыков обратной связи; осознание участниками значения процесса слушания в общении; формирование навыков активного слушания; развитие терпимого отношения к другим.
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
4
Заполнение дневника-самоотчета «Психология в моей жизни».
Раздел 3. Интерактивная функция общения
Тема 3.1. Общение как взаимодействие
Содержание учебного материала
2
2
Общение как взаимодействие. Природа и структура взаимодействия.
Стратегии и тактики взаимодействия. Позиции и ориентации в деловом общении.
Механизмы партнерских отношений.
Тема 3.2. Стратегии и тактики взаимодействия. Позиции и ориентации в деловом общении
Содержание учебного материала
2
2
Понятия стратегия и тактика в общении. Виды позиций и ориентаций в деловом общении и методы их диагностики.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
2
Составление таблицы «Позиции и ориентации общения в правоприменительной практике».
Тема 3.3. Формы стратегического поведения в общении
Содержание учебного материала
-
3
Формы и виды стратегического поведения в общении.
Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на формирование навыков использования различных стратегий поведения в общении (на примерах конфликта); демонстрация различных стратегий выхода из конфликтной ситуации, положительные и отрицательные моменты каждой стратегии; определение эффективности применения различных стратегий поведения в зависимости от ситуаций, выраженности интересов людей, вовлеченных в конфликт.
2
Тема 3.4. Механизмы партнерских отношений.
Содержание учебного материала
2
2
Структура, виды и динамика партнерских отношений.
Тема 3.5. Правила корпоративного поведения в команде
Содержание учебного материала
-
3
Правила корпоративного поведения в команде. Технологии, повышающие эффективность социального взаимодействия, влияющих на формирование навыков установления контактов. Корпоративная этика.
Практическое занятие:
Выполнение заданий на формирование навыка анализа совместной деятельности.
2
Раздел 4. Перцептивная функция общения
Тема 4.1. Общение как восприятие людьми друг друга
Содержание учебного материала
2
2
Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции.
Тема 4.2. Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении
Содержание учебного материала
-
3
Виды и функции сенсорных каналов. Методы диагностики доминирующих сенсорных каналов.
Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на диагностику
доминирующего сенсорного канала; формирование навыков диагностики ведущего сенсорного канала и использования результатов диагностики в процессе общения.
2
Тема 4.3. Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания
Содержание учебного материала
-
3
Виды эффектов межличностного восприятия и взаимопонимания, их проявление и влияние на процесс общения. Механизмы взаимопонимания в общении.
Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на формирование навыка выявления эффектов межличностного восприятия и взаимопонимания и осознание их влияния на процесс общения.
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
2
Заполнение таблицы «Эффекты межличностного восприятия в литературе».
Подготовка презентаций на темы: «Значение стереотипов в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности».
Тема 4.4. Имидж и самопрезентация
Содержание учебного материала
-
3
Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ. Самопрезентация.
Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на формирование навыка анализа имиджа человека.
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
4
Подготовка речи для самопрезентации.
Раздел 5. Психологические особенности общения
Тема 5.1. Средства общения: вербальные и невербальные
Содержание учебного материала
2
2
Виды вербальных и невербальных средств. Специфика использования средств общения в ситуациях делового взаимодействия.
Тема 5.2. Приемы эффективного слушания. Невербальные средства взаимодействия.
Содержание учебного материала
-
3
Понятие эффективного слушания. Виды приемов эффективного слушания.
Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на формирование навыков активного слушания.
2
Тема 5.3. Жесты и интерпретация
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
4
Заполнение таблицы «Жесты и их интерпретация»
Раздел 6. Роль и ролевые ожидания в общении
Тема 6.1. Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей.
Содержание учебного материала
2
2
Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей.
Тема 6.2. Ролевое поведение личности в общении
Содержание учебного материала
2
2
Понятия социальной роли, «ролевой веер», социальная роль: возможности и ограничения личности.
Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на формирование навыков соблюдения норм социальной роли и переключения с одной роли на роль, актуальную в текущей ситуации общения.
Раздел 7. Конфликтное общение
Тема 7.1. Понятие конфликта, его виды. Источники конфликтов и стадии их протекания.
Содержание учебного материала
2
2
Понятие конфликта, его виды. Источники конфликтов и стадии их протекания. Специфика конфликта в ситуации делового взаимодействия.
Тема 7.2. Причины, этапы и алгоритм анализа конфликтов. Виды агрессивности и ее взаимосвязь с конфликтами.
Содержание учебного материала
2
2
Правила поведения в конфликтах. Причины, этапы и алгоритм анализа конфликтов. Виды агрессивности и ее взаимосвязь с конфликтами.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
4
Заполнить таблицу «Этапы и алгоритм разрешения конфликта».
Тема 7.3. Способы управления конфликтами
Содержание учебного материала
-
3
Конструктивные и деструктивные способы управления конфликтами.
Практическое занятие:
Выполнение диагностики взаимосвязи агрессивности и конфликтности; диагностики доминирующей стратегии конфликтного поведения; выявление взаимосвязи между агрессивностью и доминирующей стратегией конфликтного поведения.
2
Тема 7.4. Переговоры - эффективный способ разрешения конфликтов
Содержание учебного материала
-
3
Переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов. Стадии переговорного процесса.
Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на формирование навыков ведения переговоров.
2
Раздел 8. Этические формы общения
Тема 8.1. Этические нормы и корпоративная этика. Культура поведения личности.
Содержание учебного материала
2
2
Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
2
Составление сравнительной таблицы «Этические нормы и корпоративная этика Стран Азии и России».
Тема 8.2. Культура делового общения юриста
Содержание учебного материала
-
3
Деловой этикет в профессиональной деятельности юриста. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.
Практическое занятие:
Выполнение заданий, направленных на формирование навыков соблюдения норм делового общения.
2
Тема 8.3. Ролевые игры для обучения общению. Тренинг научения взаимодействию.
Содержание учебного материала
-
3
Проблема взаимосвязи теории и практики общения.
Практическое занятие:
Упражнения на формирование навыков эффективного общения.
2
ИТОГО:
78
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-
ознакомительный;
-
репродуктивный;
-
продуктивный.
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации учебной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента и экономики организации»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;
- доска для записей.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с программным обеспечением;
- экран;
- проектор.
3.2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
-
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения».
-
Календарно-тематический план.
-
Методические указания по выполнению практических занятий.
-
Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.
-
Контрольно-оценочные средства.
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования/А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013
-
Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
-
Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009.
Дополнительные источники:
-
Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2009
-
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: 2007.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: 2006.
Интернет-ресурсы:
-
http://psystudy.ru/ - электронный научный журнал
-
psychology.ru/ - портал психологии
-
http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников
-
http://www.gumer.info/ - библиотека
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
3
Знания:
взаимосвязь общения и деятельности;
ОК 1 - ОК 13
информационная,
самоорганизация
Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов;
Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;
Анализ выполнения домашних заданий творческого характера;
Анализ подготовки презентации.
цели, функции, виды и уровни общения;
ОК 1 - ОК 13
информационная,
самоорганизация
Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов.
роли и ролевые ожидания в общении;
ОК 1 - ОК 13
информационная,
самоорганизация
Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов.
виды социальных взаимодействий;
ОК 1 - ОК 13
информационная,
самоорганизация
Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов.
механизмы взаимопонимания в общении;
ОК 1 - ОК 13
информационная,
самоорганизация
Анализ результатов тестирования по теме; Анализ устных ответов;
Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;
Анализ выполнения домашних заданий творческого характера.
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
ОК 1 - ОК 13
информационная,
самоорганизация
Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов;
Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;
Анализ выполнения домашних заданий творческого характера;
Анализ подготовки презентации.
этические принципы общения
ОК 1 - ОК 13
информационная,
самоорганизация
Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ устных ответов.
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
ОК 1 - ОК 13
информационная,
самоорганизация
Анализ результатов тестирования по теме;
Анализ проблемных ситуаций;
Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;
Анализ подготовки презентации.
Умения:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
ОК 1, ОК 3, ОК 5 - ОК 7, ОК 12, ПК 1.2, ПК 1.6
самообразование, коммуникативная
Анализ результатов выполнения практических работ;
Анализ производственных ситуаций (деловая игра)
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
ОК 1 - ОК 4,
ОК 6 - ОК 7,
ОК 10, ОК 12, ПК 1.2, ПК 1.6
самообразование, коммуникативная
Анализ результатов выполнения практических работ;
Анализ производственных ситуаций (деловая игра)