Рабочая программа. Дисциплина Психология общения ПСО

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Колледж полиции» в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения». Учебная дисциплина «Психология общения» рассматривает психологические аспекты коммуникативной компетенции; функции, модели и стили общения человека; специфику межличностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния; вербальны...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа. Дисциплина Психология общения ПСО

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное Бюджетное Профессиональное

Образовательное Учреждение

Колледж полиции

(ГБПОУ «Колледж полиции»)







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



учебной дисциплины Психология общения

код, специальность 030912 Право и организация социального обеспечения













































Москва

2014





ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией______ПМ Специальности «Право и организация социального обеспечения»__________

наименование комиссии

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения______________________

код, наименование профессии/специальности

Протокол № _______

от «__» _________ 20___ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии

___________/____________/

подпись Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной работе

___________________/__________________/

подпись Ф.И.О.



Составитель (автор): ____Лебедева Е.В. преподаватель ГБПОУ «Колледж полиции»

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ



Рецензент:____________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ











СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………...……………………..3

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………….…………………..………….6

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………...………….15

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...……...………..17









ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ «Колледж полиции» в соответствии с ФГОС по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Учебная дисциплина «Психология общения» рассматривает психологические аспекты коммуникативной компетенции; функции, модели и стили общения человека; специфику межличностного и делового общения в контексте группового взаимодействия и взаимовлияния; вербальные и невербальные средства общения; ролевое и конфликтное поведение, техники управления этими процессами и этические проблемы общения в организации. При реализации программы учитывается межпредметная связь с учебными дисциплинами: Основы психологии, Юридическая психология, Этика профессиональной деятельности, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «Психология общения» с профессиональной дисциплиной ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения» - «Психология социально-правовой деятельности».

Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:

  1. Самоорганизация

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.

  1. Самообучение

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.

  1. Информационный блок

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

  1. Коммуникативный блок

Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.

Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС «Право и организация социального обеспечения».

В результате освоения учебной дисциплины «Психология общения» обучающийся должен уметь:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

знать:

  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели, функции, виды и уровни общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

  • источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

    1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часов;

самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

52

В том числе:

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:


на выполнение домашнего задания для подготовки к учебным занятиям

8

на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности

18

из них:


Составление таблицы «Позиции и ориентации общения в правоприменительной практике».

2

Заполнение таблицы «Эффекты межличностного восприятия в литературе».

Подготовка презентаций на темы: «Значение стереотипов в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности».

2

Подготовка речи для самопрезентации.

4

Заполнение таблицы «Жесты и их интерпретация»

4

Заполнить таблицу «Этапы и алгоритм разрешения конфликта».

4

Составление сравнительной таблицы «Этические нормы и корпоративная этика Стран Азии и России».

2

Итоговая аттестация в форме

экзамен



    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины - Психология общения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общение как предмет научного знания




Тема 1.1 Введение в учебную дисциплину. Категория «общения» в психологии

Содержание учебного материала

2

2

Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Роль общения в профессиональной деятельности. Понятие общения в других науках

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

4


Заполнить таблицу «Понятие общения в других науках»

Тема 1.2 Общение и его функции. Виды и уровни анализа общения.


Содержание учебного материала

2

2

Виды, функции, уровни анализа общения. Структура общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений.

Тема 1.3 Модели и стили общения.

Содержание учебного материала

2

2

Модели и стили общения: факторы формирования, виды и взаимосвязь.

Раздел 2. Коммуникативная функция общения



Тема 2.1 Общение как обмен информацией


Содержание учебного материала

2

2

Специфика обмена информацией между людьми. Виды слушания.

Вербальная коммуникация. Речь. Невербальные способы общения.

Психология слушания.

Тема 2.2 Эффективность коммуникации. Коммуникативные барьеры

Содержание учебного материала

-

3

Коммуникативные барьеры и способы их устранения.

Практическое занятие:

Ролевые игры, направленные на групповое принятие решения; на отработку приемов партнерского общения, преодоления коммуникативных барьеров. Формирование представления о коммуникативных барьерах; формирование представления о приемах партнерского общения, направленных на преодоление коммуникативных барьеров; формировать навыки преодоления коммуникативных барьеров.

2


Тема 2.3 Технологии обратной связи в говорении и слушании

Содержание учебного материала

-

3

Психологические аспекты ведения беседы. Технологии обратной связи в говорении и слушании. Жесты и их интерпретация.

Практическое занятие:

Ролевые игры, направленные на формирование навыков обратной связи; осознание участниками значения процесса слушания в общении; формирование навыков активного слушания; развитие терпимого отношения к другим.

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

4

Заполнение дневника-самоотчета «Психология в моей жизни».

Раздел 3. Интерактивная функция общения



Тема 3.1. Общение как взаимодействие

Содержание учебного материала

2

2

Общение как взаимодействие. Природа и структура взаимодействия.

Стратегии и тактики взаимодействия. Позиции и ориентации в деловом общении.

Механизмы партнерских отношений.

Тема 3.2. Стратегии и тактики взаимодействия. Позиции и ориентации в деловом общении





Содержание учебного материала

2

2

Понятия стратегия и тактика в общении. Виды позиций и ориентаций в деловом общении и методы их диагностики.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

2


Составление таблицы «Позиции и ориентации общения в правоприменительной практике».

Тема 3.3. Формы стратегического поведения в общении


Содержание учебного материала

-


3

Формы и виды стратегического поведения в общении.

Практическое занятие:

Выполнение заданий, направленных на формирование навыков использования различных стратегий поведения в общении (на примерах конфликта); демонстрация различных стратегий выхода из конфликтной ситуации, положительные и отрицательные моменты каждой стратегии; определение эффективности применения различных стратегий поведения в зависимости от ситуаций, выраженности интересов людей, вовлеченных в конфликт.

2


Тема 3.4. Механизмы партнерских отношений.

Содержание учебного материала

2

2

Структура, виды и динамика партнерских отношений.

Тема 3.5. Правила корпоративного поведения в команде

Содержание учебного материала

-

3

Правила корпоративного поведения в команде. Технологии, повышающие эффективность социального взаимодействия, влияющих на формирование навыков установления контактов. Корпоративная этика.

Практическое занятие:

Выполнение заданий на формирование навыка анализа совместной деятельности.

2


Раздел 4. Перцептивная функция общения





Тема 4.1. Общение как восприятие людьми друг друга

Содержание учебного материала

2

2

Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции.

Тема 4.2. Сенсорные каналы, их диагностика и использование в общении

Содержание учебного материала

-

3

Виды и функции сенсорных каналов. Методы диагностики доминирующих сенсорных каналов.

Практическое занятие:

Выполнение заданий, направленных на диагностику

доминирующего сенсорного канала; формирование навыков диагностики ведущего сенсорного канала и использования результатов диагностики в процессе общения.

2


Тема 4.3. Эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания

Содержание учебного материала

-

3

Виды эффектов межличностного восприятия и взаимопонимания, их проявление и влияние на процесс общения. Механизмы взаимопонимания в общении.

Практическое занятие:

Выполнение заданий, направленных на формирование навыка выявления эффектов межличностного восприятия и взаимопонимания и осознание их влияния на процесс общения.

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

2


Заполнение таблицы «Эффекты межличностного восприятия в литературе».

Подготовка презентаций на темы: «Значение стереотипов в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности».

Тема 4.4. Имидж и самопрезентация


Содержание учебного материала

-

3

Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ. Самопрезентация.

Практическое занятие:

Выполнение заданий, направленных на формирование навыка анализа имиджа человека.

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

4

Подготовка речи для самопрезентации.

Раздел 5. Психологические особенности общения



Тема 5.1. Средства общения: вербальные и невербальные

Содержание учебного материала

2

2

Виды вербальных и невербальных средств. Специфика использования средств общения в ситуациях делового взаимодействия.

Тема 5.2. Приемы эффективного слушания. Невербальные средства взаимодействия.

Содержание учебного материала

-

3

Понятие эффективного слушания. Виды приемов эффективного слушания.

Практическое занятие:

Выполнение заданий, направленных на формирование навыков активного слушания.

2


Тема 5.3. Жесты и интерпретация

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

4


Заполнение таблицы «Жесты и их интерпретация»

Раздел 6. Роль и ролевые ожидания в общении



Тема 6.1. Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие социальной роли. Виды и характеристики социальных ролей.

Тема 6.2. Ролевое поведение личности в общении

Содержание учебного материала

2

2

Понятия социальной роли, «ролевой веер», социальная роль: возможности и ограничения личности.

Практическое занятие:

Выполнение заданий, направленных на формирование навыков соблюдения норм социальной роли и переключения с одной роли на роль, актуальную в текущей ситуации общения.

Раздел 7. Конфликтное общение



Тема 7.1. Понятие конфликта, его виды. Источники конфликтов и стадии их протекания.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие конфликта, его виды. Источники конфликтов и стадии их протекания. Специфика конфликта в ситуации делового взаимодействия.

Тема 7.2. Причины, этапы и алгоритм анализа конфликтов. Виды агрессивности и ее взаимосвязь с конфликтами.

Содержание учебного материала

2

2

Правила поведения в конфликтах. Причины, этапы и алгоритм анализа конфликтов. Виды агрессивности и ее взаимосвязь с конфликтами.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

4


Заполнить таблицу «Этапы и алгоритм разрешения конфликта».

Тема 7.3. Способы управления конфликтами

Содержание учебного материала

-

3

Конструктивные и деструктивные способы управления конфликтами.

Практическое занятие:

Выполнение диагностики взаимосвязи агрессивности и конфликтности; диагностики доминирующей стратегии конфликтного поведения; выявление взаимосвязи между агрессивностью и доминирующей стратегией конфликтного поведения.

2




Тема 7.4. Переговоры - эффективный способ разрешения конфликтов


Содержание учебного материала

-

3

Переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов. Стадии переговорного процесса.

Практическое занятие:

Выполнение заданий, направленных на формирование навыков ведения переговоров.

2


Раздел 8. Этические формы общения




Тема 8.1. Этические нормы и корпоративная этика. Культура поведения личности.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

2


Составление сравнительной таблицы «Этические нормы и корпоративная этика Стран Азии и России».


Тема 8.2. Культура делового общения юриста

Содержание учебного материала

-

3

Деловой этикет в профессиональной деятельности юриста. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.


Практическое занятие:

Выполнение заданий, направленных на формирование навыков соблюдения норм делового общения.

2



Тема 8.3. Ролевые игры для обучения общению. Тренинг научения взаимодействию.

Содержание учебного материала

-

3

Проблема взаимосвязи теории и практики общения.

Практическое занятие:

Упражнения на формирование навыков эффективного общения.

2


ИТОГО:

78


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный;

  2. репродуктивный;

  3. продуктивный.

­­­­

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации учебной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента и экономики организации»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;

- доска для записей.

Технические средства обучения:

- персональный компьютер с программным обеспечением;

- экран;

- проектор.

3.2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.

  2. Рабочая программа учебной дисциплины «Психология общения».

  3. Календарно-тематический план.

  4. Методические указания по выполнению практических занятий.

  5. Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.

  6. Контрольно-оценочные средства.

3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования/А.П.Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013

  2. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010

  3. Андреенко Е. В. «Социальная психология» - М.: Академия, 2009.

Дополнительные источники:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2009

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: 2007.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. http://psystudy.ru/ - электронный научный журнал

  2. psychology.ru/ - портал психологии

  3. http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников

  4. http://www.gumer.info/ - библиотека

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Знания:

взаимосвязь общения и деятельности;

ОК 1 - ОК 13

информационная,

самоорганизация

Анализ результатов тестирования по теме;

Анализ устных ответов;

Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;

Анализ выполнения домашних заданий творческого характера;

Анализ подготовки презентации.

цели, функции, виды и уровни общения;

ОК 1 - ОК 13

информационная,

самоорганизация

Анализ результатов тестирования по теме;

Анализ устных ответов.

роли и ролевые ожидания в общении;

ОК 1 - ОК 13

информационная,

самоорганизация

Анализ результатов тестирования по теме;

Анализ устных ответов.

виды социальных взаимодействий;

ОК 1 - ОК 13

информационная,

самоорганизация

Анализ результатов тестирования по теме;

Анализ устных ответов.

механизмы взаимопонимания в общении;

ОК 1 - ОК 13

информационная,

самоорганизация

Анализ результатов тестирования по теме; Анализ устных ответов;

Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;

Анализ выполнения домашних заданий творческого характера.

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

ОК 1 - ОК 13

информационная,

самоорганизация

Анализ результатов тестирования по теме;

Анализ устных ответов;

Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;

Анализ выполнения домашних заданий творческого характера;

Анализ подготовки презентации.

этические принципы общения

ОК 1 - ОК 13

информационная,

самоорганизация

Анализ результатов тестирования по теме;

Анализ устных ответов.

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

ОК 1 - ОК 13

информационная,

самоорганизация

Анализ результатов тестирования по теме;

Анализ проблемных ситуаций;

Анализ выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы;

Анализ подготовки презентации.

Умения:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

ОК 1, ОК 3, ОК 5 - ОК 7, ОК 12, ПК 1.2, ПК 1.6

самообразование, коммуникативная

Анализ результатов выполнения практических работ;

Анализ производственных ситуаций (деловая игра)

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

ОК 1 - ОК 4,
ОК 6 - ОК 7,
ОК 10, ОК 12, ПК 1.2, ПК 1.6

самообразование, коммуникативная

Анализ результатов выполнения практических работ;

Анализ производственных ситуаций (деловая игра)


© 2010-2022