Урок «Акции и облигации»

Методическая разработка урока по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» для специальности «Экономика и бухгалтерский учет» включает в себя:хронологическую карту урока;темы докладов для учащихся;конспект урока;формулы по пройденному материалу;анкета для рефлексии;домашнее задание.Данная разработка позволяет привлечь студентов к самостоятельной работе, позволить им проявить себя в качестве докладчика, а для аудитории это отличный способ научиться слушать своих товарищей. Также, благодар...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено: на заседании


Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

«Южно-Уральский государственный технический колледж»

Рассмотрено: на заседании П(Ц)К протокол №____от _________ председатель П(Ц)К Т.И. Панова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

По дисциплине: ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Тема: Рынок ценных бумаг

Тема: «Акции и облигации»

Специальность: «Экономика и бухгалтерский учет»

Курс: 2

Составитель:

Логинова М.Я.



г. Челябинск

2014 год

Учебная дисциплина: ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Специальность: «Экономика и бухгалтерский учет»

Курс: 2

Тема занятия: «Виды ценных бумаг».

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма проведения: Урок комбинированный

Место проведения занятия: лекционная аудитория (404/2)

Цели занятия:

Дидактическая: Формирование знаний по основным определениям, связанным с ценными бумагами. Применение знаний для решения ситуационных задач.

Развивающая: Формирование навыков рационального использования источников информации, структурирования, систематизации и обобщения материала на основе опорного конспекта и опорно-логических схем; осуществления экономических расчетов в ходе решения задач.

Воспитательная:

  • воспитание экономической культуры будущих специалистов;

  • повышение профессионального уровеня;

  • прививание интереса к экономической информации;

  • развитие профессиональной логики экономического мышления, стремления искать и находить частную выгоду в условиях рыночной экономики.

Междисциплинарные связи:

1. Дисциплина «Экономика организации»

Внутридисциплинарные связи

1. Тема: «Рынок и его компоненты»

2. Тема: «Деньги, их виды и функции»

Учебно-методическое обеспечение: доклады студентов, карточки с вопросами

ТСО: мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку, презентации студентов

Методическое обеспечение занятия: электронные плакаты (слайды) к уроку, видеоролики, проблемные задания, схемы, таблицы

Оформление доски: На доске записана тема урока.

По итогам изучения студент должен:

знать:

определения, классификацию ценных бумаг;

общие правила приобретения ценных бумаг.

уметь:

рассчитывать дивиденды по акциям, определять доходы по облигациям.

Хронологическая карта занятия

Этапы урока

Время (в минутах)

1. Организационный момент

2

2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности

3

3. Актуализация опорных знаний

7

4. Формирование новых знаний

60

5.Закрепление полученных знаний

7

6. Рефлексивно-оценочный этап

5

7. Подведение итогов занятия.

1

Основой проведения урока являются доклады студентов. Тема докладов объявляется в качестве домашнего задания не менее, чем за неделю и в качестве домашнего задания учащиеся получают задание: проработать определения основных терминов и понятий, содержащихся в данной теме.

Задания для студентов:

Доклад 1: Классификация ценных бумаг.

- понятие «ценные бумаги»;

- классификация ценных бумаг.

Доклад 2: Акция. Виды акций.

- понятие «акция»;

- виды акций и их сущность

Доклад 3: Облигации. Виды облигаций.

- понятие «облигаций» и их характерные черты;

- виды облигаций и их сущность.

Доклад 4: Вексель и производные ценные бумаги.

- понятие «вексель», и с какой целью он используется;

- виды векселей и их сущность.

- понятие «Депозитный сертификат» и его сущность;

- понятие «Фьючерсный контракт» и его сущность

Для сбора информации используются библиотеки, Интернет, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д.

В начале урока вводная беседа преподавателя с сообщением темы и целей урока.

КОНСПЕКТ УРОКА

Преподаватель:

- Добрый день, дорогие студенты, добрый день уважаемые гости.

Сегодня у нас несколько необычный урок. Это комбинированный урок-игра и в такой несколько необычной форме мы проведем урок по теме «Виды ценных бумаг». Вот такую сложную тему мы и попытаемся разобрать на уроке.

На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости.

(представляются преподаватели)

Преподаватель:

- Но прежде чем приступить к уроку, нам нужно проверить домашнее задание по теме «Рынок ценных бумаг». Задание заключается в следующем: вам выдаются карточки, в которые необходимо вписать недостающие элементы.

(студенты выполняют задание)

Для проверки я прошу вас поменяться заданием с соседом. Эталон ответа вы видите на экране. Если в задании все три элемента выполнены правильно, то ставим оценку «отлично», если два элемента, то «хорошо», один элемент - «удовлетворительно».

(студенты проверяют задание)

Сегодня на уроке мы поиграем в игру «Школа педагогов». Заранее мы определили докладчиков-педагогов, которые подготовили материал по сегодняшней теме. В ходе доклада каждый из «педагогов» должен будет донести группе суть материала и дать под запись основные понятия и определения. Доклад длится не более 5 минут. После доклада, остальные студенты группы могут задать вопросы докладчику по теме.

(Доклад сопровождается презентацией. Доклад должен содержать основные определения, связанные с заданной темой. Студенты задают по 2-3 вопроса, чтобы ответить, на каждый вопрос дается 3-5 мин).

Преподаватель:

- Молодцы ребята! Спасибо первому «педагогу». Переходим к следующему докладу.

(Выступают группы с докладами)

Преподаватель:

- Спасибо нашим докладчикам. Думаю, они справились со своей должностью педагога и донесли до вас всю необходимую информацию. Но еще у нас остались формулы, необходимые для выполнения практической работы, которая у нас будет на следующей паре. Давайте их запишем:

Как уже было сказано, что по привилегированным акциям дивиденд выплачивается в первую очередь и определяется по формуле:

Д прив=N*d

где Д прив - дивиденд по привилегированным акциям;

N - номинальная стоимость акции;

d - процент дивиденда.

По обыкновенным акциям дивиденд рассчитывается:

Урок «Акции и облигации»

гГде Добык - дивиденд по обыкновенным акциям;

П - прибыль, направленная на выплаты дивидендов;

N - количество акций.

Курс акции определяется по формуле:

Урок «Акции и облигации»

где r - ссудный процент.

Курсовая стоимость акции определяется по формуле:

Урок «Акции и облигации»

Пример решения задачи:

Уставный капитал АО равен 30 млн. руб. Выпущено 3000 акций, в т.ч. 300 привилегированных. Сумма чистой прибыли, направленной на выплату дивидендов - 6,3 млн. руб. Ставка дивиденда - 30%. Найти сумму дивидендов, приходящуюся на одну привилегированную и одну обыкновенную акцию.

Решение:

Сначала находим дивиденд по привилегированной акции, используя следующую формулу:

Д прив=N*d

Из этой формулы нам не известна номинальная стоимость акции (N).

Номинальная стоимость акции определяется по формуле:

Урок «Акции и облигации»

Урок «Акции и облигации»

Теперь мы можем определить дивиденд по привилегированной акции:

Дприв=10000*30%=3000 руб.

Теперь мы можем определить дивиденд по обыкновенной акции:

Урок «Акции и облигации»

Урок «Акции и облигации»

Расчет курса облигации:

Урок «Акции и облигации»

Где, P - цена облигации;

N - номинальная стоимость облигации.

Доходность купонной облигации с фиксированной процентной ставкой:

Урок «Акции и облигации»

Где, Vm - текущая доходность облигации;

I - ежегодный купон, %;

Pk - курс облигации.

Доходность облигации к погашению:

Урок «Акции и облигации»

Где, Т - срок до погашения облигации.

Доход по дисконтным облигациям:

W=N-P

Урок «Акции и облигации»

Доходность дисконтной облигации:

Урок «Акции и облигации»

Урок «Акции и облигации»

Где, t - срок обращения облигаций, дней;

Т - расчетное количество дней в году.

Пример решения задачи

Облигация номинальной стоимостью 1200 руб. с купонной процентной ставкой 10% и сроком погашения 10 лет была куплена за 1000 руб. Определим доходность облигации к погашению.

Решение:

Для решения задачи используем формулу:

Урок «Акции и облигации»

Для того, чтобы определить доходность облигации к погашению, нужно сначала рассчитать курс облигации:

Урок «Акции и облигации»

Урок «Акции и облигации»

Тогда, доходность облигации к погашению будет равна:

Урок «Акции и облигации»

Преподаватель:

- Итак, мы послушали докладчиков, законспектировали материал, а теперь необходимо проверить, на сколько вы усвоили основные понятия.

Закрепление основных понятий в виде деловой игры «Экономическое домино».

Студентам выдаются карточки двух видов: первый вид карточек - термины, а второй вид - понятия. Задача каждого студента соединить за 10 минут термины с понятием.

Преподаватель:

- Итак, ребята, хотелось бы подвести итоги нашего занятия. Думаю мы достигли поставленных целей: вы теперь имеете представление об основных определениях связанных с ценными бумагами, умеете производить расчеты с ценными бумагами. И немало важен, тот фактор, что вы сами готовились к этому уроку, выступали перед одногруппниками. Это поможет вам в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности.

Теперь я попрошу вас ответить на несколько вопросов небольшой анкеты. Это касается нашего урока.

(на некоторые вопросы студенты могут ответить устно)

Рефлексия

Анкета для студентов

  1. Что больше всего понравилось во время урока?

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие умения и навыки вы приобрели во время занятий?

_______________________________________________________________

  1. Что вам пригодится в практической деятельности из того, что мы делали на занятии?

_______________________________________________________________

Рекомендуем применить метод незаконченных предложений

Я научился _____________________________________________________

Я узнал, что ____________________________________________________

Я был удивлен тем, что ___________________________________________

Мне нравится, что _______________________________________________

Я был разочарован тем, что _______________________________________

Мне пригодится в жизни__________________________________________

Домашнее задание: используя основные определения и формулы подготовиться к практической работе

Преподаватель:

Спасибо всем за внимание! До встречи!

Литература:

  1. Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. Для среднего проф. образования / О. Е. Янин. - М.: Академия, 2012. - 240 с. : ил. - (Среднее проф. образование).

  2. Галанов В. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. Для студ. учреждений средн. профессион. образования / В. А. Галанов.- М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2006. - 413с. -Библиогр.: с.410. -(Профессиональное образование).

Приложение 1

Рынок ценных бумаг

___________ рынок ценных бумаг -это………………..

_____________ рынок ценных бумаг - это…………………

______________ рынок ценных бумаг - это…………………..






Приложение 2

Эталон ответа по деловой игре «Экономическое домино».

Акция - это ценная бумага, дающая право её владельцу на часть имущества АО и участие в управлении им, получение дивиденда.

Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая предоставление кредита и дающая право на получение фиксированного дохода в течение определённого срока.

Вексель - это письменное долговое обязательство.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором реализуются вновь выпущенные акции и прочие ценные бумаги.

Вторичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором происходит переход из рук в руки ценных бумаг, которые были выпущены ранее.

Фондовая биржа - это организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг.



© 2010-2022