- Преподавателю
- Другое
- Урок «Акции и облигации»
Урок «Акции и облигации»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Логинова М.Я. |
Дата | 08.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рассмотрено: на заседании
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
«Южно-Уральский государственный технический колледж»
Рассмотрено: на заседании П(Ц)К протокол №____от _________ председатель П(Ц)К Т.И. Панова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
По дисциплине: ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Тема: Рынок ценных бумаг
Тема: «Акции и облигации»
Специальность: «Экономика и бухгалтерский учет»
Курс: 2
Составитель:
Логинова М.Я.
г. Челябинск
2014 год
Учебная дисциплина: ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Специальность: «Экономика и бухгалтерский учет»
Курс: 2
Тема занятия: «Виды ценных бумаг».
Тип занятия: Изучение нового материала.
Форма проведения: Урок комбинированный
Место проведения занятия: лекционная аудитория (404/2)
Цели занятия:
Дидактическая: Формирование знаний по основным определениям, связанным с ценными бумагами. Применение знаний для решения ситуационных задач.
Развивающая: Формирование навыков рационального использования источников информации, структурирования, систематизации и обобщения материала на основе опорного конспекта и опорно-логических схем; осуществления экономических расчетов в ходе решения задач.
Воспитательная:
-
воспитание экономической культуры будущих специалистов;
-
повышение профессионального уровеня;
-
прививание интереса к экономической информации;
-
развитие профессиональной логики экономического мышления, стремления искать и находить частную выгоду в условиях рыночной экономики.
Междисциплинарные связи:
1. Дисциплина «Экономика организации»
Внутридисциплинарные связи
1. Тема: «Рынок и его компоненты»
2. Тема: «Деньги, их виды и функции»
Учебно-методическое обеспечение: доклады студентов, карточки с вопросами
ТСО: мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку, презентации студентов
Методическое обеспечение занятия: электронные плакаты (слайды) к уроку, видеоролики, проблемные задания, схемы, таблицы
Оформление доски: На доске записана тема урока.
По итогам изучения студент должен:
знать:
определения, классификацию ценных бумаг;
общие правила приобретения ценных бумаг.
уметь:
рассчитывать дивиденды по акциям, определять доходы по облигациям.
Хронологическая карта занятия
Этапы урока
Время (в минутах)
1. Организационный момент
2
2.Целеполагание и мотивация учебной деятельности
3
3. Актуализация опорных знаний
7
4. Формирование новых знаний
60
5.Закрепление полученных знаний
7
6. Рефлексивно-оценочный этап
5
7. Подведение итогов занятия.
1
Основой проведения урока являются доклады студентов. Тема докладов объявляется в качестве домашнего задания не менее, чем за неделю и в качестве домашнего задания учащиеся получают задание: проработать определения основных терминов и понятий, содержащихся в данной теме.
Задания для студентов:
Доклад 1: Классификация ценных бумаг.
- понятие «ценные бумаги»;
- классификация ценных бумаг.
Доклад 2: Акция. Виды акций.
- понятие «акция»;
- виды акций и их сущность
Доклад 3: Облигации. Виды облигаций.
- понятие «облигаций» и их характерные черты;
- виды облигаций и их сущность.
Доклад 4: Вексель и производные ценные бумаги.
- понятие «вексель», и с какой целью он используется;
- виды векселей и их сущность.
- понятие «Депозитный сертификат» и его сущность;
- понятие «Фьючерсный контракт» и его сущность
Для сбора информации используются библиотеки, Интернет, мнения специалистов, опросы общественного мнения и т.д.
В начале урока вводная беседа преподавателя с сообщением темы и целей урока.
КОНСПЕКТ УРОКА
Преподаватель:
- Добрый день, дорогие студенты, добрый день уважаемые гости.
Сегодня у нас несколько необычный урок. Это комбинированный урок-игра и в такой несколько необычной форме мы проведем урок по теме «Виды ценных бумаг». Вот такую сложную тему мы и попытаемся разобрать на уроке.
На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости.
(представляются преподаватели)
Преподаватель:
- Но прежде чем приступить к уроку, нам нужно проверить домашнее задание по теме «Рынок ценных бумаг». Задание заключается в следующем: вам выдаются карточки, в которые необходимо вписать недостающие элементы.
(студенты выполняют задание)
Для проверки я прошу вас поменяться заданием с соседом. Эталон ответа вы видите на экране. Если в задании все три элемента выполнены правильно, то ставим оценку «отлично», если два элемента, то «хорошо», один элемент - «удовлетворительно».
(студенты проверяют задание)
Сегодня на уроке мы поиграем в игру «Школа педагогов». Заранее мы определили докладчиков-педагогов, которые подготовили материал по сегодняшней теме. В ходе доклада каждый из «педагогов» должен будет донести группе суть материала и дать под запись основные понятия и определения. Доклад длится не более 5 минут. После доклада, остальные студенты группы могут задать вопросы докладчику по теме.
(Доклад сопровождается презентацией. Доклад должен содержать основные определения, связанные с заданной темой. Студенты задают по 2-3 вопроса, чтобы ответить, на каждый вопрос дается 3-5 мин).
Преподаватель:
- Молодцы ребята! Спасибо первому «педагогу». Переходим к следующему докладу.
(Выступают группы с докладами)
Преподаватель:
- Спасибо нашим докладчикам. Думаю, они справились со своей должностью педагога и донесли до вас всю необходимую информацию. Но еще у нас остались формулы, необходимые для выполнения практической работы, которая у нас будет на следующей паре. Давайте их запишем:
Как уже было сказано, что по привилегированным акциям дивиденд выплачивается в первую очередь и определяется по формуле:
Д прив=N*d
где Д прив - дивиденд по привилегированным акциям;
N - номинальная стоимость акции;
d - процент дивиденда.
По обыкновенным акциям дивиденд рассчитывается:
гГде Добык - дивиденд по обыкновенным акциям;
П - прибыль, направленная на выплаты дивидендов;
N - количество акций.
Курс акции определяется по формуле:
где r - ссудный процент.
Курсовая стоимость акции определяется по формуле:
Пример решения задачи:
Уставный капитал АО равен 30 млн. руб. Выпущено 3000 акций, в т.ч. 300 привилегированных. Сумма чистой прибыли, направленной на выплату дивидендов - 6,3 млн. руб. Ставка дивиденда - 30%. Найти сумму дивидендов, приходящуюся на одну привилегированную и одну обыкновенную акцию.
Решение:
Сначала находим дивиденд по привилегированной акции, используя следующую формулу:
Д прив=N*d
Из этой формулы нам не известна номинальная стоимость акции (N).
Номинальная стоимость акции определяется по формуле:
Теперь мы можем определить дивиденд по привилегированной акции:
Дприв=10000*30%=3000 руб.
Теперь мы можем определить дивиденд по обыкновенной акции:
Расчет курса облигации:
Где, P - цена облигации;
N - номинальная стоимость облигации.
Доходность купонной облигации с фиксированной процентной ставкой:
Где, Vm - текущая доходность облигации;
I - ежегодный купон, %;
Pk - курс облигации.
Доходность облигации к погашению:
Где, Т - срок до погашения облигации.
Доход по дисконтным облигациям:
W=N-P
Доходность дисконтной облигации:
Где, t - срок обращения облигаций, дней;
Т - расчетное количество дней в году.
Пример решения задачи
Облигация номинальной стоимостью 1200 руб. с купонной процентной ставкой 10% и сроком погашения 10 лет была куплена за 1000 руб. Определим доходность облигации к погашению.
Решение:
Для решения задачи используем формулу:
Для того, чтобы определить доходность облигации к погашению, нужно сначала рассчитать курс облигации:
Тогда, доходность облигации к погашению будет равна:
Преподаватель:
- Итак, мы послушали докладчиков, законспектировали материал, а теперь необходимо проверить, на сколько вы усвоили основные понятия.
Закрепление основных понятий в виде деловой игры «Экономическое домино».
Студентам выдаются карточки двух видов: первый вид карточек - термины, а второй вид - понятия. Задача каждого студента соединить за 10 минут термины с понятием.
Преподаватель:
- Итак, ребята, хотелось бы подвести итоги нашего занятия. Думаю мы достигли поставленных целей: вы теперь имеете представление об основных определениях связанных с ценными бумагами, умеете производить расчеты с ценными бумагами. И немало важен, тот фактор, что вы сами готовились к этому уроку, выступали перед одногруппниками. Это поможет вам в дальнейшей учебе и профессиональной деятельности.
Теперь я попрошу вас ответить на несколько вопросов небольшой анкеты. Это касается нашего урока.
(на некоторые вопросы студенты могут ответить устно)
Рефлексия
Анкета для студентов
-
Что больше всего понравилось во время урока?
______________________________________________________________________________________________________________________________
-
Какие умения и навыки вы приобрели во время занятий?
_______________________________________________________________
-
Что вам пригодится в практической деятельности из того, что мы делали на занятии?
_______________________________________________________________
Рекомендуем применить метод незаконченных предложений
Я научился _____________________________________________________
Я узнал, что ____________________________________________________
Я был удивлен тем, что ___________________________________________
Мне нравится, что _______________________________________________
Я был разочарован тем, что _______________________________________
Мне пригодится в жизни__________________________________________
Домашнее задание: используя основные определения и формулы подготовиться к практической работе
Преподаватель:
Спасибо всем за внимание! До встречи!
Литература:
-
Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. Для среднего проф. образования / О. Е. Янин. - М.: Академия, 2012. - 240 с. : ил. - (Среднее проф. образование).
-
Галанов В. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учеб. Для студ. учреждений средн. профессион. образования / В. А. Галанов.- М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2006. - 413с. -Библиогр.: с.410. -(Профессиональное образование).
Приложение 1
Рынок ценных бумаг
___________ рынок ценных бумаг -это………………..
_____________ рынок ценных бумаг - это…………………
______________ рынок ценных бумаг - это…………………..
Приложение 2
Эталон ответа по деловой игре «Экономическое домино».
Акция - это ценная бумага, дающая право её владельцу на часть имущества АО и участие в управлении им, получение дивиденда.
Облигация - это ценная бумага, удостоверяющая предоставление кредита и дающая право на получение фиксированного дохода в течение определённого срока.
Вексель - это письменное долговое обязательство.
Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором реализуются вновь выпущенные акции и прочие ценные бумаги.
Вторичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором происходит переход из рук в руки ценных бумаг, которые были выпущены ранее.
Фондовая биржа - это организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг.