- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа ОП 01. Менеджмент для специальности 43. 02. 11 Гостиничный сервис (базовая подготовка)
Рабочая программа ОП 01. Менеджмент для специальности 43. 02. 11 Гостиничный сервис (базовая подготовка)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Новокшонова М.В. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент архитектуры и градостроительной политики
Новгородской области
ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж»
УТВЕРЖДАЮ Директор НСК ____________В.И. Круглик «___»_____________ 2015 г.
Рабочая программа ОП 01. Менеджмент
для специальности
43.02.11 Гостиничный сервис
(базовая подготовка)
Согласовано:
Зав. методическим кабинетом
______________А.В.Степанова «____»_________________2015г.
Принято на заседании предметной(цикловой) комиссии
Протокол № ___ от «____»_____________2015г.
Председатель предметной(цикловой) комиссии
__________________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) для специальности 43.02.11 Гостиничный сервис среднего профессионального образования (СПО)
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Новгородский строительный колледж»
Разработчик:
Новокшонова Мария Владимировна - преподаватель
Рекомендована
Предметно цикловой комиссией специальности «Гостиничный сервис» протокол № 9 от 22. 05. 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Менеджмент
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
− использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
-
− анализировать организационные структуры управления;
-
− проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала; применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
-
− принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
-
− учитывать особенности менеджмента (по отраслям);
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
− сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
-
− методы планирования и организации работы подразделения;
-
− принципы построения организационной структуры управления;
-
− основы формирования мотивационной политики организации;
-
− особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям);
-
− внешнюю и внутреннюю среду организации;
-
− цикл менеджмента;
-
− процесс принятия и реализации управленческих решений;
-
− функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
-
− систему методов управления;
-
− методику принятия решений;
-
− стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 105 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов (40 лекционных, 30 практических);
самостоятельной работы обучающегося 35 часа
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
105
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
70
в том числе:
лекционных
40
практические занятия
30
работа над курсовым проектом
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
35
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины менеджмент
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Основы менеджмента
22
1,2
Тема 1.1. Сущность современного менеджмента
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента. Особенности менеджмента в области индустрии гостеприимства.
2
Самостоятельная работа 1 Школы менеджмента
2
Тема 1.2. Организация и ее жизненные стадии и циклы
Организация, как форма существования людей. Условия возникновения организации. Организация как открытая система. Циклы и стадии жизненного процесса организации.
2
1
Тема 1.3. Менеджмент индустрии гостеприимства
Управление в условиях сервисной экономики. Структура сферы услуг. Классификация платных и бесплатных услуг. Организация управления в гостиницах.
2
1
Тема 1.4. Миссия организации (предприятия)
Сущность и определение понятия «миссия». Факторы, формирующие миссию. Миссия и стратегические задачи предприятия. Миссия индустрии гостеприимства.
2
1,2
Самостоятельная работа 2 Социальная ответственность и этика менеджмента
2
Тема 1.5. Внешняя и внутренняя среда организации
Ресурсы организации. Внутренние элементы организации. Уровни управления во внутренней среде организации. Функциональные элементы внешней среды. Значение и показатели внешней среды.
2
1,2
Практическая работа 1: Факторы внешней среды организации
4
Самостоятельная работа 3 выполнение домашних заданий по разделу 1.
4
Раздел 2. Функции менеджмента
38
Тема 2.1. Общее представление о функциях менеджмента
Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, координирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.
2
1
Тема 2.2. Планирование и прогнозирование деятельности организации
Определение понятий «планирование» и «прогнозирование». Принципы и функции планирования. Виды планов. Основные формы организации планирования. Содержание и организация стратегического планирования. Методы планирования и организации работы подразделения
2
1,2
Практическая работа 2. Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия. Использование на практике методов планирования и организации работы подразделения с учетом особенностей менеджмента индустрии гостеприимства.
4
Самостоятельная работа 4: выполнение домашних заданий по теме 2.2.
2
Тема 2.3. Организация труда предприятия
Сущность и основные подходы в организации производства. Управление предприятием. Структура системы менеджмента. Виды менеджмента.
2
1,2
Самостоятельная работа 5: выполнение домашних заданий по теме 2.3
2
Тема 2.4. Делегирование полномочий и ответственности в организации.
Понятие элементов делегирования. Критерии создания диапазонов делегирования. Методы управления и правила поведения в условиях делегирования. Формы контроля в условиях делегирования. Неделегируемые задачи.
2
1,2
Самостоятельная работа 6: выполнение домашних заданий по теме 2.4.
2
Тема 2.5. Координирование процесса производства
Определение понятия «координирование». Формы координирования действий работников и отдельных структур организации.
2
1,2
Самостоятельная работа 7: выполнение домашних заданий по теме 2.5
2
Тема 2.6. Мотивация сотрудников
Значение и основные элементы мотивации. Первичные и вторичные потребности. Основы формирования мотивационной политики организации.
2
1,2
Практическая работа 3. Выполнение работы по мотивации трудовой деятельности персонала и принятия решений с учетом особенностей менеджмента индустрии гостеприимства.
4
Самостоятельная работа 8: Основные теории мотивации. Практика мотивации труда
4
Тема 2.7. Контроль в управлении
Сущность и необходимость контроля деятельности экономического субъекта. Виды контроля. Процесс контроля: установление стандартов, сравнение результатов и корректирующие действия.
2
1,2
Практическая работа 4: Описание видов контроля трудовой деятельности персонала предприятий гостиничной индустрии
4
Раздел. 3. Методы управления
45
Тема. 3.1.Организационные структуры управления.
Понятие «организационная структура управления».Традиционные виды структур. Преимущества и недостатки отдельных видов организационных структур.
2
1,2
Самостоятельная работа 9: Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия. Наблюдение за использованием на практике методов управления организацией, в работе с подразделениями с учетом особенностей менеджмента гостиничного бизнеса
6
Тема. 3.2. Система методов управления
Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие. Необходимость сочетания всех методов управления.
2
1,2
Практические занятия 5: Изучение 4-х типов темперамента, составление анкеты по определению характера.
4
Самостоятельная работа 10: выполнение домашних заданий по теме 3.2.
2
Тема. 3.3. Особенности сетевого бизнеса гостиничной индустрии
Понятие «сетевой или многоуровневый» маркетинг. Особенности управления в сетевом бизнесе. Сетевой бизнес - взаимовыгодное партнерство.
2
1,2
Самостоятельная работа 11: выполнение домашних заданий по теме 3.3.
2
Тема. 3.4. Франчайзинг в индустрии гостеприимства
Определение понятия «франчайзинг». Франчайзинговые платежи. Виды франчайзинга. Основные преимущества гостиницы на основе франчайзинга. Управляющая компания в гостиничном бизнесе. Виды управляющих компаний. Формы взаимодействия управляющей компании и собственника гостиничного предприятия.
2
1,2
Практическая работа 6. Составление текстов контрактов на основе франчайзинга.
2
Тема. 3.5. Оценка потребности в персонале
Методы управления персоналом. Оценка потребности персонала. Характер оценок кадровой потребности. Основы успешного кадрового управления.
2
1,2
Самостоятельная работа 12. выполнение домашних заданий по теме 3.5.
2
Тема. 3.6. Коммуникации в системе управления.
Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации. Искусство делового общения в работе менеджера. Принципы делового общения. Законы и приемы делового общения
2
1,2
Практическая работа 7: Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций.
4
Самостоятельная работа 13: выполнение домашних заданий по теме 3.6.
3
Тема. 3.7. Управленческое решение
Процесс принятия и реализации управленческих решений. Методика принятия решений
2
1,2
Практическая работа 8: Разбор ситуаций и принятие эффективных решений с использованием системы методов управления.
2
Тема. 3.8.Руководство в организации
Сущность и элементы руководства. Стили руководства. Форма власти и влияние. Неформальный лидер и работа с ним..
2
1,2
Практическая работа 9: Изучение основных стилей руководства. Составление характеристик стилей руководства Разбор производственных ситуаций
2
Всего:
105
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмент и управление персоналом»
Оборудование учебного кабинета:
- 28 посадочных мест;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
Технические средства обучения:
- проекционный экран;
- мультимедийный комплекс;
- персональный компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб.для студентов СПУз. - Москава: ИЦ «Академия», 2009. - 288 с.
2. Драчева Е.Л. Менеджмент. Практикум: учеб.для студентов СПУз. - Москава: ИЦ «Академия», 2010. - 304 с.
3. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме. - М.: Форум, 2009.
4. Зайцева Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме: учебное пособие. - М.: Форум, 2012. - 368 с.
5. Зайцева Н.А. Практикум по менеджменту туризма. Ситуации и тесты. - М.ФОРУМ, 2010
Дополнительные источники:
-
1. Бикташева Д.Л. и др. Менеджмент в туризме. - М.: Альфа - М: ИНФРА - М, 2007
-
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.
-
3.Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: Омега Л., 2008.
-
4. Друкер П.Ф. Практика менеджмента/ Пер. с англ. - М.: Издат. дом «Вильяме», 2006.
-
5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
-
6. Коргова М.А. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
-
7. Ломакин А.Л. Управленческие решения. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2005.
-
8. Лукашевич В.В., Астахов Н.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
-
9. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2007.
-
10. Мэддакс Р. Успешная команда: как ее создать, мотивировать и развивать. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
-
11. Назаров Ю.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. М.: Глобус; Волгоград: Альянс, 2006
-
12. Томпсон А.А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: Пер. с англ.: Вильямс, 2005.
-
13. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2008.
-
14. Чудновская С.Н. Управленческие решения: Учебник. - М.: Эксмо, 2007
-
15.«Менеджмент в России и за рубежом». Практический журнал. Издательство: «Финпресс».
-
16.«Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
-
17. «Новый менеджмент». Научно-практический журнал. Издательство: «Новый издатель».
Интернет ресурсы:
1.Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» mevriz.ru/
(март 2012)
2. Сайт «Новый менеджмент» new-management.info/ (апрель 2012)
3. Журнал «Top Manager» top-manager.ru/ (апрель 2012)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
анализировать организационные структуры управления;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
учитывать особенности менеджмента индустрии гостеприимства;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
Знания:
сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
оценка индивидуальных знаний студентов
методы планирования и организации работы подразделения;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
принципы построения организационной структуры управления;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
основы формирования мотивационной политики организации;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности индустрии гостеприимства;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
внешнюю и внутреннюю среду организации;
оценка индивидуальных знаний студентов
цикл менеджмента;
тестирование
процесс принятия и реализации управленческих решений;
оценка умений студентов в ходе практических занятий
функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
оценка индивидуальных знаний студентов
систему методов управления;
тестирование
методику принятия решений;
оценка индивидуальных знаний студентов
стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
тестирование
1