• Преподавателю
  • Другое
  • Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования

Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования.


Всем нам хорошо известно, что дополнительное образование - это свободный выбор ребёнком вида и профиля деятельности, совместное творчество воспитанника и педагога, взаимная самореализация каждого из них и т.д., и т.п. И казалось бы - как же можно проверить результаты всего этого?

Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга сегодня становятся недостаточно эффективными. Всё это хорошо, но возникает вопрос, а чем именно нам, педагогам, главным заинтересованным людям, поможет в работе оценка результативности? Конечно мы можем сказать, что мы и так прекрасно видим результат нашей работы - это и концерты, и выставки, и «победные места»…Но, увы, это лишь часть, и я бы сказала, лучшая часть всего детского коллектива. А что же с остальной, «основной», частью?

Ещё мы можем сказать, что в доп. образовании нет образовательных стандартов, точных критериев, с помощью которых можно было бы проверить уровень обученности детей. Но в каждой образовательной программе изначально есть задачи, которые мы должны решить, и результаты, которые мы ожидаем увидеть. Так почему не взять их за некий стандарт?

Самым полезным в мониторинге, для себя лично, я выделила вот что. Мониторинг определяется как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, опасности, в широком понимании этого слова, для эффективного функционирования объекта. Причем не просто констатация факта появления изменений, представляющих опасность, а именно предупреждение о ней до того как ситуация может стать необратимой. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать возможное деструктивное развитие событий.

Мониторинг в образовании это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить повышение его качества.

Использование мониторинга в оценке качества образования помогает определить:

  • - решены ли образовательные цели;

  • - насколько качественно усвоены знания обучающимися;

  • - существуют ли показания для усовершенствования работы педагогов.

А всё это способствует более эффективной организации учебного процесса, что и является нашей главной и первоочередной задачей.

В текучке занятий могут остаться незамеченными отдельные мелкие пробелы в теоретической подготовке детей, и незначительные недочёты в их практических умениях и навыках - ведь в целом все они справляются с заданиями педагога. Но ведь многие воспитанники, выполняя задание, действуют по образцу, поют, не вникая в суть…да каждый из вас, найдёт примеры, приемлемые к его специфике. Работа по образцу необходима, и очень важна, но лишь на начальном этапе, в процессе развития ребёнок должен переходить к самостоятельности. Но без оценки результативности, сможем ли мы быстро заметить и отреагировать, если этого перехода к самостоятельности не произошло?

Так и мелкие практические ошибки, впоследствии, собираясь как снежный ком, могут сформироваться в ошибки серьёзные. Выявить это можно лишь в том случае, если педагог имеет возможность одновременно, в ограниченное время увидеть самостоятельную деятельность всех детей: тогда отчётливо будут видны все пробелы.

Надеюсь, я убедила вас в необходимости оценки результативности. Но тут на передний план выхолит следующий вопрос - А как можно выявить результаты работы всего детского объединения, и каждого воспитанника в отдельности?

Конечно же, традиционно используются зачёты и экзамены, сдачи нормативов, и квалификационные соревнования. Но в принципе можно использовать любую, удобную именно для вас форму оценки. А я расскажу вам о своей.

Диагностику в группах я провожу 3 раза в год - при зачислении в объединение - начальная диагностика. Она позволяет выявить уровень подготовленности, уровень способностей, и т.д. Я проверяю диапазон голоса, ритмический слух, прошу пропеть какую-нибудь песенку, и заношу всё это в таблицу. Если детки не первого года обучения, то конечно же проводится небольшая контрольная, чтобы увидеть, что они помнят, и небольшое прослушивание. Для детей начальных классов проверки проводятся либо в игровой форме - с конкурсами-заданиями, либо, наоборот, в утрированно-серьёзной форме «взрослого экзамена», с награждением «медалями».И то и другое воспринимается детьми с интересом, превращая это серьёзное, скучное и не интересное занятие в ожидаемое и удивляющее.

Диагностика в середине года носит промежуточный характер. Я провожу мини-концерт, обязательно с микрофоном, объявлением номеров, и аплодисментами, чтобы выявить развитие вокальных данных; и письменную работу, чтобы выявить, какими ЗУНами, и на каком уровне дети за этот период овладели.( данные по ЗУНам заносятся во 2 таблцу)

В конце года, подводятся общие итоги. Снова проверяю диапазон, слух, провожу контрольную и концерт.

Все эти данные заносятся в таблицу:

Таблица №1

ФИО ребёнка

Год

обу-че-ния

Начальная диагностика

Срезовая диагностика

Итоговая диагностика

Диапазон

Чистота интониро-вания

Ритмичес-кий слух

Диапазон

Чистота интониро-вания

Ритмичес-кий слух

Диапазон

Чистота интониро-вания

Ритмичес-кий слух

1

Ахметзянова Луиза

1

До1-до2

2

3



Подготовительный уровень: от 1 до 2 баллов

Начальный уровень: от 2 до 5 баллов

Уровень освоения: от 5 до 8 баллов

Уровень совершенствования: от 8 до 10 баллов

Огромную роль конечно играет наблюдение за детьми, ведь такие качества, как мотивация к обучению, или эмоциональная настроенность, с помощью контрольных не выявишь.

Всё это заносится и во вторую таблицу, где оценка достигнутых результатов происходит по 4 критериям:

  • подготовительный уровень

  • начальный уровень

  • уровень освоения

  • уровень совершенствования

Здесь 5 номинаций -

  1. ЗУНы (оцениваю по 4 направлениям: - овладение репертуаром

- нотная грамота

- теоретические знания

- сценическая культура)


  1. Мотивация

  2. Творчество

  3. Эмоциональная направленность

  4. Достижения , здесь учитывается количество выступлений, их уровень и т.д.

У каждого уровня в каждой номинации есть определённые требования к воспитаннику.

Знания, умения, навыки

Знакомство с

Образователь-ной

областью

Владение

основами

знаний

Овладение

специальными

знаниями,

умениями,

навыками

Совершенствова-

ние специальных

знаний, умений и

навыков

Мотивация к знаниям

Неосознанный

интерес,

навязанный

извне или на

уровне

любознательнос-ти

Мотив

случайный,

кратковременный

Интерес иногда

поддерживается

самостоятельно.

Мотивация

неустойчивая,

связанная с

результативной

стороной

процесса.

Интерес на уровне

увлечения.

Поддерживается

самостоятельно.

Устойчивая

мотивация.

Ведущие мотивы:

познавательный,

общения,

добиться высоких

результатов.

Четко

выраженные

потребности.

Стремление

изучить

глубоко

предмет как

будущую

профессию.

Творческая активность

Интереса к

творчеству не

проявляет.

Инициативу не

проявляет. Не

испытывает

радости от

открытия.

Отказывается от

поручений,

заданий.

Производит

операции по

заранее данному

плану.

Нет навыков

самостоятель-ного

решения проблем.

Социализация в

коллективе.

Инициативу

проявляет редко.

Испытывает

потребность в

получении новых

знаний, в открытии

для себя новых

способов

деятельности.

Добросовестно

выполняет

поручения,

задания. Проблемы

решить способен,

но при помощи

педагога.

Есть

положительный

эмоциональный

отклик на успехи

свои и коллектива.

Проявляет

инициативу, но не

всегда. Может

придумать

интересные идеи,

но часто не может

оценить их и

выполнить.

Вносит

предложения по

развитию

деятельности

объединения.

Легко, быстро

увлекается

творческим делом.

Обладает

оригинальностью

мышления,

богатым

воображением,

развитой

интуицией,

гибкостью

мышления,

способностью к

рождению новых

идей.

Эмоционально-художественная настроенность

Подавленный,

напряженный. Бедные

маловыразитель-ные

мимика, жесты, речь,голос.Не может четко

выразить свое

эмоциональное

состояние. Нет

устойчивой

потребности

воспринимать или

исполнять

произведения

искусства (музыки,

театра, литературы)

Замечает

разные

эмоциональные

состояния.

Пытается

выразить свое

состояние, не

проникая в

художественный

образ.

Есть

потребность

воспринимать

или исполнять

произведения

искусства, но не

всегда.

Распознает свои

эмоции и

эмоции других

людей.

Выражает

свое

Эмоциональное

состояние при

помощи

мимики, жестов,

речи, голоса,

включаясь в

Художественный

образ.

Есть устойчивая

потребность в

восприятии или

исполнении

произведений

искусства.

Распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам, речи, интонации.

Проявляет произвольную

активность в

выражении эмоций.

Развита эмоциональная

выразительность

жестов, мимики, голоса.

Высокий уровень

включенности в

художественный образ.

Не насыщаемая

потребность в

восприятии или

исполнении

произведений искусства.

Достижения

Пассивное

участие в

делах

объединения

Активное

участие в

делах отдела,

учреждения.

Значительное

результаты на

уровне района,

города.

Значительные

результаты на

уровне города,

области, России.

Таблица №2

Фамилия, имя

ЗУН

(Вокал,

Нотная грамота, Теория, Сценическая культура)

Мотива-ция

Творчест-во

Эмоц.-худ. настроен-ность

Достиже-ния

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

декабрь

май

1

Воронина Дарья

2

2

2

2

3

3

3

3

2

3

3

3

2

3

2

3

Подготовительный уровень: от 1 до 2 баллов

Начальный уровень: от 2 до 5 баллов

Уровень освоения: от 5 до 8 баллов

Уровень совершенствования: от 8 до 10 баллов

Мониторинг во время занятия по моему мнению должен носить очень наглядный характер, чтобы ребёнок сам видел, насколько хорошо ему что-то удалось, или наоборот, когда надо «подтянуться». Именно десь и развивается самостоятельность. Поэтому у нас есть «стена результатов»,

Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования

Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования

Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования


По итогам занятий выдаются «медали», количество которых тоже подсчитывается.

Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования

Проверяя уровень теоретической и практической подготовки ребёнка, требуется оценить, насколько свободно он владеет базовыми теоретическими понятиями в данной области деятельности, и практическими навыками. Важна и форма оценки результата - она должна быть конкретна и понятна, но не должна напоминать школьную, чтобы у ребёнка не формировалась позиция «двоечника»или «троечника». А самое главное, чтобы у воспитанника формировалась адекватная самооценка собственных достижений, стремление достичь большего! В объединениях художественно-эстетического цикла довольно трудно, или даже невозможно, привести детей к «общему знаменателю». Ведь вокальные данные у всех детей разные, для кого-то не составит проблемы выучить и исполнить на сцене несколько песен, а кто-то никак не может чисто спеть мелодию одной. Но у него есть необыкновенное желание петь! Поэтому, конечно, оценка результатов происходит с учётом индивидуальных способностей, личных качеств ребёнка.

Возрастные характеристики учащихся

Учебный год

Дошколь-

ники

Учащиеся 1-4 классов

Учащиеся 5-9 классов

Учащиеся 10-11 классов

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%





Кол-во дипломов, почётных грамот, побед в конкурсах, смотрах, соревнованиях по объединению

Городского, районного уровня

Республиканского

Российского

Международного


А в конце года, опираясь на ваши данные, вам будет гораздо проще выявить степень освоения программы, легче будет составить анализ деятельности., и поможет, при необходимости скорректировать программу, чтобы занятие в кружке доставляли детям радость и приносили пользу!

Важнейшим условием повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса в системе дополнительного образования детей, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов воспитания, развития и обучения. Анализ полученных образовательных результатов позволяет судить о достижении целей. Путь анализа лежит через выявление проблем как разрывов между требуемыми и реальными результатами, поиск их главнейших причин и построение стратегии, гарантирующей их устранение и продвижение вперед.





Литература

1. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании. СПб: Образование-Культура, 1998.
2. Шишов, С.Е., Кальней, В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М., 1999.
3. Шушпанова, О.В. Мониторинг, школа, управление // Педагогика открытого общества, № 2-3, февраль 2001.
4. Кульневич, С.В., Иванченко, В.Н. Дополнительное образование детей. Методическая служба. - Ростов-на-Дону, 2005.


10


© 2010-2022