• Преподавателю
  • Другое
  • Содержание понятий творчества и творческих способностей в психолого-педагогической науке

Содержание понятий творчества и творческих способностей в психолого-педагогической науке

Взгляды  учёных  на  проблему  творчества  отличаются широтой  и разнообразием. Сложное явление творчества и творческой познавательной деятельности освещалось в исследованиях психологов Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной и др., педагогов В.И. Андреева, Г.Д. Кирилловой, Б.И. Коротяева, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, А.П. Тряпициной, А.В.Хуторского, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской и др.         Существуют различные подходы к определению творчеств...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание понятий творчества и творческих способностей

в психолого-педагогической науке


Взгляды учёных на проблему творчества отличаются широтой и разнообразием. Сложное явление творчества и творческой познавательной деятельности освещалось в исследованиях психологов Д.Б. Богоявленской, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарёва, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной и др., педагогов В.И. Андреева, Г.Д. Кирилловой, Б.И. Коротяева, П.И. Пидкасистого, М.Н. Скаткина, А.П. Тряпициной, А.В.Хуторского, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской и др.

Существуют различные подходы к определению творчества и творческой деятельности. Рассмотрим несколько из них. По утверждению Т.Н. Прохоровой, «современная наука дает следующее определение творчества: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью и общественно-исторической уникальностью» [40, с.268].

По определению В.А. Сластенина, «творчество есть открытие или создание новых, не известных ранее ценностей» [43,с.164]. По М.Ю. Кондратьевой, творчество - это «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [33, с.81].

По утверждению А.Г. Спиркина, «творчество - это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира или духовной культуры» [2, с.46].

«Неотъемлемым атрибутом творчества, - утверждает В.И. Андреев, - следует считать критерий развития человечества, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью вносить вклад в развитие человеческой личности, развитие человеческой культуры. В понимании творчества особенно важно учитывать и постоянно иметь в виду нравственные начала, которые побудили человека к творчеству [2, с. 46].

Внутри феномена творческой деятельности педагогическая наука выделяет сферу учебно-творческой деятельности. По определению В.И. Андреева, «учебно-творческая деятельность - это один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, осуществляемый преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личности, результат которой обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и особенно ее творческих способностей» [2, с.51].

Важнейшим признаком учебно-творческой деятельности, В.И. Андреев считает «появление в результате ее осуществления психических новообразований: знаний, умений, творческих способностей личности». К основным психическим новообразованиям он относит, прежде всего, развитие творческих способностей личности [2,с. 50].

Под творческими способностями Андреев понимает «способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире» [2, с.53].

Теплов Б.М. под творческими способностями понимает «определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения»

[1, с. 80].

Мотков О.И. под творческими способностями понимает «способности удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [8, с.13].

А.Л. Димент и М.В. Столпникова пишут, что под «творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности личности, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность» [27].

Основными показателями творческих способностей являются беглость, и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Беглость мысли отражает количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться от одного аспекта проблемы к другому, выдвигать самые разные идеи. Оригинальность - способность к генерации необычных идей, парадоксальных, неожиданных решений, отличающихся от общепринятых. Любознательность - способность удивляться, готовность познавать, открытость ко всему новому, чувствительность к проблемам в окружающем мире. Точность - способность совершенствовать свой творческий продукт, придавать ему законченный вид.

Смелость - способность принимать решения в ситуации неопределенности, смело выдвигать новые идеи, преодолевать трудности, отстаивать свое мнение и доводить свою творческую работу до конца [5, с. 180], [14, с. 96].

В процессе формирования знаний творческая деятельность направлена на выявление общих идей, принципов, закономерностей и их дальнейшее применение в познании и практической деятельности. Творческая познавательная деятельность рассматривается как процесс усвоения теоретического материала и решения задач по его применению на практике в результате самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования [6].

Творчество осуществляется в учебной деятельности в процессе решения проблем, познавательных задач, разработки теоретических и практических вопросов. Самостоятельно открывая новые для себя законы, принципы, факторы и отслеживая их проявление на практике, сравнивая и сопоставляя свои мысли и результаты исследования с научными данными, ученик приобщается к творчеству [7]. Безусловно, научное содержание материала должно быть доступным и соответствовать возрастным особенностям школьников.

Творческая самостоятельная работа в наибольшей степени способствует самореализации личности учащегося в процессе обучения. Необходимо осуществление процесса обучения на уровне самостоятельного решения учащимися познавательных задач, и развития творческой активности ученика, косвенного педагогического управления процессом творческой поисковой деятельности учащихся. Это будет способствовать свободному самовыражению личности учащегося, позволит ученикам раскрыть свой личностный потенциал, реализовать на практике собственные возможности [24].



© 2010-2022