• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка образовательного профессионального маршрута студентов среднего профессионального образования

Разработка образовательного профессионального маршрута студентов среднего профессионального образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка образовательного профессионального маршрута студентов среднего профессионального образования


Соколова Е.В.,

г. Канск, Красноярский край,

КГБПОУ

«КАНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Смена ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях прямо связана с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении студентов по образовательным профессиональным маршрутам.

Образовательный профессиональный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая студенту позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Образовательный профессиональный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями студента (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Наряду с понятием «образовательный маршрут» существует понятие «образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, образовательная траектория предусматривает наличие образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Одним из направлений подготовки качественного специалиста среднего профессионального образования является работа над проектированием образовательных программам, которые будут отвечать современным требованиям общества.

Следовательно, необходимость разработки образовательного профессионального маршрута обучающихся среднего профессионального образования обусловлена месторасположением образовательного учреждения и его социокультурным окружением, реальными запросами рынка труда, ростом конкуренции выпускников образовательных учреждений, структурным изменением в сфере занятости и появлением новых и специальностей.

При построении образовательного профессионального маршрута студентов необходимо проектирование современных программ профильной подготовки, которое осуществляется с учетом новых смыслов образовательных концепций и на основе принципов фундаментализации, культуросообразности, гуманизации, системности, преемственности.

Целью и результатом подготовки выпускника в колледже является профессиональная компетентность, определяющая способность специалиста решать профессиональные задачи, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

При реализации образовательного профессионального маршрута студентов надо учитывать, что процесс становления профессиональных компетенций происходит, когда студент начинает управлять своей деятельностью, используя различные результаты образования (личностные знания, навыки, ценности) и внешние стимулы, выраженные требованиями работодателей в зависимости от социальных ситуаций.

На основании понимания сущности проектирования и компетентностного подхода в профессиональном образовании определим особенности проектирования программ при построении образовательного профессионального маршрута студентов. Определим ряд особенностей:

- переход к индивидуализируемому обучению, к осуществлению (на основе интересов студентов) изменений в организации учебного процесса;

- потребность обновления содержания образования путем усиления практической направленности профессионального образования;

- ориентация образования на достижение стратегических целей развития - самоопределение, самоактуализация, саморазвитие, самосовершенствование, социализация и развитие индивидуальности - продиктованных новыми потребностями постиндустриального общества.

Необходимо обратить внимание на то, что этапы становления профессиональной компетентности при построении образовательного профессионального маршрута студентов определяют последовательность освоения профессиональной подготовкой.

Таким образом, методы и технологии, которые используются при компетентностном подходе при построении образовательного профессионального маршрута студентов, направлены на развитие у студентов способности к самопознанию, самосовершенствованию, поэтому могут использоваться технологии кейсового, проектного обучения, диалогового взаимодействия, развития критического мышления.

Литература.

  1. Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.

  2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 года, -М., ИЦПКПС, 2004.

  3. Образовательная программа - маршрут ученика/Под ред. А.П. Тряпицыной. Ч.1.-СПб.: Изд-во «ЮИПК», 1998.- С.118.


© 2010-2022