- Преподавателю
- Другое
- Семинарское занятие №1 Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья
Семинарское занятие №1 Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Миронова А.Н. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ЦМК ЕМД №2
Методическая разработка семинарского занятия
-
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
______________Е.Г. Ярандаева
«_____»__________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
семинарского занятия №1
по МДК «Здоровый человек и его окружение»
(специальность «Сестринское дело», 3 курс)
ТЕМА: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья».
Пояснительная записка
Методическая разработка семинарского занятия по теме: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Сестринское дело».
В методической разработке семинарского занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студента общих и профессиональных компетенций.
На семинарском занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес по истории сестринского дела, а так же способность применять теоретические знания в практической деятельности.
Методическая разработка семинарского занятия включает в себя:
-
методическую разработку для преподавателя;
-
методическую разработку для самоподготовки студентов к семинарскому занятию;
-
дидактический материал по данной теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
-
современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья
Цели занятия:
1. Дидактические:
-
контроль и коррекция знаний по теме: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья».
2. Развивающие:
-
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
-
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);
3. Воспитательные:
-
воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;
-
воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;
-
воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;
Тип занятия: контроль и коррекция знаний
Вид занятия: семинарское занятие
Метод контроля знаний: тестовый опрос, фронтальный, письменный опросы.
Продолжительность занятия: 90 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК
-
ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности
-
Теория и практика сестринского дела
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Обеспечиваемые дисциплины и МДК
-
Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья.
-
Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие.
Используемая литература:
Для студентов:
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. (Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»)
Для преподавателей:
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. (Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»)
Хронокарта занятия.
-
Организационный момент 2 минуты
-
Постановка целей и задач. Создание мотивационного 5 минут
пространства
-
Актуализация опорных знаний 10 минут
-
Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 15 минут
-
Контроль и коррекция знаний 50 минут
-
Подведение итогов занятия 5 минуты
-
Сообщение домашнего задания 3 минута
Характеристика отдельных элементов занятия
-
Содержание этапов занятия
Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья, цель занятия, этапы занятия.
Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что в настоящие время отмечается снижение рождаемости, что является отрицательным демографическим показателем. В связи с этим возникает явление, называемое постарением населения. Это явлением характеризуется относительным уменьшением численности детского населения и выраженным ростом доли населения старших возрастных групп. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.
3. Актуализация опорных знаний
Цель - выявить уровень знаний по теме используя тестовый опрос (приложение № 1 в двух вариантах с эталонами ответов)
4. Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы
1. Решение составленных ситуационных задач на расчет демографических показателей.
-
Просмотр и защита презентаций на примере конкретной ситуации «Вредные условия быта и производства».
5. Контроль и коррекция знаний
1. Проводится фронтальный опрос по теме
-
Дайте определение понятиям: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни», «профилактика», «болезнь»
-
Перечислите группы здоровья.
-
Перечислите факторы риска развития болезней.
-
Расскажите о факторах, определяющих здоровье населения.
-
Расскажите о концепции демографической политики России.
-
Дайте определение понятию «качества жизни», на чем это понятие основывается
-
Перечислите основные направления и формы работы медицинского персонала по пропаганде ЗОЖ.
-
Дайте определение понятию «Демография», что изучает медицинская демография?
-
Назовите основные тенденции демографических процессов в современной России, мире. Назовите основные демографические показатели.
2. Письменный опрос 2 варианта - напишите правильный ответ - 15 минут (приложение № 2 с эталонами ответов)
6. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.
7. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие», дает рекомендации по подготовке к занятию.
Выполнить самостоятельную работу:
-
Подготовить презентации по темам «Иерархия потребностей по А. Маслоу», «Потребности по В.Хендерсон».
-
Составить ситуационную задачу на нарушение потребностей человека по Маслоу.
Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы. Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций - ОК 1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих компетенций
Выявление степени сформированности общих компетенций
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций: ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
-
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
-
современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья
Цели занятия:
-
контроль и коррекция знаний по теме «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»;
-
формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.
-
Дайте определение понятиям: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни», «профилактика», «болезнь»
-
Перечислите группы здоровья.
-
Перечислите факторы риска развития болезней.
-
Расскажите о факторах, определяющих здоровье населения.
-
Расскажите о концепции демографической политики России.
-
Дайте определение понятию «качества жизни», на чем это понятие основывается?
-
Перечислите основные направления и формы работы медицинского персонала по пропаганде ЗОЖ.
-
Дайте определение понятию «Демография», что изучает медицинская демография?
-
Назовите основные тенденции демографических процессов в современной России, мире.
-
Назовите основные демографические показатели.
Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию.
1. Составление ситуационных задач на расчет демографических показателей.
2. Подготовка мультимедийных презентаций: «Вредные условия быта и производства»;
Литература:
-
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. (Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»)
Приложение 1
Входной контроль
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья».
I- вариант
Выберите один правильный ответ
1. Основные показатели статистики населения:
А) рождаемость
Б) смертность
В) заболеваемость
Г) состав населения (пол, возраст, социальное положение и т.д.)
2. Показатели, характеризующие здоровье населения:
А) рождаемость
Б) смертность
В) численность населения
Г) заболеваемость
3. Показатель рождаемости рассчитывается по формуле:
А) (число родившихся живыми за год)/(среднее число населения)х 1000
Б) (число родившихся живыми за год)/(число принятых родов) х 1000
В) (число беременных женщин за год)/( число принятых родов) х 1000
4. Суммарный коэффициент рождаемости отражает количество детей, которое
должна родить каждая женщина для:
А) простого воспроизводства населения
Б) прироста населения на 10%
В) прироста населения на 20%
Г) прироста населения на 30%
5) Для простого воспроизводства, суммарный коэффициент рождаемости должен
составить:
А) 1,2
Б) 2,0
В) 2,17
Г) 3,0
6. Показатели, отражающие механическое движение населения:
А) рождаемость
Б) смертность
В) заболевамость
Г) миграция
7. Показатели естественного движения населения это все, кроме:
А) рождаемость
Б)- смертность
В) естественный прирост
Г) миграция
8. Показатель детской (младенческой) смертности:
А) смертность детей до 14 лет
Б) смертность детей до 1месяца
В) смертность детей до 28 дней жизни
9. Показатель детской смертности рассчитывается по формуле:
А) (число умерших детей в возрасте до 1 года)/(число родившихся живыми) х
1000
Б) (число умерших детей в возрасте до 1 года)/(число всех родившихся) х1000
В) (число родившихся живыми за год)/(число умерших детей в возрасте до
1 года) х 1000
10. Кратность проведения дородового патронажа медицинской сестрой
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
Входной контроль
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»
II- вариант
Выберите один правильный ответ
1. Первый дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.)
А) 10-12
Б) 20-22
В) 23-25
Г) 26-28
2. Второй дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.)
А) 18-20
Б) 20-22
В) 22-24
Г) 32-40
3.Патронаж новорожденного осуществляется медицинской сестрой
А) 1 раз в неделю
Б) 2 раза в неделю
В) 1 раз в месяц
Г)2 раза в месяц
4. Патронаж детей в возрасте от 1 года до 2 лет осуществляется медицинской сестрой
А) 1 раз в мес.
Б) 1 раз в 2 мес.
В) 1 раз в 3 мес.
Г) 1 раз в 6 мес.
5. Дети, не имеющие хронической патологии и отклонений в развитии, относятся к группе здоровья
А) I
Б) II
В) III
Г) IV
6. Дети с хронической патологией в стадии компенсации относятся к группе здоровья
А) II
Б) III
В) IV
Г) V
7. Дети с хронической патологией в стадии декомпенсации относятся к группе здоровья
А) II
Б) III
В) IV
Г) V
8. Карта профилактических прививок - это форма
А) ф-75а
Б) ф-030
В) ф-063
Г) ф-112
9. История развития ребенка - это форма
А) ф-112
Б) ф-114
В) ф- 116
Г) ф-286
10. Основные показатели статистики населения:
А) рождаемость
Б) смертность
В) заболеваемость
Г) состав населения (пол, возраст, социальное положение и т.д.)
Эталоны ответов
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»
I- вариант
II- вариант
1-г
1-а
2-г
2-г
3-а
3-а
4-а
4-в
5-в
5-а
6-г
6-б
7-г
7-г
8-в
8-в
9-а
9-а
10-б
10-г
Критерии оценок:
«5» - 0 ошибок,
«4» - 1-2 ошибки,
«3» - 3-4 ошибки,
«2» - 5 и более ошибок
Приложение 2
Напишите правильный ответ
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.
Концепции здоровья»
I- вариант
1. Какие статистические показатели характеризуют здоровья населения?
2. Что такое образ жизни?
3. Дайте характеристику неустранимым (генетическим) факторам риска.
Вариант - 2
1. Из каких разделов состоит медицинская демография?
2. Дайте характеристику устранимым (выборочным) факторам риска
3. Что такое здоровый образ жизни?
Эталоны ответов
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.
Концепции здоровья»
1 вариант
1. Группы показателей, характеризующие здоровье населения:
- медико-демографические
физического развития
- заболеваемости
распределение детей по группам здоровья инвалидности
-
Образ жизни - это система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов.
3. Различают 2 группы факторов риска (факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека):
1. Генетические (неустранимые)
-
пол,
-
возраст,
-
наследственность
Эталоны ответов
Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.
Концепции здоровья»
2 вариант
1.Основными разделами медицинской демографии являются статистика и динамика населения
2.Различают 2 группы факторов риска (факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека):
Выборочные (устранимые)
-
гиподинамия
-
неправильное питание
-
вредные привычки
3. Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах.
Лист регистрации изменений
№ измене-ния
Номера листов (страниц)
Всего листов (страниц) в документе
Вход. № сопроводитель-ного документа и дата
Подпись
ответствен-ного за внесение
Дата
Изменен-ных
Новых
Аннулиро-ванных
Должность
Фамилия/Подпись
Дата
Составил
Преподаватель
А.Н. Миронова
Согласовал
Председатель ЦМК
Зав. научно-методическим отделом
М.Н. Афанасьева
М.П. Маркевич
Версия: 1.0
Стр.1из 12