• Преподавателю
  • Другое
  • Семинарское занятие №1 Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья

Семинарское занятие №1 Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинарское занятие №1 Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЦМК ЕМД №2

Методическая разработка семинарского занятия




УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

______________Е.Г. Ярандаева

«_____»__________20___г.









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

семинарского занятия №1


по МДК «Здоровый человек и его окружение»

(специальность «Сестринское дело», 3 курс)


ТЕМА: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья».





















Пояснительная записка


Методическая разработка семинарского занятия по теме: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Сестринское дело».

В методической разработке семинарского занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формированию у студента общих и профессиональных компетенций.

На семинарском занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес по истории сестринского дела, а так же способность применять теоретические знания в практической деятельности.

Методическая разработка семинарского занятия включает в себя:

  • методическую разработку для преподавателя;

  • методическую разработку для самоподготовки студентов к семинарскому занятию;

  • дидактический материал по данной теме.







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ТЕМА: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»


В соответствии с требованиями ФГОС:

Студент должен знать:

  • современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья

Цели занятия:

1. Дидактические:

  • контроль и коррекция знаний по теме: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья».

2. Развивающие:

  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);

  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;

  • воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;

  • воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;

Тип занятия: контроль и коррекция знаний

Вид занятия: семинарское занятие

Метод контроля знаний: тестовый опрос, фронтальный, письменный опросы.

Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ.

1. Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины

Обеспечиваемые дисциплины и МДК

  • ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности


  • Теория и практика сестринского дела

2. Внутрипредметные связи

Обеспечивающие дисциплины

Обеспечиваемые дисциплины и МДК

  • Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья.


  • Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие.

Используемая литература:

Для студентов:

  1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. (Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»)

Для преподавателей:

  1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. (Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»)

Хронокарта занятия.

  1. Организационный момент 2 минуты

  2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного 5 минут

пространства

  1. Актуализация опорных знаний 10 минут

  2. Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы 15 минут

  3. Контроль и коррекция знаний 50 минут

  4. Подведение итогов занятия 5 минуты

  5. Сообщение домашнего задания 3 минута


Характеристика отдельных элементов занятия


Содержание этапов занятия

Методическое обоснование

1. Организационный момент

Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства

Преподаватель четко называет тему занятия Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья, цель занятия, этапы занятия.

Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что в настоящие время отмечается снижение рождаемости, что является отрицательным демографическим показателем. В связи с этим возникает явление, называемое постарением населения. Это явлением характеризуется относительным уменьшением численности детского населения и выраженным ростом доли населения старших возрастных групп. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.

3. Актуализация опорных знаний

Цель - выявить уровень знаний по теме используя тестовый опрос (приложение № 1 в двух вариантах с эталонами ответов)


4. Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

1. Решение составленных ситуационных задач на расчет демографических показателей.

  1. Просмотр и защита презентаций на примере конкретной ситуации «Вредные условия быта и производства».

5. Контроль и коррекция знаний

1. Проводится фронтальный опрос по теме

  1. Дайте определение понятиям: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни», «профилактика», «болезнь»

  2. Перечислите группы здоровья.

  3. Перечислите факторы риска развития болезней.

  4. Расскажите о факторах, определяющих здоровье населения.

  5. Расскажите о концепции демографической политики России.

  6. Дайте определение понятию «качества жизни», на чем это понятие основывается

  7. Перечислите основные направления и формы работы медицинского персонала по пропаганде ЗОЖ.

  8. Дайте определение понятию «Демография», что изучает медицинская демография?

  9. Назовите основные тенденции демографических процессов в современной России, мире. Назовите основные демографические показатели.

2. Письменный опрос 2 варианта - напишите правильный ответ - 15 минут (приложение № 2 с эталонами ответов)

6. Подведение итогов занятия

Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.

7. Сообщение домашнего задания

Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие», дает рекомендации по подготовке к занятию.

Выполнить самостоятельную работу:

  1. Подготовить презентации по темам «Иерархия потребностей по А. Маслоу», «Потребности по В.Хендерсон».

  2. Составить ситуационную задачу на нарушение потребностей человека по Маслоу.


Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов

Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы. Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций - ОК 1 понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес



Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих компетенций

Выявление степени сформированности общих компетенций

Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций: ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.







Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.


Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ


ТЕМА: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студент должен знать:

  • современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья

Цели занятия:

  • контроль и коррекция знаний по теме «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»;

  • формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ.


  1. Дайте определение понятиям: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни», «профилактика», «болезнь»

  2. Перечислите группы здоровья.

  3. Перечислите факторы риска развития болезней.

  4. Расскажите о факторах, определяющих здоровье населения.

  5. Расскажите о концепции демографической политики России.

  6. Дайте определение понятию «качества жизни», на чем это понятие основывается?

  7. Перечислите основные направления и формы работы медицинского персонала по пропаганде ЗОЖ.

  8. Дайте определение понятию «Демография», что изучает медицинская демография?

  9. Назовите основные тенденции демографических процессов в современной России, мире.

  10. Назовите основные демографические показатели.


Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию.


1. Составление ситуационных задач на расчет демографических показателей.

2. Подготовка мультимедийных презентаций: «Вредные условия быта и производства»;

Литература:

  1. Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. (Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант плюс»)


Приложение 1

Входной контроль

Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья».

I- вариант

Выберите один правильный ответ

1. Основные показатели статистики населения:

А) рождаемость

Б) смертность

В) заболеваемость

Г) состав населения (пол, возраст, социальное положение и т.д.)


2. Показатели, характеризующие здоровье населения:

А) рождаемость

Б) смертность

В) численность населения

Г) заболеваемость


3. Показатель рождаемости рассчитывается по формуле:

А) (число родившихся живыми за год)/(среднее число населения)х 1000

Б) (число родившихся живыми за год)/(число принятых родов) х 1000

В) (число беременных женщин за год)/( число принятых родов) х 1000

4. Суммарный коэффициент рождаемости отражает количество детей, которое

должна родить каждая женщина для:

А) простого воспроизводства населения

Б) прироста населения на 10%

В) прироста населения на 20%

Г) прироста населения на 30%


5) Для простого воспроизводства, суммарный коэффициент рождаемости должен

составить:

А) 1,2

Б) 2,0

В) 2,17

Г) 3,0


6. Показатели, отражающие механическое движение населения:

А) рождаемость

Б) смертность

В) заболевамость

Г) миграция


7. Показатели естественного движения населения это все, кроме:

А) рождаемость

Б)- смертность

В) естественный прирост

Г) миграция


8. Показатель детской (младенческой) смертности:

А) смертность детей до 14 лет

Б) смертность детей до 1месяца

В) смертность детей до 28 дней жизни


9. Показатель детской смертности рассчитывается по формуле:

А) (число умерших детей в возрасте до 1 года)/(число родившихся живыми) х

1000

Б) (число умерших детей в возрасте до 1 года)/(число всех родившихся) х1000

В) (число родившихся живыми за год)/(число умерших детей в возрасте до

1 года) х 1000


10. Кратность проведения дородового патронажа медицинской сестрой

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4


Входной контроль

Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»

II- вариант

Выберите один правильный ответ

1. Первый дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.)

А) 10-12

Б) 20-22

В) 23-25

Г) 26-28

2. Второй дородовый патронаж проводится медицинской сестрой на сроке беременности до (нед.)

А) 18-20

Б) 20-22

В) 22-24

Г) 32-40

3.Патронаж новорожденного осуществляется медицинской сестрой

А) 1 раз в неделю

Б) 2 раза в неделю

В) 1 раз в месяц

Г)2 раза в месяц

4. Патронаж детей в возрасте от 1 года до 2 лет осуществляется медицинской сестрой

А) 1 раз в мес.

Б) 1 раз в 2 мес.

В) 1 раз в 3 мес.

Г) 1 раз в 6 мес.


5. Дети, не имеющие хронической патологии и отклонений в развитии, относятся к группе здоровья

А) I

Б) II

В) III

Г) IV

6. Дети с хронической патологией в стадии компенсации относятся к группе здоровья

А) II

Б) III

В) IV

Г) V

7. Дети с хронической патологией в стадии декомпенсации относятся к группе здоровья

А) II

Б) III

В) IV

Г) V

8. Карта профилактических прививок - это форма

А) ф-75а

Б) ф-030

В) ф-063

Г) ф-112

9. История развития ребенка - это форма

А) ф-112

Б) ф-114

В) ф- 116

Г) ф-286


10. Основные показатели статистики населения:

А) рождаемость

Б) смертность

В) заболеваемость

Г) состав населения (пол, возраст, социальное положение и т.д.)

Эталоны ответов

Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья. Концепции здоровья»


I- вариант

II- вариант

1-г

1-а

2-г

2-г

3-а

3-а

4-а

4-в

5-в

5-а

6-г

6-б

7-г

7-г

8-в

8-в

9-а

9-а

10-б

10-г

Критерии оценок:

«5» - 0 ошибок,

«4» - 1-2 ошибки,

«3» - 3-4 ошибки,

«2» - 5 и более ошибок


Приложение 2

Напишите правильный ответ

Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

Концепции здоровья»

I- вариант

1. Какие статистические показатели характеризуют здоровья населения?

2. Что такое образ жизни?

3. Дайте характеристику неустранимым (генетическим) факторам риска.

Вариант - 2

1. Из каких разделов состоит медицинская демография?

2. Дайте характеристику устранимым (выборочным) факторам риска

3. Что такое здоровый образ жизни?


Эталоны ответов


Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

Концепции здоровья»

1 вариант

1. Группы показателей, характеризующие здоровье населения:

- медико-демографические

физического развития

- заболеваемости

распределение детей по группам здоровья инвалидности


  1. Образ жизни - это система взглядов, которая складывается у человека в процессе жизни под влиянием различных факторов.

3. Различают 2 группы факторов риска (факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека):

1. Генетические (неустранимые)

  • пол,

  • возраст,

  • наследственность

Эталоны ответов

Тема: «Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

Концепции здоровья»

2 вариант

1.Основными разделами медицинской демографии являются статистика и динамика населения

2.Различают 2 группы факторов риска (факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека):

Выборочные (устранимые)

  • гиподинамия

  • неправильное питание

  • вредные привычки

3. Под здоровым образом жизни следует понимать такое поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах.



Лист регистрации изменений

№ измене-ния

Номера листов (страниц)

Всего листов (страниц) в документе

Вход. № сопроводитель-ного документа и дата

Подпись

ответствен-ного за внесение

Дата

Изменен-ных

Новых

Аннулиро-ванных











































































Должность

Фамилия/Подпись

Дата

Составил

Преподаватель

А.Н. Миронова


Согласовал

Председатель ЦМК

Зав. научно-методическим отделом

М.Н. Афанасьева

М.П. Маркевич


Версия: 1.0



Стр.1из 12


© 2010-2022