Формирование ключевых компетенций на уроках

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и ...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Отличительные для конца XX - начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие «компетенция/компетентность». Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.




1.Выступление преподавателя математики Бурлыкиной Э.С.

Тема : «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ».

Ускорение темпов развития общества требует от современного образования существенных изменений. Сегодняшний обучающийся должен самостоятельно искать информацию, ориентироваться в ней, ставить проблемы и активно искать пути их решения. И этому необходимо учить, а обучение, как мы помним, это вид общественной деятельности, средство передачи социального опыта от старшего поколения к младшему. И цели обучения, таким образом, получаются общественными, т.е. являются социальным заказом.

Но человек, тем более ребенок, не в состоянии усвоить весь накопленный человечеством опыт, воплощенный в знаниях, умениях, в творчестве и отношении к миру. Для того, чтобы помочь учащимся освоить некоторую часть этого опыта, которая станет достижением его личности позволит развиваться дальше, эффективен компетентностный подход.

С позиции компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций.

Формирование ключевых компетенций на уроках

Другое опрделение : Компетенция - готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

Формирование ключевых компетенций на уроках

Приведу примеры некоторых компетенций:

Формирование ключевых компетенций на уроках

Формирование ключевых компетенций на уроках

Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Формирование ключевых компетенций на уроках

Формирование ключевых компетенций на уроках

Формирование ключевых компетенций на уроках

Формирование ключевых компетенций на уроках

Формирование ключевых компетенций на уроках

Формирование ключевых компетенций на уроках

Тема моей методической работы звучит так: « Формирование ключевых компетенций на уроках математики через использование компьютерных технологий» .

На уроках математики при помощи компьютера мне удается решить проблему дефицита подвижной наглядности , заинтересовать учащихся , облегчить усвоение материала . Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества. Экран притягивает внимание учащихся , которого порой нельзя добиться при фронтальной работе.

Мультимедийные уроки мне помогают решить следующие дидактические задачи:

· усвоить базовые знания по предмету;

· систематизировать усвоенные знания;

· сформировать навыки самоконтроля;

· сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности;

· оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Обычно использую два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить материал. Презентация является информационным обеспечением и состоит из слайдов. Основные формы данной информации - текст, рисунки, чертежи. Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации - это самые современные технологии представления информации. Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.

На своих уроках использую электронные приложения разного вида:

· иллюстрации и демонстрации аудио- видеоряда;

· приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок;

В основном презентации использую:

1. Для обозначения темы урока

2. Как сопровождение объяснение темы урока.

3. Как информационно-обучающее пособие

4. Для контроля знаний.

Приведу примеры презентаций, подготовленные к открытому уроку по теме «ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ».

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность.

Информационные технологии целесообразно применять в следующих случаях:

· диагностического тестирования качества усвоения учебного материала;

· в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

· в обучающем режиме;

· при работе с отстающими;

· в режиме самообучения;

· в режиме графической иллюстрации изучаемого материала.

Методика использования информационных технологий предполагает:

· совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

· усиление мотивации учения;

· улучшение качества обучения и воспитания;

Организация уроков с компьютерной поддержкой.

Уроки с использованием компьютера провожу наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

При разработке компьютерной поддержки необходимо определить:

1) какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

2) какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

3) какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;

4) какие уроки целесообразно делать компьютерными;

5) как организовать компьютерные занятия.

Считаю , что для формирования и развития ключевых компетенций преподавателю необходимо разработать последовательную, логически завершенную систему учебных заданий, выстроенную в соответствии с возрастанием полноты, проблемности, новизны, жизненности, практичности.

Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся создает условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Учащиеся с большим желанием изучают математику, участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах. Ключевые компетенции, которые формируются на уроках математики, применяются ими в других областях, т.к. математика - та база, без которой нельзя изучить ни одну из точных наук.

2.Выступление преподавателя русского языка и литературы Зининой Н.В.

Тема: «Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и культуры речи».

Чтобы наши студенты - будущие специалисты отвечали требованиям сегодняшнего дня, были готовы к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности, необходимо формирование личности с определенным набором ключевых компетенций.

На своих уроках я уделяю должное внимание этому вопросу и, прежде всего, формированию профессиональных компетенций. Практически на каждом уроке провожу словарную работу и довольно часто использую профессиональные термины.

Материал беру из «Словаря профессиональных терминов по профессиям НПО и специальностям СПО (общественное питание)».

Данный словарь составлен мною

Он содержит 460 слов. В него вошли профессиональные термины, используемые в учебниках по спецпредметам кулинарного цикла. Конечно, не все зафиксированные в учебниках слова помещены в словарь. Многие из них хорошо известны каждому, некоторые из них являются словами, которые не вызывают затруднения в произношении.

Словарь, главным образом, включает термины, которые широко используются в обиходе. Но помимо того, в него вошли слова, которые появились в русском языке сравнительно недавно.

При этом, конечно, учитывались задачи повышения культуры речи обучающихся, обогащения культуры речи обучающихся их словарного запаса, воспитания любви к своей профессии.

Какие же виды словарной работы являются наиболее действенными?

Так, при изучении предлагаю поставить ударения в данных словах

Кухонный Творог

Тефтели Кулинария

Бармен Арбуз

Перчить Вкусны

Гренки Камбала

Познавательными для обучающихся является задания, которые им предлагаются при изучении темы «Лексика».

Дается описание терминов, необходимо вспомнить их определение.

  • Быстрое обваривание или ошпаривание любого пищевого продукта? (Бланширование);

  • Украшать, убирать, придавать блюду красивый внешний вид? (Гарнировать);

  • Мелкая тарелка с перегородками для подачи вторых блюд со сложным гарниром? (Менажница).

Или такое задание: «название блюд распределить в соответствии следующим кухням:

Французская Итальянская Среднеазиатская

консоме равиоли лагман

жюльен маринара манты

канапе прошуто самса

То что кулинария искусство приготовления пищи, - увлекательное, а самое главное, нужное дело можно показать при изучении темы: «Фразеология».

Знакомлю с фразеологическими оборотами и прошу объяснить их смысл или историю происхождения:

  • Уплетать за обе щеки;

  • Пальчики оближешь;

  • Гречневая каша сама себя хвалит;

  • Красна изба пирогами.

Хороший специалист должен обладать не только профессиональными навыками, но быть и творческой личностью. Реализация личностно - деятельного подхода в наибольшей степени проявляется при выполнении упражнений следующего характера:

  1. Продолжить текст, написать рассуждение, используя в качестве тезиса последнее предложение.

- Бытует мнение, что здоровое питание - дело весьма разорительное.

Мол, полезные продукты не могут быть дешевыми. Но ведь неисто, же говорит, что на вашем столе непременно в обед, завтрак и ужин должны быть изысканные блюда. Чередуйте и комбинируйте с умом. А главное - помните, что существуют 10 топ - продуктов, от которых нельзя отказываться не при каких обстоятельствах.…………..

  1. Послушайте текст («Питание и общество» №2, 2010г

стр. 20»).

Какие качества супа отличает Луи де Гуи?

Подтвердите примерами, собственными наблюдениями то, о чем говорит автор:

Формирование ключевых компетенций на уроках

«Суп - это улыбка хозяйки». Это высказывание принадлежит французу Луи де Гуи, который в своей книге «Супы» пишет: - «Суп - самое милое блюдо на кухне. Он успокаивает, вдохновляет, облегчает усталость. Ароматный его пар приятно щекочет ноздри в ожидании вкусного обеда. Он рассеивает депрессию от напряженного дня или от плохой погоды. За обедом суп - это как улыбка. С которой домохозяйка встречает своих гостей; это введение в предстоящее удовольствие». С этим трудно не согласиться.

  1. Записать высказывания.

Разделяете ли вы точку зрения автора? Подумайте, какие пример из литературы, истории или жизни позволяет вам аргументировать ответ?

- «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»

(Сократ)

- «Земля еще и потому щедра, что в мире существуют повара…»

(Р.Рождественский)

- Хороший повар доктора стоит (Пословица)

- Нет плохих продуктов, есть плохие повара (Пословица)

При изучении официально - делового стиля речи учу студентов составлять резюме. Но вначале заостряю внимание на том, что шаг к успешной карьере - это само презентация, умение себя подать, представить ярко. Перед написанием резюме даю тест на выявление способностей, личностных качеств и профессиональных знаний.


ТЕСТ

  1. Что вам необходимо для целенной работы?

  1. Поддержка коллег;

  2. Свобода в принятии решения;

  3. Четко определенны инструкции.

  1. Что такое багаж профессионала?

  1. Новые идеи плюс опыт работы;

  2. Как минимум два образования;

  3. Упорный многолетний труд плюс связи.

В тест можно включить 7-10 вопросов. После подведения итогов записываем полезные советы:

  1. Помните: вы должны производить впечатление сильного, независимого и уверенного в себя профессионала.

  2. Конкретно сформулируйте основные требования к желаемой работе.

  3. Не завышай, но и не занижай свои профессиональные навыки.

Очень важно формировать не только профессиональные. Но и над профессиональные компетенции. Специалист должен быть культурной личностью, соблюдать речевой этикет и этикет делового общения. С этой целью провожу заключительные уроки «Речевой этикет в общении»

Таким образом, на занятиях и в процессе подготовки к ним происходит формирование ключевых компетенций.

3.Выступление преподавателя русского языка и литературы Блиновой Ж.А.

Тема: «Ключевые компетенции на уроках русского языка».

Ключевая компетентность может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний , умений , навыков , способов деятельности ).Применительно к школьникам ключевые компетенции - это такие функциональные умения , которые помогут им в выполнении постоянных и будущих ролей ( «ученик , абитуриент , студент , субъект общения , гражданин , потребитель , работник-специалист и др.») Развитию этих компетенций способствует активное использование в учебном процессе компьютерных и информационно - коммуникационную технологий (ИКТ), а также новых средств и технологий обучения. Информационные технологии обучения - это все технологии , использующие специальные технические информационные средства : персональный компьютер, аудио , видео техники, интернет. Если раньше единственным источником информации был школьный учебник , то сегодня интернет предоставляет информационное поле для поиска источников , которые далеко выходят за ограниченный объём школьного учебника . Практика проведённая с применением ИТК показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса , созданию положительной мотивации учащегося к выполнению умственных и практических действий , развитию мелкой моторики руки , сенсорного восприятия всех анализаторов , развития внимания и памяти , стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения.

Известно , что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио - и видеоинформации повышает запоминаемость до 10%-50% . Экономия времени , необходимого для изучения конкретного материала , в среднем составляет 30% , а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

В Гос. Стандарте по русскому языку и литературе определенны основные задачи школьного курса русского языка : формирования языковой , коммуникативной и лингвистической компетенции.

В своей практике я применяю различные электронные мультимедийного Пособия.

Во-первых : это электронные уроки и тесты ( Мультимедийные Уравнения виртуальной школы Кирилла и Мефодия, содержат теоретические, практические , и тестовый материал по темам каждого курса. Каждый урок имеет красочные иллюстрационные, таблицы , схемы, тесты.

Используют уроки Кирилла и Мефодия и на литературе. Кроме текстовой информации о писателях и поэтах, истории создания и анализа художественных произведений иллюстраций они содержат ещё и фрагменты кинофильмов , аудиозаписи. Это существенно решает проблему наглядности.

Во-вторых, на разных этапах уроков русского языка и литературы может быть использовано электронное сопровождение в виде презентаций.

Образцы различных заявлений, резюме , характеристик. Под электронной презентации мы понимаем логически связанную последовательностью слайдов , объеденную одной тематикой и общими принципами оформления , используемую учителем на уроке и требующую его комментариев и дополнений . Классная доска заменяется заранее созданной презентацией . Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц , опорных конспектов.

На уроке литературы презентации оказывает неоценимую помощь при изучении биографии писателей, поэтов. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, иллюстраций к произведениям. А урок обобщённый к какому-либо произведению

может превратиться в увлекательную игру. (Внеклассное мероприятие «Юный филолог».)

В-третьих, неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Пособие знакомит с пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно-орфографической работе.

На уроках литературы с помощью фонотеки , содержащихся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, музыку из кинофильмов , звучание музыкальных инструментов.

Наиболее актуальной в последнее время становится проектная деятельность обучающихся как на уроках русского языка и литературы так и во внеурочное время. «Молодёжный сленг как показатель развития общества». Каждый проект предлагает создание презентации Power Point. Выполняя проект, студенты должны уметь находить , критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, форматировать иллюстрированный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками, структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта. Проектная деятельность формирует у обучающихся и студентов учебно-познавательные компетенции и компетенции личного самосовершенствования.

  1. Формирует умения организовывать свою деятельность : определять её цели и задачи , выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

  1. Способствует овладению способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

4.Выступление преподавателя английского языка Плющовой М.А.

Тема: «Формирование ключевых компетенций на основе организации профессионально - творческой деятельности студентов на уроках

иностранного языка».

Коммуникативная компетенция, являющаяся ведущей и стержневой для успешного профессионального функционирования и для карьерного роста практически в любой области, должна быть сформирована как на родном, так и на иностранном языке.

Специфика образования в техникуме заключается в подготовке конкурентно-способного специалиста, обладающего высоким уровнем профессиональной компетентности. Знание и использование иностранного языка является важным условием востребованности выпускника на современном рынке труда.

Иноязычная коммуникативная компетенция будущего менеджера сферы общественного питания является обязательной составляющей его профессиональной компетенции.

Для работников сферы общественного питания коммуникативная компетенция входит в понятие профессиональной компетенции, а конкурентоспособность такого специалиста определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. Таким образом, коммуникативная компетенция, в том числе иноязычная, для современного специалиста общественного питания становится неотъемлемым компонентом его профессиональной состоятельности.

Знание иностранного языка необходимо для специалистов в этой области, т.к. некоторые термины (наименования блюд, продуктов питания) заимствованы из английского языка. «Кулинария», «Кухня народов мира», «Организация обслуживания посетителей»- это учебные дисциплины, непосредственно связанные с иностранным языком. Одним из важнейших компонентов при интеграции дисциплин является использование информационно-коммуникационной технологии. Ведущее место среди методов, применяемых на интегрированных уроках, принадлежит методу проектов.

Формирование ключевых компетенций на уроках

Работая над презентациями студенты приобретают интеллектуальные, организационные, коммуникативные, конструкторско-технологические умения, воспитывают в себе трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявляют изобретательность, развивают проектное мышление, становятся профессионально мобильными.

Для будущего выпускника осуществление профессиональной деятельности на иностранном языке будет проще, если он владеет приемами получения и передачи информации, если знает, какими требованиям должна удовлетворять устная речь. Особенности устного общения: спонтанность и опосредованность, адресность, ориентированность на конкретного оппонента. Весьма актуальным и значимым является использование в процессе обучения иностранному языку следующих методик преподавания, которые наиболее эффективны, для того, чтобы подготовить конкурентно-способного специалиста:

  • обучение через деятельность;

  • индивидуальная / командная деятельность;

  • моделирование ситуаций общения и др.

Под коммуникативной компетенцией понимается умение студента соотносить языковые средства с конкретными целями, ситуациями, условиями и задачами речевого общения. Структурно коммуникативная компетенция представляет собой многокомпонентное понятие. Так, например, выделяют такие ее составляющие, как речевой, языковой, лингвистический, прагматический, предметный, страноведческий, стратегический, социокультурный, дискурсивный социолингвистический и другие компоненты .

Речевая компетенция, предполагающая владение коммуникативными умениями в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо), а также умением планировать свое речевое и неречевое поведение будет залогом успеха в проведении деловых бесед с иностранным партнером, участия в деловых совещаниях, коммерческих переговорах на иностранном языке.

Формирование социокультурной компетенции предполагает включение в учебный процесс систематического изучения страноведческого материала, без знания которого студенты не смогут полноценно пользоваться языком как средством межнационального общения.

Стратегическая, или компенсаторная, компетенция, с помощью которой студент может восполнить пробелы в знании языка, а также в речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде, может стать эффективным средством по преодолению смыслового барьера.

Сразу после окончания техникума выпускник владеет техникой, речевым этикетом, стратегиями и тактиками диалогического и группового общения, что, в свою очередь, поможет ему стать равноправным партнером в профессиональной среде.

Студенты выполняют тренировочные упражнения, направленные на формирование умений, пользуются основными стандартными формами вежливости для ведения кратких бесед, обмена мнениями, выражения несогласия, запрета; используют выражения, смягчающие категоричность, прямолинейность, возникающие во время ведения дискуссии с партнерами на иностранном языке. Таким образом, привлечение студентов к искусству делового общения на иностранном языке способствует не только развитию активности, инициативности, умения эффективно отстаивать личные интересы, используя средства языка, но также формирует их словесную культуру.

Формированию умений деловой коммуникации на иностранном языке способствуют проблемные ситуации, ролевые и деловые игры, а также другие формы активного обучения, в которых студент может проявить себя в качестве подчиняющегося деловому речевому этикету и стилю общения компетентного специалиста. Формирование ключевых компетенций на уроках

Каждый уровень иноязычной компетенции характеризуется определенными параметрами относительно репродуктивности, продуктивности, способности переключения с интеллектуальных задач на коммуникативные задачи. Творческий уровень сформированности иноязычной компетенции отличается высокой продуктивностью и способностью к корректной с точки зрения лингвосоциокультурных знаний коммуникации на иностранном языке.

5.Выступление преподавателя физической культуры Марченко В.П.

Тема :Формирование ключевых компетенций на основе организации профессионально-творческой деятельности студентов на уроках физической культуры.

Профессионально- творческая и физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Формирование ключевых компетенций личности на уроках физической культуры проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности «на себя», что обусловлено ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура - основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

Профессионально - творческая направленность физической культуры личности - это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности. К ним относятся:

  • степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

  • интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

  • характер сложности и творческий уровень этой деятельности;

  • выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, коллективизм, патриотизм, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность);

  • степень удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности;

  • проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в физической культуре;

  • уровень физического совершенства и отношение к нему;

  • владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для физического совершенствования;

  • системность, глубина и гибкость усвоения научно-практических знаний по физической культуре для творческого использования в практике физкультурно-спортивной деятельности;

  • широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности.

Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении студентов и связаны с неудовлетворенностью предлагаемой педагогами программой, содержанием занятий и внеучебной деятельности, ее смысловым и общекультурным потенциалом; осложненными межличностными отношениями с педагогом. У студентов отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка. На учебных занятиях такие студенты пассивны, сферу внеучебной деятельности отвергают. Уровень их физических возможностей может быть различным.

Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами - утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность - личная. Иногда студенты этого уровня могут принимать участие в некоторых видах физкультурно-спортивной деятельности репродуктивного характера по просьбе педагога. Уровень здоровья и физической подготовленности таких студентов имеет широкий диапазон. В послевузовском периоде они не проявляют инициативы в заботе о своем здоровье, физическом состоянии.

В основе потенциального уровня - положительно осознанное отношение студентов к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Они имеют необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем и при консультативной помощи педагогов и опытных товарищей. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне (педагоги, общественность, деканат). После окончания вуза проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

Творческий уровень характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этим студентам присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. После окончания вуза проявляют инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней подвижны. Они свидетельствуют о наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между современными требованиями к профессионально-личностному развитию будущего специалиста и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

6.Выступление преподавателя информатики Неволиной Н.Г.

Тема: Формирование ключевых компетенций на основе организации профессионально-творческой деятельности студентов на уроках информатики.

На современном этапе развития осуществляется модернизация образовательного процесса. Одной из центральных идей модернизации образования является компетентностный подход. Современная действительность требует выпускников, умеющих творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, владеть методологией и способами учебно-познавательной деятельности, умения генерировать новые идеи. Чтобы наш выпускник был конкурентоспособным необходимо развивать соответствующие качества личности, способности их реализовать. Этому способствует объединение в образовательном процессе творческого процесса и алгоритмизации. Применение алгоритмов в значительной степени способствует развитию соответствующих умений: умение решать задачи, разрабатывать стратегию ее решения, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные способы решения задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма. Творческий процесс с использованием алгоритмов помогает развить у учащихся познавательную активность, способность к самостоятельной деятельности, решать определенные логические и алгоритмические задачи, умение вести дискуссию и находить ключ к той или иной проблеме, способствует развитию умения мыслить наперед, просчитывать все возможные варианты, а также развитию способности принимать быстро оптимальное решение, способствует формированию у учащихся умений и навыков научно-исследовательского поиска, развитию способностей анализировать, сопоставлять, доказывать, сравнивать, систематизировать, обосновывать свое мнение, обобщать, делать выводы; формируются речевые навыки и умения. А в современном обществе это необходимые условия для того, чтобы человек был успешным.

В первый день знакомства с предметом, я спрашиваю: «Зачем вам в вашей профессии нужно знать информатику?». Очень многие затрудняются ответить, но большинство знают, что это прогресс и чем дальше, тем более становятся компьютеризированы все системы нашего общества. Вот и преподавателей уже не удивишь презентациями и оформлением работ в MS Word.

Творчество начинается с изучения учащимися и студентами алгоритмов. Они рисуют схемы рецептов блюд с помощью Paint, пошаговые действия выполнения тех или иных правил(алгоритмы).(рис.1 )

Формирование ключевых компетенций на уроках

рис.1

Рисование в Paint - это один из любимых уроков.

Тут можно провести конкурс на лучшую эмблему нашего учебного заведения или на лучшую поздравительную открытку. (рис.2)

рис.2Формирование ключевых компетенций на уроках

Приобретая навыки работы на компьютере они еще и проявляют свои творческие способности и реально видят результаты своего труда.

В программе изучения видео файлов и их создание, они пробуют сами из нескольких заданных картинок создать свои клипы. Темы: «здоровый образ жизни», «поздравления».

При изучении программ офисных, большое значение уделяется умению набирать текст и пользоваться всем набором инструментов, которые предлагает «офис». На первой самостоятельной, студентам предлагается написать о себе, маленькую биографию, приветствуются и лирические отступления. Главное, чтоб процесс изучения, на первый взгляд скучного Word, был интересным. А людям всегда, в первую очередь, интересны они сами.

Самое сложное - это увлечь студентов вычислительными программами, например Excel. Ну, что может быть интересного в таблицах и вычислениях. Тут надо доказать, что Excel не обуза, а помощник в делах вычисления любого рода. Мы считаем их з/п., логическими формулами вычисляется стипендия и премии. Они понимают, что благодаря умению владеть Excel они могут производить большие вычисления без особого труда.

Самое творческое в MS Offic это - Power Point. Тут творчеству нет границ! Изучение начинается с презентации «Моя жизнь»(3 слайда, каждый пишет о себе). Недавний интернет-урок о наркозависимости привел к теме о здоровом образе жизни. Формирование ключевых компетенций на уроках

Задание было (6 слайдов, наполнение из картинок, таблицы и диаграммы) Остальное творчество студентов.

Формирование ключевых компетенций на уроках

Третье задание это рассказать о своей профессии (10 слайдов с наполнением из картинок, таблицы, схемы и диаграммы).

Не смотря на то, что все они уже взрослые , все группы и, СПО и НПО, любят моменты состязания, поэтому мы проводим конкурсы на лучший рисунок, видеоклип или презентацию, в конкурсах участвуют все и судьи тоже все.

Каждый человек творческий надо просто попытаться это открыть.

7. Выступление преподавателя истории Ульянцевой С.А.

Тема: Формирование ключевых компетенций на основе организации профессионально-творческой деятельности студентов на уроках истории.

В рамках компетентностного подхода изучение студентами дисциплины «История» должно способствовать формированию у них ключевых компетенций - универсальных, применимых в различных жизненных ситуациях умений, качеств, которые позволяют достигать поставленных целей в профессиональном и личностном развитии. Профессионально-творческая деятельность студентов способствует развитию следующих ключевых компетенций: самостоятельности, ответственности и организованности, творческого, нестандартного подхода к решению проблем, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Кроме того, умение быстро ориентироваться во всё возрастающем потоке информации, отбирать, обобщать необходимые данные, анализировать их становится неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли.

Исходя из вышеизложенного, целями организации творческой деятельности студентов на уроках истории являются:

  • углубление и расширение теоретических знаний по дисциплине «История»;

  • развитие познавательных и творческих способностей;

  • формирование самостоятельности и критичности мышления;

  • развитие способностей к самосовершенствованию и самореализации;

  • формирование умений работы с информацией: поиска, отбора, обобщения и анализа;

  • развитие исследовательских умений;

  • практика публичных выступлений.

Профессионально-творческая деятельность студентов по дисциплине «История» включает в себя:

  • подготовку докладов;

  • составление рецензии на научную статью;

  • написание реферата;

  • участие в деловой игре (Пресс-конференция «Развитие российского парламентаризма»);

  • составление кроссвордов, синквейнов, тестов;

  • участие в научно-практических конференциях.

Подготовка докладов, рефератов развивает умения самостоятельно планировать свою познавательную деятельность, находить необходимую информацию, осуществлять её отбор, критическую оценку и анализ для решения проблемы.

Деловые игры способствуют освоению социальных ролей.

Написание рецензий, составление синквейнов способствуют развитию гибкости мышления, умению найти нестандартное решение проблемы.

Составление кроссвордов, тестов учит студентов правильно формулировать вопросы, создаёт возможности для раскрытия творческого потенциала.

Участие в научно-практических конференциях способствует активизации познавательной деятельности студентов, созданию возможностей для их самореализации, формированию исследовательских навыков, умений отстаивать собственную точку зрения, убеждать других в своей правоте, повышает уверенность в собственных силах.





Содержание


Введение…………………………………………………………………………………………………………………….……..1

1.Выступление преподавателя математики Бурлыкиной Э.С……………………..…………..………2

2.Выступление преподавателя русского языка и литературы Зининой Н.В.…….……..…..10

3.Выступление преподавателя русского языка и литературы Блиновой Ж………………….15

4.Выступление преподавателя английского языка Плющовой М.А………………..……………18

5.Выступление преподавателя физической культуры Марченко В.П. …………………………22

6.Выступление преподавателя информатики Неволиной Н.Г. ..…………….…………….…….....26

7.Выступление преподавателя истории Ульянцевой С.А…………………………………………………30

10


© 2010-2022