Рабочая программа по внеурочной деятельности Здравствуй, театр

  Рабочая программа «Здравствуй театр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.) Курс  введен в часть учебного  плана, формируемой участниками образовательного процесса в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности. Программа «Здравствуй театр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ямало - Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа - интернат

«Салемальская школа - интернат среднего (полного) общего образования»



Рассмотрено и рекомендовано

на заседании МО

протокол от «____»___________20____г.

№ ____

Руководитель МО

_________________Г.А.Зайцева

Согласовано

Зам. директора

по ВР в интернате

«____»______________20___г.

_______________Э.А.Тимоненкова

Утверждаю

директор МКУОШИ

«Салемальская шис(п)оо»

__________И.А. Огородникова

Приказ от «____»________20____г.

№________


Рабочая программа по внеурочной деятельности

« Здравствуй театр»

Направление: общекультурное

3 класс

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

40 минут

1 раз в неделю

1 час

35 часов




Составитель:

Волкова Наталья Павловна,

учитель начальных классов

Салемал 2014



Пояснительная записка

Рабочая программа «Здравствуй театр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)

Курс введен в часть учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности.

Программа «Здравствуй театр» рассчитана на один год обучения (2 класс). Во 2 классе 35 часов (1 час в неделю).

Актуальность выбора определена следующими факторами:

актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат

Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Задачи:

  1. расширение представлений младших школьников о театре, приобретение ими театральных навыков;

  2. расширение кругозора обучающихся, развитие их воображения и обогащение эмоционально-образной сферы;

  3. развитие фантазии, пространственного мышления, речи и памяти детей;

  4. воспитание художественного вкуса детей;

  5. формирование нравственных качеств, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

  6. развитие коммуникативной культуры детей, воспитание толерантности, дружелюбия, ответственности, самостоятельности, уверенности в себе.

При реализации программы будут использованы:

Формы работы:

  1. Теоретическая часть - беседа.

  2. Репетиции.

  3. Практическая работа (изготовление кукол, декораций)

  4. Выступление на публике.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
- принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

Основные принципы распределения материала:

Применение игр народов России в учебном процессе младших школьников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

5. С учетом возрастных особенностей детей 7, 8, 9, 10 лет. Этот же признак использован в программе по физической культуре для 1 - 4-х классов с включением в нее русских народных игр.

6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).



Содержание занятия

  1. Знакомство с многожанровостью кукольного театра, с возможностями и использованием кукол в различных представлениях. Механические разновидности кукол: тростевые, плоские, марионетки, перчаточные. Их возможности, показ.

  2. Освоение культуры дикции и речи. Работа над дикцией, артикуляцией. Риторика.

3. Знакомство с материалом. Чтение произведения. Понимание сюжета и содержания. Разбор по ролям.

4. Учебно-творческая деятельность:

а) прикладная: изготовление кукол, декораций, афиш.

б) вокальная: работа с детскими песенками, прибаутками, шуточными и игровыми, потешками, которые используются в постановке кукольных спектаклей.

в) исполнительская: художественная выразительность, техника работы.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащийся:

Знает:

  • что такое театр;

  • чем отличается театр от других видов искусств

  • с чего зародился театр

  • какие виды театров существуют

  • кто создаёт театральные полотна (спектакли)

Имеет понятия:

  • об элементарных технических средствах сцены

  • об оформлении сцены

  • о нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Умеет:

  • направлять свою фантазию по заданному руслу

  • образно мыслить

  • концентрировать внимание

  • ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретает навыки:

  • общения с партнером

  • элементарного актёрского мастерства

  • образного восприятия окружающего мира

  • адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

  • коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Учебно - тематический план

3 класс


Раздел, тема

Количество

часов

Из них

Виды деятельности ученика

теор.

прак.

1 Год обучения

1

Вводное занятие

1

1

-

Рассуждать о разнообразии кукольных театров, видах кукол, профессий кукольного театра.

2

Театральная игра

7


2


5


Построение деталей кроя перчаточной куклы на бумаге. Изготовление образцов ручных швов. Изготовление деталей кроя перчаточной куклы из ткани. Сбор деталей кроя. Сбор готовой куклы из деталей кроя.

3

Технология изготовления кукол

13

2

11

Использовать темп, тембр речи, работа над выразительностью речи;

4

Технология изготовления декораций

4

1

3

Построение деталей кроя перчаточной куклы на бумаге. Изготовление образцов ручных швов. Изготовление деталей кроя перчаточной куклы из ткани. Сбор деталей кроя. Сбор готовой куклы из деталей кроя.

3

Работа над спектаклем

10

-

10

Использовать подручный материал для изготовления декораций. Дать вторую жизнь вещам. Прослушивание фонограмм, подбор музыки к спектаклю.

ИТОГО

35

6

29


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

Личностными результатами кружка «Здравствуй театр»

являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами кружка «Здравствуй театр»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий во время занятия;

  • учиться работать по определенному алгоритму

  • Познавательные УУД:

  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;


Календарно - тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

Дата

корректировка

план

практ.

1

.«За кулисами кукольного театра».

Беседа, конкурс рисунков

1

5.09


2

Театральная игра

Экскурсия в театр (видеоматериал)

Урок - путешествие

1

12.09


3

Массовые игры.

«Эти разные игры»

Учебный диалог, презентация учителя

1

19.09

4

Знакомство с литературой

Выбор для спектакля пьесы..

Экскурсия

1

26.09

5

Просмотр художественных фильмов

Экскурсия по школе

1

3.10


6

Сюжетно-ролевая игра. Игра-озвучка фрагмента фильма.

Беседа

1

10.10

7

Дуэтные диалоги.

Распределение ролей.

Игра

1

17.10


8

Отработка чтения каждой роли.

Урок - путешествие

1

24.10


9

Технология изготовления кукол

Презентация «Мастерская кукол». Способы изготовления перчаточных кукол, декорации.

Урок

1

31.10

10

Эскиз персонажей пьесы

Викторина

1

14.11

11

Изготовление выкройки перчаточной куклы по эскизу из бумаги

Учебный диалог

1

21.11

12-13

Ручные швы для изготовления перчаточной куклы.

Урок

2

28.11-4.12


14-15

Раскрой деталей перчаточной куклы из ткани.

Урок

2

11-18.12

16-17

34 Кукла - тростевая,

Сбор деталей куклы

Учебный диалог, презентация

2

25.12- 15.01

18-20

Кукла - тростевая, оформление образа.

Путешествие

3

22.01

29.01

5.02

21-22

Технология изготовления декораций

Декорации для ширмового спектакля

Экскурсия

1

1

12.02

23

Обучение работе над ширмой, за ширмой

Экскурсия

1

19.02

24

Музыкальное оформление спектакля

Устный журнал

1

26.02

25-27

Работа над спектаклем

Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.

Проект

3

5.03

12.03

19.03

28-30

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля.

Урок

3

2.04

9.04

16.04

31

Показ пьесы на открытом мероприятии

Беседа

1

23.04

32-33

Ремонт кукол и декораций

Урок

2

30.04

7.05

34

Итог занятий. Итоговое занятие «Моя любимая кукла».

Конкурс

1

14.05


И того

35

6

29

Методическое оснащение программы.

Занятия проходят в форме игры. Теоретический материал сопровождается показом педагога и просмотром видео.

Дидактическое и техническое оснащение.

Музыкальный центр. Микрофоны. Диски и кассеты с музыкальными записями. Методическая и художественная литература. Ширма, декорации, театральные куклы.

Формы подведения итогов.

Первый раздел программы - викторина.

Второй раздел - декламация.

Третий раздел - выступление.

Список литературы для педагога.

1. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе, М.: 2007.

2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр», М., 2001.

Список литературы для детей и родителей.

1. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2001.

2. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Пакет диагностических методик.

1.Анкета для детей в начале года и по окончании.2.Анкета для родителей.

3. Запись на видео результатов работы по годам.

4. Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических

наук С.М. Петровой)



© 2010-2022