- Преподавателю
- Другое
- Как помочь выпускнику в выборе профессии
Как помочь выпускнику в выборе профессии
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Хажеева Р.А. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Как помочь старшекласснику определиться с выбором профессии?
Информация для родителей.
Сегодня на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» редкий старшеклассник ответит уверенно и четко. Да ему и не до этого пока. Школа закончится только через год-два, но родителям уже самое время подключиться к решению этой задачи.
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжать образование или куда пойти работать, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни молодого человека. Для выбора профессии подростку необходима информация о мире профессий в целом, о возможностях и требованиях каждой из них и о себе самом, своих способностях, интересах. Мир профессий часто кажется подростку черно-белым: в «хорошей» профессии все хорошо, в «плохой» - все плохо. Категоричность подросткового выбора и нежелание рассмотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это может привести к разочарованию.
В вопросе о выборе профессии недопустимы со стороны родителей нажим на молодого человека, нежелание считаться с его интересами. Чтобы иметь возможность корректировать их, нужны авторитет, терпение и такт.
Как же сделать так, чтобы ребенок остался с хорошим ремеслом в руках и при этом не навязывать ему совершенно чуждую профессию?
В настоящее время в интернете можно получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях, изучить свои личностные особенности, профессиональные склонности и интересы с помощью доступных тестов, которые указывают направление, в котором стоит двигаться вашему ребенку.
В школе открыты кружки, секции, курсы по интересам для всех возрастных групп школьников, где помимо получения информации о мире профессий, происходит личностное развитие учащихся, формируются способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
Это полезный и основательный подход к делу, но не единственный.
Чем ближе окончание школы, тем чаще родителям следует заводить со своим чадом разговоры о его профессиональном будущем. Самое главное - не навязывать готового решения: «ты должен пройти семейную династию» или «бухгалтеры и врачи нужны будут обществу всегда». Пусть ребенок почувствует сам, к чему лежит его душа, и тогда подготовка к поступлению в учебное заведение будет сопровождаться уже не ленью и скукой, а азартом и интересом.
Основное условие для правильного выбора профессии - самостоятельность подростка. Нельзя решать этот вопрос вместо него, главное, чтобы он сознательно относился к выбору профессии, чувствовал ответственность за свое решение. Однако из этого не следует, что можно пустить дело на самотек, надо как можно больше помогать подростку в этом вопросе, его нужно готовить к выбору профессии. При выборе профессии родителям необходимо знать состояние здоровья ребенка, иметь представление о способностях, индивидуальных особенностях характера, знать каковы черты личности подростка, соответствуют ли они той или иной профессии и т.п.
Профессия, не соответствующая физическому развитию и здоровью ребенка может наносить существенный ущерб растущему организму. Родители должны знать состояние здоровья своего ребенка и при заболевании или отклонении в состоянии здоровья психологически готовить его к тому, что ряд профессий будут для него вредны.
Очень многое зависит от семьи. В семье ребенок включается в полезную трудовую деятельность, что формирует его положительное отношение к труду. Родители существенно влияют на содержание планов подростка. Вначале подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Затем с возрастом представляет будущее общественное положение, не задумываясь, что для этого надо сделать.
Выбор профессии - важное и ответственное дело. Необходимо расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление с разными видами деятельности, практическое приобщение к труду.
Юношеский возраст сложен, при всей тяге к независимости подросток нуждается в родительском совете и помощи. Но совет и убеждение нельзя заменить приказами и криками. В силу возрастных, ролевых различий родители почти никогда не в состоянии целиком принять и одобрить поведение, стиль жизни, вкусы своих взрослеющих детей. Многих это раздражает, но уверенность в своей правоте не должна превращаться в чувство своей непогрешимости. Нетерпимость - плохой советчик.
Романтизируя профессию, не следует терять чувства реальности. Необходимо наряду с положительными сторонами профессии отмечать трудности в овладении ею, определенные неудобства, если они есть.
Сделать правильный выбор- значит найти профессию, которая:
-
интересна и привлекательна («хочу»). Это те занятия, которые ребенок делает с интересом, с желанием.
-
доступна и посильна («могу»). Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.
-
имеет спрос на рынке труда («надо»). Это знание о том, какие специальности пользуются на рынке труда.
Наше время - время быстрых изменений, на наших глазах отмирают и рождаются новые профессии. Нет человека, который был бы ни к чему не пригоден. У каждого человека есть своя, наиболее подходящая для него область деятельности.
Педагог-психолог МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» Хажеева Р.А.
-
Данная статья опубликована в городской газете «Мегионские новости , № 9 (2279) от 13.02.2015г., с.11 admmegion.ru/articles/megnews/index.php?ELEMENT_ID=302868