Программа Азбука здоровья. Объединение учащихся

Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни. От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к новому напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни. Все мы – родители, врачи, педагоги – хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Бе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов № 28

им. Октябрьской революции» г. Кирова


Утверждаю

Директор

МОАУ СОШ №28 г. Кирова

___________Н.Е. Целищев

Приказ от 01.09.2012 №







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


Объединения учащихся

«Азбука здоровья»

Направленность: спортивно-оздоровительная деятельность

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 2 класс



Составители:

Попова Н.Г.,

учитель начальных классов

первая кв. категория

Быкова Л. А.,

учитель начальных классов

вторая кв. категория

Сунцова Е.С.,

учитель начальных классов

высшая кв. категория













Киров 2012

Пояснительная записка

Поступление ребёнка в школу - первая большая и серьёзная ступень в его жизни.

От периода раннего детства - поры беспечных игр и достаточно большой свободы - дети переходят к новому напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

Все мы - родители, врачи, педагоги - хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье - это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно - педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.

Программа «Азбука здоровья» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы в любой системе начального образования.

Цель программы: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения.

Задачи программы:

  • Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.

  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.

  • Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни

При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.

Принципы построения программы:

Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».

Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности - проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Участники программы:

В реализации программы участвуют учащиеся 2 класса.

Формы и режим занятий.

Занятия в классе и в природе.

  • Уроки - путешествия.

  • Уроки - КВН.

  • Праздники.

  • Игры.

  • Викторины.

  • Экскурсии.

Методы и приёмы работы.

Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.

Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.

Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.

Ожидаемые результаты

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.

Формулировать самому простые правила поведения в природе.

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.

Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Составлять план выполнения задач.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Составлять и отбирать информацию. Полученную из различных источников.

Предполагать, какая информация необходима.

Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Учиться подтверждать аргументы фактами.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тематическое планирование

курса «Азбука здоровья»

2 класс

17 часов

Тема занятия

Количество часов

1.

Почему мы болеем.

1

2.

Кто и как предохраняет нас от болезней.

1

3.

Кто нас лечит.

1

4.

Прививки от болезней.

1

5.

Что нужно знать о лекарствах.

1

6.

Как избежать отравлений.

1

7.

Безопасность при любой погоде.

1

8.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

1

9.

Правила безопасного поведения на воде.

1

10.

Правила обращения с огнём.

1

11.

Как уберечься от поражения электрическим током.

1

12.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

1

13.

Как защититься от насекомых.

1

14.

Предосторожности при обращении с животными.

1

15.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

1

16.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

1

17.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

1

Всего - 17 часов

Содержание программы

2 класс - 17 часов

Почему мы болеем(1ч)

Причины и признаки болезни.

Кто и как предохраняет нас от болезней(1ч)

Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни.

Кто нас лечит(1ч)

Какие врачи нас лечат.

Прививки от болезней(1ч)

Прививки от болезней.

Что нужно знать о лекарствах(1ч)

Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка.

Как избежать отравлений(1ч)

Отравление лекарствами.

Безопасность при любой погоде(1ч)

Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте(1ч)

Опасность в нашем доме. Как вести себя на улице.

Правила безопасного поведения на воде(1ч)

Вода - наш друг.

Правила общения с огнём(1ч)

Чтобы огонь не причинил вреда.

Как уберечься от поражения электрическим током(1ч)

Чем опасен электрический ток.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.(1ч)

Травмы. Первая помощь при травмах.

Как защититься от насекомых(1ч)

Укусы насекомых.

Предосторожности при обращении с животными(1ч)

Что мы знаем про кошек и собак.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом(1ч)

Отравление ядовитыми веществами.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожениях(1ч)

Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос(1ч)

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

Литература для педагога

Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.

Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.

Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.

«Мир детства: Младший школьник» М., 1988г.

«Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» \под Сократова.

М..2005г.

Урунтаева Г.А. «Как я расту: Советы психолога родителям» М., 1996г.

Юдин Г.Н. «главное чудо света» М., 1991г.


Литература для учащихся

Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.

Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.



© 2010-2022