Открытый воспитательный час Тема: «Школа вежливых наук»

Школа вежливых наук» Примечание для учителя: материал разработки рассчитан на два классных часа. Учитель сам определяет, как «разбить» ее содержание. Цель: Формирование этических представлений и установок у школьников Задачи: 1.Вооружение учащихся информацией о нормах поведения в различных жизненных ситуациях. 2.Осмысление собственных поступков в контексте их соответствия нормам нравственности. 3.                                                                       Моделирование      поведения ... правилах взаимоотношения людей (правилах этики). Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он невоспитан, не соблюдает правила этики. Таких людей не уважают, их и не любят, вы понимаете, кто такой вежливый человек? Оветы детей: «Он никогда не капризничает», «Он не вредничает», «Он не плачет громко, даже если ему очень больно», «Он всегда здоровается»,* «Он хорошо одет», «Он не кричит». Учитель: Нередко красивый человек ведет себя грубо, неприлично. И все перестают замечать его красоту: он всем становится неприятным. И наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и честные люди. И вам хочется дружить с ними, быть на них похожими. Иногда, к сожалению, многие ребята не очень вежливы друг с другом, родителями, знакомыми. Некоторые в школе ведут себя хорошо, а после школы... Об этом говорит в своем стихотворении «Любочка» А. Барто.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый воспитательный час Тема: «Школа вежливых наук»

Воспитатель: Арчегова А.М.

Открытый воспитательный час Тема: «Школа вежливых наук»


«Школа вежливых наук»

Примечание для учителя: материал разработки рассчитан на два классных часа. Учитель сам определяет, как «разбить» ее содержание.

Цель: Формирование этических представлений и установок у школьников

Задачи:

  1. Вооружение учащихся информацией о нормах поведения в различных жизненных ситуациях.

  2. Осмысление собственных поступков в контексте их соответствия нормам нравственности.

  3. Моделирование поведения в соответствии принятыми этическими нормами.

Форма проведения: Этический диалог с элементами ситуативной игры Этап подготовки:

  1. Подбор обширной и адаптированной к возрасту детей информации,

  2. Подготовка стихотворного материала, соответствующего содержанию основных этапов классного часа.

  3. Оформление классного часа:

Цитата на доску: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

(М. Сервантес)

В центре доски - солнышко. Его лучики - полоски бумаги, на которых впоследствии ребятами будут написаны слова.

Этап проведения

Учитель: Сегодня, дорогие ребята, мы проводим первое занятие в «Школе вежливых наук». Много-много лет назад, когда человек стал пытаться сделать мир лучше, появилась культура. И сразу возникла необходимость в


правилах взаимоотношения людей (правилах этики).

Если человек делает только то, что ему захочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он невоспитан, не соблюдает правила этики. Таких людей не уважают, их и не любят, вы понимаете, кто такой вежливый человек? Оветы детей: «Он никогда не капризничает», «Он не вредничает», «Он не плачет громко, даже если ему очень больно», «Он всегда здоровается»,* «Он хорошо одет», «Он не кричит».

Учитель: Нередко красивый человек ведет себя грубо, неприлично. И все перестают замечать его красоту: он всем становится неприятным. И наоборот, есть не очень красивые, но очень добрые и честные люди. И вам хочется дружить с ними, быть на них похожими. Иногда, к сожалению, многие ребята не очень вежливы друг с другом, родителями, знакомыми. Некоторые в школе ведут себя хорошо, а после школы... Об этом говорит в своем стихотворении «Любочка» А. Барто, его прочитают наши ребята:

Первый ученик:

Синенькая юбочка»

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Второй ученик:

Девочки на празднике Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Первый ученик:

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Второй ученик:

Но если к этой Любочке Вы придете в дом,


Там вы эту девочку Узнаете с трудом Первый ученик:

Она кричит с порога,

Объявляет на ходу:

-У меня уроков много Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Второйученик:

Г оворит она, толкаясь,

  • Фу, какая теснота!

Г оворит она старушке:

  • Это детские места!

  • Ну, садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе

Вот какая Любочка Во всей своей красе.

Первый ученик:

Случаются, что девочки Бывают очень грубыми.

Хотя необязательно Они зовутся Любами.

Учитель: В чем же главная мысль этого стихотворений? Вам нравится Любочка?

(Суждения детей).

Учитель: Один известный мыслитель (для педагога - Ж.Ж. Руссо) справедливо писал: «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям». Вежливый человек никогда не станет перебивать говорящего, дослушает его до конца, а потом задаст вопрос или уточнит. В связи с этим я хочу вас спросить:

«Надо ли на грубость отвечать грубостью? Нужно ли быть вежливым с


грубым человеком?» (Дети высказывают суждения; их обычно можно объединить в две группы: «Если он грубит, надо дать подзатыльник, побить, ответить тем же и т.д.», и «Нельзя грубить никому, даже грубияну»).

Учитель: .Думаю, совершенно правы те, кто считает, что грубить нельзя ни при каких обстоятельствах. Способность человека сдержать себя в любой, даже самой «острой» ситуации - признак вежливости и воспитанности. Но иногда ребята хитрят и ведут себя в зависимости от ситуации, то вежливо, то нет, как, например, незадачливый герой вот этого стихотворения А. Барто:

Ученик:

Было лето, Пели птички...

Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили Две девчонки в дверь вошли.

Ученица:

Не толкаются девчонки,

Скромно стали в уголке И беседуют в сторонке На английском языке.

Ученик:

Павлик понял Иностранки!

Это видно по осанке!

Может быть, они туристки,

Первый раз у нас в стране

И с трудом он по-английски Произнес: - Позвольте мне Пригласить вас на скамью!

Ну а сам я постою.

Ученица:

Было лето, Пели птички...

Две девчонки в электричке -Между прочим,

Мы - москвички,

Улыбается одна.

Ученик:

Павлик крикнул:


-Как же так!

Значит я... Попал впросак?!

И теперь не пьет, не ест он!

Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место Неизвестно почему.

Учитель: Не правда ли, смешно и немного грустно. И хочется посетовать, что перевелись у нас рыцари. А кто-нибудь может сказать, кого в наше время называют рыцарями? (Дети высказывают суждения).

Да, действительно, этот человек способен жертвовать собой ради другого человека, быть вежливым, заступаться за слабого, бесстрашно бросаться на помощь человеку, попавшему в беду. В его груди бьется благородное сердце. Со времен древних рыцарей пошли некоторые обычаи, о которых нам сейчас расскажут ребята.

Ученик: Вы никогда не задавались вопросом, откуда пришел обычай снимать шапку, когда входишь в, дом? Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя»; Суровые времена средневековья прошли, но обычай - входя в комнату снимать шапку - остался. Этим ты показываешь, что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей. И им это приятно.

Ученица: А я расскажу о том, что означает обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Снимая перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу.

Учитель: Давайте попробуем все вместе дать несколько советов человеку, который идет в гости (дети выполняли дома задание по поиску таких правил):

Варианты детей:

Перед тем, как войти, вытри ноги.

Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто на улице.


Не входи в комнату, не постучавшись.

Если гостей много, поздоровайся с хозяином и хозяйкой, а всем остальным скажи «Здравствуйте!»

Если в комнату вошла девочка, уступи ей стул, а сам принеси Другой.

Учитель: А вот Наташа вместе с папой нашла очень интересную информацию. Оказывается, еще 200 лет назад в России появилась книга о правилах поведения. Она называлась «Юности честное зерцало».

Ученица: Большинство из правил, записанных в этой книге, годятся и сейчас, хотя и написаны непривычным для нас языком: Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде не брызгало. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пей, пока пищи не проглотишь. Над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

Учитель; очень хорошие правила для гостей. Ну, а хозяева? Ведь не.

всегда и они приветливы и вежливы по отношению к пришедшим к ним. И

тогда получается так, как в этом очень забавном стихотворении. Оно

называется «Очень Вежливый Индюк».

Объявился в доме вдруг Очень Вежливый Индюк.

Раз по 30 в день, не реже,

Он кричал: «Эй вы, невежи!

Заходите, что ли, в гости- Поучиться вежливости.

Я сам, - кричал Индюк, - Доктор Вежливых Наук.

И жена моя: - пример замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана Не стесняйся ты, Осел!

Заходи, садись за стол!

Что же ты молчишь, как рыба?

Говори: приду, спасибо.

Ты не будь свиньей, Свинья,

Ждет тебя моя семья.

Только раньше бы умыла


Ты свое свиное рыло».

Как ни бился он, однако,

К Индюку никто не шел - Ел Корова, ни Собака,

Ни Хавронья,

Ни Осел

Посинел Индюк от злости:

«Не идут, нахалы, в гости!

Зря пропали все труды!

Все они балды-балды!»

И добавил с высоты Своего величия:

«Не усвоили, скоты,

Правила приличия!»

Учитель: Ребята, а в чем дело? Ведь Индюк так старался! Почему же к нему никто не пришел? Действительно ли он такой вежливый, каким себя представлял? Что в его поведении, на ваш взгляд, / было неправильным? (Дети высказывают мнения).

Группа ребят в процессе подготовки нашего классного часа подготовила ситуации, и сейчас предлагает их для вашего обсуждения.

Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

(Ответ: Мальчик должен был спокойно Спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?»)

Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 10 лет?

(Ответ: Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее).

Учитель: Первое впечатление о человеке складывается из многих факторов: внешнего вида, походки, взгляда, жестов. Жесты тоже выдают человека воспитанного или не очень.

Ученик: В древние времена существовал «словарь» жестов. Жесты являлись частью обряда или традиций. Так, на Руси при встрече люди кланялись в пояс и правой рукой как бы открывали свое сердце. У северных


народов хлопки в ладоши изгоняли злых духов и тем самым оберегали счастье. Народы Востока, приветствуя друг друга, подносили правую руку ко лбу, затем к губам и к сердцу. Это означало «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, ты в моем сердце».

Учитель: Умение «читать» жесты человека помогает почувствовать настроение друга, сказать нужные слова или просто промолчать, выслушать. Воспитанный человек никогда не будет использовать жесты, которые неприятны окружающим или раздражают их. Прошу вас подумать и назвать «неприятные» и «добрые» жесты, знакомые вам.

Варианты ребят:

«Неприятные жесты»: почесывания; размахивания руками, как мельница; покручивание пальцем у виска; пританцовывание; назойливые похлопывания по плечу или спине, топанье ногой.

«Добрые» жесты: поглаживание по голове, когда человек расстроен, аплодисменты в знак одобрения или признания таланта, профессиональные (жест регулировщика, военного, сигнальщика на флоте), «язык» жестов глухонемых.

Учитель: Уже когда мы готовились к нашей сегодняшней встрече, ребята обратили внимание еще на одну проблему: прозвища в среде сверстников. Причем нередко они даются за какие-то слабости, физические недостатки. Это очень обидно, и воспитанный человек никогда ими не пользуется. Именно об этой (в том числе и нашей классной) проблеме пойдет, сейчас речь.

Ученик:

Прилипло, словно пластырь,

Ко мне это словцо!

«Привет, тупица, здравствуй»-

Мне все кричат в лицо.

Смеются все: тупица!

А матери не спится...

Во двор бы приходили- Нет, там я не тупой,

Я первый заводила,


И все за мной толпой.

А в школе я - тупица.

Ну что ж, мне утопиться?

Тот мямля, тот тупица,

А этот бестолков.

Нельзя ли обходиться,

Друзья, без ярлыков?

Учитель: Видите, как переживает герой этого стихотворения из-за того, что ему дали обидную кличку! Давайте же перестанем делать друг другу больно, а будем по-настоящему, воспитанными людьми.

Мы завершаем наш разговор о вежливости. И сейчас я прошу взять «лучики» (раздает продолговатые полоски бумаги на каждый стол) и написать на них фломастером, желательно одним словом, что для вас означает понятие « вежливый человек». Затем я прикреплю эти лучики к нашему солнышку, и они согреют своими теплыми лучами всех нас.

Варианты детей: «Не грубый», «Добрый к людям», «Внимательный», «Хорошо ведет себя в гостях», «Уступает место», «Не сделает плохо», «Говорит красиво».

Учитель: Спасибо вам, дорогие ребята, за то, что всем нам сегодня было интересно. Вы многое поняли, но главное из сказанного я хочу повторить (обращает внимание детей на написанное на доске): «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (М. Сервантес) Постарайтесь это запомнить. Я вас очень люблю, спасибо!


Открытый воспитательный час Тема: «Школа вежливых наук»

U4 ICO Л А 1 = *СЛ1Л1Ы)<]

жлуЯЕ

п

I п II п I I

I и « I »_ I

' /

п СОНГ

'ЧЕЛОВЕК

то

им мудрых мысли

/ р своих поступках".

Ф. ШИШР

л. I иЛСТОЙ

'VMtHHE foeop - ЭТО ТШНТ".

стен дань

"ХОТЬ П/10Х0 МНЕ, НО ЭТО НЕ ПРИЧИНД,
чтоб доставлять страдания АРУГИМ-."

"ДД. жялок тот. Й ком совет ««««

Открытый воспитательный час Тема: «Школа вежливых наук»

А.


© 2010-2022