Конспект урока Профилактика безнадзорности и правонарушений

Данный конспект урока предназначен для дисциплины "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"  Цель: рассмотреть систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Задачи: определить задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений; выявить законодательные аспекты данной деятельности; познакомиться с основными направлениями деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

(слайд №2)

  1. Проверка домашнего задания


  1. Какие международные документы о правах человека вам известны?

  2. Какова защита прав детей на федеральном уровне?

  3. Дайте характеристику основных направлений демографической политики РФ на современном этапе.

(слайд № 3)

  1. Сообщение темы, целей и задач урока

Тема. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Цель: рассмотреть систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  • определить задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений;

  • выявить законодательные аспекты данной деятельности;

  • познакомиться с основными направлениями деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

(слайд № 4)

  1. Изучение нового материала

План

  1. Законодательство РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений

  2. Задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений.

  3. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

4. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

(слайд № 5)

  1. Законодательство РФ о профилактике безнадзорности и правонарушений

Рассмотрим понятия:

  • Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

  • Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания.

  • Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

(слайд № 6)

  • Семья, находящаяся в социально-опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

  • Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; социально-педагогическая реабилитация и предупреждение совершения ими правонарушений или антиобщественных действий.

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений - система социальных, правовых, педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

(слайд № 7)

Законодательство РФ, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений, основывается:

  • Конституции РФ

  • Семейном кодексе РФ

  • ФЗ «Об образовании»

  • ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.05.1999 г.


  1. Задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений.

(слайд № 8)

Задачи:

  • Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних выявление и устранение причин и условий способствующих этому;

  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

  • Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении;

  • Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

(слайд № 9)

Принципы:

  • Законности;

  • Демократизма;

  • Гуманного обращения с несовершеннолетними;

  • Поддержки семьи и взаимодействия с ней;

  • Индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

  • Государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

  • Обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

(слайд № 10)

3.Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа

  1. безнадзорные и беспризорные;

  2. занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;

  3. содержащиеся в социально-реабилитационных центрах, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.

  4. употребляющие наркотические или психотропные вещества без назначения врача;

  5. совершившие административный проступок;

  6. родители, не исполняющие обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей, отрицательно влияющие на их поведение, жестоко обращающиеся с детьми.

(слайд № 11)

  1. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

  • Органы управления социальной защитой населения;

  • Органы управления образованием и образовательные учреждения;

  • Органы опеки и попечительства;

  • Органы по делам молодежи;

  • Органы управления здравоохранением;

  • Органы службы занятости;

  • Органы внутренних дел.

Сегодня у нас в гостях ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних администрации Россошанского муниципального района Брусиловская Ольга Владимировна.

1. Каковы компетенции комиссии по делам несовершеннолетних?

2. Каков порядок выявления беспризорных, безнадзорных, семей, находящихся в социально опасном положении?

3. Какие меры применяются к несовершеннолетним, совершим административные проступки?

4. Какие виды наказаний применяются к семьям, находящимся в социально опасном положении?

5. Безнадзорность и беспризорность как социальные явления имеют ли место в нашем городе?

(слайд № 12)

Давайте рассмотрим направления деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений:

  1. оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или в поведении либо проблемы в обучении;

  2. выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

  3. выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей;

  4. организация в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

  5. осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Как непосредственно осуществляется профилактическая работа в школе?

  • План профилактической работы, согласованный с подразделением по делам несовершеннолетних РОВД

  • Выявление и учет детей, требующих особого внимания, находящихся в социально опасном положении (периодически, но не реже 2 раз в год): составление социального паспорта класса, социально-психологической карты учащегося, социального паспорта учебного заведения - классный руководитель, зам директора по воспитательной работе.

  • Работа совета профилактики.

  • Вовлечение в кружки, мероприятия несовершеннолетних.

IV . Закрепление


  1. Что включает система профилактики безнадзорности и правонарушений?

  2. В отношении каких категорий детей проводится данная работа?

  3. Какова роль учителя в системе этой работы?

Ни слёз, ни жалости, ни боли

В глазах у тех, кто с малых лет

На произвол судьбы и воли

Оставлен, лаской не согрет.

Нежданный, сердцем не любимый

Забытый матерью родной,

Совсем грудной, больной, ранимый

Спасённый жалостью одной.

Их путь бродяжий, беспризорный

Меж стен кирпичных грязный плед

Здесь каждый сам, как волк позорный

Себе отыскивает след.

Жестокость в мире их не ново,

Для них в борьбе преграды нет

И если кто заденет словом,

Получит кулаком в ответ.

Ночами им всё чаще снится

Большая тёплая кровать,

Семья, улыбчивые лица…

А завтра снова воровать.

И пусть не все найдут дорогу,

Пусть зачерпнут ещё не раз

Сполна и горечь и тревогу

И остроту обидных фраз.

Пусть жизнь мечтою не задета,

Но нет в любви детей чужих

Дай, Боже, им тепла и света,

Молиться буду я за них…

(Слайд № 13)

(прослушивание песни «Беспризорник»)

(слайд № 14)

V. Домашнее задание: конспект, подготовить сообщение о деятельности подразделения по делам несовершеннолетних РОВД (на примере Россошанского)

5

© 2010-2022