Программа по внеурочной деятельности Отряд юных пожарных (4 класс)

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «отряд юных пожарных» для 4 класса составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности НОО Автор: В.А. Горский., М.: «Просвещение», 2011г.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня знаний учащихся по пожарной безопасности. Подготовка к проведению пожарно-профилактической, массово-разъяснительной работы среди населения по предупреждению пожаров и уменьшению их последствий.

Цели программы: повышение уровня знаний по пожарной безопасности.

При освоении программы будут выполнятся следующие задачи :

  • Ознакомится с принципами организации и порядком тушения пожаров;

  • Знать особенности применения спецсредств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;

  • Уметь оказывать первую доврачебную помощь;

  • Знать способы транспортировки пострадавших при различных травмах;

  • Контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.

  • Иметь представление об отечественном и зарубежном опыте тушения пожаров;

  • Знать природные явления региона;

  • Иметь представление о процессе горения, пожаре и его развитии, особенностях тушения пожаров различной категорий на различных объектах.

Пути, средства, методы достижения цели.

Средства достижения цели:

1.Аудиовизуальные

2.Электронные образовательные ресурсы

3.Наглядные

4Демонстрационные

Методы достижения целей:

1) Словесные, наглядные практические;

2)Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые исследовательские, проблемные;

3) Работа с текстами, картами, составление кроссвордов и др.;

4) Показательные выступления по пожарно-прикладным видам спорта.

Сведения о сроках реализации программы

Полный курс рассчитан на 1год обучения в 4 классе в объёме 68 часов ( по 2 часа в неделю ).

Место проведения: школа, семья, Государственная противопожарная служба, музей, выставки.

Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные дни , каникулы.

Распределение часов по годам обучения

Наименование разделов, блоков, тем.

Авторская

программа

Рабочая

программа

4 класс

4 класс

  1. Пожарно-профилактическая подготовка

1

Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

3

3

2

Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.

5

5

3.

Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.

4

4

4.

Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

4

4

5.

Что делать при возникновении пожара?

6

6

6.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

4

4

  1. Тактико - техническая подготовка

1.

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.

4

4

2.

Первичные средства тушения пожаров

6

6

3.

Основы профессии пожарного

6

6

4.

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

8

8

5.

Противопожарное водоснабжение.

8

6

6.

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

8

8

7.

Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.

4

4


Всего:

70

68

Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа кружка «Отряд юных пожарных» рассчитана на учащихся начальной школы, интересующимися вопросами пожарной безопасности. Возраст 10-11 лет.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Аудиторные занятия :

  • Беседы, сообщения, встречи с сотрудниками Государственного пожарного надзора, с работниками добровольных пожарных формирований.

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала.

Неаудиторные занятия:

  • Экскурсии в пожарную часть

  • Участие в рейде по проверке противопожарного состояния микрорайона школы;

  • Выступление в составе агитбригад

  • Практические занятия

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Соревнования

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций



2. Учебно-тематический план


Тема

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Внеауди

торные

. Пожарно-профилактическая подготовка

1

Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

3

2

1

Сбор информации по истории пожарной охраны. Подготовка компьютерной презентации на основе собранных материалов

2

Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.

5

3

2

Практическое изучение процесса горения (совместно/под руководством учителя химии): условий возникновения, развития, прекращения.

3

Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах.

4

2

2

Знать основные причины возникновения пожаров в быту и в природе. Исследовать данные о пожарах за последний год

4

Правила пожарной безопасности в школе и в быту.

4

2

2

Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в быту, в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях.

Оценка соблюдения требований к содержанию эвакуационных путей в школе.

Тренировка в движении по школе во время эвакуации.

5

Что делать при возникновении пожара?

6

3

3

6

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.

4

2

2

Самостоятельная работа со статьями кодекса об административных правонарушениях.

. Тактико-техническая подготовка

1.

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.

4

2

2

Практическое освоение приемов тушения загораний.

Развитие навыков эвакуации при пожаре.

2.

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование.

6

4

2

Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров.

Исследование эффективности огнетушащих веществ при тушении различных материалов и веществ (совместно/под руководством учителя химии).

3.

Основы профессии пожарного

6

2

4

Оценка соблюдения правил содержания первичных средств тушения пожаров.

4.

Первичная доврачебная помощь при пожаре.

8

3

5

Освоение приемов оказания первой доврачебной помощи.

5.

Противопожарное водоснабжение.

6

2

4

Экскурсия на предприятия водоснабжения.

6.

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт.

8

5

3

Упражнения по пожарно-строевой и физической подготовке.

7.

Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.

4

2

2

Подготовка и проведение соревнований по пожарно-спасательному спорту.


Всего:

68

34

34


3. Содержание программы

. Пожарно-профилактическая подготовка.

1.Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.

Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре , Екатерине ; пожары Москвы; Научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Практическая работа: составления словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.

2. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания. Понятие о физико-химических основах горения. Огонь- друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человек; как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.

Практическая работа: лабораторные работы(демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).

3. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах. Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.

Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, происшедших в данном регионе.

4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту. Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требование к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожаре.

Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.

5. Что делать при возникновении пожара? Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.

Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.

6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности.

Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.

. Тактико-техническая подготовка

1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения. Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации, основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия , устройство систем водяного, пенного , порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.

Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно - деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.

2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование. Виды, назначение. Правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.

Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т.д.

3. Основы профессии пожарного. Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.

4. Первичная доврачебная помощь при пожаре. Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечнососудистая система организма. степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

5. Противопожарное водоснабжение. Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре. Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение.

Практическая работа: освоение на практике на доступном уровне противопожарного водоснабжения.

6. Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт. Формирование знаний о назначении работе пожарно-технического вооружения; формирование волевых и морально-психологических качеств. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования(нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию , финиш)

Практическая работа: выполнение практических упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.

7. Подведение итогов. Соревнования по пожарно-спасательному спорту. Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию

Практическая работа: поведение соревнований по пожарно-спасательному спорту.

4. Предполагаемые результаты реализации программы.

По окончании курса первого года обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны ЗНАТЬ:

* основные правила пожарной безопасности;

* причины возникновения пожаров;

* первичные средства пожаротушения;

* виды огнетушителей и область их применения;

* знаки пожарной безопасности и места их размещения;

* меры предосторожности при обращении с огнём,

* правила поведения в экстремальных ситуациях;

* правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током;

* главные исторические события становления пожарной охраны России, Иркутской

области. УМЕТЬ:

* выявлять нарушения правил пожарной безопасности;

* пользоваться огнетушителями;

* работать пожарным инвентарём;

* различать знаки пожарной безопасности;

* оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта.

5. Формы и виды контроля. В рамках работы кружка «Отряд юных пожарных» проводятся беседы, встречи с сотрудниками Государственного пожарного надзора, с работниками добровольных пожарных формирований. Оргпнизуется просмотр и обсуждение видеоматериала. Проводятся экскурсии, рейды по проверке противопожарного состояния микрорайона школы. Выступление агитбригад. Соревнования по пожарно-спасательному спорту.

6. Методические рекомендации. Работа с дружинами юных пожарных включает следующие основные направления:

  • Обучение правилам пожарной безопасности и действиям в случае возникновения пожара. Изучение первичных средств пожаротушения и ознакомление с пожарной техникой, пожарно-техническим оборудованием, средствами связи, системами автоматического пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

  • Привлечение к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем и пожарно-профилактической работе в школах, детских садах, внешкольных учреждениях и жилых домах с использованием технических средств пропаганды, школьных радиоузлов, стенных газет, фотомонтажей, боевых листков, «молний» и уголков юных пожарных.

  • Проведение занятий и соревнований по пожарно-прикладному спорту, противопожарных конкурсов, олимпиад, викторин, слетов, организация агитбригад, коллективов самодеятельности, детских кинолекториев, участие в соревнованиях, экскурсиях, походах, рейдах, дозорах, военно-спортивных играх и молодежных фестивалях.

  • Посещение пожарно-технических училищ, выставок, музеев и памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных, сбор новых материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организациях, создание при школьных музеях экспозиции боевой славы, организации встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта, выставление постов почетного караула у памятников и обелисков погибших пожарных.

  • Развитие детского технического творчества, организация кружков пожарно-технического моделирования юных пожарных.

7. Список литературы.

1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности . - М., 2002.

2.Подготовка срасателей-пожарных. - М.,2004.

3. Пожарная тактика в примерах. - М.. 2006.

4. Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. - М., 2006.

5. Пожарно-техническая подготовка. - М., 2005.

6. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях. - М.,2003.

7. Педагогам и родителям о пожарной безопасности:учеб.пособие. - М., 2005.

© 2010-2022