• Преподавателю
  • Другое
  • Исследовательская деятельность обучающихся как одна из форм работы с одаренными детьми в рамках НОУ

Исследовательская деятельность обучающихся как одна из форм работы с одаренными детьми в рамках НОУ

В школе необходимо создать условия для проявления и развития одаренности у детей, чтобы каждый имел возможность проявить, реализовать свои способности. А для этого должно быть создано поле, на котором различные способности ребенка могли бы реализоваться. В лицее разработана система работы с одаренным детьми. Одной из форм такой работы является НОУ «Первые шаги», которое функционирует с 1999 г.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность обучающихся

как одна из форм работы

с одаренными детьми в рамках НОУ.


Салтыкова Марина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лицей г.Вольска Саратовской области»


Существуют две противоположные точки зрения: «все дети одаренные от природы» и «одаренные дети встречаются крайне редко». Почему? Вспомним, что одаренный ребенок выделяется из общей массы яркими, очевидными достижениями. Но проявляется одаренность чаще всего в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Поэтому в школе необходимо создать условия для проявления и развития одаренности у детей, чтобы каждый имел возможность проявить, реализовать свои способности. А для этого должно быть создано поле, на котором различные способности ребенка могли бы реализоваться. В лицее разработана система работы с одаренным детьми. Одной из форм такой работы является НОУ «Первые шаги», которое функционирует с 1999 г.

Задача НОУ - дать каждому ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников - никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность - пропуск в НОУ.

Основные цели НОУ лицея:

  • Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

  • Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

  • Активное включение учащихся лицея в процесс самообразования и саморазвития.

  • Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

  • Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Работа НОУ ведётся по трем направлениям: физико-математическое, социально-гуманитарное и химико-биологическое.

Деятельность НОУ включает в себя следующие этапы:

I этап: Вовлечение в научно- исследовательскую и проектную деятельность состоит из следующих компонентов:

  • выбор направления деятельности (диагностика, анкетирование, консультация с родителями).

  • выбор формы для индивидуального маршрута познания.

  • формирование базы знаний и умений выбранного направления деятельности (работа в группах, коллективное обсуждение проблемы, сообщения и доклады по избранной теме работы).

  • частично-компетентностный подход к реализации поставленных целей и задач (участие в семинарах, конференциях и конкурсах)

I Iэтап: Формирование базовых знаний и умений научно-исследовательской деятельности включает следуещее:

  • Выбор темы (тем) научно-исследовательской работы

  • Продолжение формирования компетентностного подхода к познавательной деятельности.

  • Проектная деятельность.

  • Участие в олимпиадах.

III этап: Завершение формирования знаний и умений научно-исследовательской и проектной деятельности включает:

  • Продолжение, либо выбор нового направления научно-исследовательской или проектной деятельности

  • Наставническая или экспертная деятельность членов НОУ.

  • Защита проектов.

  • Участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах различного уровня.

  • Связь научно-исследовательской деятельности с системой отбора абитуриентов ВУЗами.

Научное общество дает возможность учащимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных практических конференциях, конкурсах, олимпиадах. Ежегодные результаты тому подтверждение:

2008 г. - международная конференция «Политика вокруг нас» (I место)

2008 г. - 15 Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского в г. Москва (диплом лауреата и грант в 30тыс. рублей)

2009 г. - Всероссийский конкурс «Идеи Д.С. Лихачёва и жизнь» (1 место, премия 25 тыс. рублей и право на поступление в Гуманитарный университет профсоюзов без экзаменов.

2009 г. - всероссийский конкурс «Наследие Д.С. Лихачёва и современность» (диплом и приглашение для участия на заседании форума в Санкт-Петербург)

2010 г. - областная экологическая научно-практическая конференция (2 место)

2013 г. - Cаратовский региональный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (1 место)

2015 г. - Cаратовский региональный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского (2 место)

На протяжении всех лет работы НОУ наши лицеисты участвуют и побеждают в предметных олимпиадах регионального и муниципального уровня, в учебно-практических конференциях «Политика вокруг нас», «Инициатива молодых», в конкурсах «Шаги в будущее», «Познание и творчество», «Первые шаги», «Цифровой ветер», в конкурсах-играх «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно» и многих других.

В 2008-2009 уч. году впервые лицеем был организован межшкольный конкурс проектных работ обучающихся ОУ ВМР, на котором наши учащиеся выступают достойно, имея много призовых мест.

Результатом работы НОУ является не только высокими результатами в олимпиадах и и научно-практических конференциях, но и повышение интереса к предметам и к занятию исследовательской работой.



© 2010-2022