- Преподавателю
- Другое
- Урок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьников
Урок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьников
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дмитриева Ю.Н. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Красноярского края
краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Шушенский сельскохозяйственный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока - практикума
«Земная азбука»
в рамках районной сессии
самоопределения школьников
Автор: преподаватель специальных
дисциплин Дмитриева Ю.Н.
2015
РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
общепрофессиональных,
специальных агрономических
и землеустроительных дисциплин
Протокол №__ от ___.___.2015
Председатель __________О.В.Басенко
Аннотация
Урок-практикум, в рамках районной сессии самоопределения школьников, проводился для школьников выпускных классов. Целью методической разработки является показ структуры и содержания мероприятия, знакомящего учащихся со специальностью Землеустройство, а именно с первичным этапом изготовления карты, посредством стереоскопического дешифрирования снимков. Мероприятие предусматривает задания, раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию логического и ассоциативного мышления, толерантности, умения работы в команде, познавательного интереса, творческих способностей, внимания и памяти, а также формированию универсальных учебных действий: навыков создания продукта, коммуникативных умений в диалоге, навыков самоконтроля и самооценки;.
Объем 19 страниц.
Содержание
Введение 5
-
План урока 6
-
Структура урока 7
-
Сценарий урока 8
Заключение 11
Приложения 12
Приложение 1. Вопросы, учитываемые при дешифрировании стереопары 12
Приложение 2. Конструктор ответа при защите 13
Приложение 3. Памятка работы со стереоскопом 14
Введение
Урок-практикум, в рамках районной сессии самоопределения школьников, проводился для школьников выпускных классов. Целью методической разработки является показ структуры и содержания мероприятия, знакомящего учащихся со специальностью Землеустройство, а именно с первичным этапом изготовления карты, посредством стереоскопического дешифрирования снимков. Мероприятие предусматривает задания, раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию логического и ассоциативного мышления, толерантности, умения работы в команде, познавательного интереса, творческих способностей, внимания и памяти, а также формированию универсальных учебных действий: навыков создания продукта, коммуникативных умений в диалоге, навыков самоконтроля и самооценки.
В данных методических указаниях изложены: план проведения урока-практикума, структура и сценарий урока.
Учтены и рекомендованы приложения, содержащие максимальную информацию по выполнению определенного вида работ, которые дополняют и расширяют методику анализа и усвоения материала. Описан поэтапный порядок проведения работы.
Использование методической разработки преподавателями специальных землеустроительных дисциплин позволит в познавательной форме на практике ознакомить учащихся с первичным этапом изготовления карты, посредством стереоскопического дешифрирования снимков
-
План
урока - практикума в рамках районной сессии самоопределения учащихся школ «Профессиональные миры».
Участники: учащиеся школ
Дата проведения: 13.03.15
Место проведения: кабинет 3104
Тема: Земная азбука.
Цели:
Образовательная: ознакомить учащихся со специальностью Землеустройство, а именно с первичным этапом изготовления карты, посредством стереоскопического дешифрирования снимков.
Развивающая: способствовать формированию универсальных учебных действий: навыков создания продукта, коммуникативных умений в диалоге, навыков самоконтроля и самооценки; развивать пространственное мышление и логику, толерантность, умение работы в команде.
Воспитательные: воспитание интереса к профессии, ответственности за результат труда.
Форма проведения: урок-практикум
Оснащение: мультимедийный проектор, экран, канцелярские принадлежности, стереоскоп, стереопара, таблица дешифровочных признаков, комплект аэрофотосъемочной продукции, геодезические приборы, глобус, карта.
-
Структура урока
Этапы урока
Время, мин
Методы, приёмы и формы работы
1. Взаимное приветствие, знакомство
1
Слово преподавателя
-
«Основа прикладных наук»
3
Прием «Логическая цепочка»
Постановка проблемной ситуации
Беседа
3.Мотивация
Аэро- и космоснимок - инструмент разработки топографических карт.
3
Беседа по вопросам
4. Аэрофото- космоснимок, виды, объекты, отличия
5
Сбор пазлов, постановка вопроса
5. Процесс дешифрирования.
2
Рассказ преподавателя,
Выдача задания
6. Получение стереоскопического эффекта.
10
Работа в группах, анализ и считывание информации с предлагаемого снимка местности на основании дешифровочных признаков
7. Защита работ. Формирование проекта участка местности из полученных фрагментов
4
Публичная защита,
взаимооценка
Прием «Мозаика»
8.Подведение итогов урока. Рефлексия.
2
Анализ работы групп. прием «Мордашки»
-
Сценарий урока
Слайд 1. Здравствуйте! Меня зовут Юлия Николаевна, преподаватель специальных землеустроительных дисциплин. И эту встречу мне бы хотелось посвятить знакомству с основой многих прикладных и фундаментальных дисциплин: географии, геодезии, картографии, фотограмметрии. А перед тем как узнать, что же является этой основой, оглянитесь вокруг… что вы видите? (выставка геодезического оборудования, карта, глобус, спутник на слайде) скажите, а что же объединяет эти изображения и предметы? (ребята формулируют ответ)
И действительно, взаимосвязь у этих предметов и изображений очевидна, ведь результатом всех наземных или надземных измерений является карта, без которой не обходится ни одна солидная организация, будь то строительная фирма, геологоразведочная компания, горнодобывающая организация. И чтобы ее вычертить необходимо использовать не только геодезические приборы, предназначенные для досъемки неотобразившихся объектов и определения подробностей, но прежде всего, провести полномасштабную аэрофотосъемку или космическую съемку.
Космосьемка, реже аэрофотосъемка и является основой многих отраслей народного хозяйства, обладает множеством уникальных особенностей, делающих ее важной, полезной и незаменимой.
А осуществляется этот вид съемки со спутника или орбитальных станций.
Цель: ознакомиться с первичным этапом изготовления карты посредством космоснимков
Слайд 2. Результатом чего получается аэрофотоснимок или космоснимок. Существует несколько разновидностей аэро- или космоснимков - черно-белые, цветные, спектрозональные - каждый из которых дополняет друг друга, позволяет отдешифрировать (считать) как можно больше информации. И вашему вниманию я предлагаю игру: собрать пазлы космоснимка и аэрофотоснимка, а в процессе сборки выяснить, чем же отличаются аэроснимки от космоснимков?
(Работа со снимками. Сбор пазлов.)
Слайд 3. Давайте проверим, что же у нас получилось? обход (На слайде показаны результаты работы - аэро и слайд 4. космоснимок 1-го варианта).
Слайд 5. Что же изображено на снимках? (комментарий, показ на слайде элементов)
Сопоставив изображения, скажите, а в чем отличие аэроснимка от космоснимка?
(большой охват территории, качество изображения, цифровая форма позволяет осуществлять обработку на компьютере)
С любого космоснимка можно считать разнообразную информацию. Процесс считывания информации называется дешифрированием, а человек осуществляющий работу со снимком - дешифровщиком.
Слайд 6. Каким образом происходит дешифрирование?
-
С борта самолета - когда вы летите и смотрите на объекты с высоты птичьего полета, тем самым сопоставляя информацию на снимке с информацией за бортом. (аэровизуальное дешифрирование)
-
При помощи стереоскопа - имея стереопару - пару перекрывающихся снимков и линзовый стереоскоп - это оптический прибор, для просмотра перекрывающихся снимков, позволяющий получить объемное изображение. Работа с ним проста, стоит лишь подложить правый снимок под правый окуляр, а левый снимок под левый, в результате смещения снимков к центру или от центра получаем объемное изображение местности.
Слайд 7,8. И чтобы считываемая информация на снимках была объективна и полна, нам поможет в этом набор прямых дешифровочных признаков: размер, текстура, цвет, форма.
А сейчас предлагаю вам почувствовать себя в роли дешифровщика. И не только получить объемное изображение посредством стереопары, но и выполнить дешифрирование предложенного снимка.
У вас на столах присутствует комплект дешифровщика: стереопара, стереоскоп, таблица дешифровочных признаков, памятка работы со стереоскопом. Работать вы будете в группах. Чтобы работа по дешифрированию имела результат, необходимо рационально распределить свои обязанности в группе, а именно - одни получают стереоскопический эффект, другие выполняют дешифрирование и заполняют таблицу, третьи готовятся к публичной защите полученных результатов. Алгоритм ответа представлен у вас на столах. (ребята дешифрируют, получают стереоэффект, разрабатывают алгоритм защиты работы)
Время вышло. И я думаю, его было достаточно, чтобы не только получить объемное изображение, но и выполнить его дешифрирование, а также приступить к защите.
Слайд 9-12. Давайте посмотрим, что же у вас получилось? (ребята выходят к слайдам и выполняют защиту работы, указкой показывая элементы местности и называя их)
Вы все справились с поставленной задачей. Блестяще выполнили дешифрирование предложенных космоснимков, так что же у нас получилось? Слайд 13. Узнаете ли вы эту территорию? Верно! Это территория нашего поселка, а конкретно - рцк, администрация поселка, музей.
У вас на столах лежат карточки-мордашки, поднимите ту, которая больше всего характеризует ваши ощущения от проведенного мероприятия? 1. Что нового вы узнали за время проведения урока? 2. Какие трудности возникли в ходе выполнения заданий? 3. Что помогло вам их преодолеть? Что же нового для себя вы открыли?
Заключение
Урок-практикум, в рамках районной сессии самоопределения школьников, проводился для школьников выпускных классов. Мероприятие предусматривало практические задания, раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию логического и ассоциативного мышления, толерантности, умения работы в команде, познавательного интереса, творческих способностей, внимания и памяти, а также формированию универсальных учебных действий: навыков создания продукта, коммуникативных умений в диалоге, навыков самоконтроля и самооценки;.
В данных методических указаниях изложены: план проведения урока-практикума, структура и сценарий урока.
Учтены и рекомендованы приложения, содержащие максимальную информацию по выполнению определенного вида работ, которые дополняют и расширяют методику анализа и усвоения материала. Описан поэтапный порядок проведения работы.
Использование методической разработки преподавателями специальных землеустроительных дисциплин позволит в познавательной форме на практике ознакомить учащихся с первичным этапом изготовления карты, посредством стереоскопического дешифрирования снимков
Приложение № 1
Вопросы, учитываемые при дешифрировании стереопары
-
Какая территория представлена на аэрофотоснимке? (пустынная местность, водный объект, застроенная территория и пр.).
-
Какие объекты представлены на снимке?
- лес, река, дорога и пр.
-
Охарактеризуйте объекты по прямым дешифровочным признакам:
- по форме: круглые, овальные, прямоугольные, линейные, вытянутые;
- по размеру: большие, средние, малые;
- по цвету: темно-синий, серый, белый и пр.
- по текстуре:
губчатая - контур леса,
линейчатая - дорога, распаханные поля, огороды, крыши домов
однородная - изображение травяного покрова на полянах и газонах.
Таблица схематического изображения дешифрируемых объектов
Графическое изображение объекта
Наименование
Форма
Размер
Цвет
Текстура
Река
Вытянутая, линейная
-
Темно-синий
Однородная
Лес
Круглая
Крупный массив
Зеленый
Губчатая
Постройки
Прямоугольная, квадратная
Большой, средний,
малый
Палитра цветов
Линейчатая
Дорога
Прямолинейная
-
Светло-серый
Линейчатая
Газоны
Правильная конфигурация
Большой, средний,
малый
Зеленый
Однородная
Приложение № 2
Конструктор ответа при защите проекта:
-
Какая территория представлена на аэрофотоснимке? (пустынная местность, водный объект, застроенная территория и пр.).
-
На предложенном аэрофотоснимке отдешифрованы следующие объекты:
Объекты
Дешифровочные признаки
1
2
3
4
5
6
7
Приложение № 3
Памятка работы со стереоскопом
Пару аэроснимков укладывают под стереоскоп, добиваясь стереоэффекта: на прямую линию под левое зеркало стереоскопа уложить левый космоснимок, точно так же уложить и закрепить правый снимок под правым зеркалом стереоскопа.
Уточнить ориентирование стереопары снимков методом глазных мельканий - смотреть в стереоскоп левым глазом,(правый зажмурен), затем зажмурить левый глаз и одновременно открыть правый глаз - ориентиры левого снимка какое-то мгновение будут наблюдаться наложенными на ориентиры правого снимка.
Накладка должна быть без недохлестов, перехлестов и перекосов. Этого положения достичь путем соответствующих передвижений и поворотов правого снимка.
После ориентирования стереопары наблюдать снимки через стереоскоп одновременно обоими глазами. При этом будет наблюдаться объемное изображение местности - возвышенные участки местности будут видны возвышающимися над пониженными участками. При этом стереоэффект не должен разрушаться и не должно возникать чрезмерное напряжение зрения.