• Преподавателю
  • Другое
  • Урок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьников

Урок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьников

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Шушенский сельскохозяйственный колледж»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока - практикума

«Земная азбука»

в рамках районной сессии

самоопределения школьников





Автор: преподаватель специальных

дисциплин Дмитриева Ю.Н.


2015

РАССМОТРЕНО

на заседании цикловой комиссии

общепрофессиональных,

специальных агрономических

и землеустроительных дисциплин

Протокол №__ от ___.___.2015

Председатель __________О.В.Басенко























Аннотация

Урок-практикум, в рамках районной сессии самоопределения школьников, проводился для школьников выпускных классов. Целью методической разработки является показ структуры и содержания мероприятия, знакомящего учащихся со специальностью Землеустройство, а именно с первичным этапом изготовления карты, посредством стереоскопического дешифрирования снимков. Мероприятие предусматривает задания, раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию логического и ассоциативного мышления, толерантности, умения работы в команде, познавательного интереса, творческих способностей, внимания и памяти, а также формированию универсальных учебных действий: навыков создания продукта, коммуникативных умений в диалоге, навыков самоконтроля и самооценки;.

Объем 19 страниц.















Содержание

Введение 5

  1. План урока 6

  2. Структура урока 7

  3. Сценарий урока 8

Заключение 11

Приложения 12

Приложение 1. Вопросы, учитываемые при дешифрировании стереопары 12

Приложение 2. Конструктор ответа при защите 13

Приложение 3. Памятка работы со стереоскопом 14




















Введение

Урок-практикум, в рамках районной сессии самоопределения школьников, проводился для школьников выпускных классов. Целью методической разработки является показ структуры и содержания мероприятия, знакомящего учащихся со специальностью Землеустройство, а именно с первичным этапом изготовления карты, посредством стереоскопического дешифрирования снимков. Мероприятие предусматривает задания, раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию логического и ассоциативного мышления, толерантности, умения работы в команде, познавательного интереса, творческих способностей, внимания и памяти, а также формированию универсальных учебных действий: навыков создания продукта, коммуникативных умений в диалоге, навыков самоконтроля и самооценки.

В данных методических указаниях изложены: план проведения урока-практикума, структура и сценарий урока.

Учтены и рекомендованы приложения, содержащие максимальную информацию по выполнению определенного вида работ, которые дополняют и расширяют методику анализа и усвоения материала. Описан поэтапный порядок проведения работы.

Использование методической разработки преподавателями специальных землеустроительных дисциплин позволит в познавательной форме на практике ознакомить учащихся с первичным этапом изготовления карты, посредством стереоскопического дешифрирования снимков



  1. План

урока - практикума в рамках районной сессии самоопределения учащихся школ «Профессиональные миры».

Участники: учащиеся школ

Дата проведения: 13.03.15

Место проведения: кабинет 3104

Тема: Земная азбука.

Цели:

Образовательная: ознакомить учащихся со специальностью Землеустройство, а именно с первичным этапом изготовления карты, посредством стереоскопического дешифрирования снимков.

Развивающая: способствовать формированию универсальных учебных действий: навыков создания продукта, коммуникативных умений в диалоге, навыков самоконтроля и самооценки; развивать пространственное мышление и логику, толерантность, умение работы в команде.

Воспитательные: воспитание интереса к профессии, ответственности за результат труда.

Форма проведения: урок-практикум

Оснащение: мультимедийный проектор, экран, канцелярские принадлежности, стереоскоп, стереопара, таблица дешифровочных признаков, комплект аэрофотосъемочной продукции, геодезические приборы, глобус, карта.






  1. Структура урока

Этапы урока

Время, мин

Методы, приёмы и формы работы

1. Взаимное приветствие, знакомство

1

Слово преподавателя

  1. «Основа прикладных наук»

3

Прием «Логическая цепочка»

Постановка проблемной ситуации

Беседа

3.Мотивация

Аэро- и космоснимок - инструмент разработки топографических карт.

3

Беседа по вопросам

4. Аэрофото- космоснимок, виды, объекты, отличия

5

Сбор пазлов, постановка вопроса

5. Процесс дешифрирования.

2

Рассказ преподавателя,

Выдача задания

6. Получение стереоскопического эффекта.

10

Работа в группах, анализ и считывание информации с предлагаемого снимка местности на основании дешифровочных признаков

7. Защита работ. Формирование проекта участка местности из полученных фрагментов

4

Публичная защита,

взаимооценка

Прием «Мозаика»

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

2

Анализ работы групп. прием «Мордашки»







  1. Сценарий урока

Слайд 1. Здравствуйте! Меня зовут Юлия Николаевна, преподаватель специальных землеустроительных дисциплин. И эту встречу мне бы хотелось посвятить знакомству с основой многих прикладных и фундаментальных дисциплин: географии, геодезии, картографии, фотограмметрии. А перед тем как узнать, что же является этой основой, оглянитесь вокруг… что вы видите? (выставка геодезического оборудования, карта, глобус, спутник на слайде) скажите, а что же объединяет эти изображения и предметы? (ребята формулируют ответ)

И действительно, взаимосвязь у этих предметов и изображений очевидна, ведь результатом всех наземных или надземных измерений является карта, без которой не обходится ни одна солидная организация, будь то строительная фирма, геологоразведочная компания, горнодобывающая организация. И чтобы ее вычертить необходимо использовать не только геодезические приборы, предназначенные для досъемки неотобразившихся объектов и определения подробностей, но прежде всего, провести полномасштабную аэрофотосъемку или космическую съемку.

Космосьемка, реже аэрофотосъемка и является основой многих отраслей народного хозяйства, обладает множеством уникальных особенностей, делающих ее важной, полезной и незаменимой.

А осуществляется этот вид съемки со спутника или орбитальных станций.

Цель: ознакомиться с первичным этапом изготовления карты посредством космоснимков

Слайд 2. Результатом чего получается аэрофотоснимок или космоснимок. Существует несколько разновидностей аэро- или космоснимков - черно-белые, цветные, спектрозональные - каждый из которых дополняет друг друга, позволяет отдешифрировать (считать) как можно больше информации. И вашему вниманию я предлагаю игру: собрать пазлы космоснимка и аэрофотоснимка, а в процессе сборки выяснить, чем же отличаются аэроснимки от космоснимков?

(Работа со снимками. Сбор пазлов.)

Слайд 3. Давайте проверим, что же у нас получилось? обход (На слайде показаны результаты работы - аэро и слайд 4. космоснимок 1-го варианта).

Слайд 5. Что же изображено на снимках? (комментарий, показ на слайде элементов)

Сопоставив изображения, скажите, а в чем отличие аэроснимка от космоснимка?

(большой охват территории, качество изображения, цифровая форма позволяет осуществлять обработку на компьютере)

С любого космоснимка можно считать разнообразную информацию. Процесс считывания информации называется дешифрированием, а человек осуществляющий работу со снимком - дешифровщиком.

Слайд 6. Каким образом происходит дешифрирование?

  1. С борта самолета - когда вы летите и смотрите на объекты с высоты птичьего полета, тем самым сопоставляя информацию на снимке с информацией за бортом. (аэровизуальное дешифрирование)

  2. При помощи стереоскопа - имея стереопару - пару перекрывающихся снимков и линзовый стереоскоп - это оптический прибор, для просмотра перекрывающихся снимков, позволяющий получить объемное изображение. Работа с ним проста, стоит лишь подложить правый снимок под правый окуляр, а левый снимок под левый, в результате смещения снимков к центру или от центра получаем объемное изображение местности.

Слайд 7,8. И чтобы считываемая информация на снимках была объективна и полна, нам поможет в этом набор прямых дешифровочных признаков: размер, текстура, цвет, форма.

А сейчас предлагаю вам почувствовать себя в роли дешифровщика. И не только получить объемное изображение посредством стереопары, но и выполнить дешифрирование предложенного снимка.

У вас на столах присутствует комплект дешифровщика: стереопара, стереоскоп, таблица дешифровочных признаков, памятка работы со стереоскопом. Работать вы будете в группах. Чтобы работа по дешифрированию имела результат, необходимо рационально распределить свои обязанности в группе, а именно - одни получают стереоскопический эффект, другие выполняют дешифрирование и заполняют таблицу, третьи готовятся к публичной защите полученных результатов. Алгоритм ответа представлен у вас на столах. (ребята дешифрируют, получают стереоэффект, разрабатывают алгоритм защиты работы)

Время вышло. И я думаю, его было достаточно, чтобы не только получить объемное изображение, но и выполнить его дешифрирование, а также приступить к защите.

Слайд 9-12. Давайте посмотрим, что же у вас получилось? (ребята выходят к слайдам и выполняют защиту работы, указкой показывая элементы местности и называя их)

Вы все справились с поставленной задачей. Блестяще выполнили дешифрирование предложенных космоснимков, так что же у нас получилось? Слайд 13. Узнаете ли вы эту территорию? Верно! Это территория нашего поселка, а конкретно - рцк, администрация поселка, музей.

У вас на столах лежат карточки-мордашки, поднимите ту, которая больше всего характеризует ваши ощущения от проведенного мероприятия? 1. Что нового вы узнали за время проведения урока? 2. Какие трудности возникли в ходе выполнения заданий? 3. Что помогло вам их преодолеть? Что же нового для себя вы открыли?

Заключение

Урок-практикум, в рамках районной сессии самоопределения школьников, проводился для школьников выпускных классов. Мероприятие предусматривало практические задания, раскрывающие интеллектуальный уровень ребят, способствующие достижению отличных результатов, развитию логического и ассоциативного мышления, толерантности, умения работы в команде, познавательного интереса, творческих способностей, внимания и памяти, а также формированию универсальных учебных действий: навыков создания продукта, коммуникативных умений в диалоге, навыков самоконтроля и самооценки;.

В данных методических указаниях изложены: план проведения урока-практикума, структура и сценарий урока.

Учтены и рекомендованы приложения, содержащие максимальную информацию по выполнению определенного вида работ, которые дополняют и расширяют методику анализа и усвоения материала. Описан поэтапный порядок проведения работы.

Использование методической разработки преподавателями специальных землеустроительных дисциплин позволит в познавательной форме на практике ознакомить учащихся с первичным этапом изготовления карты, посредством стереоскопического дешифрирования снимков










Приложение № 1

Вопросы, учитываемые при дешифрировании стереопары

  1. Какая территория представлена на аэрофотоснимке? (пустынная местность, водный объект, застроенная территория и пр.).

  2. Какие объекты представлены на снимке?

- лес, река, дорога и пр.

  1. Охарактеризуйте объекты по прямым дешифровочным признакам:

- по форме: круглые, овальные, прямоугольные, линейные, вытянутые;

- по размеру: большие, средние, малые;

- по цвету: темно-синий, серый, белый и пр.

- по текстуре:

губчатая - контур леса,

линейчатая - дорога, распаханные поля, огороды, крыши домов

однородная - изображение травяного покрова на полянах и газонах.

Таблица схематического изображения дешифрируемых объектов


Графическое изображение объекта

Наименование

Форма

Размер

Цвет

Текстура

Урок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьниковУрок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьниковУрок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьников

Река

Вытянутая, линейная

-

Темно-синий

Однородная

Урок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьниковУрок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьниковУрок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьниковУрок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьниковУрок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьников

Лес

Круглая

Крупный массив

Зеленый

Губчатая

Урок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьниковУрок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьниковУрок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьников

Постройки

Прямоугольная, квадратная

Большой, средний,

малый

Палитра цветов

Линейчатая

Урок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьниковУрок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьников

Дорога

Прямолинейная

-

Светло-серый

Линейчатая

Урок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьниковУрок-практикум Земная азбука в рамках районной сессии самоопределения школьников

Газоны

Правильная конфигурация

Большой, средний,

малый

Зеленый

Однородная

Приложение № 2

Конструктор ответа при защите проекта:

  1. Какая территория представлена на аэрофотоснимке? (пустынная местность, водный объект, застроенная территория и пр.).


  1. На предложенном аэрофотоснимке отдешифрованы следующие объекты:


Объекты

Дешифровочные признаки

1

2

3

4

5

6

7










Приложение № 3

Памятка работы со стереоскопом

Пару аэроснимков укладывают под стереоскоп, добиваясь стереоэффекта: на прямую линию под левое зеркало стереоскопа уложить левый космоснимок, точно так же уложить и закрепить правый снимок под правым зеркалом стереоскопа.

Уточнить ориентирование стереопары снимков методом глазных мельканий - смотреть в стереоскоп левым глазом,(правый зажму­рен), затем зажмурить левый глаз и одновременно открыть правый глаз - ориентиры левого снимка какое-то мгновение будут наблюдаться наложенными на ориентиры правого снимка.

Накладка должна быть без недохлестов, перехлестов и перекосов. Этого положения достичь путем соответствующих передвижений и поворотов правого снимка.

После ориентирования стереопары наблюдать снимки через сте­реоскоп одновременно обоими глазами. При этом будет наблюдаться объемное изображение местности - возвышенные участки местности будут видны возвышающимися над пониженными участками. При этом стереоэффект не должен разрушаться и не должно возникать чрезмерное напряжение зрения.







© 2010-2022