Доклад Развитие речи и творческой активности дошкольника

Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой комплексный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление. Речь становиться образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Развитие образной речи должно проходить в единстве с другими направлениями работы над словом – лексич...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Владение способами словообразования предполагает умение находить в предметах и явлениях существенные для называния связи и отношения, умение сравнивать разные наименования между собой, подмечать в них общие элементы, несущие одинаковый смысл, самостоятельно ими оперировать и оценивать точность, правильность сказанного или услышанного. В том и состоит суть детского словотворчества, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и даже при необходимости самому их создавать. При усвоении способов словообразования важнейшей задачей является воспитание интереса к слову. Специальные речевые игры и упражнения с грамматическим содержанием, организуемые в детском саду, принесут пользу лишь в том случае, если будут опираться на опыт детей, их знания и представления об окружающем. Круг таких знаний определен программой воспитания и обучения в детском саду. Владение речью само становится условием успешности практической и познавательной деятельности ребенка, средством общения, мышления, самоорганизации.

Драматизируя знакомые литературные произведения (народные сказки «Рукавичка», «Теремок», сказки В.Сутеева «Под грибом» и др.), дети используют в речи образные мотивированные слова и изображают в движениях их смысл (кабан-клыкан, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик). Дети охотно драматизируют собственные сочинения («Какие малыши в рукавичке спрятались?», «Кто нашел приют под грибом?», «Лесное метро»), придумывая по аналогии названия сказочных персонажей, остановок волшебного транспорта, небывалых городов.

В старшем дошкольном возрасте у ребят формируется тонкая наблюдательность, чуткость к выразительным средствам языка. Это делает речь более точной и образной.

Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, она обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины

Дети переживают описанные в книге события так, как будто они происходят перед их глазами; при этом выявляется отношение детей к фактам, героям произведения.

Свои переживания, чувства, определившиеся отношения дошкольники выражают открыто, непосредственно - мимикой, жестами, восклицаниями, репликами (например, говорят о персонажах: «так ему и надо» или «она хорошая, добрая»).

- У детей старшего дошкольного возраста расширяются возможности управлять своим голосом: они учатся сознательно регулировать не только силу голоса (громко - тихо), но и высоту.

- Умение пользоваться голосом, изменять по мере надобности его звучание придает ему гибкость, подвижность.

- Элементарные умения, навыки в области дыхания, произношения служат прочной базой для формирования у детей правильного, приятного звучания речи и являются непременным условием обучения выразительному чтению, рассказыванию.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно - речевой деятельности.

Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях - рассказах, сказках.

В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства. Необходимо воспитывать у детей интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание самому сочинить, рассказать другим детям свою сказку.

^ Задачу развития детского словесного творчества можно решить, опираясь на взаимосвязь творчества и обучения детей в детском саду, поэтому, следует рассматривать фольклор как один из факторов, оказывающих влияние на словесное творчество детей.

Художественно - педагогические особенности народной сказки помогают ребёнку правильно воспринять и понять её содержание.

этого этапа является то, что дети должны глубже узнать и воспринять традиционные способы организации сюжета и построения сказки: приём повторности, троекратности повторения эпизодов, их схожесть, способы цепного построения композиции, структуру появления и движения персонажей: «от большого к малому, от малого к большому», зачины, концовки. Использовать эти способы при попытках собственного сочинения.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

- проведение систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи - диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

© 2010-2022