Рабочая программа по предмету Альтернативное чтение

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Советская средняя школа № 1» Советского района Республики Крым



РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей

_______________________

_______________________

Протокол заседания №_____ от

«___» августа 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ С. Д. Асанова

«___»______________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________С.Г. Антонова

( приказ № __ от «__» августа 2015г.)









Рабочая программа


по предмету «Альтернативное чтение»


для 3 класса





2015/2016учебный год

Автор: учитель надомного обучения

Дудниченко Елена Владимировна











2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Ручной труд» предназначена для обучающейся 3 класса с умственной отсталостью.

Рабочая программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (под ред. Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н.- Спб. 2011г.)

  • «Коррекционно-образовательной программы для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Баряевой Л.Б.). СПб, 1996г.

  • Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым на 2015/2016 учебный год.

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская СШ №1» Советского района Республики Крым.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Целью работы на уроках является подготовка обучающейся к овладению первоначальными навыками чтения.

Задачи:

  • Развитие устной речи обучающейся на основе ознакомления с предметами ближайшего окружения.

  • Различение звуков окружающей действительности.

  • Развитие речевого слуха.

  • Формирование фонематического восприятия и пространственной ориентировки.

  • Формирование и развитие произносительной стороны речи.

Предмет «Альтернативное чтение» предполагает обучение следующим вариантам «чтения»:

  • «чтение» телесных и мимических движений;

  • «чтение» изображений на картинках и картинах;

  • «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);

  • «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов);

  • глобальное чтение;

  • чтение букв, цифр и других знаков;

  • чтение по складам.

Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках чтения значительное место отводится развитию речи обучающейся. Обучающаяся учится слушать и понимать учителя, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения. Ребёнок учится различать предметы и фигуры по цвету, размеру, форме; располагают их в заданном направлении по подражанию или образцу.

Все уроки строятся на комплексной основе, т.е. включают в себя элементы различных видов деятельности, что способствует переключению внимания и поддержанию интереса в процессе обучения.

Предмет «Альтернативное чтение» интегрируется с предметами «Развитие речи и окружающий мир», «Графика и письмо», «Здоровье и ОБЖ», а также с различными направлениями коррекционно-адаптационной работы. Он тесно связан с логопедической работой с учащимися с умеренной умственной отсталостью.

Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Альтернативное чтение» относится к образовательной отрасли «Язык и речевая практика» и реализуется с 1 по 4 класс начального обучения. В соответствии с учебным планом в 3 классе на изучение предмета выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты:

  • осмысленно воспринимать информацию;

  • выражать свои мысли и желания с использованием речевых и неречевых средств общения; читать буквы (печатный и, по возможности, письменный вариант), слоги, отдельные слова, предложения, элементарно осмысливать прочитанное.

  • дифференцировать речевые и неречевые звуки

  • имитировать речевые и неречевые звуки

  • понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

  • проговаривать вслед за педагогом рифмовки и четверостишия, сочетать их с движением

  • повторять предложения за педагогом

  • составлять предложения: по образцу, по сюжетной картинке, по демонстрируемому действию, по пиктограммам

  • выделять слова с заданным звуком

  • узнавание и различение напечатанных букв

  • узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо знакомых предметов и действий

  • умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

  • самовыражение: монологические высказывания разного типа.

Метапредметные результаты:

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • строить понятные для партнера высказывания;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые и неречевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • строить монологическое высказывание;

  • владеть диалоговой формой речи;

  • умение слушать собеседника;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

  • оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников.

Личностные результаты:

  • управление своими эмоциями в различных ситуациях;

  • развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие мотивов учебной деятельности;

  • проявлять любознательность, желание узнавать новое;

  • принятие и освоение роли обучающейся;

  • ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Звуки окружающей действительности

Восприятие различных звуков и шумов. Определение источника звука. Знакомство с характером звучащих предметов. Соотнесение звука и его источника. Дифференциация неречевых звуков по силе звучания (тихо - громко). Определение идентичных звуков. Имитация звуков окружающей действительности. Звукоподражание.

Закрепление умения выполнять упражнения на движения мимической мускулатуры по образцу и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, втянуть щеки, поднять и нахмурить брови).

Упражнения для губ и языка перед зеркалом (по образцу и словесной инструкции учителя). (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен и стихотворений.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...»

Речевые звуки

Концентрация внимания на говорящем. Понимание простых речевых инструкций. Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

Подвижные игры и упражнения. Координация речи с движением.

Совместное рассматривание картин и картинок с доступным содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года и др. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей.

Чтение учителем сказок, песенок, стихов (без показа иллюстраций) с последующим проведением игр, в которых обучающая узнаёт и называет (показывает, изображает) персонажи этих произведений.

Слово, слог

Практическое знакомство со словом как единицей речи. Выработка умения повторять произносимые учителем слова. Выделение заданного слова в ряду других слов. Называние слов по заданию. Послоговое проговаривание слов.

Подвижные игры и упражнения. Координация речи с движением. Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами (называет учитель).

Игровые упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий: слухового и зрительного восприятия, движения, вокализации.

Привлечение обучающейся к слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске.

Предложение

Знакомство с предложением. Повторение предложений за педагогом. Составление предложений (по образцу, по сюжетной картинке, по демонстрируемому действию). Деление коротких предложений на слова.

Подвижные игры и упражнения.

Выполнение движений по подражанию и словесной инструкции.

Координация речи с движением.

Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц и демонстрирующие основные эмоции человека, выполняющего те или иные действия.

Игры, имитирующие образы хорошо знакомых сказочных персонажей.

Игры-импровизации, в которых обучающаяся вместе с учителем выполняют действия по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, отражающих тематику здоровья и здорового образа жизни, безопасного поведения, вежливого отношения людей друг к другу и т. п.

Звук

Различение слов, сходных по звуковому составу. Выделение часто повторяющегося звука из речевого потока. Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (А, У, М и др.). Выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов. Выделение первого звука в слове. Правильное произношение звука в начале слова и изолированно.

Подвижные игры и упражнения. Координация речи с движением.

Создание игровых ситуаций, в которых обучающейся предлагается узнать сказки, потешки, стихотворения по иллюстрациям (художники Ю. Васнецов, В. Сутеев, Е. Чарушин и др.). Совместное обыгрывание ситуаций, изображенных на иллюстрациях (отобразительные игры), с использованием панто-мимических и речевых средств.

Зрительное восприятие и пространственная ориентировка

Прослеживание движений предметов. Нахождение источника звука или предмета в заданном направлении. Перемещение предмета в заданных направлениях. Передвижение в указанном направлении. Узнавание, различение и называние знакомых форм, цвета, параметров величины предметов. Узнавание, различение контуров силуэтов знакомых фигур и предметов, нахождение их в «зашумленном» изображении. Показ и называние частей тела; правой, левой руки; определение пространственного расположения предметов относительно себя. Ориентировка на поверхности стола парты; расположение на них предметов в соответствии с заданием (на краю, в середине).

Игровые ситуации на узнавание предмета, игрушки по описанию учителя (три-четыре наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание учениками предмета, игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие предметы, музыкальные инструменты, игрушки), на ощупь.

Совместное рассматривание картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года и др. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей.

Произносительная сторона речи

Артикуляционные упражнения для всех органов артикуляции: губ, щек, языка, неба. Произнесение доступных по артикуляции согласных и гласных звуков (в процессе звукоподражаний, ситуативно, в составе слова и изолированно). Повторение за педагогом слов, совместное проговаривание чистоговорок, четверостиший с заданным звуком. Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: барабан, бубен, гармошка, балалайка и др. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки с его изображением и называние его (если это доступно ученику).

Игры и игровые упражнения на развитие слухового восприятия, умения различать неречевые звуки и соотносить их с соответствующей картинкой, игрушкой, ситуацией. Развитие умения определять местонахождение источника звука, различать тихое и громкое, быстрое и медленное звучание. Формирование слухового внимания и реакции на звуковой и речевой сигнал. В различных образовательных ситуациях воспитание умения вслушиваться в речь, различать тихую и громкую речь.

Привлечение обучающейся к слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске.

Образовательные ситуации для формирования у обучающейся навыка слушания сказок, стихов, потешек и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Обучение договаривать стихи и потешки при прослушивании (сопряжено), а затем и самостоятельно рассказывать их.

С помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театров, кукол бибабо разыгрывание сказочных ситуаций. Привлечение обучающейся к изображению действий по прочитанному учителем тексту








УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Звуки окружающей действительности

5

2

Речевые звуки

5

3

Слово, слог

12

4

Предложение

8

5

Звук

18

6

Зрительное восприятие и пространственная ориентировка

10

7

Произносительная сторона речи

10

ИТОГО

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДАТА


ТЕМА УРОКА

ВИДЫ

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПЛАН

ФАКТ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПРЕДМЕТНЫЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Звуки окружающей действительности (5 часов)

1

03.09

Звуки окружающей действительности. Восприятие различных звуков и шумов.

Выполняет упражнения на различение звуков окружающей действительности, определение источника звука. Выполняет упражнения на движение мимической мускулатуры.

иметь представление о звуках окружающей действительности, воспринимать и различать их

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

принятие и освоение роли обучающейся

2

07.09

Знакомство с характером звучащих предметов. Соотнесение звука и его источника

Определяет характер звучащих предметов. Соотносит звук с его источником.

Выполняет упражнения для губ и языка перед зеркалом (по образцу и словесной инструкции учителя). (Интеграция с логопедическими занятиями.)

иметь представление о характере звучания предметов, соотносить звук и его источник

адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

3

10.09

Дифференциация неречевых звуков по силе звучания (тихо-громко). Определение идентичных звуков

Дифференцирует неречевые звуки по силе звучания (тихо-громко), определяет идентичные звуки.

Участвует в играх-имитациях, сопровождаемые текстом песен и стихотворений.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...»

иметь представление о неречевых звуках, дифференцировать их по силе звучания, определять идентичные звуки

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

4

14.09

Имитация звуков окружающей действительности. Звукоподражание

Упражнения для губ и языка перед зеркалом (по образцу и словесной инструкции учителя). (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен и стихотворений.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...»

Совместное рассматривание картин и картинок с доступным содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных.

иметь представление о звуках окружающей действительности, имитировать звуки окружающей действительности

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

5

17.09

Имитация звуков окружающей действительности. Звукоподражание

иметь представление о звуках окружающей действительности, имитировать звуки окружающей действительности

адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих

формирование этических потребностей, ценностей и чувств

Речевые звуки (5 часов)

6

21.09

Речевые звуки. Концентрация внимания на говорящем

Выполняет упражнения на различение речевых и неречевых звуков. Концентрация внимания на говорящем. Понимание простых речевых инструкций.

иметь представление о речевых звуках, концентрировать внимание на говорящем

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

7

24.09

Понимание простых речевых инструкций.

иметь представление о простых речевых инструкциях

выполнять инструкции учителя, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

8

28.09

Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми

Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.

иметь представление о звуках и простых звукосочетаниях, различать их в речи

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

9

01.10

Координация речи с движением. Игры и упражнения

Совместное рассматривание картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к сказкам.

Участвует в играх, проговаривает стихотворения за учителем, координирует речь с движением.

координировать речь с движениями

выполнять простые инструкции учителя

принятие и освоение роли обучающейся

10

05.10

Координация речи с движением. Игры и упражнения

координировать речь с движениями

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

Слово, слог (12 часов)

11

08.10

Практическое знакомство со словом как единицей речи

Практическое знакомство со словом как единицей речи. Повторяет произносимые учителем слова.

Выделяет заданные слова в ряду других слов.

Называет слова по заданию.

Участвует в подвижных играх и упражнениях. Координация речи с движением.

Игровые упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий: слухового и зрительного восприятия, движения, вокализации.

Слушанию аудиокниг: звучащие книги, запись текста на аудиокассете, на CD-диске.

иметь представление о слове как единице речи

умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

12

12.10

Практическое знакомство со словом как единицей речи

иметь представление о слове как единице речи

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

13

15.10

Выработка умения повторять произносимые за учителем слова

иметь представление о слове как единице речи, повторять за учителем произносимые слова

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

14

19.10

Выработка умения повторять за учителем произносимые слова

иметь представление о слове как единице речи, повторять за учителем произносимые слова

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

принятие и освоение роли обучающейся

15

22.10

Выделение заданного слова в ряду других слов. Координация слова с движением

иметь представление о слове как единице речи, выделять заданное слово в ряду других слов, координировать слова с движением

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

16

02.11

Называние слов по заданию. Игры и упражнения

Участвует в совместных играх, выполняет упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами (называет учитель).

Слушание аудиокниг.

иметь представление о слове как единице речи, называть слово по заданию

умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

17

05.11

Называние слов по заданию. Игры и упражнения

иметь представление о слове как единице речи, называть слово по заданию

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

18

09.11

Послоговое проговаривание слов. Игры и упражнения

Выполняет упражнения на послоговое проговаривание слов.

Ритмичные удары, выполняемые обучающейся, с использованием самодельных музыкальных инструментов на определение количества слогов в слове.

координирует речь с движением.

С помощью персонажей перчаточного театра, разыгрывание содержания картинок.

иметь представление о слоге как части слова, проговаривать слово по слогам

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

19

12.11

Послоговое проговаривание слов. Координация речи с движением

иметь представление о слоге как части слова, проговаривать слово по слогам, координировать речь с движением

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

20

16.11

Послоговое проговаривание слов. Игры и упражнения

иметь представление о слоге как части слова, проговаривать слово по слогам, координировать речь с движением

выполнять инструкции учителя, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

21

19.11

Послоговое проговаривание слов. Координация речи с движением

иметь представление о слоге как части слова, проговаривать слово по слогам, координировать речь с движением

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

22

23.11

Послоговое проговаривание слов. Координация речи с движением

иметь представление о слоге как части слова, проговаривать слово по слогам, координировать речь с движением

умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

Предложение (8 часов)

23

26.11

Знакомство с предложением. Повторение предложений за педагогом

Осознаёт предложение как единицу речи. Повторяет предложение за учителем.

Аудиальные и двигательные упражнения со стихотворным текстом типа «Слушай и выполняй движения».

иметь представление о предложении, повторять предложение за педагогом

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

принятие и освоение роли обучающейся, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

24

30.11

Знакомство с предложением. Повторение предложений за педагогом. Координация речи с движением

иметь представление о предложении, повторять предложение за педагогом, координировать речь с движением

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

25

03.12

Составление предложений по образцу

Осознаёт предложение как единицу речи. Составляет простые предложения по образцу, сюжетной картинке, демонстрируемому действию.

Игровые ситуации на узнавание предмета, игрушки по описанию учителя (три-четыре наиболее характерных признака).

Чтение учителем сказок, песенок, стихов (без показа иллюстраций) с последующим проведением игр, в которых обучающаяся узнаёт и называет персонажи этих произведений.

иметь представление о предложении, составлять предложение по образцу

выполнять инструкции учителя, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

26

07.12

Составление предложений по сюжетной картинке

иметь представление о предложении, составлять предложение по сюжетной картинке

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

27

10.12

Составление предложений по демонстрируемому действию

иметь представление о предложении, составлять предложение по демонстрируемому действию

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

28

14.12

Составление предложений. Игры и упражнения

иметь представление о предложении, составлять предложение

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

принятие и освоение роли обучающейся

29

17.12

Деление коротких предложений на слова. Выполнение движений по подражанию и словесной инструкции.

Осознаёт структуру предложения, делит его на слова.

Выполняет движения по подражанию и словесной инструкции.

Игры, имитирующие отдельные действия человека, животных, птиц и демонстрирующие основные эмоции человека, выполняющего те или иные действия.

иметь представление о предложении, делить короткие предложение на слова

выполнять движения по подражанию и словесной инструкции учителя

развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

30

17.12

Деление коротких предложений на слова. Выполнение движений по подражанию и словесной инструкции.

иметь представление о предложении, делить короткие предложение на слова

выполнять движения по подражанию и словесной инструкции учителя

принятие и освоение роли обучающейся, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Звук (18 часов)

31

21.12

Различение слов, сходных по звуковому составу

Выполняет упражнения на различение слов, сходных по звуковому звучанию. Подвижные игры и упражнения. Координация речи с движением.

Создание игровых ситуаций, в которых обучающейся предлагается узнать сказки, потешки, стихотворения по иллюстрациям

иметь представление о речевых звуках, различать слова, сходные по звуковому составу

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

32

24.12

Выделение часто повторяющегося звука из речевого потока. Игры и упражнения

иметь представление о речевых звуках, выделять из речевого потока часто повторяющийся звук

выполнять инструкции учителя, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

33

11.01

Выделение из слов гласных звуков

Различает гласные звуки, осознаёт их отличие от согласных. Выполняет упражнения на выделение из слова гласных звуков.

Совместное обыгрывание ситуаций, изображенных на иллюстрациях (отобразительные игры), с использованием панто-мимических и речевых средств.

иметь представление о гласных звуках, выделять из слова гласные звуки

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

34

14.01

Выделение из слов гласных звуков

иметь представление о гласных звуках, выделять из слова гласные звуки

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

35

18.01

Выделение из слов гласных звуков

иметь представление о гласных звуках, выделять из слова гласные звуки

умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

36

21.01

Выделение из слов гласных звуков

иметь представление о гласных звуках, выделять из слова гласные звуки

выполнять инструкции учителя, адекватно реагировать на замечания учителя

принятие и освоение роли обучающейся

37

25.01

Выделение из слов согласных звуков

Различает согласные звуки, осознаёт их отличие от гласных. Выполняет упражнения на выделение из слова гласных звуков.

Совместное обыгрывание ситуаций, изображенных на иллюстрациях (отобразительные игры), с использованием панто-мимических и речевых средств.

Игровые упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий: слухового и зрительного восприятия, движения, вокализации.

Привлечение обучающейся к слушанию аудиокниг.

С помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей разыгрывание содержания картинок.

иметь представление о согласных звуках, выделять из слова согласные звуки

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

38

28.01

Выделение из слов гласных звуков

иметь представление о согласных звуках, выделять из слова согласные звуки

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

39

01.02

Выделение из слов согласных звуков

иметь представление о согласных звуках, выделять из слова согласные звуки

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

40

04.02

Выделение из слов согласных звуков

иметь представление о согласных звуках, выделять из слова согласные звуки

выполнять инструкции учителя, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

41

08.02

Выделение из слов согласных звуков

иметь представление о согласных звуках, выделять из слова согласные звуки

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

42

11.02

Выделение из слов согласных звуков

иметь представление о согласных звуках, выделять из слова согласные звуки

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

43

15.02

Выделение из слов согласных звуков

иметь представление о согласных звуках, выделять из слова согласные звуки

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

44

18.02

Выделение заданного звука из нескольких слов

Осознаёт различия гласных и согласных звуков. Выполняет упражнения на выделение заданного звука из нескольких слов. Создание игровых ситуаций, в которых обучающейся предлагается узнать сказки, потешки, стихотворения по иллюстрациям

иметь представление о согласных звуках, выделять заданный звук из нескольких слов

выполнять инструкции учителя, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

45

22.02

Выделение заданного звука из нескольких слов

иметь представление о согласных звуках, выделять заданный звук из нескольких слов

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

46

25.02

Выделение первого звука в слове

Осознаёт различия гласных и согласных звуков.

Участвует в играх-имитациях, сопровождаемые текстом песен и стихотворений.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...». Выполняет упражнения на согласование речи с движением.

иметь представление о согласных звуках, выделять первый звук в слове

выполнять инструкции учителя, адекватно реагировать на замечания учителя

принятие и освоение роли обучающейся

47

29.02

Выделение первого звука в слове. Координация речи с движением

иметь представление о согласных звуках, выделять первый звук в слове, координировать речь с движением

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

48

03.03

Игры и упражнения на распознавание звуков

иметь представление о согласных звуках, выделять звуки в слове

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

Зрительное восприятие и пространственная ориентировка (10 ч)

49

07.03

Зрительное восприятие и пространственная ориентировка. Прослеживание движений предметов.

Прослеживание движений предметов. Нахождение источника звука или предмета в заданном направлении. Перемещение предмета в заданных направлениях. Передвижение в указанном направлении. Узнавание, различение и называние знакомых форм, цвета, параметров величины предметов. Узнавание, различение контуров силуэтов знакомых фигур и предметов, нахождение их в «зашумленном» изображении.

Игровые ситуации на узнавание предмета, игрушки по описанию учителя (три-четыре наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).

иметь представление об ориентировке в пространстве, прослеживать движение предметов

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

50

10.03

Нахождение источника звука или предмета в заданном направлении

находить источника звука или предмет в заданном направлении

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

принятие и освоение роли обучающейся

51

14.03

Перемещение предмета в заданных направлениях. Игры и упражнения

перемещать предмет в заданном направлении

умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

52

17.03

Перемещение в указанном направлении. Подвижные игры и упражнения

перемещать предмет в заданном направлении, использовать умение ориентироваться в пространстве в играх и упражнениях

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

53

21.03

Узнавание, различение и называние знакомых форм, цвета, параметров величины предметов

иметь представление о форме, цвете, величине предметов, различать предметы по данным признакам

выполнять инструкции учителя, адекватно реагировать на замечания учителя

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

54

24.03

Узнавание, различение контуров силуэтов знакомых фигур и предметов, нахождение их в «зашумленном» изображении

различать силуэты знакомых фигур и предметов, находить их в «зашумленном» изображении

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

55

04.04

Показ и называние частей тела; правой, левой руки; определение пространственного расположения предметов относительно себя

Участвует в играх и игровых упражнениях на показ и называние частей тела; правой, левой руки; определение пространственного расположения предметов относительно себя.

Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами (называет учитель).

ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно себя

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

56

07.04

Показ и называние частей тела; правой, левой руки; определение пространственного расположения предметов относительно себя

ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно себя

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

57

11.04

Ориентировка на поверхности стола парты; расположение на них предметов в соответствии с заданием

Участвует в играх и игровых упражнениях на ориентировку в пространстве.

Игры и игровые упражнения на развитие слуховой двигательной памяти и закрепление связи действий и движений с глаголами (называет учитель).

ориентироваться на поверхности стола, располагать предметы в соответствии с заданием

умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

58

14.04

Ориентировка на поверхности стола парты; расположение на них предметов в соответствии с заданием

ориентироваться на поверхности стола, располагать предметы в соответствии с заданием

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

Произносительная сторона речи (10 ч)

59

18.04

Артикуляционные упражнения для всех органов артикуляции: губ, щёк, языка, нёба

Называет органы артикуляции. Выполняет упражнения для всех органов артикуляции: губ, щёк, языка, нёба. Закрепление умения учащихся выполнять упражнения на движения мимической мускулатуры по образцу и словесной инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, втянуть щеки, поднять и нахмурить брови).

иметь представление об артикуляционных упражнениях для всех органов артикуляции

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

60

21.04

Артикуляционные упражнения для всех органов артикуляции: губ, щёк, языка, нёба

иметь представление об артикуляционных упражнениях для всех органов артикуляции

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

принятие и освоение роли обучающейся

61

25.04

Произнесение доступных по артикуляции гласных звуков (в процессе звукоподражаний, ситуативно, в составе слов и изолированно)

Упражнения для губ и языка перед зеркалом (по образцу и словесной инструкции учителя). (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песен и стихотворений.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают...»

произносить доступные по артикуляции звуки

выполнять словесные инструкции учителя, оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей

62

28.04

Произнесение доступных по артикуляции гласных звуков (в процессе звукоподражаний, ситуативно, в составе слов и изолированно)

произносить доступные по артикуляции звуки

умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

63

02.05

Произнесение доступных по артикуляции согласных звуков (в процессе звукоподражаний, ситуативно, в составе слов и изолированно)

Выполняет артикуляционную гимнастику.

Совместное рассматривание картин и картинок с доступным содержанием: иллюстрации к сказкам, изображения игрушек, игровых ситуаций, природы, животных, прогулок в разное время года и др. Разыгрывание содержания картин и картинок с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей.

произносить доступные по артикуляции звуки

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

принятие и освоение роли обучающейся, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

64

05.05

Произнесение доступных по артикуляции согласных звуков (в процессе звукоподражаний, ситуативно, в составе слов и изолированно)

произносить доступные по артикуляции звуки

оценивать правильность выполнения задания, адекватно реагировать на замечания учителя

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

65

09.05

Произнесение доступных по артикуляции согласных звуков

произносить доступные по артикуляции звуки

умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения

66

12.05

Повторение за педагогом слов, совместное проговаривание чистоговорок, четверостиший с заданным звуком

Повторяет за педагогом слов, проговаривает чистоговорки, четверостишья с заданным звуком

Участвует в образовательных ситуациях для формирования навыка слушания сказок, стихов, потешек и называния героев (показ по иллюстрациям) произведений. Договаривет стихи и потешки при прослушивании (сопряжено), а затем и самостоятельно рассказывает их.

произносить доступные по артикуляции звуки, проговаривать за учителем чистоговорки, четверостишья с заданным звуком

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

67

16.05

Повторение за педагогом слов, совместное проговаривание чистоговорок, четверостиший с заданным звуком

произносить доступные по артикуляции звуки, проговаривать за учителем чистоговорки, четверостишья с заданным звуком

обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления

развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости

68

19.05

Повторение за педагогом слов, совместное проговаривание чистоговорок, четверостиший с заданным звуком

произносить доступные по артикуляции звуки, проговаривать за учителем чистоговорки, четверостишья с заданным звуком

умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Текущий контроль осуществляется по безотметочной системе. В конце учебного года на основании промежуточных результатов успеваемости делается отметка в классном журнале «усвоила» или «не усвоила» обучающаяся учебную дисциплину за год.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебно-методическое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014 г. №1599

  2. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (под ред. Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н.- Спб. 2011г.)

  3. «Коррекционно-образовательной программы для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под редакцией Баряевой Л.Б.). СПб, 1996г.


© 2010-2022