• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на конференции педагогов Использование воспитательных и познавательных сторон литературных произведений для формирования нравственных качеств личности

Доклад на конференции педагогов Использование воспитательных и познавательных сторон литературных произведений для формирования нравственных качеств личности

Доклад на конференции "Использование воспитательных и познавательных сторон литературных произведений для формирования нравственных качеств личнсти". Я приняла участие на 10 Всероссийской конференции "Педагогический поиск", организованной Центром гржданского образования "Восхождение". Цель внеклассного чтения: привлечь у глухих обучающихся внимание к живому слову, пробудить желания читать литературу, расширять у учеников запас слов и впечатлений. С целью воспитания у ребят желание дружить друг с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« ИСПОЛЬОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТОРОН ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ»

  1. Полушина Альбина Юрьевна

  2. МКС (К)ОУ

  3. «Специальная (коррекционная)

  4. общеобразовательная школа-интернат

  5. для глухих детей»,

  6. г.Нижний Новгород,

  7. Нижегородская область



« Воспитание словом - самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике».

В. А. Сухомлинский.

Хочу представить вам тему доклада «Использование воспитательных и познавательных сторон литературных произведений для формирования нравственных качеств личности». Моя цель - привлечь внимания к живому слову, пробудить желание читать литературу, расширять у учеников запас слов, впечатлений. Чтение книг воспринимается глухими детьми, как скучное занятие. Мы, педагоги, должны помнить, что воспитанники не могут быть всё время пассивными слушателями, поэтому во время чтения необходимо активизировать, привлекать их к поисковой работе. Для всех работ на занятиях по внеклассному чтению я выбирала тематику бесед о доброте, скромности, о непримиримости к равнодушию и злу, о справедливости, об отношении к труду, людям труда. Беседуя с детьми о рассказе или сказке недостаточно спросить, как поступил герой этого рассказа или сказки. Дети сразу ответят: «Хорошо или плохо». Я строила беседу так, чтобы они глубже задумывались над поведением героев. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом поступке, но и развития их чувств. В своих беседах с детьми я подыскивала новые слова, обращала внимание на такие случаи из жизни воспитанников, которые могли бы подействовать на чувства детей, пробудить их совесть, стыд, вызвать радость. Приучая детей раздумывать над поступками, развиваю у них нравственное сознание и забочусь о том, чтобы этические представления полученные детьми при чтении художественной литературы, нашли отражение в их жизни. Предположим, после чтения сказки «Цветик - семицветик » дети поняли, что людям, попавшим в беду, нужно сочувствовать, помогать. И тогда я предложила им ответить на такой вопрос: «Если у вас был хоть один волшебный лепесток, что бы вы пожелали?» Несмотря на то, что дети поняли главную мысль сказки, они сначала ответили мне так: «Я пожелал себе поехать в Голливуд и увидеть знаменитых актеров , «Я хочу, чтобы президент России В.В. Путин приехал в нашу школу». Я поняла, что у ребят ещё не развито чувство заботы о другом человеке и продолжила: «Если бы у меня был волшебный лепесток, я бы пожелала, чтобы никто из вас никогда не болел». Я заставила их думать: «Чего бы ещё вы пожелали?» И тогда в конце занятия мне ответили: «Я хочу, чтобы в нашей стране не было преступников», « Я хочу, чтобы никогда не болели люди и получали много денег». Я подобрала стихотворение С. Михалкова « Дядя Стёпа», начинала так: «Все дела и поступки дяди Стёпы - это забота о другом человеке, о постоянной помощи. Какая помощь?». Дети ответили: «Дядя Стёпа достаёт ребятам змея с телеграфных проводов, спасает голубей от пожара, тонущего в речке мальчика». Этого мало. Я предложила им подумать над фразой: «… Я задаром спас его». Эту строчку надо напоминать детям в беседе. Спасти, помочь, сделать доброе дело задаром - на это необходимо обратить внимание наших воспитанников. Прочитав стихотворение С .Маршака «Рассказ о неизвестном герое» я обратила их внимание на скромность героя и спросила у них: «Почему герой так быстро ушёл?», « Почему искали его фотографы, милиционеры, пожарные?» Большинство ответили: «Герой - не хвастун». Тогда я прокомментировала: «Парня хотели поблагодарить за его смелый поступок» и спросила: «Какой смелый поступок совершил этот парень?». Дети сразу ответили: «Он спас девочку на пожаре». Я продолжила: «Парень не только смелый, но и скромный. Неизвестный герой совершил подвиг не ради награды, а просто, чтобы помочь людям». В беседе дети выясняют, почему хвастливого человека не любят в коллективе, почему проявления хвастливости осуждаются людьми.
Чувства ребёнка необходимо развивать, так же необходимы разговоры с детьми о состояниях и переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций. Беседы о сказке Х. Андерсена «Гадкий утёнок» помогают формированию у детей чувства доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижён. Я начала рассказывать о кратком содержании сказки: «В сказке Андерсена бедного утёнка гонят, преследуют только за то, что он не был похож на других и казался гадким. Хотя он никому не сделал зла. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то некрасив или беден? Давайте вместе подумаем». Ответы были разные, но больше всего запомнился ответ: «Старшие ребята обижают младших, потому что раньше старшеклассники были маленькими, и их тоже обижали». И тогда я помогла детям проанализировать и оценить поступок героя, понять, как правильно поступить в данной ситуации. Я сказала им: «Вот мне нравится гадкий утёнок за то, что он не стал злым, несмотря на все перенесённые обиды». В процессе беседы я подвела детей к мысли о том, что вежливое отношение к другим людям проявляется и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с людьми. Мало быть добрым, но надо ещё проявить доброту так, чтобы она была приятна другим людям. По моему мнению, воспитание у детей патриотических чувств происходит в последовательности действий: сначала воспитывается любовь к родителям, к родному дому, к школе, затем - к городу и к своей стране. Умение думать о других, замечать, что происходит вокруг, приходит к школьникам постепенно. И в этом я пытаюсь им помочь. Стремление развить в детях познавательную активность («хочу всё знать») останавливать выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети. Чтоб привлечь детей к литературе, я стараюсь приносить в школу детские журналы, энциклопедии, в школе вместе с детьми смотреть фильмы и мультфильмы с субтитрами. После просмотра мультфильма с субтитрами «Вовка в тридевятом царстве» я подвела их к мысли, что главный герой мультфильма Вовка понял, что надо учиться и работать, нужно быть трудолюбивым и делать всё самому. С целью воспитания у ребят желание дружить друг с другом, помогать друг другу и не лениться, на внеклассных занятиях дети прочитали сказки В.Сутеева «Под грибом», «Мешок яблок» и узнали, что дружба, доброта, готовность прийти на помощь - это главные качества характера героев сказки. После чтения сказки Ш.Перро «Золушка» я дала понять детям, что Золушка никогда не жаловалась на трудности и усталость, поэтому Фея наградила её за труд, послушание и терпение. Следует отметить, что воспитанники ещё не в состоянии самостоятельно анализировать поступки героев. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (вежливость, сочувствие и доброжелательность) через ознакомление с художественными произведениями - это основа воспитательной работы с детьми. И только тогда работа будет по- настоящему эффективной.

© 2010-2022