- Преподавателю
- Другое
- Конспект занятия по ручному труду
Конспект занятия по ручному труду
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Луговая Л.В. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Занятие № 1
Конспект занятия по ручному труду
«Кукла-мотанка»
Цель:
-
Сформировать общее представление о славянской кукле-обереге.
Задачи:
-
Познакомить с историей возникновения славянских кукол.
-
Вызвать интерес к русской народной кукле.
-
Активизировать познавательную деятельность детей;
-
Развивать творческую фантазию и воображение;
Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.
Материал:
-
Презентация, современные куклы, куклы-мотанки (в сундучке), ткани разных цветов (желательно ситец), ножницы, шаблоны кругов трех диаметров, шаблон треугольника и прямоугольника, карандаши, пиктограммы настроений
Воспитатель: Ребята, вы не раз видели кукол и играли с ними. И в нашей группе мы видим много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие (Рассматривают.) Когда я была маленькой, тоже любила играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а вот такими (Демонстрация кукол-мотанок из сундучка).
Такая кукла называлась - кукла-мотанка (Указать на карточку в словарной работе). Ребята, а как вы думаете, почему куклу называли мотанка? (Предположения и ответы детей). В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вязали и не шили, её только мотали, создавали ее путем намотки ткани и ниток.
Еще её называли кукла-оберег (Указать на карточку в словарной работе). А кто из вас, ребята, может сказать, что означает слово оберег? (Предположения и ответы детей). Считалось, что народные куклы-обереги обладали определенной силой и помогали во времена невзгод своим хозяевам, приносили счастье в дом, спасали от нечистой силы.
Народные куклы-обереги создавались безликими (Указать на карточку в словарной работе). Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка и у неё нет глаз, носа, рта. Она безлика. Считалось, что если у игрушки есть лицо, то в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям.
Изготовление таких кукол своими руками началось еще в самой древности. Все игрушки наряжались в красивые платья. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье.
Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы
или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение - какая-то куколка сжигалась как символ очищения (сжигание масленицы),
а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать (кукла-кубышка).
Куколки бывали самые разные, не только из ткани - и из глины делались, и из соломы, даже из золы
Изготовленная кукла-оберег своими руками приобщала детей к труду
В процессе игры девочки, например, учились шить, прясть, вышивать. Так с малых лет воспитывалось уважение к дому, образу жизни крестьянской семьи, интерес к народной культуре.
Вы наверное устали? Давайте отдохнем. Встаньте и выйдите из-за стола.
Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (Показать «силу»)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу).
Воспитатель: Ну, вот, отдохнули. Молодцы! Максим, а про что мы говорили? (Ответ ребенка.) Правильно. А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.) Тогда примемся за работу.
(Воспитатель раздает подготовленные ножницы, шаблоны и ткани для работы. Повторение техники безопасности при работе с ножницами.)
Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три шаблона круга: большой, чуть поменьше и маленький, один шаблон треугольника, один шаблон прямоугольника и разных цветов ткань. С помощью этих шаблонов мы изготовим детали для нашей куклы. СНАЧАЛО надо взять поочередно шаблоны кругов, и приложив их к цветной ткани обвести карандашом. ПОТОМ взять шаблон треугольника, приложить к однотонной цветной ткани, перевести его карандашом. ЗАТЕМ взять шаблон прямоугольника и обвести его, приложив к белой ткани. И НАКОНЕЦ, взять ножницы и вырезать по контуру все детали.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, это занятие подошло к концу. На следующем занятии вы узнаете значение куклы к изготовлению которой вы сегодня приступили и закончите изготовление куклы-мотанки.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Каким стало настроение к концу занятия? Покажите пиктограмму своего настроения. (Дети выбирают пиктограмму)
Усвоил всё Есть вопросы Ничего не понял