Конспект занятия по ручному труду

Занятие № 1 Конспект занятия по ручному труду «Кукла-мотанка»   Цель:  1.     Сформировать общее представление о славянской кукле-обереге. Задачи:  1.     Познакомить с историей возникновения славянских кукол. 2.     Вызвать интерес к русской народной кукле. 3.     Активизировать познавательную  деятельность детей; 4.     Развивать творческую фантазию и воображение;   Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег. Материал:    1.    Презентация, современные куклы, куклы-мотанки (в сундуч...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие № 1

Конспект занятия по ручному труду

«Кукла-мотанка»



Цель:

  1. Сформировать общее представление о славянской кукле-обереге.


Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения славянских кукол.

  2. Вызвать интерес к русской народной кукле.

  3. Активизировать познавательную деятельность детей;

  4. Развивать творческую фантазию и воображение;

Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.


Материал:

  1. Презентация, современные куклы, куклы-мотанки (в сундучке), ткани разных цветов (желательно ситец), ножницы, шаблоны кругов трех диаметров, шаблон треугольника и прямоугольника, карандаши, пиктограммы настроений

Воспитатель: Ребята, вы не раз видели кукол и играли с ними. И в нашей группе мы видим много красивых кукол. Вот посмотрите, у нас есть и барби, есть и пупсы, есть маленькие куклы и большие (Рассматривают.) Когда я была маленькой, тоже любила играть в куклы. Наши мамы и бабушки тоже играли в куклы. Но они играли не такими куклами, а вот такими (Демонстрация кукол-мотанок из сундучка).

Такая кукла называлась - кукла-мотанка (Указать на карточку в словарной работе). Ребята, а как вы думаете, почему куклу называли мотанка? (Предположения и ответы детей). В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вязали и не шили, её только мотали, создавали ее путем намотки ткани и ниток.

Еще её называли кукла-оберег (Указать на карточку в словарной работе). А кто из вас, ребята, может сказать, что означает слово оберег? (Предположения и ответы детей). Считалось, что народные куклы-обереги обладали определенной силой и помогали во времена невзгод своим хозяевам, приносили счастье в дом, спасали от нечистой силы.

Народные куклы-обереги создавались безликими (Указать на карточку в словарной работе). Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка и у неё нет глаз, носа, рта. Она безлика. Считалось, что если у игрушки есть лицо, то в нее обязательно вселится дух, который может принести вред дому, семье, детям.

Конспект занятия по ручному трудуИзготовление таких кукол своими руками началось еще в самой древности. Все игрушки наряжались в красивые платья. В одежде непременно должен был быть красный цвет. Он символизировал тепло, радость, солнце, здоровье.

Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы

Конспект занятия по ручному труду

или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение - какая-то куколка сжигалась как символ очищения (сжигание масленицы),

Конспект занятия по ручному труду

а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать (кукла-кубышка).

Конспект занятия по ручному труду

Куколки бывали самые разные, не только из ткани - и из глины делались, и из соломы, даже из золы

Конспект занятия по ручному трудуКонспект занятия по ручному труду

Изготовленная кукла-оберег своими руками приобщала детей к труду Конспект занятия по ручному трудуКонспект занятия по ручному труду

В процессе игры девочки, например, учились шить, прясть, вышивать. Так с малых лет воспитывалось уважение к дому, образу жизни крестьянской семьи, интерес к народной культуре.

Вы наверное устали? Давайте отдохнем. Встаньте и выйдите из-за стола.
Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (Потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. (Движения стишка)
Вот и стали мы сильней, (Показать «силу»)
Здоровей и веселей! (Улыбнуться друг другу).

Воспитатель: Ну, вот, отдохнули. Молодцы! Максим, а про что мы говорили? (Ответ ребенка.) Правильно. А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.) Тогда примемся за работу.
(Воспитатель раздает подготовленные ножницы, шаблоны и ткани для работы. Повторение техники безопасности при работе с ножницами.)
Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть три шаблона круга: большой, чуть поменьше и маленький, один шаблон треугольника, один шаблон прямоугольника и разных цветов ткань. С помощью этих шаблонов мы изготовим детали для нашей куклы. СНАЧАЛО надо взять поочередно шаблоны кругов, и приложив их к цветной ткани обвести карандашом. ПОТОМ взять шаблон треугольника, приложить к однотонной цветной ткани, перевести его карандашом. ЗАТЕМ взять шаблон прямоугольника и обвести его, приложив к белой ткани. И НАКОНЕЦ, взять ножницы и вырезать по контуру все детали.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, это занятие подошло к концу. На следующем занятии вы узнаете значение куклы к изготовлению которой вы сегодня приступили и закончите изготовление куклы-мотанки.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что понравилось больше всего?

-Конспект занятия по ручному труду Каким стало настроение к концу занятия? Покажите пиктограмму своего настроения. (Дети выбирают пиктограмму)

Конспект занятия по ручному трудуКонспект занятия по ручному трудуКонспект занятия по ручному труду

Усвоил всё Есть вопросы Ничего не понял

© 2010-2022