- Преподавателю
- Другое
- Адаптированная образовательная программа по чтению 8-9 класс VIII вида
Адаптированная образовательная программа по чтению 8-9 класс VIII вида
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Прокопова В.Н. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Рассмотрено:
на заседании МО учителей гуманитарного цикла
протокол № 1 от «___»______201__г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР ________Т.А. Маршалкина
«___»______201__ г.
Утверждаю:
Директор МКОУ «СОШ №9»
______Е. Н. Гапонов
«___» _______201__г.
Адаптированная образовательная рабочая программа
по математике 8-9 класс VIII вида
на 2015-2016 уч.год.
Ступень обучения - специальное коррекционное
Количество часов - 8 класс-170
9 класс136
уровень - базовый.
Составитель :
учитель коррекционных классов Прокопова В.Н.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта специальной коррекционной образовательной школы VIII вида на основе авторской программы М.Н.Перова. Под редакцией В.В.Воронковой.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи, 8-9 классы разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2001 г.
Важнейшие задачи образования в начальной школе: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
В начальной школе чтение и развитие речи служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
Характеризуя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, хочется отметить, что умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких обучающихся в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания обучающегося с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение знаниями в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у ребенка с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания - ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки в окружающей среде. В процессе освоения учебного предмета это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающийся с умственной отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающегося при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. Обучающемуся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления обучающимся учебного материала неразрывно связаны с особенностями его памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающегося с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознается и запоминается внутренние логические связи; формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Однако использование различных дополнительных средств и приемов в обучении (иллюстративной, символической наглядности, различных вариантов планов, вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Особенности нервной системы школьника с умственной отсталостью проявляется и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям обучающихся с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Психологические особенности обучающегося с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Волевая сфера обучающихся, воспитанников характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.
Таковы наиболее характерные черты недоразвития и особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых школьников.
Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.
Для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы «Чтение и развитие речи» составляют:
-
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
-
Положение о рабочей программе школы;
-
Устав образовательной организации.
Программа обеспечивается УМК:
Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2013г
Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Просвещение, 2013г.
Общая характеристика учебного предмета.
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Цели и задачи обучения:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
- основных мыслительных операций;
- наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- зрительного восприятия и узнавания;
- пространственных представлений и ориентации;
- речи и обогащение словаря;
- коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
- коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные виды деятельности на уроке
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные
средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.
Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» в средней школе выделяется: 8-х 9-х - 102 часов в год, в неделю 3 часов (34 учебные недели) .
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные УУД
-
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
-
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
-
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
-
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
-
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Метапредметными результатами изучения курса Чтение и развитие речи является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования;
-
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач;
-
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-
осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные УУД
-
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
-
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
-
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД
-
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
-
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;
-
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.);
-
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
-
использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
-
Предметными результатами изучения курса «Чтение и развитие речи» является сформированность следующих умений:
-
8 класс
-
Ми нимальный уров ень
-
- наизусть 5-6 стихотворений;
-
- читать вслух правильно, выразительно (про себя);
-
-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
-
Достаточный уров ень
-
- наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок
-
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-
-читать «про себя»;
-
-выделять главную мысль произведения;
-
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
-
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
-
9 класс
-
Ми нимальный уров ень
-
- наизусть 6 -7 стихотворений;
-
- читать вслух правильно, выразительно (про себя);
-
-выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
-
Достаточный уров ень
-
наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывок
-
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-
-читать «про себя»;
-
-выделять главную мысль произведения;
-
-давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;
-
-пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Содержание учебного предмета, курса;
8 класс
№ п/п
Название раздела / темы
Количество
часов
Устное народное творчество
14
Произведения русских писателей 19 века
38
Произведения русских писателей 1- й половины 20 века
21
Произведения русских писателей 2- й половины 20 века
21
5
Внеклассное чтение
8
Итого:
102
9 класс
№ п/п
Название раздела / темы
Количество
часов
Устное народное творчество
9
Из произведений русской литературы 19века
37
Из произведений русской литературы 20 века
32
4.
Из произведений зарубежной литературы
17
5.
Внеклассное чтение
7
Итого:
102
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
8 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Форма контроля
Уроки освоения новых знаний
Уроки
закрепле
ния знаний
Уроки комплексного примене
ния знаний
Уроки обобщения и систематизации знаний
Уроки
контроля, оценки и коррекции знаний
Устное народное творчество
14
Урок -лекция-1
Урок формирования новых знаний -6
Медиа урок -6
Урок-зачет -1
Тест
Произведения русских писателей 19 века
38
Урок формирова ния новых знаний -1 Урок-беседа -10
Медиа урок -20
Урок-игра -1
Урок-зачет -1
Тест
Произведения русских писателей 1- й половины 20 века
21
Вводный урок -1
Урок формирования новых знаний -6
Урок-совершенствование-5
Медиа-урок-7
Урок-игра -2
Урок-зачет -1
Тест
Произведения русских писателей 2- й половины 20 века
21
Вводный урок -1
Урок -лекция-2
Урок формирования новых знаний -6
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
Медиа урок- 11
Урок путешествие-1
Урок-зачет -1
Тест
Внеклассное чтение
8
Вводный урок-1
Урок-беседа -4
Медиа-урок-1
Медиа урок -2
Урок-игра -1
Тест
Итого за курс
102
Формы уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере прохождения программного материала.
9 класс
№ п/п
Наименование разделов и тем
Всего часов
В том числе на:
Форма контроля
Уроки освоения новых знаний
Уроки
закрепле
ния знаний
Уроки комплексного примене
ния знаний
Уроки обобщения и систематизации знаний
Уроки
контроля, оценки и коррекции знаний
Устное народное творчество
9
Урок формирова ния новых знаний -1 Урок-беседа -1
Медиа урок -5
Урок-игра -1
Урок-зачет -1
Тест
Из произведений русской литературы 19века
37
Вводный урок -1
Урок формирования новых знаний -10
Урок-совершенствование-5
Медиа-урок-10
Урок-игра -1
Урок-зачет -10
Тест
Из произведений русской литературы 20 века
32
Вводный урок -1
Урок -лекция-10
Урок формирования новых знаний -10
Урок-совершенствование-6
Медиа урок- 3
Урок путешествие-1
Урок-зачет -1
Тест
Внеклассное чтение
7
Вводный урок-1
Урок-беседа -4
Медиа-урок-1
Медиа урок -2
Урок-игра -1
Тест
Из произведений зарубежной литературы
17
Урок -лекция-1
Урок формирования новых знаний -10
Урок-совершенствование-4
Медиа-урок-1
Урок путешествие-1
Итого за курс
102
Формы уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере прохождения программного материала.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Из материально - технического обеспечения имеется в наличии: компьютер.
Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система. Кабинет, в котором проходит индивидуальное обучение соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)
-
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
-
Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
-
При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
-
Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)
Программа обеспечивается УМК:
Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2013г
Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Просвещение, 2013г.
Демострационные пособия
Портреты писателей, репродукции картин ( ф А4 )
Компьютерные программы и пособия, таблицы, карточки, ребусы
Оценивание ЗУН
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Оценивание результатов
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
Vкласс -45-60 слов
VIкласс-70-80 слов
VII класс - 70-80 слов.
VIIIкласс-80-90 слов
IXкласс-90-100 слов
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
- оценка «5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают их самостоятельно ; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и передают содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
- оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно ; допускают одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений; допускают неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью учителя; допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляют их с помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляют их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми словами, допускают ошибки при чтении; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают части с помощью учителя; затрудняются назвать главных действующих лиц произведения и характеризовать их поступки; отвечают на вопросы и пересказывают неполно, непоследовательно.
- оценка «2» ставится обучающимся, если они: читают по слогам; допускают много ошибок при чтении, не могут выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делят текст на части; не называют главных действующих лиц произведения, не характеризуют их поступки; не отвечают на вопросы и не пересказывают содержание, не используют помощь учителя.
Список литературы
1.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы [Текст] / Отв.ред В.В. Воронкова. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2001 г. - Сб. 1.
3. Устав МКОУ СКОШ № 9.
4. Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2013г
5. Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Просвещение, 2013г.