Адаптированная образовательная программа по чтению 8-9 класс VIII вида

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»


Рассмотрено:

на заседании МО учителей гуманитарного цикла

протокол № 1 от «___»______201__г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР ________Т.А. Маршалкина

«___»______201__ г.

Утверждаю:

Директор МКОУ «СОШ №9»

______Е. Н. Гапонов


«___» _______201__г.

Адаптированная образовательная рабочая программа

по математике 8-9 класс VIII вида

на 2015-2016 уч.год.

Ступень обучения - специальное коррекционное

Количество часов - 8 класс-170

9 класс136

уровень - базовый.

Составитель :

учитель коррекционных классов Прокопова В.Н.






Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта специальной коррекционной образовательной школы VIII вида на основе авторской программы М.Н.Перова. Под редакцией В.В.Воронковой.

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи, 8-9 классы разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2001 г.

Важнейшие задачи образования в начальной школе: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

В начальной школе чтение и развитие речи служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.

Характеризуя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, хочется отметить, что умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких обучающихся в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания обучающегося с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение знаниями в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у ребенка с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания - ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки в окружающей среде. В процессе освоения учебного предмета это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающийся с умственной отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающегося при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. Обучающемуся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.

Особенности восприятия и осмысления обучающимся учебного материала неразрывно связаны с особенностями его памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающегося с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознается и запоминается внутренние логические связи; формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Однако использование различных дополнительных средств и приемов в обучении (иллюстративной, символической наглядности, различных вариантов планов, вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.

Особенности нервной системы школьника с умственной отсталостью проявляется и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям обучающихся с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности.

У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Психологические особенности обучающегося с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.

Волевая сфера обучающихся, воспитанников характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде, не учитывая изменения условий.

Таковы наиболее характерные черты недоразвития и особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых школьников.

Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.

Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.

Для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы «Чтение и развитие речи» составляют:

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

  • Положение о рабочей программе школы;

  • Устав образовательной организации.

Программа обеспечивается УМК:

Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2013г

Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Просвещение, 2013г.

Общая характеристика учебного предмета.

Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

Цели и задачи обучения:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- основных мыслительных операций;

- наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- зрительного восприятия и узнавания;

- пространственных представлений и ориентации;

- речи и обогащение словаря;

- коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

- коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Основные виды деятельности на уроке

Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные

средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.

Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть.

Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» в средней школе выделяется: 8-х 9-х - 102 часов в год, в неделю 3 часов (34 учебные недели) .

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные УУД

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

  • понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Метапредметными результатами изучения курса Чтение и развитие речи является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные УУД

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

  • использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные УУД

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

  • дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.);

  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

  • использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

  • Планируемые результаты изучения учебного предмета.

  • Предметными результатами изучения курса «Чтение и развитие речи» является сформированность следующих умений:

  • 8 класс

  • Ми нимальный уров ень

  • - наизусть 5-6 стихотворений;

  • - читать вслух правильно, выразительно (про себя);

  • -выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.

  • Достаточный уров ень

  • - наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок

  • -читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

  • -читать «про себя»;

  • -выделять главную мысль произведения;

  • -давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;

  • -пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

  • 9 класс

  • Ми нимальный уров ень

  • - наизусть 6 -7 стихотворений;

  • - читать вслух правильно, выразительно (про себя);

  • -выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.

  • Достаточный уров ень

  • наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывок

  • -читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

  • -читать «про себя»;

  • -выделять главную мысль произведения;

  • -давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая своё отношение к ним;

  • -пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.


Содержание учебного предмета, курса;


8 класс

№ п/п

Название раздела / темы

Количество

часов

Устное народное творчество

14

Произведения русских писателей 19 века

38

Произведения русских писателей 1- й половины 20 века

21

Произведения русских писателей 2- й половины 20 века

21

5

Внеклассное чтение

8


Итого:

102

9 класс

№ п/п

Название раздела / темы

Количество

часов

Устное народное творчество

9

Из произведений русской литературы 19века

37

Из произведений русской литературы 20 века

32

4.

Из произведений зарубежной литературы

17

5.

Внеклассное чтение

7


Итого:

102

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

8 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Форма контроля

Уроки освоения новых знаний

Уроки

закрепле

ния знаний

Уроки комплексного примене

ния знаний

Уроки обобщения и систематизации знаний

Уроки

контроля, оценки и коррекции знаний

Устное народное творчество

14

Урок -лекция-1

Урок формирования новых знаний -6


Медиа урок -6


Урок-зачет -1


Тест

Произведения русских писателей 19 века

38

Урок формирова ния новых знаний -1 Урок-беседа -10


Медиа урок -20

Урок-игра -1

Урок-зачет -1


Тест

Произведения русских писателей 1- й половины 20 века

21

Вводный урок -1

Урок формирования новых знаний -6

Урок-совершенствование-5

Медиа-урок-7


Урок-игра -2

Урок-зачет -1


Тест

Произведения русских писателей 2- й половины 20 века

21

Вводный урок -1

Урок -лекция-2

Урок формирования новых знаний -6

Урок-совершенствование-1

Медиа-урок-1

Медиа урок- 11

Урок путешествие-1

Урок-зачет -1


Тест

Внеклассное чтение

8

Вводный урок-1

Урок-беседа -4

Медиа-урок-1

Медиа урок -2

Урок-игра -1



Тест




Итого за курс

102

Формы уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере прохождения программного материала.

9 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Форма контроля

Уроки освоения новых знаний

Уроки

закрепле

ния знаний

Уроки комплексного примене

ния знаний

Уроки обобщения и систематизации знаний

Уроки

контроля, оценки и коррекции знаний

Устное народное творчество

9

Урок формирова ния новых знаний -1 Урок-беседа -1


Медиа урок -5

Урок-игра -1

Урок-зачет -1


Тест

Из произведений русской литературы 19века

37

Вводный урок -1

Урок формирования новых знаний -10

Урок-совершенствование-5

Медиа-урок-10


Урок-игра -1

Урок-зачет -10


Тест

Из произведений русской литературы 20 века

32

Вводный урок -1

Урок -лекция-10

Урок формирования новых знаний -10

Урок-совершенствование-6

Медиа урок- 3

Урок путешествие-1

Урок-зачет -1


Тест

Внеклассное чтение

7

Вводный урок-1

Урок-беседа -4

Медиа-урок-1

Медиа урок -2

Урок-игра -1



Тест

Из произведений зарубежной литературы

17

Урок -лекция-1

Урок формирования новых знаний -10

Урок-совершенствование-4

Медиа-урок-1


Урок путешествие-1



Итого за курс

102

Формы уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере прохождения программного материала.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Из материально - технического обеспечения имеется в наличии: компьютер.

Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система. Кабинет, в котором проходит индивидуальное обучение соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)

  • Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)

  • Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)

  • При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)

  • Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)

Программа обеспечивается УМК:

Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2013г

Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Просвещение, 2013г.

Демострационные пособия

Портреты писателей, репродукции картин ( ф А4 )

Компьютерные программы и пособия, таблицы, карточки, ребусы

Оценивание ЗУН

Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

Оценивание результатов

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

Vкласс -45-60 слов

VIкласс-70-80 слов

VII класс - 70-80 слов.

VIIIкласс-80-90 слов

IXкласс-90-100 слов

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

- оценка «5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бег­ло, выразительно с соблюдением норм литературного произноше­ния; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делят текст на части и оза­главливают их самостоятельно ; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и передают содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;

- оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно ; допускают одну-две ошибки при чтении, соблю­дении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интона­цию логических ударений; допускают неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью учителя; допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляют их с помощью учителя; на­зывают главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляют их само­стоятельно или с незначительной помощью учителя;

- оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми словами, допускают ошиб­ки при чтении; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают части с помощью учителя; затрудняются назвать главных действующих лиц произведе­ния и характеризовать их поступки; отвечают на вопросы и пересказывают неполно, непоследовательно.

- оценка «2» ставится обучающимся, если они: читают по слогам; до­пускают много ошибок при чтении, не могут выделять основную мысль произве­дения, части рассказа даже с помощью учителя; не делят текст на части; не называют главных действующих лиц произведения, не характеризуют их поступки; не отвечают на вопросы и не пересказывают содержание, не используют помощь учителя.

Список литературы

1.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы [Текст] / Отв.ред В.В. Воронкова. - М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2001 г. - Сб. 1.

3. Устав МКОУ СКОШ № 9.

4. Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение, 2013г

5. Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Просвещение, 2013г.





© 2010-2022