• Преподавателю
  • Другое
  • Учебная программа по предмету Основы агрономии для студентов профессионального колледжа

Учебная программа по предмету Основы агрономии для студентов профессионального колледжа

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное государственное учреждение

«Рузаевский аграрно-технический колледж»

акимата Северо-Казахстанской области

Министерства образования и науки Республики Казахстан


Утверждаю

Зам.директора по УПР

________А.Потехин

«____» ___________2015г.




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ОСНОВЫ АГРОНОМИИ



Специальность: «Фермерское хозяйство (по профилю)»

Квалификация: 1504062 - тракторист-машинист с/х производства

Срок обучения: 2 г 10 мес

Преподаватель: Браун Ю.С.


Рассмотрено и одобрено на заседании МО специальных дисциплин

Протокол № ____ от «_____» ________________ 2015 г.

Руководитель МО: Прядко О.В. ___________




с.Рузаевка

2015


Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Солтүстік Қазақстан облысы әкімдігінің

«Рузаевка аграрлы-техникалық колледжі»

коммуналдық мемлекеттік мекемесі


Бекітемін

Директордың ОӨЖ жөн. орынб.

________А.Потехин

2015ж. «____» ___________




ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ


АГРОНОМИЯ НЕГІзДЕРІ





Мамандық: «Ферма шаруашылығы (бейін бойынша)»

Біліктілік: 1504062 - а/ш өндірісінің тракторшы-машинисі

Оқу мерзімі: 2 ж 10 ай

Оқытушы: Браун Ю.С.

Арнаулы пәндер ӘБ отырысында қаралды және мақұлданды

2015 ж. «_____» ________________ № ____ хаттама

ӘБ жетекшісі: Прядко О.В. ___________


Рузаевка с.

2015










Структура программы


  1. Пояснительная записка

  2. Компетенции

3. Рабочий тематический план программы

4. Содержание учебной программы

5. Список литературы





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи курса: формирование основ знаний по морфологическим, биологическим и хозяйственным особенностям культурных растений, методам их выращивания.

Ознакомление студентов с основными культурными растениями, их происхождением и одомашниванием; с морфологическими и биологическими особенностями растений; с хозяйственным использованием.

Содержание учебных занятий базируется на материале, привлеченном из современной и классической научной и учебной литературы с учетом новейших тенденций в растениеводстве, адаптированном к начальной профессиональной подготовке студентов профессионального колледжа.

Учебный курс «Основы агрономии» содержит как материалы теоретического характера, раскрывая принципы и механизмы развития агрономии, ее историю и современное состояние, так и в ознакомительно-аналитическом плане конкретные практические вопросы и задачи определения видов, подвидов и разновидностей культурных растений по морфологическим признакам, выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей. В соответствии с задачами в программу учебного курса включены новейшие разработки и достижения в практической ботанике, растениеводстве и земледелии: интенсивная технология выращивания отдельных культур.

Растениеводство- одна из основных отраслей с\х производства , научные основы которой разрабатывает агрономия - наука о земледелии, возделывании полевых культур для получения высоких урожаев при прогрессивном повышении плодородия почвы.

В результате изучения основ агрономии обучающиеся должны:

- знать морфологические, биологические и хозяйственные особенности культурных растений;

- определять зерновые, зернобобовые и другие культуры по семенам и всходам;

- владеть агротехническими приемами выращивания основных культурных растений;

Программа предмета «Основы агрономии» рассчитана для обучения студентов 2- го курса по специальности «Фермерское хозяйство» квалификации тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Объем учебной нагрузки по предмету составляет: 60 часов, из них 44 часа теоретических занятий, 16- лабораторно- практические.

Программа разработана на основе типовых учебных планов.


  1. КОМПЕТЕНЦИИ

Обучающиеся должны знать, уметь и понимать:


  1. Свойства почвы, пути и методы повышения и сохранения плодородия почв.

  2. Методы борьбы с водной и ветровой эрозией.

  3. Питание растений и приемы, обеспечивающие оптимальное обеспечение растений питанием в вегетационный период.

  4. Значение семян, их посевные качества, способы посева и посадки сельскохозяйственных культур, способы обеспечения получения полноценных всходов.

  5. Сорные растения, болезни и вредителей, распространенных на основных культурах, выращиваемых в данной зоне.

  6. Меры борьбы с сорняками, болезнями и вредителями.

  7. Системы земледелия и основные севообороты, применяемые в данном регионе.

  8. Основные положения законодательства РК об охране природы, природоохранительные требования к проведению сельскохозяйственных работ.








  1. РАБОЧИЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование тем разделов

Количество часов

Теоретич.

ЛПЗ

Введение


Тема 1. Растения и условия их жизни


Тема 2. Почва. Обработка почвы.

Тема 3. Питание растений


Тема 4. Удобрения и их свойства.

Тема 5. Семена. Посев с\х культур.

Тема 6. Уход за посевами с\х культур.

Тема 7. Сорные растения. Защита растений от сорняков, вредителей и болезней.

Тема 8. Понятие о севооборотах. Виды севооборотов и их классификация.

Тема 9. Агротехнические основы выращивания и уборки основных с\х культур.

20ч

Тема 10. Мелиорация почв, виды мелиорации. Орошение и осушение.


Тема 11. Охрана окружающей среды при выращивании, уборке и послеуборочной обработке урожая.


ИТОГО

44 часа

16 часов

4. СОДЕРжАНИЕ ПРЕДМЕТА


Введение (1час)


Агрономия как важнейший раздел биологии. Краткая история развития агрономии. Значение агрономии в подготовке фермеров. Понятие об интродукции растений. Новые растения XXI века, их использование.

Задачи и краткое содержание программы предмета.


Тема 1. Растения и условия их жизни (3 часа)

Классификация. Центры происхождения по Н. И. Вавилову. Регионы одомашнивания растений, группы растений по давности одомашнивания, пути распространения культурных растений по регионам и современное растениеводство в различных странах на планете.

Строение растений, их основные органы. Требование растений к почве, влаге, температуре и питанию.


Тема 2. Почва. Обработка почвы (4 часа)


Понятие о почве и её плодородии. Почвенный профиль. Типы почв. Классификация почв по мех. составу. Пахотный слой. Физические свойства почвы. Водные свойства почвы -влагоемкость, водопроницаемость, влагоудерживающая способность. Воздушный режим и тепловые свойства почв, их агрономическое значение. Агрохимические свойства почвы и пути управления её питательным режимом. Цели и задачи обработки почвы. Физические процессы, выполняемые при её проведении. Основные приемы обработки почвы, специальные приемы. Системы обработки почвы. Почвозащитная обработка, минимализация обработки, интенсивная технология.


Тема 3. Питание растений ( 2 часа)


Воздушное и корневое питание растений. Требование растений к условиям питания в различные периоды роста.

Роль удобрений в жизни растений , в сохранении и повышении плодородия почвы. Важнейшие элементы минерального питания, характер их потребления по фазам роста у основных групп полевых культур. Классификация удобрений: макро- и микроудобрения.





Тема 4. Удобрения и их свойства ( 2 часа)


Виды удобрений. Физико-химические свойства наиболее распространенных минеральных удобрений, особенности их применения. Тукосмеси.

Методика определения доз внесения удобрений. Способы внесения удобрений. Агротехнические требования к процессу внесения туков.

Органические удобрения, их эффективность, дозы, сроки и способы внесения. Правила хранения, транспортировки и применения удобрений.

Бактериальные препараты, их виды и особенности применения.

Охрана природной среды при использовании химических средств в земледелии.


Тема 5. Семена. Посев с\х культур ( 2 часа)

Понятие о сорте с\х культуры. Сортовые качества семян., критерии их оценки, правила подбора. Требования интенсивных технологий к сортам и гибридам.

Посевные качества семян. Государственный стандарт качества посевного материала. Подготовка семян к посеву. Способы и сроки посева.. Норма высева семян. Глубина заделки семян. Контроль качества выполнения посевных работ.


Тема 6. Уход за посевами с\х культур ( 2 часа)

Значение своевременного ухода за посевами с\х культур для получения высоких урожаев. Система послепосевной обработки почвы и регулирование густоты стояния растений. Зависимость приемов ухода от механического состава почвы, степени засоренности, метеорологических условий, особенностей культуры и сорта.

Борьба с полегаемостью полевых культур.


Тема 7.Сорные растения. Защита растений от сорняков, вредителей и болезней ( 2 часа)

Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый с\х сорными растениями. Биологические особенности некоторых сорных растений, затрудняющие борьбу с ними. Основные биологические группы сорняков.

Распространение сорных растений. Меры борьбы с сорняками: истребительные, предупредительные, карантинные.


Тема 8. Понятие о севооборотах. Виды севооборотов и их классификация ( 2 часа)

Севообороты- основное звено научно обоснованной системы земледелия, агротехническая основа роста урожая с\х культур. Чередование культур. Оценка культур как предшественников. Принципы построения севооборотов с наиболее рациональной структурой посевных площадей в интенсивном земледелии. Классификация севооборотов.

. Тема 9. Агротехнические основы выращивания и уборки основных

с\х культур ( 20 часов)

Понятие о технологии возделывания с\х культур. Виды и особенности технологии. Традиционные технологии выращивания различных культур. Интенсивные технологии выращивания отдельных культур.

  • Агротехника основных культур:

  • пшеница, рожь, ячмень, овес (место возделывания, место в севообороте сорта, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка);

  • кукуруза, рис, сорго, просо (место возделывания кукурузы, место в севообороте, сорта и гибриды, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка);

  • подсолнечник, лен-долгунец (место в севообороте, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка);

  • картофель, капуста, столовые корнеплоды, луковые и чеснок (биологические особенности, сорта, место в севообороте, обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка);


Тема 10. Мелиорация почв, виды мелиорации. Орошение и осушение

( 2 часа)

Создание зон гарантированного производства продукции земледелия на мелиорированных землях - важнейшее требование современности . Орошение, его суть и эффективность. Назначение поливов. Режим, нормы и сроки поливов. Осушение, его назначение и правила применения. Мелиоративные системы осушения и их эксплуатация. Агротехнические основы осушения. Приемы борьбы с засоленностью почв при орошении. Химическая мелиорация . Известкование кислых и гипсование солонцовых почв.

Лесомелиорация. Влияние полезащитных насаждений на водный режим почвы. Размещение лесных полос, их оптимальная конструкция, посадка и уход за ними.

Культуртехническая мелиорация .

Тема 11. Охрана окружающей среды при выращивании,

уборке и послеуборочной обработке урожая. ( 2 часа)

Источники с\х загрязнения среды , связанные с нарушением требований технологии возделывания с\х культур. Накопление токсичных для человека и животных количеств нитратов в растениеводческой продукции. Загрязнение водоемов нитратами в следствии смыва минеральных удобрений при водной эрозии. Организация охраны окружающей среды в Р.К. Характеристика загрязнений. Мероприятия по борьбе с загрязнением почвы, атмосферы и водной среды. Понятие о предельно допустимом содержании токсических веществ в с\х продукции.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


  1. Самостоятельная работа № 1.

Тема 1, 2,3

  1. Самостоятельная работа № 2 . Тема 4.

  2. Самостоятельная работа № 3 .Тема 5,6.

  3. Самостоятельная работа № 4. Тема 8

  4. Самостоятельная работа № 6. Тема10.

  5. Контрольная работа №1. Тема 9.




5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. С.С.Сдобников, И.В. Борзаковский. Основы агрономии. М: Колос,1972

  1. Вавилов Н.И. Избранные сочинения, т. I-IV. - М., 1958-1964.

  2. Ведров Н.Г. Практикум по растениеводству. - Красноярск, 1992.

  3. Витязев В.Г., Макаров И.Б. Общее землеведение. - М.: Изд-во Московского университета, 1991.

  4. Дорофеев В.Ф., Удачин Р.А., Семенова Л.В. Пшеницы мира. - Л.: Колос, 1987.

  5. Жуковский П.М. Культурные растения и их сородичи. - Л.: Колос, 1964.

  6. Растениеводство // Под ред. П.П. Вавилова. - М.: Колос, 1986.

  7. Сыскова М.В., Семенова Л.В. Наглядная карта на местности "Центры происхождения культурных растений". - СПб.: Изд-во ВИР, 1997.


© 2010-2022