• Преподавателю
  • Другое
  • Социально-психологические аспекты развития инновационного личностного потенциала будущего предпринимателя

Социально-психологические аспекты развития инновационного личностного потенциала будущего предпринимателя

Аннотация. В статье представлены социально психологические аспекты инновационного личностного потенциала будущего предпринимателя. Представлены эмпирически выявленные качества предпринимателя малого бизнеса. И описаны некоторые особенности развития инновационного личностного потенциала будущих специалистов. Ключевые слова: инновационная деятельность, предпринимательская деятельность,  личность предпринимателя, доверие к себе и другим. Abstract. The article presents the social psychological aspec...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально-психологические аспекты развития инновационного личностного потенциала будущего предпринимателя

Social and psychological aspects of the development of innovative personal potential future employer

Аннотация. В статье представлены социально психологические аспекты инновационного личностного потенциала будущего предпринимателя. Представлены эмпирически выявленные качества предпринимателя малого бизнеса. И описаны некоторые особенности развития инновационного личностного потенциала будущих специалистов.

Ключевые слова: инновационная деятельность, предпринимательская деятельность, личность предпринимателя, доверие к себе и другим.

Abstract. The article presents the social psychological aspects of innovative personal potential future employer. Presented empirically identified quality small business entrepreneur. And describe some of the features of the development of innovative personal potential future specialists.

Keywords: innovation activity, entrepreneurship, entrepreneur personality, confidence in themselves and others.

Предпринимательство - явление неоднозначное, сложное по своему характеру и внутреннему содержанию. Это не просто вид экономической активности, приносящей прибыль и действующий в определенных рамках норм, правил и технологий. Это стиль ведения определенной деятельности, предполагающий новаторский подход, требующий принятия неординарных решений, творческой инициативы и активного введения разнообразных идей и усовершенствований. Любая инновационная деятельность является предпринимательской, так как основана на поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке; поиске необходимых ресурсов; создании и управлении; получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом [6].

Понятие личностного потенциала неразрывно связано с успешной реализацией внутренних резервов субъекта деятельности, с его способностью к развитию и саморазвитию, управлению собственной деятельностью. По мнению Т.Л. Шиманской, аутопсихологическая компетентность является одним из главных условий активизации личностного потенциала человека, ключевая роль которой направлена на осуществление прогрессивного личностного и профессионального развития [11]. Личностный потенциал предпринимателя может быть представлен и через его социально-психологический портрет, определяемый следующей совокупностью качеств: интеллект, открыток миру и самому себе, креативность, обучаемость, эвристичность, когнитивность, рефлексивность, мотивация к успеху, прагматизм, ценностные ориентации, деловая активность, реакция [4].

Необходимо развивать задатки личностного потенциала в первую очередь у молодежи, поэтому особое значение в современных условиях для развития инновационного потенциала приобретает их формирование в учебных заведениях, особенно в системе вузовского образования. Решение данной задачи требует комплексного подхода. Необходимо углубленное изучение дисциплин, позволяющих получить представление о стратегическом мышлении, моделировании, планировании; создание в учебных заведениях творческой атмосферы, в которой гораздо легче реализовать возможности инициативного, активного подхода к решению разнообразных задач, находить пути их достижения, отличающиеся новизной, оригинальностью, требующих нетривиального подхода; важно ставить перед студентами проблемы, имеющие практическое значение и дающие возможность вырабатывать пути их решения самостоятельно, с возможностью обращения к лучшим специалистам в разнообразных отраслях знаний; активизировать научную работу учащихся, привлекать к лабораторным исследованиям и другим видам работ, что даст возможность путем научного поиска производить новое знание, умение ставить цель и находить пути ее достижения, вырабатывать те ресурсы, которые будут обеспечивать наилучшее раскрытие инновационного потенциала будущих специалистов [2]. Формирование таких качеств, как самодисциплина, саморегулирование, самоотдача, самосознание, доверие к себе - тесно связано с данными видами обучения и успешностью самостоятельной практики и последующего управления собственной деятельностью. Это позволит студенту сразу после окончания вуза целенаправленно применять способности и знания, регламентирующие его инновационную деятельность, так как еще на стадии обучения расставляются приоритеты и определяются интересующие его направления[7]. Тем самым решается актуальная для нашего современного общества проблема занятости молодежи.

К настоящему времени в отечественной психологии получило наибольшее развитие социально-психологическое направление в исследованиях предпринимательства (А.Л.Журавлев, А.Б.Купрейченко, Корнилова Т.В., Позняков В.П. и др.). Большинство исследователей сходятся во мнении, что для наиболее глубокого понимания феномена предпринимательства необходимо рассмотреть психологические аспекты личности субъекта предпринимательской деятельности и выделить основные критерии. На наш взгляд, основным критерием является его внутреннее стремление к преобразованиям, к творчеству, к активной целеполагающей деятельности. Это особенно явно проявляется в условиях современного, динамично развивающегося мира, когда основой успешного развития бизнеса является введение разнообразных инноваций. Претворение в жизнь всего нового становится возможным лишь при инициативности, готовности к осознанному риску и ориентации на эффективность и качество. Без доверия к себе и к другим, человек лишается возможности познавать и преобразовывать мир. Доверие выступает условием развития, изменением самого человека, именно оно позволяет ему рисковать и испытывать себя и свои возможности. Доверие к себе определяется Скрипкиной как субъектный феномен личности, позволяющий занять человеку определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и исходя из этого строить собственную жизненную стратегию [9]. Способность доверять себе, можно трактовать как способность к творческой самоорганизации собственной жизни. Важным качеством зрелой инновационной личности является стремление к гармоничному сочетанию доверия к себе и доверия к миру, что позволяет быть человеку активным суверенным целостным субъектом деятельности и одновременно быть включенным в мир [11].

Нами было проведено исследование, целью которого было изучение особенностей выраженности доверия к себе и доверия к другим у предпринимателей малого бизнеса на ступени индивидуализации во взаимосвязи с психологической готовности к инновационной деятельности [ 8].

Данные показали, что большинство предпринимателей (87%) обладают оптимальной мерой выраженности доверия к себе и другим [8 ]. Дифференцируют меру выраженности доверия к себе в разных сферах жизнедеятельности. Однако, следует отметить низкий уровень доверия к себе в умении интересно проводить досуг и в умении строить взаимоотношения с вышестоящими людьми. Это объясняется спецификой работы: недостатком времени на досуг и работой на самого себя. Также важно, что среди нашей выборки по степени дифференциации доверия по отношению к двум категориям людей «человек, котором я больше всего доверию» и « человек, который не оправдал доверия» по типологии А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко, представлен первый тип «Максималист» (60%), затем второй тип предпринимателей «Понимающий людей» (34%), а «эмоционально доверяющий» тип представлен не значительно. Для предпринимателей малого бизнеса в доверии к другим важны такие качества как надежность и единство взглядов [8 ].

Так как предпринимательская деятельность связана с риском, со способностью выйти на надситуативный уровень в решении нестандартных ситуаций, мы проанализировали способность предпринимателей к проявлению инициативы, к готовности к переменам и нововведениям [8].

По результатам данной методики О.М. Краснорядцевой у предпринимателей по шкалам «Инициативность», «Предпочтение деятельности, требующей инновативности» наблюдаются показатели выше среднего, это говорит о способности данной группы людей действовать на основе неполной ориентировки, без интенции на конечный результат, о развитом доверии к себе, ответственности. Также выявлен высокий результат по шкале «Готовность к переменам», что свидетельствует об открытости человека к миру и к самому себе, развитой флексибильности, интернальном локусе контроля, доверии к себе.

Таким образом, можно сделать предварительный вывод о присутствии у предпринимателей малого бизнеса на этапе становления оптимальной меры выраженности доверия к себе и к другим, готовности к инновационной деятельности на уровне выше среднего [10].

Данные, полученные нами, подтвердили необходимость расширения границ доверия среди будущих специалистов в специально организуемых психотренинговых процедурах (социально-психологический тренинг), которые направлены на гармонизацию доверительных отношений и может использоваться как основной метод формирования смысловых установок личности.

Список литературы:

  1. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. «Нравственно-психологическая регуляция психологической активности», издательство «Институт психологии РАН», 2003г.

  2. Корнилова Т.В., «Саморегуляция и личностно-мотивационная регуляция принятия решений», Субъект и личность в психологии саморегуляции, под ред. В.И. Моросановой. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2007.

  3. Купрейченко А.Б. «Психология доверия и недоверия», издательство «Институт психологии РАН», 2008г.

  4. Мясникова С.В. Зарубежный опыт инноваций в малом предпринимательстве // Экономический Вестник ИЭиУ НовГУ, март 11/2006. - Великий Новгород, 2006. - С. 152-158

  5. Мясникова С.В., Федотова Г.А. «Концептуально-технологический аспект развития инновационного личностного потенциала предпринимателя» // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6;

  6. Ойши В. Основные принципы экономической политики. - М.: Прогресс, 1995.

  7. Позняков В.П. «Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенности», Проблемы экономической психологии. Том 2, Отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Дробышева, А.Б. Купрейченко. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005, с. 181-184.

  8. Савинова Ю.М. Особенности доверительных отношений у предпринимателей. Ананьевские чтения - 2014: Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: материалы научной конференции, 21-23 октября 2014г . С. 54-56.

  9. Скрипкина Т.П., учебное пособие «Психология доверия», издательство Москва «Академия», 2000г.

  10. Чернова А.А. Особенности взросления при разных моделях доверительных отношениях подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Гуманитарные и социально-экономические науки. №6 2006г. С.123-128.

  11. Чернова А.А. Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2006.

  12. Шиманская Т.Л., «Аутопсихологическая компетентность личности. Содержательные аспекты» // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2006, №3(27),стр.70-71.

References:

1. Zhuravlev A.L., Kupreychenko A.B. "The moral and psychological regulation of psychological activity," publishing "Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences", 2003.

2. Kornilovа T.V., "Self-regulation and personality-motivational regulation of decision-making", subject and personality psychology of self-regulation, ed. VI Morosanova. - Stavropol: NCSTU 2007.

3. Kupreychenko A.B. "The psychology of trust and confidence", the publishing house "Russian Academy of Sciences Institute of Psychology", 2008.

4. Myasnikovа S.V. Foreign experience of innovation in small business // Economic Bulletin IEiU NovSU, March 11/2006. - Moscow, 2006. - P. 152-158

5. Myasnikovа S.V., Fedotov G.A. "Conceptually, the technological aspect of the development of innovative personal potential entrepreneur" // Modern problems of science and education. - 2013. - № 6;

6. Oishi V. Basic principles of economic policy. - M .: Progress, 1995.

7. Poznyakov V.P. "Competitive and partnerships Russian entrepreneurs: regional and gender-specific" problems of economic psychology. Volume 2, Ed. A.L. Zhuravlev, T.V. Drobysheva, A.B. Kupreychenko. M .: Publishing House of the "Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences", 2005, p. 181-184).

8. Savinovа Yu.M. Features trust relationships among entrepreneurs. Anan'evskij reading - 2014: Psychological support of professional activity: Materials Science Conference, 21-23 October 2014. S. 54-56.

9. Skripkin T.P., "Psychology of trust", publishing Moscow "Academy", 2000.

10. Chernovа A.A . Features of growing up with different trust model teens who are brought up in different social conditions. Humanitarian and socio-economic sciences. №6 2006. S.123-128.

11. Chernova A.A. Especially older teenagers who are brought up in different social conditions. Thesis for the degree of candidate of psychological sciences. Rostov-on-Don, 2006.

12. Shimanskaya T.L., "Autopsychological competence of the person. Substantial aspects of "Psycho // in law enforcement, in 2006, №3 (27), str.70-71.

© 2010-2022