Рабочая программа по Экономике

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и наукиРабочая программа по Экономике

Мурманской области


Государственное автономное образовательное учреждение

Мурманской области среднего профессионального образования

«Кольский агропромышленный колледж»

(ГАОУ МО СПО «КАПК»)





СОГЛАСОВАНО

Методической комиссией

______________________

(наименование комиссии)

Протокол № ___

от «___»________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАОУ МО СПО «КАПК»

_______________ В.В. Соловьев

«____»_______________ 20__ г.




Составлена в соответствии с Федеральным

Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. № 413






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


дисциплины Экономика

профессии ««Технология продуктов общественного питания»19.02.10»

Автор: Третьякова Татьяна Ивановна

Должность: преподаватель

Категория: высшая









г. Кола


2015

Содержание

Пояснительная записка...........................................................................................3

Общая характеристика учебной дисциплины «Экономика»..............................4

Место учебной дисциплины в учебном плане......................................................5

Результаты освоения учебной дисциплины..........................................................6

Содержание учебной дисциплины........................................................................8

Тематическое планирование................................................................................. 14

Примерные тематические планы................................................................. …….16

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов...................

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

учебной дисциплины «Экономика»..................................................................

Рекомендуемая литература.............................................................................











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» предназначена для изучения экономики в ГАОУ МО СПО «Кольском агропромышленном колледже» в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО)

на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экономика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадрови ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание рабочей программы «Экономика» направлено на достижение следующих целей:

• освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

• развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;

• воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и

предпринимательской деятельности;

• овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;

• овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и

междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

• формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;

• понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение ориентироваться в текущих экономических событиях.

Настоящая программа исходит из того, что будущие специалисты должны получить экономические знания, которые соответствуют новому уровню и характеру развития хозяйства в ПМР и во всем мире в начале XXI столетия. В связи с этим в данной программе, прежде всего более четко определяется содержание термина "экономика". Этот термин обозначает два разных понятия. В первую очередь экономикой называют реальную хозяйственную деятельность, происходящую в домашних хозяйствах, на предприятиях, в каждой стране и во всем мире. В другом случае под экономикой подразумевается наука, экономическая теория, которая углубленно изучает хозяйственную практику.

При изучении курса "Экономика" истинными являются теоретические положения, которые правильно отражают сущность и тенденции развития реальной экономики, опираются на типичные факты, массовые статистические данные и хозяйственный опыт ПМР. Как известно, какой бы ни была теория, но если она не подтверждена и опытом, практикой, то она не имеет научной ценности и должна отвергаться.

Важно учитывать тот факт, что в течение XX века мировая экономика изменилась до неузнаваемости. Главным двигателем мировой экономики стал революционный научно-технический прогресс. В большинстве стран мира решительно изменилось социально-экономическое устройство. Значительно усилилась роль государства в индустриальных и развивающихся странах. Стала ускоренно развиваться глобализация мирового хозяйства.

В связи с этим в программе курса в центре внимания находятся новейшие положения об изменениях в отечественной и мировой экономике в XX веке, о тенденциях и перспективах ее развития в новом столетии.

Повышению качества экономической подготовки будет способствовать то, что в данную программу включены новые положения экономической теории, основанные на обобщении современной хозяйственной практики. К ним, в частности, относятся положения о кооперации и разделении труда, об индивидуальной и национальной конкуренции, о зависимости рыночной цены от массового спроса и массового предложения, о применении информационных технологий в деятельности фирм, о воспроизводстве народонаселения.

Примерная программа курса "Экономика" предусматривает достаточно полное ознакомление с практической организацией хозяйственных связей. Речь идет, например, о рассмотрении коммерческого расчета; способов получения прибыли в промышленных и торговых фирмах, в банковском деле; формах стимулирования труда работников; о путях повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Внимание обучающихся необходимо обратить на следующее важное обстоятельство. До XX века преимущественное развитие в экономике многих стран получили такие формы экономических отношений, как единоличная частная собственность и свободная конкуренция. Но во второй половине XX века развились противоположные им формы хозяйственных отношений - государственная собственность и монополии. Между тем характерной чертой современной экономики явилось ее существенное усложнение, связанное с соединением противоположных экономических сил и формированием так называемой смешанной экономики, что характерно практически для всех современных демократических стран.

С учетом указанного характера современной экономики в настоящую программу введены положения о множественности типов и форм собственности в XX веке, о взаимосвязи конкуренции и монополии, о смешанном типе расширенного воспроизводства в макроэкономике, о смешанной системе управления национальным хозяйством.

Изучение курса "Экономика" предполагает их определенное знакомство с важными положениями ученых, принадлежащих к разным направлениям экономической теории. Это позволит лучше понять сложность и пути решения научных и практических проблем. Программа нацелена на формирование у обучающихся современного экономического мышления.

Весь арсенал эффективных средств обучения должен быть использован для того, чтобы при изучении курса "Экономика" обучающиеся научились следующим видам деятельности и умениям:

  1. знать общие положения экономической теории;

  2. иметь представления об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  3. уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию.

"Экономика" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса экономики должны отражать:

1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

Чтобы успешно осуществить эти задачи, необходимо выполнить минимальные требования к оснащенности учебного процесса: иметь печатные пособия (произведения художественной литературы, учебники, учебники-хрестоматии, рабочие тетради, дидактические материалы, альбомы, репродукции картин), аудиовизуальные средства обучения (диафильмы, кинофильмы, видеофильмы и компьютерные программы, аудиокассеты).

Программа предусматривает освещение нынешнего состояния экономики ПМР. Показано содержание экономических реформ, связанных с преобразованием собственности, созданием конкурентного рынка, коренным изменением структуры производства и совершенствованием управления народным хозяйством.

Программой предусматривается выполнение контрольных, самостоятельных работ, практикумов для закрепления знаний.

В состав учебно-программной документации по предмету для подготовке по профессии «Повар, кондитер» включены :

  • Пояснительная записка

  • Содержание учебной дисциплины( примерная рабочая программа , содержащая перечень тем и содержание теоретических знаний);

  • Тематическое планирование;

  • Перечень литературы;

  • Дидактический материал.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»

В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение экономических знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, владения базовыми экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.

Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические процессы на государственном и международном уровне. Содержание учебной дисциплины «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм и правил деятельности экономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации, в целом Российской Федерации и экономических отношений международного уровня. Изучение экономики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах

освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:

• формированию у обучающихся современного экономического мышления, потребности в экономических знаниях;

• овладению умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

• воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности;

• формированию готовности использовать приобретенные знания в последующей трудовой деятельности.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.





МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа по предмету «Экономика» разработана на основании стандарта ФГОС 2012 года для подготовки обучающихся по профессии «Повар, кондитер» 260807.01 сроком обучения 2 года и 5 месяцев включает федеральный компонент. В соответствии с учебным планом программа изучается на 1 и 2 курсах и включает перечень основных и минимально необходимых знаний по предмету образования РФ в объеме 94 часов. Учитывает региональный компонент












РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

− формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве;

− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

• метапредметных:

− овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;

− овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации;

−генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего анализа общественных явлений;

• предметных:

−сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

−понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общетва, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

−сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

−владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

− сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

− умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

− способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

−понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи при освоении обучающимися профессий СПО и специальностей СПО для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики.

  1. Экономика и экономическая наука


  1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов - главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.


  1. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощритель-

ные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента. Основные теории происхождения процента.


  1. Выбор и альтернативная стоимость

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.


  1. Типы экономических систем

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.


  1. Собственность и конкуренция

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.


  1. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.

Практические занятия

Место и роль знаний по экономике в жизни общества.

Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность.

Методы анализа прибыли.

Кривая спроса и цены.

Типы экономических систем.


  1. Семейный бюджет

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.

Практические занятия

С согласия родителей просчитать семейный бюджет.

Проанализировать два основных вида семейных доходов.

Инфляция и ее последствия для семейного бюджета.

Безработица и ее экономическое влияние на семью.

Составить и проанализировать доходы и расходы семьи.


  1. Товар и его стоимость

Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.

Практические занятия

Понятие цены. Понятие стоимости товара.

Мнения ученых экономистов XVII-XVIII веков по данному вопросу.

Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной

полезности и издержек производства.


  1. Рыночная экономика


  1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.


  1. Экономика предприятия: цели, организационные формы

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий.


  1. Организация производства

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.


  1. Производственные затраты. Бюджет затрат

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

Практические занятия

Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике.

Рассмотреть типы коммерческих организаций.

Расходы организации, экономическое содержание.


  1. Труд и заработная плата


  1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.


  1. Безработица. Политика государства в области занятости

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.


  1. Наемный труд и профессиональные союзы

Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Практические занятия

Основные способы купли-продажи рабочей силы.

Заработная плата (позиция работника и работодателя).

Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате.


  1. Деньги и банки


  1. Деньги и их роль в экономике

Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.


  1. Банковская система

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.


  1. Инфляция и ее социальные последствия

Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

Практические занятия

Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег.

Экономическое понятие функции денег.

Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездо кументарных.


  1. Государство и экономика


  1. Роль государства в развитии экономики

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.


  1. Налоги и налогообложение

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.


  1. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы

Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.


  1. Основы денежно-кредитной политики государства

Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

Практические занятия

Как сочетаются механизм свободной конкуренции и система государственного регулирования экономики.

Перечислить и раскрыть методы государственного регулирования рыночной экономики.

Как возникло налогообложение, всегда ли оно существовало?

Раскрыть понятия: «штрафы», «санкции», «возмещение ущерба».

Отличительные черты развития налоговой системы в России.

Принципы налогообложения и способы взимания налогов.

Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы.


  1. Международная экономика


  1. Международная торговля - индикатор интеграции национальных экономик

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.


  1. Валюта. Обменные курсы валют

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.

8.3. Глобализация мировой экономики

Глобальные экономические проблемы.


  1. Особенности современной экономики России

Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.

Практические занятия

Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках.

Особенности международной торговли.

Сформулируйте теорию сравнительных издержек.

Принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. Порядок регулирования валютных курсов.

Порядок регулирования работ международных валютных бирж.

Как учитываются интересы экспортеров и импортеров при определении валютного курса?

Какими факторами характеризуются производственные различия национальных экономик?

Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

• Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.

• Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.

• Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).

• Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.

• Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.

• Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.

• Экономические кризисы в истории России.

• Центральный банк РФ и его роль.

• Особенности миграционных процессов во второй половине ХХ века.

• Проблемы вступления России в ВТО.

• Россия на рынке технологий.

• Финансовый кризис 1998 года в России.

• Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.

• Электронные рынки как феномен мировой экономики.

• Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.

• Внешний долг России и проблемы его урегулирования.

• Мировой опыт свободных экономических зон.

• Возникновение и эволюция денег на Руси.

• Международные валютно-финансовые организации.

• Теории глобализации (Т.Левитт, Дж.Стиглиц, Ж.П.Аллегре, П.Даниелс).











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вид учебной работы

Аудиторные занятия.

Содержание обучения

Количество часов

Специальности

СПО

Введение

2

1. Экономика и экономическая наука

12

1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов

2

1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность

2

1.3. Выбор и альтернативная стоимость

2

1.4. Типы экономических систем

2

1.5. Собственность и конкуренция

2

1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

2

2. Семейный бюджет

6

3. Товар и его стоимость

4

4. Рыночная экономика

14

4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие.

Рыночные структуры

4

4.2. Экономика предприятия: цели, организационно-правовые формы

2

4.3. Организация производства

4

4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат

4

5. Труд и заработная плата

10

5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда

4

5.2. Безработица. Политика государства в области занятости

4

5.3. Наемный труд и профессиональные союзы

2

6. Деньги и банки

18

6.1. Деньги и их роль в экономике

4

6.2. Банковская система

4

6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовые

биржи

6

6.4. Инфляции и ее социальные последствия

4

7. Государство и экономика

20

7.1. Роль государства в развитии экономики

4

7.2. Налоги и налогообложение

4

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета

4

7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы

4

7.5. Основы денежно-кредитной политики государства

4

8. Международная экономика

8

8.1. Международная торговля - индикатор интеграции национальных экономик

2

8.2. Валюта. Обменные курсы валют

2

8.3. Глобализация мировой экономики

2

8.4. Особенности современной экономики России

2

Экзамен

6

Итого

100

Внеаудиторная самостоятельная работа

Подготовка устных выступлений эссе, рефератов, докладов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий и т. п

50

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета или экзамена

Максимальная учебная нагрузка

150










Учебно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Понятия

1-2

Введение

Обоснование актуальности изучения экономики как составной части общественных наук. Формулирование целей и задач учебной дисциплины, раскрытие ее связи с другими учебными предметами и практикой рыночной экономики. Экономика, рыночная экономика

12

1. Экономика и экономическая наука

3-4

1.1. Потребности человека

и ограниченность ресурсов

Формулирование основных экономических понятий «потребности человека» и «ограниченность ресурсов». Раскрытие понятия экономики, предмет экономической науки, определение связей понятий «потребление», «производство», «распределение». Характеристика потребностей человека, рынков труда, капиталов и ресурсов

5-6

1.2. Факторы производства.

Прибыль и рентабельность

Освещение сущности концепции факторов производства, различие понятий ренты и заработной платы. Обоснование значения предпринимательства и финансово- хозяйственной деятельности. Умение отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой. Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.)

7-8

1.3. Выбор и альтернативная стоимость

Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя на рынке от цены на этот продукт. Определение факторов, влияющих на формирование цены на рынке. Изучение материала, построение кривой спроса с использованием материалов из сборника задач по экономике

9-10

1.4. Типы экономических систем

Изучение различий элементов экономических систем. Выявление характерных черт постиндустриального общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI века информатизации в разных сферах общества. Раскрытие традиционной и административно-командной экономических систем

11-12

1.5. Собственность и конкуренция

Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах. Изучение различия государственной, муниципальной и частной собственности. Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции, олигархии

13-14

1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Изучение этапов становления рыночной экономики. Изучение вопроса о развитии предпринимательства в условиях рыночной экономики. Изучение роли государ- ства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе

6

2. Семейный бюджет

15-20

Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности отдельных людей

4

3. Товар и его стоимость

21-24

Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства

14

4. Рыночная экономика

25-26

4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие.

Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества, технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного об- служивания и полезных свойств товара. Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета спроса на товар

27-28

Рыночные структуры

29-30

4.2. Экономика предприятия: цели, организационно-правовые формы

Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо». Изучение схемы организационно-правовых форм пред- приятий, характеристика каждой из них

31-34

4.3. Организация производства

Изучение классификатора производственных процессов. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов. Формулировка цели составления маршрутной технологи- ческой карты. Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное производство»; «партионный метод»; «единичный метод организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство»

35-36

4.4. Производственные затраты

Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях. Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных. Изучение понятия себестоимости и калькулирования - двух основных подходов к определению затрат. Изучение состава и содержания бюджета затрат коммер ческого предприятия. Характеристика особенностей нормативного, позаказного, попередельного и попроцессного методов учета затрат. Проведение анализа плановой сметы или бюджета производства и продажи продукции предприятия

37-38

Бюджет затрат


10

5. Труд и заработная плата

39-40

5.1. Рынок труда.

Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального трудового контракта и коллективных соглашений (договоров). Изучение факторов формирования рынка труда: заработной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяже- сти и сложности труда, потребности в свободном времени. Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата», «основные формы оплаты труда»

41-42

Заработная плата и мотивация труда

43-44

5.2. Безработица.

Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий: «явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная», «циклическая», «застойная», «естественная» безработица. Изучение основных причин безработицы, социальных по- следствий и вопросов трудоустройства безработных

45-46

Политика государства в области занятости


47-48

5.3. Наемный труд и профессиональные союзы

Изучение характеристики категорий экономически активного населения в разных странах, целей создания профсоюзов

18

6. Деньги и банки

49-52

6.1. Деньги и их роль в экономике

Изучение определения денег: как ценности; эталона об- мена; натуральных и символических; мер стоимости. Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег. Изучение видов денег

53-56

6.2. Банковская система

Характеристика структуры банковской системы РФ, дея- тельности банков и их роли в экономике страны. Изучение поддержки стабильности и динамичности банков. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач и функций

57-60

6.3. Ценные бумаги: акции, облигации.


61-62

Фондовые

биржи


63-66

6.4. Инфляциия и ее социальные последствия

Изучение экономических и социальных последствий ин- фляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций

20

7. Государство и экономика

67-70

7.1. Роль государства в развитии экономики

Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, сформулированных А. Смитом. Изучение методов государственного регулирования экономики

71-74

7.2. Налоги и налогообложение

Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире. Раскрытие становления налоговой системы в России. Характеристика реформ налоговых систем в различных странах, общих принципов налогообложения. Изучение налогового законодательства, твердых, пропор- циональных, прогрессивных и регрессивных ставок, способов взимания налогов. Изучение функций и видов налогов

75-76

7.3. Государственный бюджет.

Формулировка целей создания государственного бюджета. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета». Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основ ных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет

77-78

Дефицит и профицит бюджета

79-80

7.4. Показатели экономического роста.

Определение понятия «национальный продукт». Характеристика разницы между ВВП и ВНП. Формулировка конечной цели экономического роста. Исследование причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике

81-82

Экономические циклы

83-86

7.5. Основы денежно-кредитной политики государства

Раскрытие определения денежно-кредитной политики. Изучение инструментов денежно-кредитной политики, используемых центральными банками различных стран. Изучение сущности резервов кредитных организаций в ЦБ РФ

14

8. Международная экономика

87-88

8.1. Международная торговля - индикатор интеграции национальных экономик

Изучение понятия «международная торговля», факторов; определяющих производственные различия национальных экономик. Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик» Изучение понятия «Всемирная торговая организация» (ВТО), принципов построения торговой системы ВТО

89-90

8.2. Валюта Обменные курсы валют

Изучение основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Изучение понятия «валютный курс»; факторов, влияющих на валютный курс. Изучение понятия «валютный паритет», особенностей регулирования валютного курса

91-92

8.3. Глобализация мировой экономики

Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического сообщества

93-94

8.4. Особенности современной экономики России

Изучение признаков экономического роста России. Формулирование роли Российской Федерации в мировом хозяйстве. Изучение факторов, способствующих росту стабилизаци- онного фонда и резервов страны

95-100

Экзамен


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА»

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика».

Оборудование учебного кабинета:

  1. Рабочее место преподавателя 1

  2. Рабочие места для обучающихся 10-15

  3. Комплект плакатов (стендов) для оформления кабинета

  4. Комплект рисунков, схем, таблиц для демонстраций

  5. Комплект учебно-методической документации

  6. Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды, диафильмы)

  7. Задания для практических и самостоятельных работ, методические указания по их выполнению и образцы выполненных работ

  8. Учебно-методическая литература

  9. Электронные учебники

  10. Учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины

Технические средства обучения:

  1. Демонстрационный (мультимедийный) комплекс

  2. Автоматизированное рабочее место ученика 10-15

  3. Принтер лазерный сетевой

  4. Сканер

  5. Копировальный аппарат

  6. Web-камера

  7. Источник бесперебойного питания

  8. Комплект сетевого оборудования

  9. Комплект оборудования для подключения к сети Internet






РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с поправками) // СЗ РФ. - 2013. - № 4. - Ст. 445.

  1. Автономов В. С. Экономика. Базовый курс. 10-11 классы. - М., 2010.

Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студ. учреждений сред. проф.

образования. - М., 2014.

  1. Гомола А. И., Кириллов В. Е., Жанин П. А. Экономика для профессий и специальностей

социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образова-

ния. - М., 2014.

  1. Гомола А. И., Жанин П. А., Кириллов В. Е. Экономика для профессий и специальностей

социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред.

проф. образования. - М., 2014.

  1. Грязнова А. Г., Думная Н. Н., Караманова О. В. и др. Экономика: учебник для 10 -

11 классов. - М., 2014.

  1. Липсиц И. В. Экономика (базовый уровень): учебник для 10-11 классов. - М., 2014.

  2. Терещенко О. Н. Основы экономики: учебник для студ. учреждений сред. проф. образова-

ния. - М., 2013.

  1. Терещенко О. Н. Основы экономики: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф.образования. - М., 2014.

  2. Филиппова О. И., Волкова Л. А., Малецкая Н. В. Основы экономики и предпринимательства: рабочая тетрадь для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

  3. Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. - М., 2013.

Для преподавателей

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с поправками) // СЗ РФ. - 2013. - № 4. - Ст. 445.

  1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013№ 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ (с изм., внесенными Федеральнымзаконом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 « О внесении из-

менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012

№ 413 «"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования"».

  1. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

  2. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (введен в действие Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. - 1994. - № 32 (Ч. 1). - Ст. 3301.

  3. Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (введен в действие Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 28.06.2013) // СЗ РФ. - 1996. - № 5 (Ч. 2). - Ст. 410.

  4. Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (введен в действие Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.

  5. Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (введен в действие Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (Ч. 1). - Ст. 5496.

  6. Семейный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от

29.12.1995 № 223-ФЗ) (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

  1. Гомола А. И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - 11-е изд.,испр. и доп. - М., 2014.

  2. Гомола А. И., Кириллов В. Е., Кириллов С. В. Бухгалтерский учет: учебник. - 11-е изд.,испр. и доп. - М., 2013.

  3. Гомола А. И., Кириллов В. Е. Теория бухгалтерского учета: учеб. пособие. - 3-е изд.,

испр. - М., 2010.

  1. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Экономика для профессий и специальностей социально-

экономического профиля. Методические рекомендации: метод. пособие для преподавателей

сред. проф. образования. - М., 2012.

  1. Камаев В. Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. - 7-е изд., стер. - М.,

2014.

  1. Международные экономические отношения: учебник / под ред. Б. М. Смитиенко. - М.,2012.

  2. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) / под ред. А. Г. Грязновой,А.Ю.Юданова. - М., 2011.

  3. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под. ред. А. Г. Грязновой,

А.Ю.Юданова. - М.: 2011.

  1. Нешитой А. С. Финансы: учебник. - 4-е изд., перераб и доп. - М., 2013.

  2. Слагода В. Г. Экономическая теория. - М., 2015.

  3. Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник. - М., 2011.

Интернет-ресурсы

  1. aup. ru (Административно-управленческий портал).

  2. economicus. ru (Проект института «Экономическая школа»).

  3. informika. ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России).

  4. economictheory. narod. ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).

  5. ecsocman. edu. ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология,менеджмент»).

  6. Учебное издание Гомола Александр Иванович Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» для профессиональных образовательных организаций Редактор Г. Е. Конопля Компьютерная верстка: Р. Ю. Волкова Корректор Е. В. Кудряшова Изд. № 101117377. Подписано в печать 29.07.2015. Формат 60 × 90/8.Усл. печ. л. 2,75.ООО «Издательский центр «Академия». academia-moscow. ru129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1.Тел./факс: (495) 648-0507, 616-00-29.__

© 2010-2022