• Преподавателю
  • Другое
  • Консультация Развитие творческих способностей детей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Консультация Развитие творческих способностей детей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности. В старшем дошкольном возрасте активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисова...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 179

«Детский сад присмотра и оздоровления»











Консультация


Развитие творческих способностей детей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности





Составила:

воспитатель

Кондратова

Марина Алексеевна












Кемерово

2015

План

1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ..……………………

1.1 Сущность понятия «творческие способности» и особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста ………………………..

1.2 Классификация театрализованных игр как содержательной основы театрализованной деятельности дошкольников ………………………….

7

7

21

2. Методика развития творческих способностей детей средствами
театрализованной деятельности ……………………………………………

24

Список литературы ………………………………………………………….

53







  1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста


  1. Сущность понятия «творческие способности» и особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста

Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство - период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.

Деятельность человека можно разделить на репродуктивную, воспроизводящую ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия, и творческую, результатом которой является создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности.

Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой формы - произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Вместе с тем, детям еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.

Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одно из основных достижений старшего дошкольника - развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха.

Становление мышления в этом возрасте в значительной степени связано с возможностью оперировать представлениями на произвольном уровне, которая существенно повышается к 6 годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование этих способов в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение.

Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации.

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой.

Отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий, выражается в следующих показателях:

- способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;

- творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);

- оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;

- самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

К проявлению творчества как интегративного вида деятельности уже способны дети младшего дошкольного возраста, следовательно, при конструировании педагогического процесса и выделении конкретных задач, способствующих творческому развитию, необходимо учитывать динамику в развитии психических процессов у детей 3-7 лет.

Формирование творческих способностей дошкольников требует реализации определенных принципов:

- свободы выбора: в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор (никто не любит навязанных действий, поэтому необходимо разнообразие дидактического материала, изобразительных средств, дающих возможность ребенку сделать свой выбор, например в изготовлении поделки);

- открытости: не только обучать, но и воспитывать жажду знания и саморазвития; использовать открытые задачи, имеющие разные пути решения, допускающее варианты условие, набор вероятных ответов;

- деятельности (деятельностный подход), который предполагает освоение дошкольниками знаний, умений, навыков, т.е. педагог готовит для каждого ребенка свой набор для опыта, обследования предмета и т.д.; формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях и контекстах, дополнять знание, находить новые простейшие связи;

- обратной связи, предполагающий рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;

- амплификации развития: максимальное использование возможностей дошкольного периода детства с целью оптимизации процесса обучения детей. Данный принцип соотносится с принципом идеальности, как один из ключевых аспектов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), согласно которой, «красивое» решение ситуации характеризуется тем, сколько сил, времени и средств было затрачено на это решение. Идеальность действия тем выше, чем больше польза и меньше затраты [11].

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится - в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном.

Для старших дошкольников интересны режиссерские игры с комбинированными сюжетами, следовательно, актуальным становится моделирование полифункционального пространства (театрально-музыкальный и литературный уголки), создание многоуровневых игровых комплексов с целью развития познавательных, игровых, двигательных, коммуникативных, творческих и иных потребностей.

Эмоциональность - универсальный для всех видов творчества показатель. Эмоциональный мир дошкольника многогранен, органичен, неповторим.

Эмоциональный портрет ребенка высоким уровнем развития проявляется в таких показателях, как:

- эмоциональная отзывчивость;

- выразительность и вариативность эмоциональных проявлений;

- богатство, глубина и разнообразие эмоционального опыта;

- эмоциональная память;

- эмоциональная гибкость, способность к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому;

- развитое чувство юмора;

- восприимчивость к невербальным проявлениям эмоций и чувств и др [11].

Исследовать эмоциональный портрет ребенка можно комплексом методов:

- моделирования художественного образа (цветовое, графическое, пластическое моделирование эмоционального содержания, литературного, музыкального, художественного произведения);

- сопоставления художественных произведений;

- эмоционального проживания художественных образов произведений;

- «вхождения» в образ;

- игровыми методами (путешествие, фантазирование, отождествление и т.п.).

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

- как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);

- исполнительское (речевое, двигательное) - актерские способности;

- оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

Эти направления могут объединяться.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что старшие дошкольники сохраняют положительное отношение к игре - драматизации, она остается интересной для них. В этих играх расширяются возможности ребенка. В старшем дошкольном возрасте значительно вырастают физические возможности детей: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать.

К пяти годам дети способны к полному перевоплощению, сознательному поиску сценических средств выразительности для передачи настроения, характера, состояния персонажа, умеют находить связи между словом и действием, жестом и интонацией, самостоятельно додумывают и входят в роль, придают ей индивидуальные черты. Ведущую роль начинают играть личные ощущения, эмоции, переживания. У ребенка возникает желание поруководить спектаклем, быть режиссером. Основная задача педагога - активизировать и развивать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

1.2 Классификация театрализованных игр как содержательной основы театрализованной деятельности дошкольников

Игра - наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Театрализованная игра - эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, благоприятное условие для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда прийти к нему на помощь.

Л. В. Артемова выделяет среди театрализованных игр - игры драматизации и режиссерские игры [3].

В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Театрализованные игры могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти на сцену, боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.

В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности достигаются следующие цели развития личности:

• развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

• воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

• овладение импровизационными умениями;

• развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности

• совершенствование познавательных процессов.

Важно, чтобы театрализованных играх - драматизациях ребенок почувствовал себя артистом, который самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Приведем примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности (из опыта Л.В. Артёмовоой) [3].

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может, в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

Особую роль при создании условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности играют родители ребёнка. Воспитатель ставит перед родителями следующие задачи:

- обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования;

- предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.;

- постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя»;

- по мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях;

- рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.;

- рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

Как показывает практика, взаимодействие с родителями в этом направлении способствует повышению эффективности работы с детьми по достижению задач, которые призвана решить театрально-игровая деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Театрализация - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Научить детей импровизировать - дело далеко не простое. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью (театрализованной), был увлечен сказкой, игрой. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя - вот главная задача театрализации.

Очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Современные реалии требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей вовсе времена. Следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность. Так же важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На наш взгляд, необходимо совершенствовать художественно-эстетическое воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности.

Организованная таким образом работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении секретом творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в данной работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте. Также важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.

Практическая значимости выпускной работы заключается в том, что в работе представлена система методов и приемов развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры. В целом, задачи выпускной работы выполнены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

На наш взгляд, необходимо и далее совершенствовать такое направление развития творческих способностей дошкольников как театрально-игровая деятельность посредством создания новых программ и методик.














Список литературы


  1. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду [Текст] / Е.А. Антипина. - Москва : Сфера, 2010. - 128 с.

  2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] : книга для воспитателя детского сада /Л.В. Артёмова. - Москва : Просвещение, 1991. - 120 с.

  3. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова, А.А. Борзов. - Самара : Самарский Дом Печати, 1994. - 315 с.

  4. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева. - Москва : Мозаика-синтез, 2010. - 240 с.

  5. Владимирова М.Л. Мы с детьми в театр играли. Интегрированная авторская программа детского театра «Гном и Дом», г. Киров [Текст] / М.Л. Владимирова // Детский театральный журнал. - 2012. - № 2. - С. 28 - 31.

  6. Выготский Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выгодский. - Москва : Смысл, Эксмо, 2005. - 1136 с.

  7. Гнедова О. Театрализация сказок в коррекционном детском саду [Текст] / О. Гнедова, Л. Майданюк. - Москва : Детство-Пресс, 2007. - 66 с.

  8. Доронова Т.М. Играем в театр [Текст] / Т.М. Доронова. - Москва : Просвещение, 2004. - 127 с.

  9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка [Текст] / А.В. Запорожец. - Москва : Педагогика, 1986. - 320 с.

  10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: Академия, 2013. - 416 с.

  11. Котова Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] : методическое пособие / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова. - Москва : Сфера, 2010. - 128 с.

  12. Крылова Н.М. Детский сад - дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного воспитания [Текст] / Н.М. Крылова. - Москва : Сфера, 2004. - 262 с.

  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, Академия, 352 с.

  14. Логинова В. И. Детство [Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. - Москва : Детство-Пресс, 2010. - 224 с.

  15. Макаренко, Л. В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография [Текст] / Л.В. Макаренко. - Донецк: ЛАНДОН-ХХИ, 2011. - 211 с.

  16. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : пособие для работников дошкольного учреждения / М.Д. Махнёва. - Москва: Сфера, 2003. - 128 с.

  17. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - Москва: Просвещение, 1982. - 148 с.

  18. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образовангия (пилотный вариант) [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

  19. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

  20. Распопов А. Г. Какие бывают театры [Текст] / А.Г Распопов. - Москва: Школьная пресса, 2011. - 148 с.

  21. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] / под ред. Т. И. Ерофевой. - Москва, 1999.

  22. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр - Творчество - Дети» [Текст] / Н.Ф. Сорокина, Н.Г. Миланович. - Москва: АРКТИ, 2004. 207 с.

  23. Станиславский К.С. Учебник актерского мастерства. Работа над собой в творческом процессе воплощения [Текст] / Москва : Аст, 2011. - 384 с.

  24. Сухинская В. Развитие коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С. 25-26.

  25. Улашенко, Н.Б. Организация театральной деятельности. Старшая группа [Текст] / Н.Б. Улашенко. - Волгоград: Издательско-торговый дом, 2009. - 117 с.

  26. Чусовская Н.А. Сценарии театрализованных представлений и развлечений [Текст] / Н.А. Чусовская. - Москва: Академия, 2011. - 116 с.

  27. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2011. - 284 с.




























© 2010-2022