Методическое сообщение на тему: «Школьная филармония»

Одна из проблем, стоящих перед человечеством ХХIвека – борьба за освоение молодыми людьми серьезного искусства, серьезной музыки. Современные технические средства воспроизведения музыки застали человека врасплох. На него обрушился в полном смысле слова водопад самой разнообразной музыки. Он не успел и не мог успеть научиться воспринимать музыку в таком количестве. И, не обученный общению с музыкой, он стал зачастую отбирать далеко не лучшие образцы этого великого искусства.             И вот, за...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Методическое сообщение на тему:

«Школьная филармония»




Исполнитель:

Педагог МБОУДОД КГО

«Кушвинская детская

музыкальная школа» Расторгуева Ирина Викторовна

г.Кушва 2015 год

«От сладкой музыки всегда мне грустно…,

Тот у кого нет музыки в душе,

Кого не тронут сладкие созвучья,

Способен на грабеж, измену, хитрость,

Темны, как ночь, души его движенья…»

В.Шекспир.

Одна из проблем, стоящих перед человечеством ХХI века - борьба за освоение молодыми людьми серьезного искусства, серьезной музыки. Современные технические средства воспроизведения музыки застали человека врасплох. На него обрушился в полном смысле слова водопад самой разнообразной музыки. Он не успел и не мог успеть научиться воспринимать музыку в таком количестве. И, не обученный общению с музыкой, он стал зачастую отбирать далеко не лучшие образцы этого великого искусства.

И вот, задумываясь над тем, как наладить общение детей с музыкой, как приобщить их к серьезному искусству, мы пришли к мысли об организации детской филармонии - бесед о музыке.

Под термином беседа о музыке мы подразумеваем контакт слушателя с «живой музыкой», разговор о прослушанном произведении, о впечатлении, которое произвело данное произведение на учащихся. Дети, как правило, относятся к музыкальным умениям своих сверстников с большим интересом. Они любят слушать своих одноклассников, оценивать их достижения, одновременно у детей формируется эстетическое отношение к музыке.

Проводящий концерты рассказывает сам, используя в беседе не только музыку, но и эстетическое слово, отрывки из музыкальной и художественной литературы.

По содержанию беседы о музыке могут быть следующими:

1. Беседа на какую-либо тему.

2. Беседа о музыкальном произведении.

3. О певческом голосе, хоре, о музыкальных инструментах.

4. Об определенном виде или жанре музыки.

5. О музыкальном стиле.

6. О композиторе и его творчестве.

7. Разговор с исполнителем.

8. Встреча с композитором.

9. Музыкальная викторина.


  1. В беседах на определенную тему используются произведения разных композиторов имеющих отношение к данной теме: например, «Весна в музыке», «Сказка в музыке» и т.д.



  1. В беседах о музыкальном произведении мы обучаем распознавать характер мелодии, обращаем внимание на звукоподражание и особый музыкальный язык, которым композитор выражает свой замысел.



  1. Проводя беседы о певческом голосе, хоре, о разных музыкальных инструментах, мы слушаем хор, сольное исполнение, игру на инструменте. Ученики следят за характером звукоизвлечения, вокальным мастерством, обращают внимание на специфицескую технику игры на том или ином музыкальном инструменте. Мы знакомим школьников с составом симфонического оркестра, камерного, фольклорного ансамблей.



  1. В беседе об определенном виде или жанре музыки (о песне, польке, вальсе, и т.д.), мы знакомим учеников с музыкальным замыслом, основными, характерными чертами данного произведения. Во время беседы обычно исполняем 5-6 пьес одного жанра, чтобы ученики на основе непосредственного прослушивания могли сами определять особенности данного жанра. Беседа об опере может послужить подготовкой учащихся к прослушиванию оперы в театре.



  1. В беседе об определенном музыкальном стиле: классицизме, романтизме, мы стремимся научить детей узнавать язык и форму каждого стиля, понимать смысл музыки и ее значение в жизни.



  1. В беседе о композиторе и его творчестве предполагается, что ученикам уже известны некоторые из произведений данного композитора. Это повышает интерес школьников и их активность. Учитель коротко рассказывает о жизни и творчестве композитора, делая акцент на его детстве и юности, об учебе и первых успехах в области музыки, о некоторых интересных фактах биографии, комментирует отобранные для прослушивания музыкальные отрывки.



  1. Беседа с исполнителями (учителем школы, хорошим учеником, пианистом, скрипачом, исполнителем на духовых инструментах). Исполнитель играет произведение, доступное восприятию учеников, рассказывает о своей работе над пьесой, ее отдельными частями, элементами, сообщает ученикам сколько времени ушло на подготовку к концертному исполнению пьесы. Глубокий контакт с исполнителем приводит к пониманию того, что кроме музыкального таланта необходим и повседневный целенаправленный труд.



  1. Композитор, беседует с детьми, рассказывает обычно не только о данном произведении, но и о всей музыкальной деятельности в целом, о роли творческого вдохновения, о замысле произведения и о работе над ним. Композитор сам исполняет свои произведения.



  1. Успех музыкальной викторины зависит прежде всего от подготовки, от подбора музыкальных произведений, от осведомленности учащихся по данной теме, от продуманности вопросов.

Концерты, проводимые «Школьной филармонией» должны сделать содержание и язык серьезной музыки доступными юношеству, заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить» любовью к музыке.

При организации филармонии, мы ставим перед собой следующие задачи:



  1. Эстетическое воспитание детей, развитие их музыкального кругозора и слуха.

  2. Воспитание подготовленных и заинтересованных слушателей серьезной музыки.

  3. Заинтересовать и привлечь детей для обучения в музыкальной школе.

  4. Пробудить в ребенке интерес к музыке, увлечь его в мир творчества и фантазии.

  5. Приобщение детей к достижениям поэзии, литературы и современной музыки.

  6. Необходимость проводить социологические, педагогические и психологические исследования. Укрепление связи со школами.

  7. Укрепление материально-технической базы школы.

Филармония школьника должна быть центром пропаганды музыкальных знаний среди детей. Мы должны воспитать у детей уважение к труду музыканта - исполнителя и научить их разбираться в качестве исполнения, мы говорим о воспитании любви к серьезному музыкальному искусству, в котором каждый способен найти нечто свое, максимально отвечающее его духовным потребностям.

В 2010-2011 году прошел цикл лекций-концертов под названием «Музыкальный калейдоскоп». Были предложены слушателям концерты:

  • «Встреча с композитором» - В.Басок

  • «В стране музыкальных инструментов»

  • «Рождественский калейдоскоп»

  • «Король - рояль»

  • «Инструменты духового оркестра»

  • «Стань музыкою слово»

  • «Любой узнает без ошибки волшебницу, певунью скрипку».

В 2011-2012 году слушателям предложили лекции-концерты под общим названием: «Наши друзья - музыкальные инструменты»

  • «В музыкальном зале»

  • «Сто тысяч разных звуков»

  • «Инструменты оркестра»

  • «Солнечный Моцарт»

  • «Народные фантазии»

  • «День открытых дверей»

В 2012-2013 году слушателям предложили лекции-концерты под общим названием «Музыкальные картинки»:



  • «Мы участники недели детской музыки»

  • «В стране музыкальных инструментов»

  • «Рождественские концерты»

  • «Золотые трубы и скрипки звук прелестный»

  • «Встреча с Вами» (концерт для ветеранов педагогического труда)

  • «День открытых дверей»

В 2013-2014 году слушателям предложили лекции-концерты под общим названием «У каждого свой музыкальный инструмент»:



  • «Концерт, посвященный Дню музыки»

  • «Золотые трубы»

  • «Народные фантазии»

  • «На белых и черных клавишах»

  • «Весенний ручей»

  • «Чарующие звуки скрипки»

  • «День открытых дверей»

В 2014-2015 году слушателям предложили лекции-концерты под названием «Музыкальная республика и ее обитатели»:

  • «Музыкальные портреты»

  • «Рождественский концерт»

  • «Голоса столетий»

  • «Мелодии для Вас», посвященный 70-летию победы ВОВ

  • «День открытых дверей»

Концерты проходят 5, 6, 7 раз в год на базе общеобразовательных школ №№ 42, 2, 6, 7, 3, 1, ОПУ, детского дома, вспомогательной школы, дошкольных учреждений.

За 7 лет существования филармонии мы провели 52 концерта. Мы показываем то, что сделано в пределах музыкальной школы педагогами и детьми. За эти годы у нас сложился тесный контакт с ребятами и педагогами названных школ. У нас есть своя, постоянная аудитория - это наши постоянные слушатели - ребята младших классов 6 школы и ребята из детского дома. Трепетная атмосфера внимательного вслушивания школьников в сложные музыкальные произведения убеждает о том, что музыка уже успела оказать облагораживающее воздействие на их души. Ребята не спешат покинуть зал, а долго с просветленными лицами благодарит исполнителей, они становятся другими, наполняются каким-то чувством культуры, нет пустых глаз - все они по-настоящему заинтересованы. Цикл наших лекций рассчитан на 3 года. В первый год обязательно знакомим детей со всеми инструментами, -2 и 3 год - ребята приходят на концерты - различные по темам (исходим из того - что могут и играют дети и педагоги). К нам приходят ветераны войны и педагогического труда, иногда мы выезжаем на концерты по просьбе слушателей.

Когда ребята вырастают, то некоторые потом приходят на другие концерты, вспоминают, о запомнившейся торжественности зала, об оставшемся у них впечатлении праздника музыки, вспоминают, как рассказы ведущих заставили работать воображение и фантазию.

Перед концертом мы вешаем афиши, иногда приглашаем пригласительными билетами, концерты бесплатные. Ребята после концертов рисуют веселые отзывы, что им понравилось.

Педагоги постоянно задают себе вопросы:


  • Что возьмет ребенок от наших концертов?

  • «получают ли школьники разных возрастных групп эстетическое

наслаждение во время концерта?

  • Чем объяснить отсев слушателей к концу учебного года?

Не обходится и без неудач. Но где те педагогические средства, которые действовали бы безотказно всегда и на всех. А в общем, все, что мы делаем - это просто очень интересно, увлекательно, доставляет удовольствие. За 5 лет на наши концерты пришло около 2000 тысяч детей различного возраста.

В концертах принимают участие опытные педагоги музыкальной школы и их прекрасные маленькие артисты. Концерты проводят лекторы: Возжаева Е.В, Проскурякова Н.Е., Пудова Е.М., Перминова Л.Г.

Устраивая у себя беседы-концерты, мы имеем возможность влиять на отношение учеников общеобразовательных школ к музыке, пробуждать интерес к ней, желание играть на каком-нибудь инструменте. Тем самым увеличивая число учащихся музыкальных школ. Происходит естественное и неформальное сближение педагогических коллективов различных школ.

Используемая литература.


  1. Б.Димейтман. «Вечера ровестников».

  2. В.Малов. «Детская филармония».

  3. А.Баренбоим. «Музыкальное воспитание».

  4. Р.Сабр. «Беседы о музыке.


© 2010-2022