Педагогический опыт на тему Расширение кругозора учащихся с помощью ИКТ

Моя тема по самообразованию "Расширение кругозора учащихся с нарушением интеллекта с помощью ИКТ". Работаю над этой темой 1 год. Мой второй класс является полем для развитию и создания новых идей по внедрению современных информационно - коммуникативных технологий в учебный процесс для расширения кругозора учащихся с нарушением интеллекта. Вспомогательной задачей внедрения информационныо - коммуникативный технологий в уебный процесс является адаптация детей с нарушением интеллекта в социум, приоб...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя тема по самообразованию «Расширение кругозора учащихся с помощью ИКТ»

ФИО Саратовцева Серафима Владимировна

Дата рождения 16.04.1991

Стаж работы 3 года

Девиз: «Улыбка - залог успеха и отличного настроения»

Кругозор - наличие общих представлений о широком круге явлений и областей знания.

- круг интересов и знаний человека.

- объём познаний, интересов, представлений кого-либо

Дети с нарушением интеллекта характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно - словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. У них снижен интерес к окружающей действительности. Узкий словарный запас. Кругозор школьника с нарушением интеллекта настолько сужен, что я считаю, использование ИКТ в учебном процессе - один из эффективных методов расширения кругозора.

Компьютер - это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а полученные знания более глубокими и обобщенными. Компьютерные технологии обучения - процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Я работаю с категорией детей, имеющих нарушение интеллекта

Коррекционная деятельность - это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого учащегося. Одним из таких условий является использование ИКТ на уроках в коррекционной школе

На своих уроках применяю различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- проблемный, элементы поискового метода , коллективной познавательной игры для повышения эффективности усвоения знаний, умений, навыков, а также - расширения кругозора учащихся. На уроках чтения использую презентации с фото, видео-, аудиоматериалами. При этом использую наглядный принцип обучения в сочетании со словесными методами, музыкальным сопровождением.

Средства ИКТ, которые использую в своей работе:  СD, DVD  Сканер, принтер, цифровая съёмка

Интернет, ЦОР( электронные учебные издания (ЭУИ), сайты (порталы) edu.ru, презентации учителей). Использую специальные в виде авторских презентаций, игровые программы, тренажёры. Использую универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.) для создания собственных образовательных ресурсов). Презентации использую авторские и создаю свои. В авторские презентации вношу свои коррективы (использую фрагментарно) : регулирую объём, формы подачи материала, исключаю «ненужное», готовлю её для данного класса с конкретными учениками.

Применяю ИКТ в качестве: 1. Урока с мультимедийной поддержкой - в классе с интерактивной доской. Средства мультимедиа способствуют многоканальному представлению информации. Представленная таким образом информация запоминается легче, быстрее и на более длительный срок. Исследования по анализу возможностей мультимедиа технологий в учебном процессе показывают, что они позволяют повысить его эффективность, так как применение мультимедиа технологий изменяет процесс обучения, позволяя получить новый качественный уровень знаний, умений и навыков учащихся. Использование мультимедиа технологии развивает не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в своей основе любопытство, любознательность.

Применение ИКТ на разных этапах урока. Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Организационный этап. На организационном этапе можно использовать разминки, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления. Организационному моменту, эмоциональному настрою на урок уделяю особое внимание, так как от его результатов зависит эффективность последующих частей урока. Учитывая трудную переключаемость умственно отсталых детей с одного вида деятельности на другой, во время организационного момента стараюсь снять у них излишнюю возбудимость, настраиваю на изучаемый материал.

Проверка домашнего задания. На этапе проверки домашней работы можно всему классу или группе учащихся предложить выполнить задания из электронного учебника.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Любое изложение материала нужно начинать с повторения. На уроке геометрии по теме «Отрезок» повторяю с помощью презентации.  Актуализация новых знаний. Традиционно сложившаяся часть урока - актуализация знаний подготавливает к изучению нового материала. От этой части урока непосредственно зависит познавательная активность и интерес учащихся к новому материалу

Объяснение нового материала. Применяю компьютерные презентации при изучении нового материала: на экране с помощью видеоряда, звука и текста происходит объяснение нового материала. На этом же этапе показываю на экране образцы выполнения заданий, в то время как учащиеся работают на доске и в тетрадях. Закрепления новых знаний. Этому этапу урока уделяю особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений специальных заданий использую после объяснения нового материала. На данном этапе этого урока использую принцип дифференцированного подхода в обучении. Широко использую электронные учебные издания: игры, тренажёры. Учащиеся охотно решают предложенные в них задания, так как компьютер сразу указывает на допущенную ошибку, которую тут же можно исправить, не боясь выглядеть смешным в глазах одноклассников. У многих учащихся занижена самооценка, поэтому к доске любят выходить не все. Работа на компьютере в этом случае позволяет применить индивидуальный подход и при необходимости оказать своевременную помощь учащимся.

Задачи, которые решаю с помощью компьютерных технологий на уроке. Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей. Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Использование ИКТ вызывает живой интерес и служит фактором активизации познавательной деятельности. Поэтому одним из направлений моей работы стало повышение мотивации к изучению математики, русского языка посредством ИКТ. Для этого использую программы из серии «Компьютерное обучение», игровые технологии, в презентациях широко применяю развивающие корригирующие задания на всех этапах урока: А) игровые технологии Б) отдельные слайды Интерактивная игра «Я сам». На уроках математики. На урока

Сочетаю ИКТ с другими формами работы на уроке: калькуляторы, разрезные картинки, печатные схемы. Мультимедиа презентации - электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. ИКТ позволяют рассмотреть тему с нескольких сторон, тем самым повышая процент усвоения материала. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Использование мультимедиа при конструировании опорных конспектов или структурно-логических схем расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же "картинками". В общем, более или менее полно используются возможности программного

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. По словам К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету…»

Компьютерные технологии позволяют не только расширить кругозор учащихся, но и социализировать их в общество.

© 2010-2022