Рабочая программа по ОЗОЖ 5 - 7кл

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

_____ /Голодаева Н.С./

Протокол №____

от ____________2015 г.



«Согласовано»

Зам.директора по УВР

_____ /Казанцев Ю.А./

____________2015 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ ООШ с.Сосновоборское

_____ /Максютова С.Ж./

Приказ № ___от_____2015г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Горбуновой Ольги Александровны,


I квалификационная категория


по основам здорового образа жизни,

5 класс






Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ________от

«____» __________ 2015г.








2015 - 2016 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе:

- Регионального компонента образовательного стандарта и базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 года.

- примерной программы общего среднего образования курса "Основы здорового образа жизни".

- Фундаментального ядра содержания общего образования и полностью соответствуют «Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» и другим разделам ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. № 1897).

Программа в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, то есть 35 часов в год.

УМК для 5-6 классов продолжает и развивает систему обучения, положенную в основу УМК для 4 класса.

Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана, позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»:

- формирование личности,

-способность реализовать себя максимально эффективно в современном мире,

-творчески относиться к возникающим проблемам,

-владеть навыками саморегуляции и безопасного поведения.

УУД, программа предусматривает в получение учениками необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Программа 5 класса состоит из пяти блоков.

Медико-гигиенический блок дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Этический блок включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Психологический блок развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Правовой блок обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Семьеведческий блок дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.


Учебно - тематическое планирование

По основам здорового образа жизни

Класс 5


Учитель: Горбунова О.А.


Количество часов

Всего 35 час; в неделю 1 час.


Планирование составлено на основе региональной образовательной программы для общеобразовательных учреждений Саратовской области «Здоровый образ жизни» авторы: БарылкинЮ. А., Дмитриева Н. В., Елисеев Ю. Ю., Клещина Ю. В., и другие.

Рабочая тетрадь Здоровый образ жизни для 5- 6 классов ; под редакцией М. Ю. Михалиной, М. В. Лысагорской, М. А. Павловой -Саратов: КИЦ "Саратовтелефильм"- "Добродея", 2008.



№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов


Раздел 1. Физическое здоровье (Медико-гигиенический блок)

8

1

Организм и здоровье.

1

2

Рост и развитие организма.

1

3

Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте.

1

4

Гигиена тела и полости рта. Гигиена рабочего места школьника.

1

5

Рациональное, сбалансированное питание.

1

6

Гигиена питания.

1

7

Профилактика нарушений зрения.

1

8

Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье.

1


Раздел 2. Психологическое здоровье (Психологический блок)

8

9

Познавательная раскрепощенность.

1

10

Сплоченность группы, условия для самораскрытия каждого. Выразительные формы самопредъявления.

1

11

Интеллектуальная и поведенческая креативность.

1

12

Умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора.

1

13

Умение логически мыслить, излагать свое мнение, обратиться к другому с просьбой, механизмы понимания другого.

1

14

Взаимодействие в группе. Внимание, образная память, лексический запас, воображение

1

15

Взаимодействие в группе. Наблюдательность, интеллектуальная гибкость.

1

16

Развитие внимания, образной памяти, логического запаса, воображения

1


Раздел 3. Социальное здоровье (Правовой блок)

6

17

Ребенок, как субъект права. Права и обязанности детей.

1

18

Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации.

1

19

Реализация прав в повседневной жизни. Социальные службы для детей.

1

20

Социальная инфраструктура для детей.

1

21

Государственная политика в интересах детей.

1

22

Общественные организации в интересах детей.

1


Раздел 4. Моральное здоровье (Семьеведческий блок)

6

23

Семья и её функции. Семья, как ячейка общества.

1

24

Влияние общественного строя на проявление семейных отношений

1

25

Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз. Психологическая функция как реализация в семье потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке.

1

26

Воспитательная функция: дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семейного воспитания. Неоднозначная роль матери и отца в воспитании ребенка.

1

27

Хозяйственная функция. Быт, как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Распределение домашних обязанностей в семье.

1

28

Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на социально-психологический климат семьи.

1


Раздел 5. Духовное здоровье (Этический блок)

6

29

Непрерывность и цикличность жизни. Космос. Вселенная. Земля.

1

30

Жизнь. Происхождение жизни на Земле.

1

31

Разнообразие видов живых существ. Человек, как вершина эволюции живой природы.

1

32

Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее.

1

33

Поколение. Преемственность поколений.

1

34

Смена поколений. Младенец, ребёнок, взрослый, зрелый человек.

1

35

Резерв

1

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Раздел программы

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Виды контроля

Характеристика деятельности учащихся (УУД)


1

Физическое здоровье

(Медико-гигиенический блок)


Организм и здоровье.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков

Формирование у учащихся представления о строении вселенной планете Земля, происхождении жизни на Земле. Определение место человека в иерархии живых существ.


Решение познавательных задач.

Знать: - ребенок - подросток - взрослый; переходный возраст; железы внутренней секреции; гормоны; «гормональный оркестр»;

- единство организма и среды; динамика физического развития и умственной работоспособности; рост и развитие; закономерности физического развития; анатомо-физиологические особенности органов и систем возрастно-половой группы школьников

- понятие о последствиях употребления психоактивных веществ.

2

Рост и развитие организма.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков, размышление

Дать представление о тех изменениях в организме, которые превращают девочку в женщину, мальчика в мужчину. Объяснить основные физиологические механизмы происходящих изменений в подростковом возрасте.

Тестирование

3

Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков, размышление

Единство организма и среды; динамика физического развития и умственной работоспособности; рост и развитие; закономерности физического развития; анатомо-физиологические особенности органов и систем возрастно-половой группы школьников. Обсудить наиболее часто задаваемые вопросы по темам «Как изменяются девочки» и «Как изменяются мальчики».

Решение познавательных задач

4

Гигиена тела и полости рта. Гигиена рабочего места школьника.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков, размышление

Сформировать у школьника представления о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Продемонстрировать средства интимной гигиены, средства ухода за кожей, полостью рта (кремы, лосьоны, дезодоранты, зубные пасты и др.).

Тестирование

5

Рациональное, сбалансированное питание.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков. размышление

Рациональное питание, состав пищи, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; сбалансированное питание, санитарно-гигиенические требования к хранению пищевых продуктов.

Тестирование

6

Гигиена питания.


Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков, размышление


Знакомство детей с основными принципами рационального питания, продуктами-источниками белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Значение питания для детского организма, при заболеваниях алиментарного характера, хранении пищевых продуктов, профилактики заболеваний.

Решение познавательных задач

7

Профилактика нарушений зрения.

Урок формирова­ния новых знаний, умений, навыков. практич. занятие



Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на зрительный анализатор и профилактические мероприятия по борьбе за полноценное зрение школьника. Освоить программу улучшения зрения. Выучить упражнения, укрепляющие глазодвигательные мышцы и снимающие утомление глаз.

Решение познавательных задач

8

Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания, токсикомания и их пагубное влияние на здоровье.


обобщающий урок - праздник

Формирование саногенной установки, ответственного отношения к своему здоровью. Влиянием вредных привычек на здоровье, негативное отношение к курению, алкоголизму, наркомании, токсикомании. Последствия употребления психоактивных веществ. Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Тестирование.

9

Психологическое здоровье (Психологический блок)

Познавательная раскрепощенность.

Урок игра, беседа

Формирование сплоченности группы, условий для самораскрытия каждого.

Выполнение тренировочных упражнений

Знать:

- о чувстве собственного достоинства;

- о правах человека;

- о способах выражения критики и похвалы;




Уметь:

- высказывать просьбу, выполнять просьбу или отказывать в просьбе;

- реализовывать успешные формы поведения;

- высказывать своё мнение: критическое и похвалу;

- отстаивать своё мнение



10

Сплоченность группы, условия для самораскрытия каждого. Выразительные формы самопредъявления.

Урок игра

Формирование сплоченности группы, условий для самораскрытия каждого.

Решение познавательных задач

11

Интеллектуальная и поведенческая креативность.


.

Урок формирова­ния новых знаний

Развитие интеллектуальной и поведенческой креативности.

Выполнение тренировочных упражнений в рабочих тетрадях.


12

Умение логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора.

Урок беседа

Развитие умения логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора.


Тестирование

13

Умение логически мыслить, излагать свое мнение, обратиться к другому с просьбой, механизмы понимания другого.

Урок - практикум

Вербальные упражнения на развитие креативности

Выполнение упражнений на развитие креативности.

14

Взаимодействие в группе. Внимание, образная память, лексический запас, воображение

урок- практикум

Развитие умения логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора.


Выполнение тренировочных упражнений

15

Взаимодействие в группе. Наблюдательность, интеллектуальная гибкость.

Урок - практикум

Вербальные упражнения на развитие креативности

Выполнение тренировочных упражнений

16

Развитие внимания, образной памяти, логического запаса, воображения


Урок - практикум

Развитие воображения, мышления, умения обратиться к другому с просьбой, умения понимать другого. Развитие внимания, образной памяти, лексического запаса, воображения.

Выполнение упражнений, требующих проявления наблюдательности, интеллектуальной гибкости.

17

Социальное здоровье (Правовой блок)

Ребенок, как субъект права. Права и обязанности детей.

Урок формирова­ния новых знаний

Познакомить школьников с нормативными документами, определяющими их права и обязанности; способствовать воспитанию правовой активности юных граждан.

Опрос

Знать основные права и знать:

- о преступлениях и способах принуждения;

- об ответственности за преступления разного характера;

- о способах и механизмах противостояния преступлениям и принуждениям;


Уметь:

- противостоять в ситуациях принуждения.



18

Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации.

Урок формирова­ния новых знаний

Познакомить школьников с нормативными документами, определяющими их права и обязанности; способствовать воспитанию правовой активности юных граждан.

Опрос.

Беседа

19

Реализация прав в повседневной жизни. Социальные службы для детей.

Круглый стол

Познакомить школьников с государственными структурами и общественными организациями, призванными защищать их права; познакомить с механизмом реализации прав в повседневной жизни; сформировать потребность в защите своих прав; сформировать понимание необ-ходимости в регламентации прав и обязанностей.

Беседа

20

Социальная инфраструктура для детей.

Урок формирова­ния новых знаний

Социальные службы для детей, Социальная инфраструктура для детей,

Беседа

21

Государственная политика в интересах детей.

Урок формирова­ния новых знаний

Государственная политика в интересах детей, общественные организации в интересах детей.

Работа с карточками. беседа

22

Общественные организации в интересах детей.

Урок формирова­ния новых знаний. Игра.

Сюжетные игры: путешественники на воздушном шаре попадают в катастрофу и, чудом оставшись в живых, оказываются на необитаемом острове.

Тестирование.

23

Моральное здоровье (Семьеведческий блок)

Семья и её функции. Семья, как ячейка общества.

Урок формирова­ния новых знаний

Познакомить с характером и особенностями развития семьи на протяжении веков. Помочь в анализе особенностей семейных отношений в различных общественно-экономических формациях.

Работа с карточками, беседа. Анкета

Знать:

-функции семьи;

-роль хозяйственной функции семьи

- факторы, воздействующие на личность ребенка: наследственность, среда, воспитание

Уметь: -анализировать особенности семейных отношений

24

Влияние общественного строя на проявление семейных отношений

Урок беседа

Подробное знакомство с функциями семьи. Психологическая функция, как реализация в семье комплекса потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке.

Работа с карточками. Анкетирование. Беседа.

25

Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.. Психологическая функция как реализация в семье потребностей в нежности, понимании, заботе, моральной поддержке.

Урок формирова­ния новых знаний

Семья как «психологическое убежище» современного человека.

Работа с текстом учебного пособия. Беседа

26

Воспитательная функция: дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семейного воспитания. Неоднозначная роль матери и отца в воспитании ребенка.

Урок формирова­ния новых знаний..

Урок беседа

Воспитательная функция: семья как соединение в одно целое, для появления новой жизни. Обоснование высказывания «Семья начинается с детей». Дети как фактор, укрепляющий семью. Значение семьи, в воспитании детей. Различные факторы, воздействующие на личность ребенка: наследственность, среда, воспитание. Проблема «отцов и детей». Творческий подход к воспитанию.

Работа с заданиями учебного пособия. Беседа

27

Хозяйственная функция. Быт, как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Распределение домашних обязанностей в семье.

Урок формирова­ния новых знаний

Хозяйственная функция: быт как важнейшая сфера семейного уклада, в которой формируется и воспитывается человек. Составные элементы быта: уклад жизни, обычаи, нравы, привычки и нормы общежития; различные формы и способы удовлетворения потреб-ностей человека. Распределение домашних обязанностей в семье.

Дискуссия.

28

Проблемы ведения домашнего хозяйства и их влияние на социально-психологический климат семьи.


Урок формирова­ния новых знаний

Ролевые игры «Психологическая поддержка в семье», «Распределение домашних обязанностей», диспут «Женщина на работе и дома», проанализировать педагогические ситуации «Родители и дети».

Беседа

29

Духовное здоровье (Этический блок)

Непрерывность и цикличность жизни. Космос. Вселенная. Земля.

Урок формирова­ния новых знаний

Формирование у учащихся представления о строении вселенной планете Земля, происхождении жизни на Земле. Определение место человека в иерархии живых существ.

Работа с заданиями учебного пособия. Беседа

Знать:

- о причастности человека к процессам, происходящим в мире;

- о потребительском и экологическом подходах к миру.


Уметь:

- владеть навыками безопасного взаимодействия с миром;

- делать собственный индивидуальный выбор отношения с миром



30

Жизнь. Происхождение жизни на Земле.

Урок формирова­ния новых знаний

Формирование у учащихся представления происхождения жизни на Земле. Определение место человека в иерархии живых существ.

Работа с заданиями учебного пособия. Тестирование

31

Разнообразие видов живых существ. Человек, как вершина эволюции живой природы.

Урок формирова­ния новых знаний

Подвести учеников к пониманию цикличности жизни человека, к определению своего места в непрерывном потоке жизни.

Работа с заданиями учебного пособия. Опрос.

32

Цикличность жизни человека. Прошлое, настоящее и будущее.

Мини-конференция


Педагог организует беседу, во время которой взрослые делятся с детьми воспоминаниями о детстве, юности, зрелых годах. Дети заранее готовят вопросы и играют роль журналистов, для которых старшее поколение организовало пресс-конференцию.


. Беседа.

33

Поколение. Преемственность поколений.

Урок формирова­ния новых знаний

представление о смене поколений, преемственности поколений как о непрерывном процессе. Помочь ученикам ощутить себя включенными в процесс преемственности поколений.


Работа с заданиями учебного пособия. Беседа

34

Смена поколений. Младенец, ребёнок, взрослый, зрелый человек.

Урок игра

Игра «Лента времени», в ходе которой прослеживается тесная взаимосвязь поколений, преемственность нравственных и интеллектуальных норм передающихся из поколения в поколение.


Работа с заданиями карточек

35

Резервный урок.






















Содержание тем учебного курса.

«Жизнь как процесс»

Этический блок

Занятия 1-2. Непрерывность и цикличность жизни (2 ч)

Цель. Сформировать у учащихся представление о строении вселенной планете Земля, происхождении жизни на Земле. Определить место человека в иерархии живых существ.

Основные понятия: Вселенная; Земля; жизнь; происхождение жизни на земле; разнообразие видов живых существ; человек, как вершина эволюции живой природы.

Занятия 3-4. Цикличность жизни человека (2 ч)

Цель. Подвести учеников к пониманию цикличности жизни человека, к определению своего места в непрерывном потоке жизни.

Основные понятия: цикличность жизни человека, прошлое, настоящее и будущее.

Занятия 5-6. Преемственность поколений (2 ч.)

Цель. Сформировать представление о смене поколений, преемственности поколений как о непрерывном процессе. Помочь ученикам ощутить себя включенными в процесс преемственности поколений.

Основные понятия: поколение, смена и связь поколений, младенец, ребенок, взрослый, зрелый человек, передача жизненного опыта от поколения к поколению.


Психологический блок

Занятие 7

Цель: Формирование сплоченности группы, условий для самораскрытия каждого.

Основные понятия: предъявление себя; выражение себя.

Методические рекомендации.

Освоение выразительных форм самопредъявления.


Занятие 8

Цель. Развитие интеллектуальной и поведенческой креативности.

Основные понятия: анализ, синтез, сходство, различие, качества предмета.

Методические рекомендации.

Освоение многозначного восприятия.


Занятия 9-10

Цель. Развитие умения логически мыслить, излагать свое мнение, проявлять чувство юмора.

Основные понятия: интеллект, поведение, восприятие, однозначно, многозначно.

Методические рекомендации.

Вербальные упражнения на развитие креативности.



Занятия 11-12

Цель. Развитие воображения, мышления, умения обратиться к другому с просьбой, умения понимать другого.

Основные понятия: логика, мышление, чувство юмора.

Методические рекомендации.

Вербальные упражнения на развитие креативности.



Занятие 13

Цель. Отработка взаимодействия в группе.

Основные понятия: воображение, общение, понимание, просьба.

Методические рекомендации.

Упражнения на развитие творчества.


Занятие 14

Цель. Развитие внимания, образной памяти, лексического запаса, воображения.

Основные понятия: взаимодействие в группе, творчество, ассоциации.

Методические рекомендации.

Упражнения, требующие проявлений наблюдательности, интеллектуальной гибкости.

Правовой блок

Занятия 15-16. Знакомство с декларацией прав ребенка.
Права и обязанности детей.

Цель. Познакомить школьников с нормативными документами, определяющими их права и обязанности; способствовать воспитанию правовой активности юных граждан.

Основные понятия: Ребенок как субъект права; права и обязанности детей; Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Семейные кодекс РФ.

Занятия 17-18. Права ребенка в Российской Федерации.

Цель: Сформировать способность школьников отстаивать свои права, защищать их, обращаясь в соответствующие инстанции.

Основные понятия: защита, справедливость, правоспособность.


Занятия 19-20. Реализация прав в повседневной жизни.

Цель: Познакомить школьников с государственными структурами и общественными организациями, призванными защищать их права; познакомить с механизмом реализации прав в повседневной жизни; сформировать потребность в защите своих прав; сформировать понимание необходимости в регламентации прав и обязанностей.

Основные понятия темы: Социальные службы для детей, Социальная инфраструктура для детей, государственная политика в интересах детей, общественные организации в интересах детей.


Семьеведческий блок

Занятия 21-26. Семья и ее функции.

Цели: Познакомить с характером и особенностями развития семьи на протяжении веков. Помочь в анализе особенностей семейных отношений в различных общественно-экономических формациях.

Помочь осознать функции семьи как важнейшего фактора формирования человека. Помочь усвоению содержания психологической функции семьи.

Освоить техники психологической поддержки в семье. Проанализировать содержание и роль хозяйственной функции семьи.




Медико-гигиенический блок

Занятие 27. Перестройка деятельности различных органов и систем организма в подростковом возрасте.(1ч)

(Проводится раздельно для девушки и юношей)

Цель: Дать представление о тех изменениях в организме, которые превращают девочку в женщину, мальчика в мужчину. Объяснить основные физиологические механизмы происходящих изменений в подростковом возрасте.

Основные понятия: ребенок - подросток - взрослый; переходный возраст; железы внутренней секреции; гормоны; «гормональный оркестр»; половые железы; первичные и вторичные половые признаки. Менструальный цикл; поллюции, эрекция, онанизм.

Оборудование: плакаты и схемы, иллюстрирующие строение мужской и женской репродуктивной системы, физиологию менструального цикла, динамику анатомических и половых изменений девочки - девушки - женщины, мальчика - юноши - мужчины. Видеофильм «Что со мной происходит?».


Занятие 28. Перестройка деятельности различных органов и систем в подростковом возрасте (1 час).

Цель: Сформировать у школьников представление о сути происходящих в их организме процессов для более сознательного отношения к выполнению рекомендаций врача, касающихся режима дня, питания, занятий физкультурой и спортом и т.д.

Основные понятия: Единство организма и среды; динамика физического развития и умственной работоспособности; рост и развитие; закономерности физического развития; анатомо-физиологические особенности органов и систем возрастно-половой группы школьников.


Занятие 29.Гигиена тела и полости рта (1 ч.)

Цель: Сформировать у школьника представления о совокупности гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Основные понятия: личная гигиена; уход за кожей, волосами, ногтями, зубами; защита кожных покровов; профилактика болезней.


Занятие 30. Гигиена жилья. Гигиена рабочего места школьника (1 ч.).

Цель: Объяснить учащимся, какое влияние оказывают на здоровье жилье и условия работы школьника. Ознакомить школьников с гигиеническими принципами формирования окружающей среды в школах для более глубокого понимания профилактического направления проводимых мероприятий

Основные понятия: внутрипланировочные, микроклиматические факторы жилья и школы; школьная мебель, гигиена планировки и благоустройства школы; гигиена воздушной среды, освещения, гигиенические требования к оборудованию


Занятие 31. Гигиена питания (1 ч.)

Цель: Ознакомить школьника с основами рационального питания и принципами профилактики заболеваний алиментарного происхождения.

Основные понятия: Рациональное питание, состав пищи, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества; сбалансированное питание, санитарно-гигиенические требования к хранению пищевых продуктов.


Занятие 32. Профилактика близорукости (1 ч)

Цель: Определить факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на зрительный анализатор и профилактические мероприятия по борьбе за полноценное зрение школьника. Освоить программу улучшения зрения. Выучить упражнения укрепляющие глазодвигательные мышцы и снимающие утомление глаз.

Основные понятия: орган зрения и его световоспринимающий аппарат; близорукость и необходимость борьбы с ней; охрана бинокулярного зрения (профилактика косоглазия); очки. Факторы, приводящие к чрезмерной нагрузке на зрительную сенсорную систему. Снятие зрительного утомления.


Занятие 33-34. Вредные привычки - алкоголь, курение, наркомания, токсикомания - их влияние на здоровье.(2 ч)

Цель: Продолжить формирование саногенной установки, ответственного отношения к своему здоровью. Ознакомив школьников с влиянием вредных привычек на здоровье, выработать у них негативное отношение к курению, алкоголизму, наркомании, токсикомании. Дать понятие о последствиях употребления психоактивных веществ. Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Основные понятия: Вредные привычки, вредные вещества, психоактивные вещества, отравление, привыкание, физическая и психологическая зависимость, социальный статус самочувствие, самосознание, наркогенные вещества, их неблагоприятное влияние на органы и системы.





























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

5 КЛАССА

ПО КУРСУ «ОЗОЖ»


Перечень УУД, формируемых у школьников 5 класса


Знать:

- вопросы отношения к окружающему миру

- правила поведения в тренинговой группе

- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое)

- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе

- статьи из Уголовного кодекса РФ

- что такое расслабление

- что такое чувство собственного достоинства

- что такое просьба

- что такое генеалогическое дерево своей семьи

- что такое семейные реликвии

- что такое семейные традиции

- что такое личная гигиена

- о таинстве появления на свет

- как ухаживать за ребенком

- о факторах окружающей среды, влияющих на здоровье человека

- виды искривления позвоночника,

- о профилактике нарушения осанки

- правила закаливания

Действия:

- характеризовать взаимосвязь элементов живой природы

- характеризовать правила поведения в обществе

- характеризовать основные способы принуждения

- характеризовать способы противостояния принуждению

- характеризовать понятие семейные реликвии

- слушать собеседника

- овладевать вербальными и невербальными формами поведения

- выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей

- определять, что такое чувство собственного достоинства

- отстаивать свои права

- высказывать просьбу

- принимать согласие или отказ о её выполнении.

- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав

- уверенно вести себя в определенных ситуациях

- составлять генеалогическое древо своей семьи

- пользоваться средствами личной гигиены

- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.

- осуществлять собственный индивидуальный выбор в отношении с миром, развивать способность самостоятельно строить свою судьбу

- характеризовать процесс рождения ребенка

- характеризовать состояние окружающей среды обитания

- проводить закаливание организма

- правильно сидеть при работе за столом


Учебно-методическое обеспечение программы 5 класса


В учебно-методический комплект входят:

Учебное пособие для учащихся 5-6 класса Здоровый образ жизни ; под редакцией М. Ю. Михалиной, М. В. Лысагорской, М. А. Павловой -Саратов: КИЦ "Саратовтелефильм"- "Добродея", 2008.

Л и т е р а т у р а д л я у ч и т е л я:

Региональная образовательная программа, издание второе, дополненное и переработанное, издательство "Добродея", 2008 г.

Дидактические материалы разработанные САРи КПРО

Д о п о л н и т е л ь н ы е с р е д с т в а о б у ч е н и я:

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса использую программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера: компьютерные презентации, проекты.


Список литературы


  1. МихалинА, М. Ю. Учебное пособие для учащихся 5-6 класса Здоровый образ жизни. КИЦ "Саратовтелефильм"- "Добродея", 2008.

  2. Науменко Ю. В. Моё здоровье. - М.: Глобус, 2010. - 236 с. - (Серия "Воспитательная работа")

  3. Грановская Р.М. "Элементы практической психологии" М. 1988г.

  4. Кузнецова Л.И. "Женщина на работе и дома" М., 1980г.

  5. "Культура семейных отношений" М., 1980г.

  6. "Мы и наша семья." М., 1985г.

  7. Мацковский М., Золотова Т. "Закон весов или об эмоциональном и рациональном в семейной жизни" М., 1980 г.

  8. Павлова Л.Г. "Спор, дискуссия, полемика" М, 1991 г.

  9. Абрамян Е.В. Искусство здоровья. М.: Инноватор., 2001., - 123 с.

  10. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М., Мозг, Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1969,-240 с.



© 2010-2022