• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовок в 1-11 классах

Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовок в 1-11 классах

Данные методические рекомендации по организации и проведению самоподготовок предназначены для воспитателей школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей,, детских домов, а так же групп продленного дня. Они раскрывают основные принципы. требования к проведению самоподготовки как одному из основных режимных моментов в жизнедеятельности учреждений такого типа.
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Методические рекомендации

по организации и проведению самоподготовок

в 1-11 классах школы








1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ


Самоподготовка - это одна из форм организации учебного процесса в ИШИ, один из видов познавательной деятельности. Это обязательное ежедневное занятие, на котором воспитанники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

ЦЕЛЬ самоподготовки - привитие воспитанникам навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирования положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в современной обыденной жизни придается большое значение. При этом учитывается возраст детей, их самообразовательные возможности, полученные на уроках, нормы затраты времени в соответствии с СанпИН2.4.2 1178-02 и методические рекомендации по организации самоподготовок.

Перед самоподготовкой воспитатель ставит ряд конкретных задач (триединую задачу):

Образовательные задачи:

- закрепление навыков самообразовательной работы;

- расширение границ учебной работы;

- углубление содержания учебных предметов;

- получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений, навыков;

- закрепление и повторение изученного на уроках материала;

- упражнение в применении учебных навыков для их прочного усвоения;

- развитие интереса к учению;

- воспитание чувства времени;

- обучение в пользовании справочной и дополнительной литературой.

Воспитательные задачи:

- воспитание добросовестного отношения к выполнению домашнего задания;

- формирование у воспитанников устойчивого желания к выполнению домашнего задания;

- формирование доброжелательного отношения к друг другу, коллективу и взрослым, воспитание умения работать в коллективе;

- воспитание целеустремленности и любви к учебному труду;

- формирование умения распределять время и определять порядок выполнения домашнего задания;

- формирование исполнительских навыков.

Коррекционные задачи:

- развитие самостоятельности

- развитие психических процессов(память, внимание, мышление, восприятие);

- коррекция речи;

- коррекция крупной и мелкой моторики;

- работа над техникой чтения

- формирование скоростных навыков;

- формирование умения выполнять работу добросовестно и качественно.

Самоподготовка - это не урок. Она содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется выполнением образовательных и воспитательных функций:




Образовательные функции:

1.Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроке. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от ученика самостоятельной индивидуальной работы.

2.Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся. В процессе самоподготовки развивается внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются все психические процессы.

3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределению сил.

4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.

5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении


Воспитательные функции:

1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению гигиены умственного труда.

2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике.

3. Формирующая функция способствует формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, активность, упорство в достижении цели формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.

4. Организационная функция проявляется в создании обстановки, необходимой для возникновения побуждений к выполнению домашних заданий.

Степень самостоятельной активности воспитанников в выполнении домашних заданий на самоподготовке можно охарактеризовать следующим образом:

Состояние учащихся на самоподготовке

Характеристика состояния

Активно-самостоятельное

Не требует внимания воспитателя. Дети хорошо понимают поставленные перед ними задачи. Видят пути их решения, все делают без помощи воспитателя.

Зависимо-самостоятельное

Возникает тогда, когда ребенок действует самостоятельно. Он ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. Ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на воспитателя, т.к. присутствует элемент неуверенности. Работать может с увлечением.

Принудительно-исполнительное

Проявляется в группе школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он показывает и пути и средства решения задачи. Учащиеся не проявляют особой заинтересованности в работе., всячески привлекают внимание воспитателя или более сильных учеников. Укореняется привычка действовать по принуждению из вне.

Бесконтрольно-исполнительское

Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Это состояние временное и преходящее. Требовательность воспитателя и постоянный контроль должны разрушить это стремление.

самопроизвольное

Проявляется в учебе у некоторых учащихся: «хочу-учу, не хочу - не учу». Это трудно поддающиеся убеждению дети. Потребуется длительная кропотливая работа воспитателя по искоренению склонности заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.

Ориентируясь в проявлении этих состояний, можно лучше продумывать виды деятельности во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности воспитанников.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ


2.1. Гигиенические требования:

- равномерная и достаточная освещенность всего помещения;

- чистота оконных стекол;

- недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;

- использование в весеннее время прозрачных штор для защиты от прямых солнечных

лучей;

- поддержание нормального температурного режима;

- регулярное проветривание комнаты самоподготовки;

- использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными;

- влажная уборка перед самоподготовкой;

- поддержание чистоты и порядка в классе;

- соблюдение школьниками личной гигиены;

- сохранение у детей правильной позы во время работы;

- проведение «физкультминуток», гимнастики для глаз, дыхательной и пальчиковой

гимнастики;

- особое отношение к ослабленным здоровьям детям;

- устранение шумовых раздражителей;

- предоставление детям при длительной самоподготовки перерывов на

неорганизованный отдых.

Повседневное выполнение этих требований послужит основой прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения.


  1. Дидактические требования:

- занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и тоже время и имеют определенную продолжительность;

- задания ученики выполняют самостоятельно;

- проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

- планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими;

- объем и характер заданий регулируется взаимодействием учителей и воспитателей;

- обеспечивается дифференциация как по содержанию, так и по характеру контактов учащихся и воспитателя;

- не рекомендуется вести вновь объяснение материала, давать дополнительные задании я без согласования с учителем, вести опрос;

- педагогическое руководство самоподготовкой должно быть логическим продолжением работы на уроке.

2.3. Воспитательные требования:

- отказ от применения каких-либо мер наказания;

- всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые

проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

- содействие прилежному отношению воспитанников к самостоятельной работе;

- недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками,

Замечаний, отвлекающих их от работы;

- поощрение настойчивости и упорства воспитанников во время работы над домашнем

заданием

- привлечение воспитанников к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков;

- не контролировать отличников и хорошистов;

- знание уровня общеобразовательной подготовки, индивидуальных способностей

воспитанников;

- обучение приемам рационального учебного труда;

- оказание своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся в занятиях на самоподготовке, но без лишней опеки. Помощь должна быть своевременной, самой необходимой и не должна иметь характер подсказки.

2.4. Организационно-дисциплинарные требования:

- точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

- сознательное подчинение указаниям воспитателя;

- обеспечение порядка на рабочем месте;

- экономное и полное расходование рабочего времени, отведенного на самоподготовку;

- неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения .

2.5. Правила запрета и разрешения:

Ученик должен усвоить, что нельзя:

- опаздывать на самоподготовку;

- тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе;

- нарушать тишину;

- отвлекать товарищей от работы;

- обращаться с какими-либо просьбами, советами без надобности;

- заниматься посторонними делами;

- использовать методы работы, вызывающие шум;

- беседовать с воспитателем в полный голос;

- громко давать консультацию;

- применять нечестные методы работы;

- недобросовестно выполнять задание;

- считать работу законченной без проверки.

Доведение до сознания воспитанников правил запрета обеспечит должным образом дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.

Правила разрешения для воспитанников являются своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.

Ученику разрешается:

- по своему усмотрению планировать и осуществлять работу, если это целесообразно;

- пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;

- с позволения воспитателя до начала самоподготовки сменить рабочее место, если в этом есть необходимость и возможность;

- выйти на время из класса;

- самостоятельно выбирать методы выполнения задания;

- при необходимости шепотом обращаться за консультацией;

- оказывать помощь товарищу;

- делать паузы для кратковременного отдыха;

- проверять работу товарищей, когда своя работа выполнена;

- отсутствовать на самоподготовке только с разрешения воспитателя;

- после выполнения всех уроков готовить выступления по дополнительной литературе, читать художественную литературу, прессу.

Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешения поможет организовать учебную деятельность.

3. МЕТОДЫ РАБОТЫ НА САМОПОДГОТОВКЕ


3.1. Метод убеждения - способ воздействия словом и делом на сознание и поведение воспитанников.

Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелание, пример,

3.2.Метод упражнения - осознание учениками действительности,

Приемы: просьба, приучение, испытание.

3.3.Метод внушения, попечения - способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением.

Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение идр.

3.4.Метод управления - активизация ученического самоуправления .

Приемы: установление порядка, планирование, поручения, подведение итогов, инструктаж,

3.5.Метод поощрения - способ воздействия стимулирующими средствами.

Приемы: доверие, одобрение, похвала, награда.

3.6.Метод наказания - способ воздействия методами торможения,

Приемы: замечание, порицание, осуждение, недоверие и др.

4. СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ


На самоподготовку в зависимости от возраста воспитанников отводится следующие количество времени (в соответствии с требованиями САНПиН2.42.1178-02):

1 класс - в первом полугодии домашнего задания нет, только дополнительные задания на моторику, развивающие игры. Во втором полугодии - 45 минут.

2-3 классы - 1 час

4 классы - 1,5 часа

5-6 классы - 2 часа

7-11 классы - 2,5 часа и более.

4.1. Воспитатель дневной смены организует явку воспитанников на самоподготовку, предварительно проверив их готовность к занятиям, передает смену воспитателям вечерней смены.

классную комнату (наглядный материал, учебные принадлежности, настольные игры и т.д.), проветривает комнату, определяет объем заданий по тетради взаимосвязи воспитателей и учителей.

4.2. Организационный момент:

- приветствие;

- отмечается явка воспитанников по журналу, который заводится в произвольной форме;

- проверка готовности воспитанников (проверка рабочего места воспитанников к занятию - необходимые книги, тетради, письменные принадлежности и т.д.)

- подводятся итоги рабочего дня (с позитивным настроем)

- дежурный сообщает домашнее задание (в младшем звене задание пишется на доске, в среднем и в старшем проверяется запись в дневнике)

Главное условие приучения детей к порядку:

- систематичность

- добросовестность

- самостоятельность

4.3. Планирование работы:

- постановка цели и мотивации деятельности воспитанников (знакомство с содержанием, выработка рациональной последовательности его выполнения)

- установление регламента

- определение приемов контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуальный контроль воспитателя, формирование групп доверия)

Развитию самостоятельной работы воспитанников способствует правильная постановка обучения самоконтролю. Важное условие для самоконтроля усвоение учащимися образов, с которыми они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.

Классификация видов самоконтроля:

1). При фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются допущенные ошибки, их причины и пути их устранения. Применяется эта форма при начальном обучении самоконтролю младших школьников

2). При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты работы самостоятельно, Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы.

Навыки индивидуального самоконтроля формируются на протяжении всего обучения при помощи использования фронтальных проверок и других способов контроля.

Большое внимание на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и уме5ния по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля.

4.4. Самостоятельная работа - основной структурный элемент самоподготовки:

- для развития у воспитанников положительного отношения к чтению как средству самообразовательной деятельности и активного отдыха, для формирования устойчивой потребности в чтении рекомендуется начинать самоподготовку с чтения художественной литературы. На это отводиться 15-20 минут.

- по окончанию чтения самоподготовку лучше всего начать с устных предметов.

Выбор порядка выполнения домашнего задания можно предоставить на усмотрение детей. Рекомендуется начинать тогда работу с наиболее трудного предмета. Такую форму работы может использовать только опытный педагог, полностью владеющий классом. Воспитатель обязательно следит за тем, чтобы дети начали подготовку с повторения правил.

- во время выполнения письменных домашних заданий должен осуществляться контроль за аккуратностью и правильной осанкой, не должно допускаться списывание, тетради с выполненными заданиями необходимо собирать,

- во время выполнения домашнего задания необходимо пользоваться системой алгоритмов познавательной деятельности ( приложение №1)

- организация самопроверки, взаимопроверки , взаимопомощи.

- во время проведения самоподготовки для ребят, которые справились раньше с домашним заданием необходимо организовать занятие - чтение книг, тихие игры, шахматы, кроссворды и т.д.

- во время занятия необходимо устраивать минутки отдыха (смотрите в приложении ).

4.5. Подведение итогов самоподготовки:

- общий вывод о выполнении поставленных познавательных и воспитательных задачах

- оценка прилежания воспитанников, работы консультантов и групп доверия

- сообщение о планах на вечер.

4.6. Уборка класса дежурными.

5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ


Учитывая особое психологическое состояние первоклассников в период первичной адаптации в 1 полугодии самоподготовку рекомендуется заменить развивающими играми и психокоррекционными упражнениями, либо полностью, либо частично.

Воспитатель обязательно должен работать в тесном контакте с учителем первого класса и оказывать посильную помощь в развитии детей (осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать его проблемы, интересы, особенности) помогать в преодолении трудностей адаптационного периода.

Для корректировки отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве этому уделяется особое внимание именно на начальных стадиях обучения по всем предметам, используются следующие упражнения, предлагаемые детям в виде игры:

Незаменимы для детей с невротическими проявлениями нервной системы упражнения для обучения детей приемам саморасслабления.

Эти упражнения можно проводить и для детей более старшего возраста:

(см. Приложение)




ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

- вспомни, что изучали на уроке

- внимательно прочитай правило

- подумай над тем, что нужно сделать в письменном задании

- посмотри, как применить правило в упражнении

- выполни упражнение

- прочитай еще раз задание и проверь работу

- заучи наизусть правило и расскажи его

ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ»

-вспомни, что изучали на уроке

- внимательно прочитай определение, правила, теоремы, просмотри чертежи, графики, таблицы

- просмотри как это все можно применить при выполнении задания

- прочитай условие задачи

- составь короткую запись условия

- если необходимо, сделай чертеж, рисунок

- запиши план и решение

- прочитай еще раз вопрос к задаче и ответь на него

ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНЯТЬ УСТНЫЕ ЗАДАНИЯ»


- вспомнить материал который был на уроке

- читай текст полностью, в случае необходимости, пользуйся словарями, схемами, картами, учебными пособиями

- читай внимательно и старайся запомнить основное

- для лучшего запоминания записывай в черновик даты, названия, имена

- перескажи прочитанное, закрыв книгу, и мысленно представив прочитанное

- прочитай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются

- если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему. План желательно запомнить

- для лучшего запоминания дат сравни их с теми, которые хорошо помнишь.

ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ»


- прочти задание, подумай, посмотри, какие правила следует применить в упражнении, если забыл - посмотри в учебнике

- если надо, посмотри аналогичные упражнения, выполненные в классе под руководством учителя

- не спеша приступай к выполнению

- если не понимаешь смысла упражнения, спроси у воспитателя или товарища

- отдельные трудные части задания не пиши сразу в тетрадь, а пользуйся черновиком

- выполни упражнение, сделай проверку, аккуратно поправь ошибки. Если получилось грязно - перепиши.


© 2010-2022