- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовок в 1-11 классах
Методические рекомендации по организации и проведению самоподготовок в 1-11 классах
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петухова С.Н. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методические рекомендации
по организации и проведению самоподготовок
в 1-11 классах школы
1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ
Самоподготовка - это одна из форм организации учебного процесса в ИШИ, один из видов познавательной деятельности. Это обязательное ежедневное занятие, на котором воспитанники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.
ЦЕЛЬ самоподготовки - привитие воспитанникам навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирования положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в современной обыденной жизни придается большое значение. При этом учитывается возраст детей, их самообразовательные возможности, полученные на уроках, нормы затраты времени в соответствии с СанпИН2.4.2 1178-02 и методические рекомендации по организации самоподготовок.
Перед самоподготовкой воспитатель ставит ряд конкретных задач (триединую задачу):
Образовательные задачи:
- закрепление навыков самообразовательной работы;
- расширение границ учебной работы;
- углубление содержания учебных предметов;
- получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений, навыков;
- закрепление и повторение изученного на уроках материала;
- упражнение в применении учебных навыков для их прочного усвоения;
- развитие интереса к учению;
- воспитание чувства времени;
- обучение в пользовании справочной и дополнительной литературой.
Воспитательные задачи:
- воспитание добросовестного отношения к выполнению домашнего задания;
- формирование у воспитанников устойчивого желания к выполнению домашнего задания;
- формирование доброжелательного отношения к друг другу, коллективу и взрослым, воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание целеустремленности и любви к учебному труду;
- формирование умения распределять время и определять порядок выполнения домашнего задания;
- формирование исполнительских навыков.
Коррекционные задачи:
- развитие самостоятельности
- развитие психических процессов(память, внимание, мышление, восприятие);
- коррекция речи;
- коррекция крупной и мелкой моторики;
- работа над техникой чтения
- формирование скоростных навыков;
- формирование умения выполнять работу добросовестно и качественно.
Самоподготовка - это не урок. Она содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется выполнением образовательных и воспитательных функций:
Образовательные функции:
1.Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроке. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от ученика самостоятельной индивидуальной работы.
2.Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся. В процессе самоподготовки развивается внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются все психические процессы.
3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределению сил.
4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении
Воспитательные функции:
1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению гигиены умственного труда.
2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике.
3. Формирующая функция способствует формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, активность, упорство в достижении цели формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
4. Организационная функция проявляется в создании обстановки, необходимой для возникновения побуждений к выполнению домашних заданий.
Степень самостоятельной активности воспитанников в выполнении домашних заданий на самоподготовке можно охарактеризовать следующим образом:
Состояние учащихся на самоподготовке
Характеристика состояния
Активно-самостоятельное
Не требует внимания воспитателя. Дети хорошо понимают поставленные перед ними задачи. Видят пути их решения, все делают без помощи воспитателя.
Зависимо-самостоятельное
Возникает тогда, когда ребенок действует самостоятельно. Он ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. Ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на воспитателя, т.к. присутствует элемент неуверенности. Работать может с увлечением.
Принудительно-исполнительное
Проявляется в группе школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он показывает и пути и средства решения задачи. Учащиеся не проявляют особой заинтересованности в работе., всячески привлекают внимание воспитателя или более сильных учеников. Укореняется привычка действовать по принуждению из вне.
Бесконтрольно-исполнительское
Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Это состояние временное и преходящее. Требовательность воспитателя и постоянный контроль должны разрушить это стремление.
самопроизвольное
Проявляется в учебе у некоторых учащихся: «хочу-учу, не хочу - не учу». Это трудно поддающиеся убеждению дети. Потребуется длительная кропотливая работа воспитателя по искоренению склонности заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.
Ориентируясь в проявлении этих состояний, можно лучше продумывать виды деятельности во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности воспитанников.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ
2.1. Гигиенические требования:
- равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
- чистота оконных стекол;
- недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями;
- использование в весеннее время прозрачных штор для защиты от прямых солнечных
лучей;
- поддержание нормального температурного режима;
- регулярное проветривание комнаты самоподготовки;
- использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными;
- влажная уборка перед самоподготовкой;
- поддержание чистоты и порядка в классе;
- соблюдение школьниками личной гигиены;
- сохранение у детей правильной позы во время работы;
- проведение «физкультминуток», гимнастики для глаз, дыхательной и пальчиковой
гимнастики;
- особое отношение к ослабленным здоровьям детям;
- устранение шумовых раздражителей;
- предоставление детям при длительной самоподготовки перерывов на
неорганизованный отдых.
Повседневное выполнение этих требований послужит основой прочного усвоения школьниками гигиенических навыков поведения.
-
Дидактические требования:
- занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и тоже время и имеют определенную продолжительность;
- задания ученики выполняют самостоятельно;
- проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);
- планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими;
- объем и характер заданий регулируется взаимодействием учителей и воспитателей;
- обеспечивается дифференциация как по содержанию, так и по характеру контактов учащихся и воспитателя;
- не рекомендуется вести вновь объяснение материала, давать дополнительные задании я без согласования с учителем, вести опрос;
- педагогическое руководство самоподготовкой должно быть логическим продолжением работы на уроке.
2.3. Воспитательные требования:
- отказ от применения каких-либо мер наказания;
- всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые
проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
- содействие прилежному отношению воспитанников к самостоятельной работе;
- недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками,
Замечаний, отвлекающих их от работы;
- поощрение настойчивости и упорства воспитанников во время работы над домашнем
заданием
- привлечение воспитанников к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков;
- не контролировать отличников и хорошистов;
- знание уровня общеобразовательной подготовки, индивидуальных способностей
воспитанников;
- обучение приемам рационального учебного труда;
- оказание своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся в занятиях на самоподготовке, но без лишней опеки. Помощь должна быть своевременной, самой необходимой и не должна иметь характер подсказки.
2.4. Организационно-дисциплинарные требования:
- точное соблюдение начала и конца самоподготовки;
- сознательное подчинение указаниям воспитателя;
- обеспечение порядка на рабочем месте;
- экономное и полное расходование рабочего времени, отведенного на самоподготовку;
- неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения .
2.5. Правила запрета и разрешения:
Ученик должен усвоить, что нельзя:
- опаздывать на самоподготовку;
- тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе;
- нарушать тишину;
- отвлекать товарищей от работы;
- обращаться с какими-либо просьбами, советами без надобности;
- заниматься посторонними делами;
- использовать методы работы, вызывающие шум;
- беседовать с воспитателем в полный голос;
- громко давать консультацию;
- применять нечестные методы работы;
- недобросовестно выполнять задание;
- считать работу законченной без проверки.
Доведение до сознания воспитанников правил запрета обеспечит должным образом дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.
Правила разрешения для воспитанников являются своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определенные нормы поведения, позволяющие те или иные действия во время самоподготовки.
Ученику разрешается:
- по своему усмотрению планировать и осуществлять работу, если это целесообразно;
- пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами;
- с позволения воспитателя до начала самоподготовки сменить рабочее место, если в этом есть необходимость и возможность;
- выйти на время из класса;
- самостоятельно выбирать методы выполнения задания;
- при необходимости шепотом обращаться за консультацией;
- оказывать помощь товарищу;
- делать паузы для кратковременного отдыха;
- проверять работу товарищей, когда своя работа выполнена;
- отсутствовать на самоподготовке только с разрешения воспитателя;
- после выполнения всех уроков готовить выступления по дополнительной литературе, читать художественную литературу, прессу.
Точное и полное соблюдение организационных требований по самоподготовке, а также правил запрета и разрешения поможет организовать учебную деятельность.
3. МЕТОДЫ РАБОТЫ НА САМОПОДГОТОВКЕ
3.1. Метод убеждения - способ воздействия словом и делом на сознание и поведение воспитанников.
Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелание, пример,
3.2.Метод упражнения - осознание учениками действительности,
Приемы: просьба, приучение, испытание.
3.3.Метод внушения, попечения - способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением.
Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение идр.
3.4.Метод управления - активизация ученического самоуправления .
Приемы: установление порядка, планирование, поручения, подведение итогов, инструктаж,
3.5.Метод поощрения - способ воздействия стимулирующими средствами.
Приемы: доверие, одобрение, похвала, награда.
3.6.Метод наказания - способ воздействия методами торможения,
Приемы: замечание, порицание, осуждение, недоверие и др.
4. СТРУКТУРА САМОПОДГОТОВКИ
На самоподготовку в зависимости от возраста воспитанников отводится следующие количество времени (в соответствии с требованиями САНПиН2.42.1178-02):
1 класс - в первом полугодии домашнего задания нет, только дополнительные задания на моторику, развивающие игры. Во втором полугодии - 45 минут.
2-3 классы - 1 час
4 классы - 1,5 часа
5-6 классы - 2 часа
7-11 классы - 2,5 часа и более.
4.1. Воспитатель дневной смены организует явку воспитанников на самоподготовку, предварительно проверив их готовность к занятиям, передает смену воспитателям вечерней смены.
классную комнату (наглядный материал, учебные принадлежности, настольные игры и т.д.), проветривает комнату, определяет объем заданий по тетради взаимосвязи воспитателей и учителей.
4.2. Организационный момент:
- приветствие;
- отмечается явка воспитанников по журналу, который заводится в произвольной форме;
- проверка готовности воспитанников (проверка рабочего места воспитанников к занятию - необходимые книги, тетради, письменные принадлежности и т.д.)
- подводятся итоги рабочего дня (с позитивным настроем)
- дежурный сообщает домашнее задание (в младшем звене задание пишется на доске, в среднем и в старшем проверяется запись в дневнике)
Главное условие приучения детей к порядку:
- систематичность
- добросовестность
- самостоятельность
4.3. Планирование работы:
- постановка цели и мотивации деятельности воспитанников (знакомство с содержанием, выработка рациональной последовательности его выполнения)
- установление регламента
- определение приемов контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, индивидуальный контроль воспитателя, формирование групп доверия)
Развитию самостоятельной работы воспитанников способствует правильная постановка обучения самоконтролю. Важное условие для самоконтроля усвоение учащимися образов, с которыми они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты.
Классификация видов самоконтроля:
1). При фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются допущенные ошибки, их причины и пути их устранения. Применяется эта форма при начальном обучении самоконтролю младших школьников
2). При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты работы самостоятельно, Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы.
Навыки индивидуального самоконтроля формируются на протяжении всего обучения при помощи использования фронтальных проверок и других способов контроля.
Большое внимание на развитие самоконтроля оказывают взаимные проверки работ друг друга, когда каждый выступает в роли проверяющего. Благодаря взаимному контролю у учащихся углубляются знания и уме5ния по выполняемой работе, развиваются внимательность и навыки самоконтроля.
4.4. Самостоятельная работа - основной структурный элемент самоподготовки:
- для развития у воспитанников положительного отношения к чтению как средству самообразовательной деятельности и активного отдыха, для формирования устойчивой потребности в чтении рекомендуется начинать самоподготовку с чтения художественной литературы. На это отводиться 15-20 минут.
- по окончанию чтения самоподготовку лучше всего начать с устных предметов.
Выбор порядка выполнения домашнего задания можно предоставить на усмотрение детей. Рекомендуется начинать тогда работу с наиболее трудного предмета. Такую форму работы может использовать только опытный педагог, полностью владеющий классом. Воспитатель обязательно следит за тем, чтобы дети начали подготовку с повторения правил.
- во время выполнения письменных домашних заданий должен осуществляться контроль за аккуратностью и правильной осанкой, не должно допускаться списывание, тетради с выполненными заданиями необходимо собирать,
- во время выполнения домашнего задания необходимо пользоваться системой алгоритмов познавательной деятельности ( приложение №1)
- организация самопроверки, взаимопроверки , взаимопомощи.
- во время проведения самоподготовки для ребят, которые справились раньше с домашним заданием необходимо организовать занятие - чтение книг, тихие игры, шахматы, кроссворды и т.д.
- во время занятия необходимо устраивать минутки отдыха (смотрите в приложении ).
4.5. Подведение итогов самоподготовки:
- общий вывод о выполнении поставленных познавательных и воспитательных задачах
- оценка прилежания воспитанников, работы консультантов и групп доверия
- сообщение о планах на вечер.
4.6. Уборка класса дежурными.
5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ
Учитывая особое психологическое состояние первоклассников в период первичной адаптации в 1 полугодии самоподготовку рекомендуется заменить развивающими играми и психокоррекционными упражнениями, либо полностью, либо частично.
Воспитатель обязательно должен работать в тесном контакте с учителем первого класса и оказывать посильную помощь в развитии детей (осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывать его проблемы, интересы, особенности) помогать в преодолении трудностей адаптационного периода.
Для корректировки отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве этому уделяется особое внимание именно на начальных стадиях обучения по всем предметам, используются следующие упражнения, предлагаемые детям в виде игры:
Незаменимы для детей с невротическими проявлениями нервной системы упражнения для обучения детей приемам саморасслабления.
Эти упражнения можно проводить и для детей более старшего возраста:
(см. Приложение)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
- вспомни, что изучали на уроке
- внимательно прочитай правило
- подумай над тем, что нужно сделать в письменном задании
- посмотри, как применить правило в упражнении
- выполни упражнение
- прочитай еще раз задание и проверь работу
- заучи наизусть правило и расскажи его
ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ»
-вспомни, что изучали на уроке
- внимательно прочитай определение, правила, теоремы, просмотри чертежи, графики, таблицы
- просмотри как это все можно применить при выполнении задания
- прочитай условие задачи
- составь короткую запись условия
- если необходимо, сделай чертеж, рисунок
- запиши план и решение
- прочитай еще раз вопрос к задаче и ответь на него
ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНЯТЬ УСТНЫЕ ЗАДАНИЯ»
- вспомнить материал который был на уроке
- читай текст полностью, в случае необходимости, пользуйся словарями, схемами, картами, учебными пособиями
- читай внимательно и старайся запомнить основное
- для лучшего запоминания записывай в черновик даты, названия, имена
- перескажи прочитанное, закрыв книгу, и мысленно представив прочитанное
- прочитай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются
- если плохо запоминается, запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему. План желательно запомнить
- для лучшего запоминания дат сравни их с теми, которые хорошо помнишь.
ПАМЯТКА «КАК ВЫПОЛНЯТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ»
- прочти задание, подумай, посмотри, какие правила следует применить в упражнении, если забыл - посмотри в учебнике
- если надо, посмотри аналогичные упражнения, выполненные в классе под руководством учителя
- не спеша приступай к выполнению
- если не понимаешь смысла упражнения, спроси у воспитателя или товарища
- отдельные трудные части задания не пиши сразу в тетрадь, а пользуйся черновиком
- выполни упражнение, сделай проверку, аккуратно поправь ошибки. Если получилось грязно - перепиши.