• Преподавателю
  • Другое
  • Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Байбатырова Сая Шокимовна Портфолио учителя ОтчетА

Группа№2 1-го уровня

11.11.2013 год

Отчет А

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Для современного человека в наше время достойными целями являются всестороннее развитие личности, гуманизация человечества и цивилизации, достижение взаимопонимания между людьми и окружающим миром.

Если говорить о состоянии образовательного процесса, то в настоящее время оно очень многогранно.

Среди азиатских стран лидирующую позицию в образовании занимает Южная Корея. Школьники этой страны показывают самые высокие результаты в международных рейтингах по чтению, математике и естествознанию. Правительство этой страны не останавливается на достигнутом, а наоборот, делает все возможное, чтобы поднять уровень образования на новую высоту. Проведены реформы по развитию чтения в стране. Чтению обучают с 2-3 лет, нанимая образованных сиделок пенсионного возраста. Огромное количество библиотек и интерес к чтению прививается буквально с малых лет. Семейное чтение, передвижные библиотеки на колесах - это лучшее, что можно перенять и нам. Главной задачей для правительства была переподготовка учителей, о которых они заботятся в первую очередь. У нас кардинальной переподготовкой педагогов государство занялось совсем недавно. В 1998 году была введена программа NAEA для оценки знаний учащихся по корейскому языку, обществознанию, математике, естественным наукам и английскому языку. Уровень знаний проверяли у учащихся 6,9 и 10 классов. Знания проверяются не в виде экзамена, в виде исследования. Никакого психологического стресса дети не получают, так как результаты им не сообщаются. Они подвергаются тщательной обработке и доводятся до сведения школы. А они в свою очередь принимают меры для устранения недочетов и пробелов в знании учащихся. Этот опыт достоин подражания. В международных исследованиях качества образования Южная Корея занимает одно из лидирующих мест. А это говорит о многом. Ведь они демонстрируют одно из самых лучших результатов среди стран членов ОЭСР в тестировании качества чтения, математических навыков и уровне знаний по естественным наукам. Воспитание коллективизма - это конек корейской школы (по материалам веб-сайта bhews. kz).

В лидирующих странах по образованию высокий уровень обусловлен высоким уровнем развития педагогической науки, заинтересованностью учащихся к учебе, организацией досуга, структурой системы образования, уважения к профессии учителя, жесткие требования к высокому уровню квалификации всех без исключения учителей, даже если их не хватает. Несмотря на то, что Англия в последние годы не занимает лидирующих позиций, хочется отметить, что британское образование всегда строилось на том, чтобы научить учеников независимо мыслить и самостоятельно работать. Это качество - одно из самых ценных в современном мире. Главный акцент делается на умении критически мыслить, навыках самостоятельной работы. Благодаря этому подходу у учащихся повышается мотивация и интерес к знаниям, а, следовательно, и успеваемость. Либеральная парадигма образования этой страны - это развитие индивидуальности каждого человека. Главная цель - воспитание рационального человека, способного принимать самостоятельно решения и брать на себя ответственность. Основные способы достижения - это междисциплинарный подход в обучении, диалогическая форма проведения занятий, модульный принцип построения учебного плана. В основе либеральной парадигмы образования лежат: прагматизм, рационализм, персонализм.

Мир стремительно меняется, поэтому ключевыми вопросами и для политиков в сфере образования, и для школ в целом, и для учителей в частности являются: первый - «Что подлежит изменению учащимися в 21 веке?» и второй - «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?» Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке. Моделью навыков 21 века, представляющей собой максимально широкий их диапазон, является разработанный ОЭСР, Проект. Он включает систему ключевых компетенций в более широком контексте, предполагающем наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием. Учителя должны располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков. Но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания. (Руководство для учителя/Введение/ стр.101)

По данным ОСЭР лидируют в мировом образовании на сегодняшний день Финляндия, Южная Корея, Гонконг, Япония, Сингапур. Образование в Финляндии одно из самых высоких в мире. Между системами образования Финляндии и Южной Кореи оказалось много различий, однако общим является высокий престиж образования во всех социальных группах. Еще один важный фактор успеха - высокий статус профессии учителя. Финское образование всегда было и остается бесплатным от дошкольного до высшего, а ученики Финляндии лидируют по основным школьным предметам и навыкам работы среди учеников других стран. По результатам РISA Финляндия находится на 1месте по естественно-научной грамотности. В основной школе Финляндии главной задачей является научить детей учиться. Диалогическое обучение является важным в образовании детей. Немаловажную роль играет полиязычное обучение. В 3классе начинают изучать английский язык. Начиная с четвертого класса, ребенок выбирает в качестве факультатива иностранный язык. Шведский язык начинают изучать с седьмого класса, он является обязательным. Финская система образования достойна высоких слов, так как школьники выпускаются из лицея готовыми к инновациям (по материалам веб-сайта bhews. kz).

Главной целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования в новой социально-экономической среде. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении цели по вхождению стран в число лидирующих стран мира. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан -2030».Одной из старых и наиболее болезненных сторон образования является вопрос о качестве образования. Об этом много говорят, спорят, сравнивают. Первое - введение единого контроля качества образования. Второе - совершенствование ЕНТ. Введение вопросов на логику требует от выпускника школы вдумчивого ответа и развития мышления. В итоге сразу понизился средний процент ЕНТ. Зато стали более объективными результаты. Введение экзамена для выпускников колледжей в виде тестирования для поступления в вузы - еще один важный шаг в реформе образования. В результате все реально увидели действительную картину истинных знаний, которые дают колледжи. Должных знаний в колледжах даже не дают на уровне средних школ. И самое главное нововведение - это жесткая экспертиза к подготовке учебников нового поколения. Главой государства были даны поручения по реализации прорывных проектов в социальной сфере в Республики Казахстан созданы интеллектуальные школы с физико-математическим и химико-биологическим направлениями. НИШ представляют собой экспериментальные площадки для апробации последующего внедрения признанных международных образовательных программ с сохранением лучшей традиции казахстанской школы. Результаты участия РК в международных программах РISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ Республики Казахстан дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Участие в этих исследованиях дает возможность нашему государству, создавая эффективную образовательную среду, разработать методологии и новейшие технологии обучения. Формировать воспроизводимые методы обучения и оценок с помощью информационных и коммуникационных технологий, которые стимулируют развитие навыков, необходимых ученикам для успешной работы. В данное время центром по оценке качества образования проводится анализ всех проведенных экспериментов по развитию и тестированию навыков 21 века и рассматривает возможности широкого распространения полученных результатов. На основании анализа результатов международных исследований был принят пятилетний план по развитию грамотности школьников на 2012-2016 годы. Данная задача актуальна в связи вхождением Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются умения учащихся нестандартно мыслить, творчески и ответственно подходить к выбору профессии и быть готовым к обучению в течение всей своей жизни. Все эти функциональные навыки формируются в условиях школы. Стала известна дата перехода казахстанских школ на 12-летнее образование. К 2015 году школы Казахстана получат такую материально-техническую базу, которая позволит им поэтапно, с 2015 до 2020 года перейти на 12-летнее обучение. (« Национальный доклад по состоянию и развитию образования в РК» /краткая версия/ Астана, 2011 стр.75)

Основные проблемы материально-технического оснащения будут решены за счет строительства новых школ. Коренные преобразования коснулись учителей и преподавателей средних школ, колледжей и вузов. Принято решение преобразовать существующую ранее систему по повышению квалификации. Кроме имеющихся категорий учителям будут присваиваются новые квалификационные уровни по специальной обучающей программе, которая соответствует лучшим международным практикам. Партнерами являются эксперты Кембриджского университета. Учителя, прошедшие трехмесячную подготовку и успешно сдавшие квалификационный экзамен по уровням, в дополнение получают повышение оплаты своего труда. Это хороший стимул расти профессионально для педагогов страны. Казахстан перейдет на новый образовательный уровень, благодаря подготовленной критической, креативной армии учителей, которая должна стать точкой опоры для всей системы среднего образования Казахстана, подняв ее на новый качественный уровень. Опыт Великобритании, Японии и других развитых стран по проведению ежегодных обязательных двухнедельных курсов, который вводится в Казахстане, безусловно, должен дать свои положительные сдвиги в образовательном процессе страны. Образование, безусловно, является той лакмусовой бумагой, которая четко показывает общую социально-экономическую ситуацию в нашей стране. Очень характерно, что Казахстан в ежегодном рейтинге национального благосостояния стран занял пятидесятое место. (Сайтимова Т.Н. «Система общего образования в Казахстане: современное состояние и тенденции развития» /Автореферат дисс. канд.пед.наук./Волгоград, 2011стр21). Любые преобразования в стране, а тем более в образовании, должны прежде всего начинаться с самого педагога, его отношения к работе, методам, приемам и формам работы, которые актуальны для обучения подрастающего поколения. Сознательное, творческое, профессиональное отношение к своей работе, дисциплинированность, чувство долга и высокая мера ответственности должны стать неотъемлемой сущностью каждого педагога. Ведь учитель должен в течение всей своей жизни учиться, идти только вперед и не останавливаться на достигнутом.

Настала пора всем нам, независимо от должности, желания, педагогического стажа и мастерства, переучиваться и по- другому учить детей думать, искать ответы самим на все интересующие вопросы, находиться в постоянном поиске и в желании постоянно узнавать что-то новое, необычное, волнующее. Вопрос о реформировании школьного образования - один из самых обсуждаемых в обществе. Не является исключением и моя школа. Как повысить качество образования? Этот вопрос задают себе не только рядовые учителя, но и администрация школы. Современное школьное образование требует перемен. Педагоги новой формации должны владеть огромной информацией по предмету, быть «продвинутыми» в хорошем значении этого слова, идти в ногу со временем, владеть несколькими языками, иметь прекрасную подготовку и предоставлять качественные образовательные услуги детям. Это необходимо всем нам, живущим в 21 веке. А эти услуги, несомненно, должны иметь отличный результат. Способность педагога к рефлексии имеет для профессионального развития особое значение. Это постоянный анализ и оценка пошагового профессионального развития.

На сегодняшний день опыт моей работы в школе составляет 27 лет. Думаю, что эти годы не прошли даром. Позади годы упорного труда. А плоды этого труда в моих учениках, которые состоялись как личности и стали хорошими людьми. Много нового произошло со мной в период первого этапа курсов нового формата. Я познакомилась с идеями семи модулей и сейчас думаю, что, наверное, смогу использовать идеи семи модулей в своей педагогической деятельности. Главная идея всех модулей направлена на формирование компетентной и образованной личности обучающегося. Успешным будет тот обучающийся, который сможет критически мыслить, анализировать, сопоставлять и делать выводы по поводу увиденного и прочитанного. А успех любого ученика будет зависеть от талантливого учителя. Многие из идей модулей мною я использовала в своей практике, но они использовались в недостаточной полной форме. На тот момент их использование не было подкреплено и обосновано теоретическими знаниями и умениями. Выйдя на практику, я должна разработать и внедрить программу развития школы. При этом я должна убедить руководство и коллег о принципиальном отличии новой программы от традиционной. Думаю, коллеги будут содействовать мне в реализации планов по изменению и внедрению новых подходов в образовании. Совместно с коллегами я должна работать как учитель-исследователь. Мне необходимо провести коучинг- занятия для коллег , чтобы заинтересовать темой преобразования и вовлечь их в эту работу. Кроме этого я должна выступить в качестве ментора для своих коллег. Надеюсь, что у нас все получится, ведь у нас одна цель. К чему я хочу прийти? Прежде всего, научить учащихся быть всесторонне развитой личностью. Уверена, что это и есть «двигатель моего успеха» Полученные знания на курсах, в чем я не сомневаюсь, помогут мне применить знания и полностью пересмотреть свою педагогическую деятельность. Сейчас у меня огромное количество задумок и идей, которые я намерена воплотить в свою практику. Думаю, что моей настольной книгой и моим уставом теперь надолго станет «Руководство для учителя. Ведь теперь, да и всегда, важно, чтобы мои ученики получали удовлетворение от самого процесса обучения. Моя школа никогда не останавливалась на достигнутом. Она в постоянном поиске новых инновационных идей, прорывных проектов. От общения друг с другом, с учителями ученики должны получать только позитивное и хорошее. Сам процесс обучения должен приносит удовольствие, радость. Это очень важно для всех: учеников, учителей, родителей. Стратегия любой школы, в том числе и нашей, я думаю, должна быть направлена на учащегося, а обучение на конкретного ребенка, с учетом всех его особенностей. На сегодняшний день, я, как и все мои коллеги, прошли первый этап курсов Первого уровня. И каждый из нас, я уверена, задался вопросами: Я же практик. Я вооружился новыми теоретическими знаниями. Смогу ли я изменить и пересмотреть свою методику, научить и заинтересовать моих коллег по работе. Каким образом моя команда будет это делать? Я хочу и пытаюсь понять, что же может быть приемлемым из мировой практики образования в нашем государстве. Ведь нельзя примерять на себя то, что тебе не идет. В любой стране свой менталитет, свои обычаи и традиции, свое видение. Казахстанское образовательное пространство будет основываться на лучшем международном опыте. Кардинальных изменений в моей школе не вижу необходимости, только нужно эффективно применить новые стратегии и подходы, развить мотивацию к обучению и речь учащихся. Опыт показывает, что наши дети не умеют говорить. Они даже в СМС-переписках ленятся нормально грамотно общаться. Язык общения оставляет желать лучшего, а программные произведения они читают в сокращенном варианте из интернета. Но время диктует новые правила, новые подходы, и мы не можем быть пассивными наблюдателями. Нужно идти в ногу со временем, не потеряв своего лица, своей изюминки, неповторимости. Это непростой, но решаемый вопрос. В своей родной стране дети должны чувствовать себя комфортно. Каждый учитель, и я не исключение, хочет, чтобы его ученики умели логически мыслить, рассуждать, оценивать, самообучаться и взаимообучаться. Мы должны научить детей учиться. Мы всего лишь должны направлять их в нужное русло, отправив в путешествие за знаниями. Знания, добытые собственным трудом, всегда ценнее и запомнятся надолго. В этом и состоит истинное предназначение настоящих учителей. Уверена - у нас все получится.


Используемая литература:

1.Материалы сайта веб-сайт bhews. kz;

2.Руководство для учителя первого уровня. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012, с.101, cpm.kz

3.Материалы сайта веб-сайт bhews. kz;

4.Национальный доклад по состоянию и развитию образования в РК (краткая версия) -Астана, 2011г. стр.75

4.Сайтимова Т.Н. Система общего образования в Казахстане: современное состояние и тенденции развития. Автореферат дисс. канд. пед.наук.-Волгоград, 2011.-22с.

7


© 2010-2022