• Преподавателю
  • Другое
  • Результаты достижений обучающихся во внеурочной деятельности на примере объединения «Мастерица»

Результаты достижений обучающихся во внеурочной деятельности на примере объединения «Мастерица»

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Результаты достижений обучающихся во внеурочной деятельности «Мастерица»

Учитель (технология): Гребенникова Е.И.

«Истоки способностей и дарований детей
- на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»

Внеурочной деятельность школьников в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования уделено особое внимание. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерица» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством разнообразных видов деятельности, развивать в детях универсальную способность - воображение. Формируясь в художественно-декоративной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но и в любой другой области жизни человека. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Занятия лепкой из «Солёного теста» являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.

Занимаясь лепкой, младший школьник становится организованным, учится планировать свою работу. Он может решать художественные задачи, начинает чувствовать форму, размер, состав и фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением, слухом и другими органами чувств. Все это становится условием развития способностей, причем способностей любого ребенка, а не только «одаренного от природы».

В моей программе одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении работ. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей.

В прошлом учебном году в моей практике впервые началась внеурочная деятельность. Детям была предложена работа с солёным тестом. Такого направления раньше не было.

Я неслучайно взяла соленое тесто: оно стало в последние годы очень популярным материалом для лепки. Соль, вода и мука - все, что нужно для изготовления соленого теста. Тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы.

Поделки из теста - очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками

Дети активно откликнулись и с удовольствием занимаются этим видом деятельности. Работа с соленым тестом доставляет им удовольствие и радость.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Мною применяются такие методы как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Тестопластика включает в себя множество задач - подготовка исходного материала, лепка, составление композиций, использование инструментов и подручных средств, работа с красками и еще многое другое.

Материал, с которым мы работаем - солёное тесто - экологически чистый, доступный, недорогой, удобный в работе (пластичный), есть возможность неоднократного исправления неточностей.

Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию. Тесто можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. После высыхания работы прочные, не портящиеся; Если его покрыть лаком, то изделие прослужит долго.

На первом этапе обучении дети освоили лепку простейших фигур: колобок, капелька и др.

В последующем обучающиеся научились использовать различные инструменты и приспособления для получения структурной поверхности, способы склеивания между собой различных деталей и фигур более сложных изделий.

В рамках предметной недели начальных классов в прошлом учебном году я проводила открытое занятие по внеурочной деятельности, где дети лепили символ наступающего Нового года (Лошадь) и все ушли с занятия с готовыми поделками.

Сохраняя преемственность в этом учебном году, данная внеурочная работа с этой группой обучающихся была продолжена. Группа прошлого года (15 чел. - в 4-х классах) активно посещает занятия. Дети выполняют более сложные работы: композиции, коллективные проекты.

В начале этого учебного года также была набрана новая группа обучающихся 3-х классов (17 чел.). Дети занимаются с большим интересом; даже пришли мальчики и пятеро из них ходят постоянно.

Получив и освоив начальные навыки, ребёнок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия. Поэтому некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.

К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года.

Подведение итогов по результатам освоения материала своей программы провожу в формах:

- конкурсов;

- участия в выставках детских работ;

- итоговой выставки работ в конце учебного года.

По данному направлению внеурочной деятельности, несмотря на ещё непродолжительный период работы, уже есть определённые успехи: учащиеся 3Б класса Бирюкова Алина, Ермакова Алина, Тарасова Анастасия - призёры конкурса «Декоративно прикладного творчества» 2014 года.

В этом учебном году также приняли участие в районных конкурсах:

  1. конкурс «Безопасным дорогам скажем - ДА» (работа обучающегося 3Б класса Гладкова Сергея и коллективная работа обучающихся 4Б класса - Бирюковой Алины, Ермаковой Алины, Тарасовой Анастасии);

  2. конкурс «Декоративно прикладного творчества» (также работы этих обучающихся);

  3. конкурс творческих работ обучающихся в районной библиотеке (четыре коллективные работы обучающихся 4Б класса).

Итоги данных конкурсов ещё не подводились…

Важнейшим аспектом реализации данной программы является создание условий для поддержания повышенного и стойкого интереса к данному виду деятельности.

Испытываем затруднения в связи с тем, что процесс сушки работ затянут, т.к. это происходит естественным образом. Требуется муфельная печь для ускорения этого процесса. Хотелось бы попросить администрацию школы рассмотреть возможность её приобретения.

И ещё одним недостатком считаю недостаточное количество времени внеурочной работы при тарифицикации нагрузки по 0,5 часа (17-20 минут на одно занятие). Что можно реально сделать за это время, тем более в начальной школе? Считаю целесообразным выделять на эту работу не менее 1-го часа - это касается любого направления деятельности…

Свои занятия я провожу еженедельно, стараясь постоянно поддерживать интерес обучающихся к данному виду деятельности.

Занятия по лепке являются неотъемлемым дополнением к урокам труда, окружающего мира, урокам рисования и другим учебным предметам.



© 2010-2022