Доклад Этнокультурные традиции как средство реализации ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теплостанский филиал ГБОУ СОШ с.Елховка















Этнокультурные традиции - как средство патриотического и толерантного воспитания детей.











Докладчик

Закиева Р.Р.





















Социальная ситуация последних десятилетий, как известно, связанная с идеологическим, социально-экономическим и культурным переустройством общества, породила множество негативных явлений, болезненно отразившихся на облике молодого поколения (усиление потребительских ориентаций, социальная пассивность, опасность попадания в сети наркотического и алкогольного дурмана, ухудшение условий содержания детей в семье вследствие экономической нестабильности, возрастание явлений социального сиротства, безнадзорности и числа правонарушений среди несовершеннолетних и др.).

Перечисленные выше явления, вызывающие тревогу за молодое поколение, характерны для всего российского общества, требуют принятия неотложных решений, лишний раз подтверждая, что воспитание было и остается важнейшей и неотъемлемой функцией образования, где оно выступает, прежде всего, как фактор морально-стабилизирующих и культурных влияний на личность подрастающего человека, способствующих расширению возможностей её развития и успешной социализации.

В современном кризисном состоянии общества и личности в мире единственным условием, которое стабилизирует и гарантирует позитивное развитие человечества, является обретение и постоянное осмысление состояния духовности. Амбивалентность ситуации состоит в следующем: новая геополитическая ситуация в мире, процессы унифицирующей глобализации с её информационными технологиями, прагматической рациональностью одновременно вызывают у народов стремление сохранить свою самобытность, интенсифицирование межкультурного общения, возрождение этических норм и системы ценностей в культурной, нравственной, духовной сфере, активизацию понимания необходимости достижения согласия, консенсуса, диалога, взаимопонимания, упорядоченности отношений (необходимое условие выживания человека и человечества).

В обществе людей сместились представления о прекрасном, добром, справедливом, честном. Равнодушное отношение к событиям, которые происходят в классе, городе, стране. Следует постепенно нивелировать агрессию в обществе.

Духовно-нравственное воспитание гражданина России - это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но и сама модернизация нужна, прежде всего, для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных условий для развития личности. Таким образом, воспитание молодых граждан России и модернизация страны - две составляющие одного процесса.

В современном мире во всех странах, безусловно, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, истории, религиям; готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, а именно: подразумевает овладение знаниями культурологических основ социальных явлений и религиозных традиций. Более всего это относится к младшим школьникам, что предполагает тесное сотрудничество школы с родителями, семьёй. Преподавание, изучение учебных предметов, курсов, направленных на приобщение детей не только к православной христианкой традиции, культуре, жизненному укладу, но и к культуре и традициям ислама, иудаизма и других религий, постепенно распространяется в регионах России, востребовано в российском поликультурном обществе.

Толерантность и культура мира - основа формирования общечеловеческих ценностей, и в то же время они зависят в своем проявлении от исторического опыта народов.

В Стандартах второго поколения отмечается, что задача школьного воспитания - воспитание способности к духовному развитию, веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, диалог культуры, науки, религии в воспитании.

В этой связи следует обратить внимание на взаимодействие, диалог школы и традиционных российских религиозных организаций совместно с общественными организациями. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А) предлагает педагогически интегрировать духовную ответственность всех религиозных организаций в возрождаемую в настоящее время государственно-общественную систему обучения, воспитания и социализации детей и молодёжи. Каждый элемент этой системы, сохраняя свои принципы, содержание, традиции должна содействовать достижению общенациональной цели - духовно-нравственному воспитанию гражданина России. В этом документе подчёркивается значимость изучения традиционных российских религий для формирования у школьников представлений о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемой на основе межконфессионального диалога.

Воспитание детей и молодежи в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований, которые существенно изменили социокультурную жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. Произошло социальное расслоение общества, резкая дифференциация и снижение доходов у значительной части семей, которые не смогли приспособиться к новым условиям и сформировать защитные механизмы. В результате происходит дальнейшая дезорганизация их жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях, низведение воспитания до уровня материальной обеспеченности также создают неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой резкие формы асоциального поведения детей.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, выступающее сильным стихийным фактором влияния на жизненные установки и мировоззрение личности. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, компьютерные информационные сети, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, что ведет к возрастанию негативных социально-педагогических последствий в детской и молодежной среде.

Снижение идеологической составляющей воспитания неизбежно приводит к утрате нравственных ориентиров. Сегодня актуальность этого направления обусловлена и тем, что в молодежную среду пытаются интегрироваться экстремистские структуры и националистические движения, где молодому поколению навязывают чуждую идеологию, под видом социальной справедливости и национальной самобытности.

Институт семьи не обеспечивает полноценное духовно-нравственное воспитание детей практически, семья утратила контроль за свободным временем детей и подростков, проигрывает во влиянии на личность другим факторам социализации. Повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка за последние десятилетия существенно сократила время их общения с детьми. В семьях укоренились нежелательные для продуктивного воспитания жизненные стратегии и сценарии, связанные с личным успехом, достигнутым любой ценой, в том числе, безнравственными средствами. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Остаются высокими показатели социального сиротства, числа семей, пренебрегающих своим родительским долгом.

Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий.

В последние годы был существенно ослаблен педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства. Книжная детская продукция оказывается недоступной для социально незащищенных слоев населения. Соответственно возрастает социальная роль библиотечной сети в условиях низкой покупательной способности населения.

Утеряна культура восприятия театрального искусства, разорваны связи между школой и театром. Репертуарная политика не способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в силу объективных причин. Сегодня нет драматургии, отвечающей запросам современного подростка. Театр из сферы идеологии и воспитания уходит в сферу досуга, главным образом старается удовлетворить потребности нарождающегося буржуазного класса. Искусство продолжает достаточно широко проникать в общество, но все меньше влияет на духовно-нравственное и социальное становление человека, становясь в большей мере средством релаксации и снятия напряжения.

В нашей школе в 2006 году была принята воспитательная программа «Мы - теплостанцы», которая была призвана способствовать становлению и развитию общечеловеческой, национальной и духовной культуры учащихся, гуманным нравственным отношениям, выражающим социальную сущность воспитания. Основой этой программы стало духовно-нравственное воспитание учащихся на традиционной культуре татарского народа, те это - целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагогов, содействующая максимальному духовно-нравственному развитию личности, вхождению ее в коллектив современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойного человека.

Был организован постоянный коллектив детской художественной самодеятельности «Чишма» («Родник»), который стал своеобразным культурным и воспитательным центром.

В татарской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

В нашем коллективе приобщение детей к культуре татарского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями татар.

Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к татарскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Татарский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).

В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей. Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи. Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка, когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.

С интересом в коллективе изучалась история татарского национального костюма и предметы татарской национальной одежды, познакомились с татарским орнаментом (тюльпан, звезда, лист). В 2008 году совместными усилиями мы сшили и украсили новые национальные костюмы для участников ансамбля.

Эффективной работе с учащимися помогают уроки родного (татарского) языка и литературы, на которых через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием татарской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре - это одно из условий формирования его личности.

Кроме проведения школьных мероприятий ансамбль активно участвует в областных смотрах - конкурсах, мы организовываем все мероприятия внутри поселения: день пожилого человека (уже 4 -й год проводится в школе), день инвалида, день матери, Сабантуй и др.

Бережное отношение к своим национальным традициям порождает такое же бережное отношение к традициям других народов России.

© 2010-2022