Тренинговое занятие Дизайнерские наркотики (спайсы)

Тренинговое занятие для волонтёров-инструкторов, педагогов-консультантов. Цель: повышение уровня информированности подростков об опасности и последствиях употребления новых видов наркотиков. Задачи: сформировать понятие «дизайнерские наркотики»; содействовать развитию умения противостоять давлению в рискованной ситуации и искать альтернативу употреблению наркотиков; оказать влияние на формирование активной жизненной позиции по борьбе с распространением и употреблением «Спайсов».   Оборудование: ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования, спорта и туризма

Вороновского районного исполнительного комитета

Государственное учреждение образования «Дотишская средняя школа»











ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

«ДИЗАЙНЕРСКИЕ НАРКОТИКИ»













Разработала: педагог-консультант равного обучения

Руселевич Елена Романовна









ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ДИЗАЙНЕРСКИЕ НАРКОТИКИ»

Цель: повышение уровня информированности подростков об опасности и последствиях употребления новых видов наркотиков.

Задачи:

  • сформировать понятие «дизайнерские наркотики»;

  • содействовать развитию умения противостоять давлению в рискованной ситуации и искать альтернативу употреблению наркотиков;

  • оказать влияние на формирование активной жизненной позиции по борьбе с распространением и употреблением «Спайсов».

Оборудование: стикеры, маркеры, фломастеры, листы формата А4, А3

ХОД ЗАНЯТИЯ

І. Вступительна часть

Ведущие приветствуют участников.

Упражнение «Полина. Пицца. Прага»

Цель: упражнение позволяет узнать и запомнить имена участников и создать благоприятную атмосферу.

Описание упражнения. Смысл игры заключается в том, чтобы назвать свое имя; назвать город, который будет начинаться на ту же букву, что и ваше имя; назвать что-нибудь съедобное, так же начинающееся на ту же букву, что и ваше имя»

ВЕДУЩИЙ. Чтобы наша встреча была организованной и продуктивной, я предлагаю определить правила поведения на тренинге (предложения участников):

  • Правило поднятой руки.

  • Правило активной позиции каждого.

  • Правило «слушаем-слышим» (уважение и внимательность друг к другу).

  • Правило «спящего» телефона.

  • Правило «оцениваем» мнение, а не человека.

ІІ. Основная часть.

ВЕДУЩИЙ. Сегодня я предлагаю вам обсудить очень актуальную тему для современных подростков - это тема "Дизайнерские наркотики". Это словосочетание всё чаще стали употреблять в современном обществе. Но как и когда оно возникло, и что же обозначает? Что вы знаете о дизайнерских наркотиках?

Цель нашего сегодняшнего занятия - это повысить уровень информированности о данной проблеме, научиться делать правильный выбор при получении удовольствия в жизни, а также выражать свой отказ от употребления психоактивных веществ.

Упражнение "Продолжи предложение "

Цель: оценить уровень информированности участников про дизайнерские наркотики, актуализировать проблему.

ВЕДУЩИЙ. Я предлагаю вам продолжить предложение "Дизайнерские наркотики - это …" (участники пишут на стикерах, затем зачитывают, из общего числа высказываний составляют определение "дизайнерские наркотики")

МИНИ-ЛЕКЦИЯ "Дизайнерские наркотики"

ВЕДУЩИЙ. Это наркотики новой эры. Этот термин появился в начале 1980-ых годов и использовался для обозначения синтетических опиатов, появившихся в качестве альтернативы героину на чёрном рынке. Одним из таких препаратов является так называемый «Белый китаец», появление которого пришлось на середину 90-ых годов, и унёсший жизни многих потребителей наркотиков, так как его дозировка рассчитывается даже не граммами и десятыми долями грамма, а спичечными головками на несколько человек. В то время за короткий период только в одной из областей России умерло от передозировки «Белым китайцем» около 100 человек.

Дизайнерские наркотики разрабатываются во многих основных группах наркотиков. Это психоактивные вещества (то есть изменяющие восприятие окружающей действительности, меняющие сознание человека), формула которых изменяется для того, чтобы обойти действующее законодательство и быть не включенным в список запрещённых препаратов и их прекурсоров (веществ, служащих сырьём для производства).

Это синтетические, искусственные заменители натурального действующего вещества, воспроизводящие полностью либо частично его свойства, но близкие по строению и свойствам и обладающие или не обладающие фармацевтическими эффектами натуральных известных наркотиков.

Они создаются путём изменения химической структуры, либо, что бывает очень редко, созданием новых препаратов, обладающих свойствами известных наркотиков.

Любой мало-мальски грамотный химик в лабораторных условиях сможет, слегка изменив известную формулу, плодить официально не запрещённые наркотики в разнообразии, не поддающемуся исчислению.

Типичным примером дизайнерских наркотиков группы канабиноидов могут служить различные курительные смеси на основе синтетических канабиолов, в народе известные под названием «Спайсы». Благодаря интернету распространение дизайнерских наркотиков приобрело глобальный масштаб.

Только в 2010 году в не подконтрольном властям и законам обороте появилось 40 новых дизайнерских наркотиков. А в аптеках - около 2000 видов новых лекарств, некоторые из которых обладают прямым или побочным психотропным эффектом.

Проблема актуальна и для нашей области. За 7 месяцев 2014 года в сравнении с аналогичным периодом 2013 года в Гродненской области возросло количество преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ, с 0 до 46. Это 25% от общего числа всех зарегистрированных преступлений несовершеннолетних.

ВЕДУЩИЙ. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Правда или миф».

Упражнение "Правда или миф"

Цель: определить степень понимания и осознания полученной информации.

Описание игры. Ведущий зачитывает участникам утверждение, просит поду­мать и решить - данное утверждение является мифом (неправдой) или реальностью (правдой). В соответствии со своей позицией участники становятся возле определённой таблички: «МИФ» (справа) или «РЕАЛЬНОСТЬ» (слева). После того, как участники опреде­лились со своей позицией, ведущий предлагает каждому аргументировать свой выбор. За­тем зачитывается правильный ответ, обоснованный статистикой или научными факта­ми и результатами исследований.

Предлагаются следующие утверждения:

  1. Дизайнерские наркотики - это лёгкие наркотики (Это миф! Понятия лёгких или тяжёлых накркотиков нет. Всякий наркотик наносит непопровимый вред нашему здоровью)

  2. Один и тот же дизайнерский наркотик на всех потребителей действует по-разному. (Это реальность! Картина наркотического опьянения при употреблении спайсов индивидуальна у каждого, за несколько десятков минут у одного и того же человека могут наблюдаться галлюцинации, хаотические движения и оцепенение. После наблюдаются ocтрые психозы или депрессии, которые практически не поддаются лечению.

  3. Спайсы не содержат наркотических веществ. (Это миф! Таких смесей не существует. Даже если в составе спайса растительное сырьё без природных психоактивных компонентов, то оно или иначе обрабатываются синтетическим каннабиноидом, то есть произведённым в лабораторных условиях аналогом алкалоида конопли.

  4. Употребление дизайнерских наркотиков преследуется законом. (Это реальность! Так как это наркотики, то их хранение, передача и употребление наказывается по закону)

  5. От одного приема спайса вреда не будет. (Это миф! Спайсы, как любое наркотическое вещество, приводит к зависимости, несмотря на периодичность и частоту их потребления, и невозможно сказать, как быстро тот или иной человек станет наркозависимым. Этот «первый и единствен­ный» раз был у каждого наркопотребителя).

  6. Человек может контролировать прием дизайнерских наркотиков и не становиться зависимым. (Это миф! Психическая зависимость от наркотиков может наступить после первого употребления, и она практи­чески не поддается лечению. Распространение мнения о возможности контролируемо употреблять наркотики приводит к тому, что разрушается внутренний «тормоз» человека, препятствующий экспериментам с этими веществами).

  7. Достать современные наркотики - просто! (Это реальность! Сегодня любые наркотики доступны даже школьникам).

  8. Наркозависимого можно вылечить. (Это миф! Полностью вылечить человека, который употребляет наркотики невозможно. Бывших наркоманов, как и алкоголиков, не бывает. Его можно подлечить, создать условия для восстановления, но полностью вылечить, как, например, от гриппа, нельзя).

УПРАЖНЕНИЕ «Сантики-фантики-лимпопо»

Цель: подзарядить группу энергией, немного подвигаться.

Описание упражнения. Выбирается участник (водящий), который выводится за дверь. Остальные становятся в круг и выбирают ведущего, после чего начинают хлопать в ладоши единым ритмом и громко повторять "Сантики-фантики-лимпопо".

Водящий становится в центр круга, в это время ведущий, незаметно для водящего немного меняет движение - например добавляет в хлопкам кивки головой. Задача группы - быстро поменять движение, но так чтобы водящий не догадался, кто является ведущим. Если водящий угадывает ведущего, то ведущий становится водящим и выходит за дверь, группа выбирает нового ведущего и игра повторяется.

Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: определить причины употребления спайсов подростками?

Описание упражнения. Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих подростков употреблять наркотики. Ведущий фиксирует по мере поступления ответы на листе ватмана, поощряя к активности всех участников. Примерные варианты ответов могут выглядеть так: "Подросток употребляет наркотики потому, что эти вещества помогают ему:

- снимать барьеры в общении;

- удовлетворять свое любопытство;

- снимать напряжение и тревожность;

- стимулировать активность;

- следовать принятой традиции;

- приобретать новый опыт и т.д.".

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия.

Упражнение «Альтернатива»

ВЕДУЩИЙ. А теперь вы на каждую причину предложите альтернативу, т.е. чем можно было бы заняться в сложившейся ситуации, чтобы не начинать употреблять наркотики.

(Напротив каждой причины употребления записываются альтернативные решения)

Упражнение "Умей сказать НЕТ!"

Цель: содействовать развитию умения противостоять в рискованной ситуации.

Описание упражнения. Участники работают в парах. Задача одного уговорить другога покурить спайс. Затем меняются ролями.

ВЕДУЩИЙ. В каком случае вы чувствовали себя комфортнее?

Какие способы уговора использовали? (записывают на листе ватмана)

Каким способом отказывались? (записывают на листе ватмана)

(соотносят способы уговора и отказа)

Согласны ли вы, что отказ от употребления наркотиков является признаком зрелого поведения?

Упражнение "Портрет наркомана"

Цель: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Описание упражнения. Участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: "Нарисуйте "портрет наркомана". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах". После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями.

ВЕДУЩИЙ. Хотели бы вы быть похожими на ЭТО! Поэтому, когда вам будут предлагать попробовать наркотики, то вспомните эти рисунки и посмотрите на себя в зеркало!

ІІІ. Заключительная часть

Упражнение «Надпись на спине»

Цель: какие ключевые позиции относительно употребления наркотиков определили для себя участники.

Описание упражнения. Участники пишут друг другу полезные советы.

© 2010-2022