• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс Подготовка к уроку с использованием рейтинговой системы оценки качества знаний и умений учащихся

Мастер-класс Подготовка к уроку с использованием рейтинговой системы оценки качества знаний и умений учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Рейтинговая система оценки качества знаний и умений учащихся на уроке».

Цель: знакомство с приёмами и методами оценки качества знаний и умений учащихся через рейтинговую систему.

Задачи:
• Знакомство участников мастер - класса с основными методами и приёмами рейтинговой системы.
• Знакомство с приёмами составления карты успешности ученика.
• Формирование ситуации успеха, установление контакта между участниками мастер-класса.

Ход мастер - класса.
1. Оргмомент.

Поприветствуем участников нашего мастер - класса и кратко расскажем о себе.
- Я предлагаю назвать свое имя, отчество и качество вашего характера, которое начинается на одну из букв вашего имени.

2. Теоретическая часть. Рейтинговая система оценки качества знаний и умений учащихся.

Тема мастер-класса «Рейтинговая система оценки качества знаний и умений учащихся на уроке».

На сегодняшний день, действительно значительное изменение произошли в обновлении содержания обучения. Все ощутимее чувствуется изменения в технологиях обучения. Но вот система школьного оценивания ещё мало изменилась. Школьники часто бывают разочарованы оценками, которые, по их мнению, не соответствуют истинному результату затраченных усилий. Не секрет, что наша так называемая пятибалльная система оценивания давно изменилась: на практике чаще используется всего лишь три оценки: «3», «4», «5».

Традиционная (пятибалльная) система оценивания становится недостаточной, так как не учитывает всех требований, предъявляемых к выпускнику школы (умение ставить цель и добиваться её, умение адаптироваться к ситуации, умение общаться, умение ориентироваться в мире, самостоятельно добывать и применять знания, уметь заботиться о других, быть достойным человеком, сохранить здоровье…). Её существенные недостатки: неполнота, ограниченность, неэффективность.

Как обеспечить объективность оценок?
С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний - рейтинговая система. Рейтинг - это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся.

Рейтинговая система оценки знаний считается более демократичной и способствующей более самостоятельному обучению. Взаимодействие учителя с учеником по традиционной схеме выглядит так: изложение  вопрос  ответ. С использованием рейтинговой системы это взаимодействие меняется: рекомендации  действия по добыванию знаний  ответ. Такая схема совершенно меняет подход к изучению предмета, а значит идет активное развитие познавательной потребности учащегося. Познавательная потребность всегда приносит радость, тогда как деятельность ради оценки сопровождается напряжением, раздражительностью, обидами и спорами с учителем на тему: «Почему мне поставили эту оценку, а не другую?» Потеря учебной мотивации может привести к образованию разрушающей силы, к глубокой изоляции, к систематическому невыполнению домашних заданий.

Актуальность внедрения технологии рейтинговой системы оценивания знаний учащихся вытекает из необходимости преодоления противоречия: современная образовательная система требует оценивания не только конечных знаний учащихся, но и их творческий подход к учебной работе, а в традиционной системе отсутствуют эффективные методики оценки знаний учащихся, соответствующие этим требованиям.

Целью внедрения рейтинговой технологии является более объективное оценивание индивидуальных достижений школьников в учебной и внеурочной деятельности, стимулирование их к самостоятельному поиску материалов, к началу самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

Это система оценки накопительного типа, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. Рейтинговая технология - одна из современных оценочных технологий в образовательной деятельности,дающая возможность качественно и количественно оценивать уровень учебных и личностных достижений старшеклассников».

Накопление баллов происходит в течение всего урока. Дифференциация различных видов деятельности при рейтинговой системе позволяет каждому ученику выбрать для себя наиболее оптимальные виды деятельности согласно своим индивидуальным способностям, что придает ему больше уверенности в своих силах. Итоговая оценка за урок учащимся выставляется на основе общего количества баллов, которые они набрали за различные виды работы. Оценка в школе чаще ставится за быстроту ответа. Медлительность отдельных учеников при выполнении заданий может сослужить им плохую службу. Тогда как использование рейтинговой системы оценивания поможет решить данную проблему.

Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возрастает, что, разумеется приведет к повышению качества знаний.

Учащиеся постоянно получают информацию об успешности своих результатов, сравнивают уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся.

Предлагаемая система оценки знаний учащихся не отменяет традиционной 5-балльной системы.

Рейтинговая система оценки знаний считается более демократичной и способствующей активизации самостоятельного обучения. При этом разработанная рейтинговая система привязана к традиционной балльной системе.

Правда, использование рейтинговой системы порождает для учителя две серьезные проблемы: оценить различные виды деятельности в баллах и привести баллы в соответствие с пятибалльной системой

Оценивается работа по следующим правилам:

Шкала оценки:

«5» - 90-100%

«4» - 75-89%

«3» -51-74%

Введена система дополнительных баллов:

- за выполнение индивидуальных заданий

- за аккуратность выполненной работы

- за выполнение домашней работы в полном объеме.

Штрафные баллы, которые вычитаются из «заработанных» ранее. Штрафные баллы выставляются:

- за пропуски без уважительной причины.

- за несвоевременную выполненную работу и т.д.

Основная цель всех рейтинговых систем заключается в создании условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, усиления их мотивации к учебе и самостоятельной работе.

Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения.

Алгоритм построения урока по рейтинговой системе.

1. Составить технологическую карту урока.

2. Составить памятку, в которой будут раскрыты все условия работы с классом.

3. Распределить по баллам этапы урока, не забывая о значимости содержания каждого этапа урока.

4. Определить количество баллов, начисляемые за дополнительную работу, за своевременное выполнение, в целях поощрения активной работы учащихся.

5. Определить количество штрафных баллов (если есть в этом необходимость).

5. Составить таблицу перевода в 5-балльную систему.

6. Составить карту успешности ученика или группы.

Примерное оценивание этапов урока (деление это условное, приблизительное, распределение баллов может меняться в зависимости от формы и содержания урока).

1. Готовность к уроку - 1 б.

2. Домашнее задание - 3 б.

3. Устный счёт - 3 б.

4. Изучение новой темы - 4 б.

5. Применение полученных знаний (самостоятельная работа, взаимоопрос, тест, исследовательская работа) - 7 б.

6. Работа в группах (организаторские способности) - 5 б.

7. Активность, смекалка, своевременность выполнение работы - 2 б.

Всего за урок: 25 б.

При выставлении оценки за урок применяются следующие расчёты:

10 % от 25 б. - 3 б.

25 % от 25 б. - 6 б.

51 % от 25 б. - 13 б.

Таким образом,

«5» - 22 - 25 б.

«4» - 19 - 21 б.

«3» - 12 - 18 б.

0 - 11 б. (жду на дополнительные занятия)

Данные критерии для различных уроков, различных тем они могут изменяться, например сообщения, зачеты, проводятся не каждый урок, поэтому количество набранных баллов за урок может варьировать.

Преимущества рейтинговой системы:

  • Лучшая приспособленность к изменяющимся условиям обучения (гибкость оценки).

  • Более справедливая оценка, чем другие (субъективность оценки).

  • Более широкий инструмент, не только в плане охвата учебных тем, а в плане оценки компетентностей и достижений обучающихся;

  • По этой системе, за счет того, что она более объективная и критерии имеют очень высокий диапазон, меньше травмируется психика ребенка негативным результатом.

  • Активность учащихся на уроках по этой системе резко возрастает, так как они заинтересованы в накоплении большего количества баллов, и баллами, полученными за активную работу на уроке.

  • Исключено появление в журнале случайных двоек, которые приходиться учитывать при выставлении итоговых оценок по пятибалльной системе.

  • Применяя старые, можно считать неуспевающими тех, у кого результат меньше 50. А можно разработать новые, по которым неуспевающих вообще не будет.

Недостатки рейтинговой системы:

  • В конце четверти приходится немного посчитать, подводя итоги. Но считать приходится по любой системе. А если вести электронный журнал, то в него надо только один раз занести формулы расчета, а затем только выставлять текущие результаты.

  • Нужно некоторое время, чтобы дети привыкли. Для этого достаточно 1-2 месяца.

Пример карты успешности ученика. Математики 5 класс.

Тема: «Обыкновенные дроби».

Максимальное количество баллов за урок - 25 б.

Карта успешности.


Ф.И.О. __________________________________________

Этапы урока

Баллы max

Мои баллы

Коррекция баллов (учителем)

Примечание

1. Готовность к уроку

1

2. Устный счёт.

верных ответов - 1

верных ответов - 2

верных ответов - 3

1

2

3

3. Исследование (работа в группах).

Выступал с докладом о проделанной работе

Умею проводить исследование

Умею отбирать нужную информацию

Умею слушать

Умею выражать своё мнение

5




3


2



1

1

4. Практическая часть. Решение задач (работа в группах).

нет ошибок

1 ошибка

2 ошибки (ход решения верный)

Участвовал в обсуждении способа решения

Объяснил решение другим участникам группы

5

4

3


2



1

5. Дополнительные баллы.

Был активен на уроке

1

Всего баллов

25




Перевод баллов в пятибалльную систему

22-25 б.

«5»




19-21 б.

«4»




12-18 б.

«3»




11 баллов и меньше - жду на доп. занятия





Итак, рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные педагогические технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы - значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам.

3. Практическая часть.

Задание участникам мастер-класса.

Составить карту успешности своего занятия, используя рейтинговую систему оценки качества знаний и умений учащихся.

(Шаблоны карты успешности предоставляются).

5. Рефлексия.

Приём актуализации субъективного опыта.

Участникам раздаются бланки для телеграммы и предлагается написать телеграмму кому угодно, в которой необходимо выразить свое состояние после мастер-класса. Очень краткая запись - в тексте не более 10 слов.

Благодарю за работу.





МКОУ СОШ № 25 с УИОП

г. Россоши Воронежской области

Мастер-класс

«Рейтинговая система оценки качества знаний и умений учащихся на уроке»

Копалиани Л.Н.,

учитель математики







2015 г.



© 2010-2022